Эпилог. Девятый день творения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпилог. Девятый день творения



 

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

........................

Века идут, года уходят,
Но все живущее — не сон:
Оно живет и превосходит

Вчерашней истины закон.

 

Николай Заболоцкий

 

 

 

Великий Мастер существует в мире.

Сотворил он некогда небо, звезды, Солнце, Землю. С вели­чайшим искусством создал цветы и деревья, моллюсков и рыб, птиц и зверей. Венцом творения явился человек...

Так рассказывается в мифах и легендах многих стран и народов. Так сказано в Библии.

«В начале сотворил Бог небо и землю... И сказал Бог: да будет свет. И стал свет...»

Можно приблизить образы по­этических мифов к реальной действительности. Для этого можно отстраниться от религиозных образов, превышающих возможности человеческого сознания и воображения, и ограничиться понятиями, приня­тыми в науке. Хотя и тогда многое останется неведомым. Фантастические обра­зы сказаний и легенд претворяются в не менее фантастическую действительность.

Великий Мастер окажется од­новременно и собственным творе­нием — Природой, создающей са­мое себя. Любое творение остает­ся ее частью, подчас обладающей своей собственной творческой си­лой. А человек — не только созда­ние и часть Природы, но и суще­ство, наделенное разумом и волей, способное познавать окружающий мир и себя.

(Природа отмечена про­писной буквой, ибо она не может быть мертвым механизмом, кото­рый сам по себе чудесным обра­зом создает жизнь и разум. В ней должны изначально присутство­вать жизнь и разум — поистине Божественные дары нам, живу­щим.)

Сколько земных лет продолжалось сотворение Мироздания, нам не ведомо, ибо счет был на космические эры, длительность которых — миллиардолетия.

Завершилось творение на Земле созданием человека, наделенного разумом. И была ему уготована власть над всеми тварями земными. Так завершился шестой день.

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

Сколько времени длился седьмой день Бога? Нельзя найти ответ на этот вопрос. Быть может, он продолжается и поныне. Отстранился Бог от дел земных, предоставив человеку свободу.

 

 

И начал человек хозяйничать в своих владениях с того дня, когда была дана ему такая воля. И был вечер, и было утро: день восьмой.

И начались на земле невиданные доселе преобразования. По воле, желанию и умению человека появились пашни и пастбища, города и села, каналы и дороги. Создал человек для себя особые сорта растений и породы скота. Потеснил он первозданную природу Земли, стал отвоевывать у нее все новые территории.

Человек — не только велико­лепное творение, но и замечатель­ный творец. Его (наши!) творчес­кие возможности необычайно велики. Он способен мысленно выходить за пределы реальности, преодоле­вать ограничения пространства и времени, воображать нечто такое, что не встречается в материальном мире.

Творящая мощь человека рас­пространяется и на его материаль­ное окружение. Используя силы природы, создавая могуществен­ную технику, приобретая научные знания, трудовые навыки и худо­жественные таланты, человек со временем стал превращаться в ве­ликого мастера...

Тут-то и появляются серьезные сомнения. Можно ли забыть об уроне, который наносит техническая дея­тельность окружающей среде? Слишком часто, создавая гранди­озные сооружения, человек одно­временно губит более величествен­ные творения Природы. Результа­ты преобразований могут доставить немалые неприятности и беды не­предусмотрительному творцу.

А что происходит внутри человеческого сообщества? Встав на путь Каина, люди ради личных благ и выгод стали убивать друг друга, брат брата. История государств пропитана ядом ненависти и лжи, кровью невинных жертв, порой исчисляемых миллионами.

Истреблялись целые племена и народы, сметались с лица земли города и села, уничтожались творения природы и людей, гибли цивилизации. Свой разум человек использовал не только для созидания, во имя жизни, но и для разрушения, во имя смерти.

Можно ли называть человека настоящим мастером? Нет, слишком рано. Он еще всего лишь подмастерье. И не только хитроумный, умелый и могучий творец, но вдобавок самодовольный, не понимающий своей ограниченно­сти и неумелости.

Творения людей поистине грандиозны. Появились на свет невиданные доселе косные тела, действующие с титанической силой — механизмы, машины, фабрики, заводы, электростанции — техника. Человеку оказалось под силу сотворить самолеты и подводные лодки, космические корабли, атомные реак­торы, телескопы и микроскопы, филигранную электронику, премногознающие компьютеры, всепланетную сеть Интернета... Все­го и не перечесть! Разве Природа способна на такое?

Впрочем, она способна на большее. Какое бы мастерство ни демонстрировал человек, какие бы вещи он ни создавал, все это бу­дет оставаться одновременно и творением Природы. Потому что человек — ее малая часть. И все им созданное тоже остается ее ча­стью.

Все, что относится к преобразованию мертвых тел природы, ее элементарных веществ, остается во власти человека. Он наделяет мертвое техновещество механическим движением, механической активностью — жалкими и страшными подобиями жизни.

Но может ли человек создать простую былинку или медузу? Способен ли он вдохнуть жизнь в какую-либо тварь, увеличить разнообразие видов растений и животных? Ничего подобное ему, всем нам, не под силу...

С позиций религиозных и, конкретней, христианских можно возразить: почему речь идет только о Природе? Разве нет в человеке более того, что присутствует в материи? Разве нет в человеке искры Божьей?

Нетрудно согласиться с таким доводом. Однако следует помнить о свободе воли человека. Он создан не роботом, исполняющим заложенную в него программу. Он сам отвечает за свои решения и поступки. В противном случае ошибки и преступления людей оправдывались бы изъянами, которые допустил Творец, создавший их.

Человеку был предоставлен восьмой день творения для собственного творчества, для проявления своих возможностей, для претворения в жизнь своих чаяний, устремлений, идеалов.

И что же получилось в результате? Тот мир, который перед нами и в нас; тот мир, в котором мы живем. Кому-то он представляется прекрасным, для кого-то он ужасен. Но как бы мы к нему не относились, какими благами или несчастьями он не оборачивался для каждого из нас, есть нечто более важное: отношение этого мира людей к миру Природы, к миру Бога.

В прежние времена эволюция живых организмов определялась законами биогеосферы — необычайно сложно организованной глобальной системой, насыщенной информацией и лучистой энергией Солнца. В ней естественно возникали самые разнообразные существа и были условия для перехода отдельных видов на все более высокий уровень развития. В ней сформировался и совершенствовался головной мозг, появился человек разумный. Научившись пользоваться огнем, размышлять, трудиться, он стал создавать различные приспособления и сооружения, культивировать животных и растения, преобразовывать ландшафты и благоустраивать для своих нужд окружающую природу, стал хозяином планеты.

Биогеосфера — творение Природы.

Техносфера — создание человека. Она воплощает и наши достоинства, и недостатки, пороки, незнание. Ее создание происходило стихийно. Быстро сменяющиеся поколения людей воспринимают ее как привычную среду обитания, а потому находятся в ее власти. Цивилизация развивается и деградирует по законам техносферы. Они же воздействуют на культуру и на духовный мир человека, корректируя и перестраивая его на свой лад.

Мыслитель, ученый и гуманист В.И. Вернадский верил, что господствующим в науке и философии второй половины ХХ века станет учение о биосфере, а на планете восторжествует разум. Такова основа его концепции ноосферы.

Однако произошло то, чего он не предполагал. Техническая цивилизация упрочила господство физико-математических наук и механистического мировоззрения. Всю необъятную, невообразимо сложную Вселенную астрофизики представили в виде примитивной схемы. Вторя им, геофизики удовлетворились столь же сомнительной гипотезой литосферных плит. Биологи отдают предпочтение идее жестокой конкуренции в борьбе за жизнь, естественного отбора... В этих и во многих подобных случаях Природа предстает как скопище мертвой материи, где не остается места жизни и разуму.

Есть все основания говорить об общем кризисе современной науки и философии, а также религии. Пути к его преодолению пытается отыскать автор этой книг, сознающий всю безнадежность своих усилий.

Ситуация значительно сложней и трагичней, чем кажется на первый взгляд и описывается в бесчисленных выступлениях, статьях и книгах. Человечество, находящееся в полной зависимости от технической цивилизации, материального быта, переживает кризис духовного бытия.

Это означает кризис человека. Он превращается в существо, рабски зависимое от техносферы. Более всего содействуют этому — в социальной сфере — общественные системы, основанные на власти денег, буржуазных ценностей.

Техническая цивилизация делит человеческую массу на две основные группы: на козлищ и агнцев. Главенствуют привилегированные особи, находящиеся при власти и при капиталах Они пользуются всеми возможными благами (тот самый «жадный хам, продешевивший дух за радости комфорта и мещанства»). Им хотелось бы составить «золотой миллиард» благоденствующих в техносфере.

О таких сказано в Евангелии: «Они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Их власть поддерживают миллионы охранников, пособников, интеллектуальных прислужников. Ведомые толпы покорных рабов машин.

Принципы материальной выгоды, власти капитала, направляют усилия людей на дальнейшее увеличение количества и разнообразия техники, улучшение ее качества. Такова в самых общих чертах структура и динамика сверхмеханизма техносферы. Она подавляет земную природу, разрушает и загрязняет область жизни.

Но главная опасность — формирование и распространение техногенного человека. Индивида, наиболее приспособленного к механизму техносферы. Он подобен ферменту, активизирующему деятельность техновещества и одновременно ненасытно потребляющему его продукцию. Как всякий паразитический организм, он обречен на деградацию.

Механическая цивилизация накладывает свою тяжелую печать на душу человека, на его интеллект. Печально сказывается это на познании природы. Расцвет физико-математических и технических наук сопровождается застоем, а то и деградацией естествознания. Окружающий мир предстает современному типовому человеку как бездонная кладовая материалов и энергии, добывать которые надо все в большем количестве.

Многочисленные выдержки из гениальной поэмы М. Волошина «Путями Каина», приведенные в данной книге, звучат, увы, еще актуальнее в начале XXI века, чем в начале ХХ-го. Всего лишь за сто лет созданы чудовищные стада механических «лошадей» и «птиц», обладающих колоссальной мощью и скоростью. Но сами-то люди разве стали благороднее, умнее, совестливей, честнее, талантливей?

Техника действительно оказалась на грани фантастики. Но людям и природе Земли от этого не благо, а беда. А ведь ныне ученых, деятелей культуры в сотни раз больше, чем их было сто лет назад!

Средства массовой рекламы, агитации и пропаганды (СМРАП) запугивают замороченных землян природными катастрофами. В действительности происходит грандиозная и трагическая внутренняя техногенная катастрофа современной цивилизации. Деградирует духовный мир человека. И этот распад пострашней радиоактивного распада, реальней ядерной войны.

 

 

Взглянув на окружающий нас искусственный мир, обдумывая состояние духовной среды современных людей, убеждаешься: восьмой день творения, предоставленный человеку для творчества, завершается трагично. Обостряется конфликт технической цивилизации с земной природой и духовным строем личности. Путь Каина ведет к всемирной трагедии для рода человеческого.

Но есть ли иной путь?

Хотелось бы верить, что наступит... нет, может наступить девятый день творения.

Как писал Тейяр де Шарден: «В один прекрасный день человечество признает, что его первая функция — это проникать, интеллектуально объединять, улавливать, чтобы больше понять и покорить окружающие его силы... Торговый рынок может быть переполнен. Когда-нибудь мы опустошим наши рудники и исчерпаем наши нефтяные источники, заменив их чем-нибудь другом. Но ничто на Земле не может, по-видимому, ни насытить нашу жажду знаний, ни исчерпать нашу способность изобретения».

Увы, как показывает опыт последних десятилетий, стремление к познанию можно угасить жаждой развлечений, а способность изобретать — использовать для формирования все более механистичной техносферы и подвластного ей человека.

Переход на более высокий и более человечный уровень развития потребует огромных затрат сил, информации, энергии. И самое трудное — преодоление собственных пороков, недостатков, низменных побуждений и целей. Не на словах, а на деле. Необходимо преодолеть удушливую интеллектуальную среду, где творческая мысль чахнет и деградирует, порождая специфические убогие мифы и догмы.

Столетие назад историк В.О. Ключевский писал: «Научные истины мы превращали в догматы, научные авторитеты становились для нас фетишами, храм наук сделался для нас капищем научных суеверий и предрассудков».

Ныне от ученого требуются не дерзания ума и крупные открытия, а знание своего ремесла, исполнительность и умение «делать деньги», приносить доход своим хозяевам. Узкая специализация плодит невежд с учеными степенями и званиями, не способных оценить уровень своего незнания. Но и отличный специалист вынужден подчиняться требованиям окружающей техногенной среды, служить государству или бизнесу. Второе – наиболее губительно для творчества, познания Природы и человека.

Ученый превращается в наемного работника, служащего по ведомству науки. Впору задуматься: не пора ли открыть новый революционный интернационал? На этот раз под лозунгом: «Пролетарии умственного труда, соединяйтесь!»

Сможем ли мы не только осознать все это и встать на путь преодоления? «Быть или не быть — вот в чем вопрос».

...Человек — микрокосм. Каждый из нас — неповторимое, единственное в своем роде суще­ство во всей Вселенной, каждый находится в центре мироздания, к каждому из нас тянутся лучи от всех звезд.

Мы рождены в биогео­сфере, являемся ее частью как в материальной, так и в духовной сфе­рах. Мы дышим ее воздухом, пьем ее воду, едим ее продукты, ис­пользуем ее богатства. Наше тело соткано из земного праха, воды и солнечных лучей. Но есть в нас и нечто более высокое, поистине неземное. Что это? Искра Божья? Частица Разума Вселенной?..

Однако присутствует в нас не только гармония мироздания, которую так трудно услышать в мирской суете. Более очевидны мучитель­ные и порой трагические противо­речия внутри и вокруг нас. Мож­но утешать себя сладкими сказка­ми о счастливом, ослепительно светлом будущем человечества или о посмертном блаженстве души в райских чертогах. Но для каждого поколения и каждого из нас есть только вечное настоящее, пока оно не прекра­тится. И надо достойно прожить эту жизнь, вне зависимости от того, будет или не будет иная.

...В конце XVIII века выдающий­ся естествоиспытатель Жорж Бюффон, писал: «Как отврати­тельна эта умирающая природа! Это я, только я один могу сделать ее приятной и живой: осушим эти болота, оживим эти мертвые воды, заставим их течь, сделаем из них ручьи, каналы... Своим искусст­вом человек раскрывает то, что она таила в лоне своем: сколько неведомых сокровищ, сколько но­вых богатств!»

Не менее крупный естествоис­пытатель Жан-Батист Ламарк высказался иначе: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предвари­тельно сделав земной шар непри­годным для обитания».

Кто из них оказался прав? Или оба правы? Как бы то ни было, но теперь, в XXI веке глобаль­ная техническая цивилизация дол­жна дать окончательный ответ: какой из двух путей ей предназна­чен. Ответ не словом, а действием. Ответ — своей судьбой.

Все зависит от каждого из нас и всех вместе. Приходится вновь напоминать об этом. Все зависит не столько от каких-либо экологических мероприятий, а от успехов психоэкологии. Только наведя до­стойный порядок в своей душе, в психосфере, человек сможет изме­нить к лучшему окружающий мир.

Важны, конечно, и социально-экономические факторы. Они, к сожалению, пока не благоприят­ствуют расцвету общества и при­роды. О том, что хотелось бы осу­ществить, хорошо сказал П. А. Кропоткин: «Создать в обществе такую атмосферу, что­бы большинство вполне импульсивно, то есть без колебаний, со­вершало бы поступки, которые ведут к благосостоянию всех и наибольшему счастью для каждо­го в отдельности».

Как создать такую атмосферу? Вот в чем вопрос.

Одно ясно: меняется мир, ме­няемся и мы. И хочется надеять­ся, что изменения эти будут к луч­шему. Мы должны преодолеть в себе техногенного человека, не­смотря на то, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых», по верному замечанию К. Маркса. Но ведь ушедшие поколения оста­вили нам и замечательные, поис­тине драгоценные россыпи мыс­лей.

Надо суметь воспользоваться теми богатствами культуры, кото­рые предоставлены нам. И не только воспользоваться, но и пре­умножить их.

Как писал Тейяр де Шарден: «Больше мочь, чтобы больше действовать. Но в конечном счете и в особенности: больше действовать, чтобы полнее существовать...»

Хочется, чтобы эта книга хоть немного содействовала развитию наших взаимоотношений с приро­дой и людьми, со своей собственной душой.

Каждому из нас и всем нам вместе суждено такое будущее, которого мы достойны. И сейчас вряд ли можно судить наверняка, каким оно будет.

 

 

Грядет ли девятый день творения? Каким ему суждено стать?

Вряд ли следует уповать на ноосферу как область господства научной мысли. При всем уважении к науке, приходится иметь в виду: она остается средством управления природой, причем пока еще таким же несовершенным, какой является техника. Помимо науки существует философия, обыденный здравый смысл и религия — в самом широком понимании области веры.

Нам надо обдумать и решить: какой смысл существования человечества? Достойно ли оно — достойны ли все мы! — бесценного дара жизни и разума?

Кому-то может это показаться пустыми умозрениями. И не только излишними, но и вредными, отвлекающими от бизнеса и прочих важных насущных дел. Возражу словами А. П. Чехова: «Кто искренне думает, что высшие отдаленные цели человеку нужны так же мало, как корове, что в этих целях „вся наша беда”, тому остается кушать, пить, спать или, когда это надоест, разбежаться и хватить лбом об угол сундука».

Мыслители нашего времени избегают подобных «проклятых» вопросов бытия. А под обличьем «последнего слова науки» преподносят, восхваляют, пропагандируют сомнительные гипотезы, выдаваемые за истины. Хотя иные научные концепции бессмысленней и примитивней, чем религиозные, дошедшие к нам из глубины веков.

В космогонических мифах нередко присутствуют загадочные образы и многозначительные символы. Быть может, наиболее мудро выражено это в одном из гимнов Ригведы, которому не менее трех тысячелетий. В нем запредельность первоначального облика мира признана непостижимой не только для ограниченного человеческого разума, но и для богов:

 

Тогда не было ни сущего, ни не сущего...

Тогда не было ни смерти, ни бессмертия; не было

Различия между ночью и днем.

Без дуновения само собой дышало Единое...

Кто поистине знает, кто теперь бы поведал,

Откуда возникло это мирозданье?

Боги [появились] после сотворения его.

[Но] кто же знает, из чего оно возникло?

Из чего возникло это мирозданье, создал ли

[Кто его] или нет?

Кто видел это на высшем небе,

Тот поистине знает.

[А] если не знает?

 

Этот миф насыщен идеями (в отличие от современных космогонических теорий, разработанных формально). Он предполагает существование Неведомого и расширяет горизонты познания до неопределенных пределов. Тому же учит нас Библия.

Обдумывая вновь и вновь библейские тайны, мы не только возвращаемся к идеям прошлого, не только проникаемся мудростью тысячелетий, но и лучше понимаем настоящее, а также более четко представляем себе варианты будущего человечества.

В нашу эпоху материальный быт вытесняет духовное бытие. Так не может продолжаться долго. Уже в ближайшие годы придется сознательно выбирать дальнейший путь глобальной цивилизации: или к окончательному царству техники, где нет места человечности, или к преодолению техносферы и техногенной личности.

Основа девятого дня творения — очищение души человеческой от скверны. Для осуществления этой цели одной лишь науки не достаточно. Она должна выступить совместно с искусством, философией и религией. Только такое объединение усилий во имя высоких идеалов может стать спасительным и прекрасным для людей, Природы и Того, Кто незримо присутствует в мире.

 

История жизни на Земле

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Летопись жизни Возраст, Эра Период

млн. лет

 

Формирование биогеосферы

(предположительно)

Становление биосферы более 4500

 

Бактерии, Архейская

одноклеточные водоросли

----------------------------------------------- 2700 -------------------------------------------------------------

Расцвет водорослей, Проте-

одноклеточных ро-

Оледенения 670 — 680 зой- ---- --------------

Появление многоклеточных ская Вендский

животных

----------------------------------------------- 570 — 600 ----------------------------------------------------

Появление позвоночных

животных. Палео- Кембрийский

Оледенение зой-

Появление и расцвет ская Ордовикский

беспозвоночных (ранняя) Силурийский

------------------------------------------------- 400 ------------------------------------------------------

Появление и расцвет Палео- Девонский

споровых растений зой- Каменно-Оледенение ская угольный

Расцвет беспозвоночных, ская

рыб, амфибий (поздняя) Пермский

-------------------------------------------------- 230 -------------------------------------------------------

Появление млекопитающих Мезо- Триасовый

покрытосемянных растений. зой- Юрский

Господство рептилий, ская Меловой

голосемянных растений

-------------------------------------------------- 65 ---------------------------------------------------------

Господство млекопитающих Палеогеновый

и птиц, Кай-

покрытосемянных но-

растений зой- Неогеновый

2 — 3 ская

Ледниковая эпоха. Четвертичный

Появление и становление (антропогеновый,

человека ледниковый,

Появление техники плейстоцен)

----------------------------------------------- 0, 01 — 0, 03 -------------------------------------------------Господство человека, становление Техно-

и расцвет техники, распространение

техногенных ландшафтов и видов зойская

животных, растений

_____________________________________________________________________________

Примечание.

В геохронологии принято составлять подобную таблицу в обратном порядке: от современной эпохи — к прошлому.

Начало геологической истории (4,5 миллиардолетий назад) да­тируется по возрасту соответствующих ископаемых остатков. О бо­лее раннем времени нет никаких достоверных сведений.

Датировка геохронологических границ во всех случаях приблизительная; колебания в ту или другую сторону могут достигать 5% от абсолютного возраста. Принципиально это ничего не меняет.

Изменения живых организмов происходили не одновременно по всей планете и не сразу, а начинались в некоторых отдельных очагах и распространялись постепенно. Напри­мер, вымирание рептилий, динозавров длилось не менее двадцати миллионолетий.

Эпохи крупных оледенений (ледниковые) были в начале вендс­кого периода и, возможно, в конце его, на границе каменноугольно­го и пермского периодов, а также в четвертичный период. Прежние ледниковые эпохи были несравненно продолжительней нынешней. Однако в наше время изменения климата во многом связаны с деятельностью человека, техногенезом.

Когда речь идет о геохронологических датах, учитывая недоста­точную точность определений, предпочтительней говорить — миллионолетие и миллиардолетие (а не миллион и миллиард лет), как принято и в человеческой истории в подобных случаях употреблять сло­ва — тысячелетие, столетие (век).

Наиболее сложные проблемы геохронологии связаны с верхней и нижней частями таблицы. Существует обоснованное мнение, что можно выделить особую «эру человека», или, что точнее, «эру техники» (антропозойскую, технозойскую). За последние 30 — 10 тысячелетий на Земле происходили зна­чительные изменения фауны, флоры, ландшафтов в результате использования человеком огня, техники.

Выделенная в данной таблице технозойская эра официально не принята в геохронологии, хотя имеет убедительное обоснование: А. Е. Ферсман выделил особый геологический и геохимический процесс — техногенез, — активно проявивший себя на планете и в околоземном космосе.

Для докембрийских эпох только в позднем протерозое сравни­тельно недавно удалось выделить один период (вендский). Граница между протерозоем и археем в значительной мере условна; нижняя граница архейской эры не установлена.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пролог. В поисках истины.............................................................1

 

Часть I. МИРОЗДАНИЕ

Глава 1. Начало начал

Первые четыре Дня....................................................................7

Комментарии богословов...........................................................9

Из «Исповеди»...........................................................................13

Серьезное отношение к Библии...............................................15

Выводы.......................................................................................19

Другие версии............................................................................20

Можно ли узнать о начале начал?............................................23

Глава 2. Научные искания

Познание — это труд.................................................................26

Как складываются научные концепции...................................29

Вселенная с красным сдвигом..................................................32

В каком мире мы живем?..........................................................35

Всемирный беспорядок.............................................................37

Стрела времени..........................................................................40

Пределы научной мысли...........................................................43

Глава 3. Синтез знаний

О пользе размышлений..............................................................45

Вопреки здравому смыслу.........................................................48

Относительно теории относительности...................................51

Естественная ли наука физика?................................................54

Наука о том, чего нет на свете..................................................57

Всеобщая теория относительности..........................................62

Хаос порождает порядок?.........................................................66

Янус—космология.....................................................................68

Сравнение не в пользу науки....................................................71

Что есть реальность?..................................................................72

 

Часть II. ЖИЗНЬ

Глава 1. Библейское предание

Дни пятый и, отчасти, шестой...................................................76

О длительности Дней творения.................................................77

Удивительные соответствия......................................................80

Критический анализ....................................................................81

О смысле смерти..........................................................................85

Еще одна религиозная концепция..............................................87

Аллегорическое толкование.......................................................89

Глава 2. Познание жизни

Возникла ли жизнь на Земле?.....................................................90

Тщетные усилия...........................................................................94

Для жизни не хватает времени...................................................97

Убийца из космоса.....................................................................100

Время жить, время вымирать....................................................102

Спор с палеоботаником..............................................................104

Почему вымирают наименее приспособленные?....................107

В чем же ошибался Чарлз Дарвин?...........................................110

Волны жизни...............................................................................114

...Возрождение—расцвет—совершенство—кризис................117

Жертвы собственного могущества и совершенства................121

Живое от живого.........................................................................124

Глава 3. Жизнь на Земле и во Вселенной

Что есть Жизнь?..........................................................................126

Планеты мертвые и живые.........................................................127

Погоня за новизной.....................................................................132

Откровения морегеологов..........................................................135

Решающий эксперимент.............................................................139

Лжепророчества в науке.............................................................141

Материки-амёбы..........................................................................142

Живородящая биогеосфера.........................................................146

Практичность научных теорий...................................................151

О жизни вечной............................................................................152

 

Часть III. ЧЕЛОВЕК

Глава 1. Завершение шестого Дня

Венец творения (первая версия).................................................157

Венец творения (вторая версия).................................................159

Вопросы, требующие ответов.....................................................162

Авель и Каин.................................................................................164

«Путями Каина»............................................................................168

Глава 2. От простого — к сложному

Последний этап эволюции...........................................................171

Что такое прогресс?......................................................................173

Критерии прогресса......................................................................177

Путь к совершенству.....................................................................181

Феномен человека..........................................................................185

Случайность или закономерность?..............................................190

Ограниченность естественного отбора........................................193

Гипотеза номогенеза......................................................................195

Целеустремленность жизни...........................................................201

Глава 3. Цивилизация—природа—личность

Гнев Господа...................................................................................204

Правда о Всемирном потопе..........................................................206

Дерзновенные строители................................................................209

Человек против природы................................................................211

Так ли всё плохо?............................................................................213

Что происходит с психосферой?....................................................217

Новая Земля — новый человек......................................................224

 

Часть IV. РАЗУМ

Глава 1. Дар или обретение?

Запретный плод...............................................................................227

Биоинтеллект...................................................................................230

Геоинтеллект...................................................................................232

Разум Земли и человека..................................................................235

Глава 2. Техногенный интеллект

Синтез знаний..................................................................................238

Техногенный человек......................................................................240

Стандартизация умов......................................................................243

Мракобесие......................................................................................249

Деформация духовного мира.........................................................252

Ноосфера..........................................................................................259

Человек разумный... а дальше?......................................................264

Глава 3. Космос и микрокосм

Сокровенное имя.............................................................................265

Сверхразум.......................................................................................268

Повинуясь высшим силам..............................................................272

Предназначение человечества........................................................277

О научном незнании........................................................................284

Чем мы думаем, когда думаем, что думаем чем-то?...................286

 

Эпилог. Девятый день творения...........................................................290

 

Приложение. История жизни на Земле................................................299

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.181 с.)