Глава 1. Завершение шестого Дня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Завершение шестого Дня



Венец творения ( первая версия )

Минуло пять Дней и начало шестого великого таинства творения. Последующие события представляют для нас особый интерес. Завершающим актом стало сотворение человека.

Вновь повторю: не следует воспринимать это повествование дословно в образах, привычных для нас. И если в древности многие необразованные люди могли представлять Бога в образе человека, а его глас подобным человеческому, то в наши времена такое мнение выглядит дремучим суеверием.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал...

Прервем цитату. Обратим внимание: здесь сказано о том, что Бог сотворил мужчину и женщину по Своему образу и подобию. Тем не менее, согласно данному тексту, создание их остается в ряду предыдущих творений. Правда, имеется три отличия.

Человек стал завершающим по отношению ко всем прежним. До него появилось Мироздание — как бы выстроен вселенский дом — с его живыми обитателями.

Людям было предначертано стать хозяевами на земле и владычествовать над всеми прочими ее обитателями.

И еще: только человеку был дан образ Божий. Безусловно, сказано не о внешнем облике, а о внутреннем мире. И не душой живой отличается он от прочих животных, ибо она имеется и у них. Чем же? Сознанием. Божественным разумом.

Во всем остальном человек остается подобным прочим живым существам. Ибо всем им, включая людей, Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь».

Завершились шесть Дней творения седьмым. Бог, убедившись, что все «хорошо весьма» почил «от всех дел Своих».

Конечно же, следует помнить о том, что пояснял Блаженный Августин: и глас Божий, и его слова как бы переведены на человеческий язык. Это совсем не похоже на наши слова и звуки голоса. Речь идет о словах, не воспринимаемых ни зрением, ни слухом. Они познаются лишь разумом — божественным даром, которым из всех тварей земных наделен лишь человек.

Следует подчеркнуть особо: о сотворении человека сказано сначала обобщенно, и тут же дано уточнение: «мужчину и женщину сотворил их». Они получили благословение от Бога и пожелание-веление: «плодитесь и размножайтесь».

Никаких двусмысленных толкований данный текст, вроде бы, не допускает. Между мужчиной и женщиной как субъектами творения нет никакого различия: они созданы одновременно. Нет и нравственного запрета половых отношений между ними. (Ведь не партеногенезом, не клонированием и не вегетативным способом плодятся и размножаются люди!)

Такова первая и нередко опускаемая комментаторами библейская версия появления на свет человека. Она вполне отвечает всему предыдущему рассказу о Днях творения. В ней нет, как будто, ничего противоречащего — в принципе — современным научным воззрениям на завершающую стадию эволюции животных. Ибо в научных теориях человек тоже выступает как «венец мироздания», высшее земное существо, последний из возникших на планете биологических видов.

Правда, фантасты от философии, литературы и от науки высказывают предположение о возможности иных обитаемых миров с более разумными жителями, чем человек. Библия об этом ничего не говорит, равно как все остальные священные религиозные книги, мифы и гимны. Не удивительно: в те далекие времена люди самых разных племен были едины во мнении о единственной на свете Земле.

Наш космический дом был выделен из всего остального Мироздания вполне обоснованно. Разве не об этом свидетельствует наш жизненный опыт и здравый смысл? Разве не таким видится земному наблюдателю окружающий Мир?

Мы стоим на твердой недвижной земле, над нами распростерт прозрачный голубой купол небес, где днем царствует Солнце, медленно свершая свой путь, а ночью появляются Луна и звезды, которые тоже движутся столь же закономерно, как Солнце. Мировой порядок осуществляется не по нашей, а по высшей воле.

Но вот что странно. После того, как все кратко, четко и ясно сообщено о шестом и седьмом Днях творения, в Библии вновь рассказывается о сотворении человека. Именно этот вариант наиболее знаменит, много раз комментировался и еще чаще иллюстрировался художниками.

 

Венец творения (вторая версия)

 

Не знаю, насколько допустимо с канонических позиций выделять две различающиеся между собой версии одного и того же явления, о котором повествуют Библия и Тора, но таков очевидный факт. Надо признать его как данность, заслуживающую толкования, а не пытаться хитроумно избавиться от противоречий.

На этот раз о шестом Дне творения сказано несколько иначе. Даже складывается впечатление, что и первая, и вторая версия были созданы независимо и отражают мнения разных авторов.

Сначала вновь дается общая картина, словно ее не было прежде.

Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли...

В данном случае человек показан не только наивысшим созданием, но и творцом, ради которого послал Бог дождь на землю и которому суждено возделывать ее.

Правда, как мы сможем убедиться позже, и в данном варианте не обошлось без противоречий. Ведь сказано будет: человеку вынужден трудиться в поте лица в наказание за великий грех ослушания Господа. А до этого мужчина и женщина безмятежно вкушали, не работая, обильные земные плоды. Хотя и не совсем безмятежно, ибо поручено было человеку возделывать и хранить сад Эдема.

Впрочем, и в первом варианте Бог предоставил людям только растительную пищу. Можно предположить, что они, начав убивать и есть животных, поступили если не вопреки повелению Бога, то, во всяком случае, не считаясь с Его указанием. Однако о мясной пище и во втором варианте нет ни слова. Здесь говорится о другом источнике греха.

Надо сразу сказать: второй вариант, на наш взгляд, не так целен и логичен, как первый. Словно он включает разные версии, недостаточно обработанные, не приведенные к единой концепции. Это отчасти и хорошо, так как допускает особенно много толкований и не сдерживает фантазию.

В данном случае сказано, что только человек, созданный из праха земного (великолепное определение!) стал «душею живою». О других животных сказано, что были они образованы «из земли», судя по всему, для человека. Ибо они были приведены к человеку для того, чтобы он их всех назвал.

Обратимся к тексту.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

Здесь вполне конкретно указано, где находится рай в Едеме: на востоке от Иудеи, то есть, где-то на севере Аравийского полуострова или в районе Двуречья. Туда и поместил Господь первого человека. На этот счет есть немало предположений, уточняющих географическое положение, указанное в тексте весьма неопределенно.

Будем исходить из указания на истоки Евфрата. В таком случае можно предположить, что Едем должен был находиться к северо-востоку от Израиля, в верховьях Тигра и Евфрата, а рай — ниже по течению этих рек.

Интересно указание на то, что рай орошался, скорее всего, искусственно, а потому человеку приходилось ухаживать за садом.

Логически рассуждая и принимая текст дословно, испытываешь недоумение. Почему приходится возделывать райский сад? Почему человеку предназначен труд, тогда как на земле и без того обильна растительность? И почему указано, пусть даже неопределенно, географическое положение райского сада?

Ответить на эти вопросы нелегко, если не прибегать ко всяческим ухищрениям. Наиболее разумное объяснение: перед нами часть какого-то древнего сказания (мифа), где повествуется о замечательной отдаленной стране и о ее богатствах.

Дальнейшие события в райском саду целесообразно толковать аллегорически, что обычно и делается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.016 с.)