VIII Инновационный и инвестиционный менеджмент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII Инновационный и инвестиционный менеджмент



8.1.Инновации, инновационный цикл, управление инновациями

Впервые термин “инновация” появился в научных исследованиях культурологов еще в 19 веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.

В 30-х годах 20 века Шумпетер Й. впервые использовал понятия “инновация”, подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Шумпетер Й. основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между капиталом и пролетариатом (по Марксу К.), а внедрению новшеств в хозяйство государства.

Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества):

1. Стадия исследования

§фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы

§прикладные исследования и экспериментальные модели

§экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка. На этом этапе производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип - это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям);

2. Стадия производства

§ первичное освоение и подготовка производства

§ запуск и управление освоенным производством (полномасштабное производство - это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка);

3. Стадия потребления

§ поставка продукции на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности.);

§ устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).

Применительно к нововведению, как к процессу переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя следующие стадии:

1. зарождение нововведения - осознание потребности и возможность изменений, поиск и разработка новшеств;

2. освоение нововведения - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;

3. диффузия нововведения - распространение, тиражирование и многократное повторение на других объектах (распространение нововведения - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.д. Согласно теории Шумпетера Й. диффузия нововведения - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов/последователей, внедряющих новшество вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли);

4. рутинизация нововведения - нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

Нововведение, как процесс, не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на одной из этих стадий. В свою очередь жизненный цикл новшества может прекратиться на стадии потребления, если не сомкнется с нововведением.

Т.о., оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Оба жизненных цикла охватываются общим понятием инновационный процесс, и основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом - процесс ее коммерциализации.

Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.

Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

Основные элементы инновационной среды:

*собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;

*товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;

*инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;

соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы


8.2.Инновационные программы и их реализация.

Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Уровень значимости проекта, а впоследствии и всей инновационной программы, определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

Управление проектом или программой является сложной задачей. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями.

Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру. Для управления инновационными проектами руководителям следует придерживаться следующих принципов управления инновационными проектами:

- принцип селективного выборочного управления, заключается в выборе приоритетных направлений, адресное поддержке инновационных фирм и новаторов);

- принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инновации и возможностями их реализации, при этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные цели на конечные цели этих проектов;

- принцип полноты цикла управления проекта;

- принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами;

- принцип иерархичности организации инновационных процессов (все уровни деятельности согласуются друг с другом);

- принцип многовариантности при выборе управленческих решений;

- принцип системности (разрабатывается совокупность мер, необходи мых для организации проекта - организационных, административных и других),

- принцип обеспеченности или сбалансированности (все мероприятия должны быть обеспечены необходимыми ресурсами).

Этап формирования предложений по приоритетным направлениям:

1. Фиксируется перечень наиболее существенных критериев достижения цели;

2. Для каждого проекта, реализующего приоритетное направление, делается оценка уровня улучшения каждого показателя по сравнению с существующим положением по шкале «низкий», «ниже среднего», «выше среднего», «высокий»;

3. Технологии, которые не имеют оценок «выше среднего» или «высокий», из дальнейшего рассмотрения исключаются. Остальные включаются в предварительные предложения по приоритетным направлениям и критически важным технологиям;

4. Технологии, имеющие не ниже одной оценки «высокий» или не менее двух «выше среднего», предварительно считаются кандидатами в группу приоритетных; если более двух «высокий» или трех «выше среднего» - кандидатами в группу особо приоритетных.

Степень приоритетности определяется так. Каждый проект (программа) нижнего уровня оценивается по двум показателям: конечный результат, измеряемый приростом анализируемого показателя за фиксированный период; затраты при производстве программной продукции (общие, включая инвестиции и текущие издержки). Рассчитывается значение показателя эффективности, характеризующего степень приоритетности: результат делится на затраты. Все проекты упорядочиваются по степени приоритетности всоответствии с уровнем эффективности (результат (эффект)/затраты).

В мировой практике анализ «затраты - результат» является обязательной процедурой любых механизмов распределения финансов. Это объясняется тем, что при всей простоте для практического применения этого решающего правила обеспечивает выбор такого портфеля проектов, который дает максимально возможную эффективность при заданном ограниченном объеме средств и минимальные затраты при достижении требуемого уровня результата и эффективности

 


8.3.Понятие проекта и проектное управление. Методы проектного управления

Под проектами понимается процесс целенаправленного изменения технической или социально-экономической системы, реализуемого в определенные сроки и с определенным бюджетом.

Проекты подразделяются на:

§мегапроекты – целевые программы, предполагающие выполнение взаимосвязанных проектов, объединенных единой целью, ресурсами и сроками выполнения (обычно выполняются на высших уровнях управления)

§мультипроекты – конкретные программы, связанные с переходом организаций на рыночные механизмы функционирования и выработки концепции дальнейшего развития

§монопроекты – проекты, для которых характерна постановка конкретной цели и достижение ее в жестких временных и финансовых рамках.

Управление проектами – это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, путем применения системы современных методов и техники управления, для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Методология управления проектом заключается в сосредоточении прав и ответственности за достижение целей проекта на одном человеке или небольшой группе.

Эти функции осуществляет проектный менеджер, в основном концентрируя свои усилия на следующих функциях:

§составление и контроль сметы расходов

§составление и контроль графиков работ

§распределение ресурсов

§управление качеством

§управление риском

§взаимоотношения и связи с окружающим миром.

Работа над проектом состоит из трех этапов:

§подготовительный этап включает определение целей проекта и формирование его структуры

§организационный этап включает выполнение работ, координацию действий и исполнителей

§завершающий этап – направлен на обеспечение соответствия результатов поставленным целям.

Проектное управление подразумевает обязательное проведение детального анализа внутренних и внешних условий его реализации, анализ риска и выработку проектного мышления у команды, которая реализует проект, планирование проектных работ, осуществляемых руководителем проекта и лицами, ответственными за выполнение его отдельных этапов.

Для координации действий и контроля за осуществлением проекта требуется определенная структура, которая включает в себя группу по управлению, проектную и рабочую группы.

Задачи группы управления заключаются в следующем:

§определение стратегических целей

§разработка принципов управления

§утверждение руководителей проектов

§решение вопросов внутренней и внешней политики организации

§поддержка и оказание помощи руководителям проектов в ходе реализации проекта.

Задачи проектных групп:

§выполнение утвержденных планов работ по проекту

§оценка результатов достигаемых в ходе проектов

§оценка расходов и сэкономленных средств

§предотвращение конфликтов и противоречий в коллективе

§реакция на возникающие трудности.

Функции рабочей группы заключаются в выполнении задач и целей, поставленных проектной и управленческими группами.

В зависимости от целей, задач, масштабности и других параметров проекта могут применяться два основных вида структуры проектной команды.

Матричная структура команды применяется, как правило, для малых и средних проектов с продолжительностью жизненного цикла до двух лет.

Проектная структура команды представляет собой качественную новую схему взаимодействия между подразделениями и исполнителями проекта и используется для управления крупномасштабными проектами в течение длительного срока (более двух лет).

 


8.4.Выбор вариантов проектирования.Экономическое обоснование и оптимизация проекта.

Под проектами понимается процесс целенаправленного изменения технической или социально-экономической системы, реализуемого в определенные сроки и с определенным бюджетом.

Основные критерии для оценки проектов:

1. Цели организации, стратегия, политика, ценности: совместимость проекта с долгосрочными планами и текущей стратегией организацией, оправданность изменения в стратегии организации, если этого требует принятие этого проекта; соответствие проекта отношению организации к риску, нововведениям, требованиям организации с учетом временного аспекта и потенциалу роста организации;

2. Финансовые критерии: размер инвестиций в производство, маркетинг и НИОКР, потенциальный годовой размер прибыли, ожидаемая норма прибыли, соответствие проекта критериям эффективности капиталовложений, принятым в организации, стартовые затраты на осуществление проекта, предполагаемый срок окупаемости проекта, наличие финансов в нужные моменты времени,

3. Научно-технические критерии:

а) вероятность технического успеха;

б) патентная чистота, не нарушаются ли патентные права патентовладельцев;

в) уникальность продукции, отсутствие аналогов;

г) наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта;

д) соответствие проекта стратегии НИОКР в организации;

е) стоимость и время разработки;

ж) воздействие на другие инновационные проекты;

з) патентоспособность;

и) потребности в услугах сторонних фирм в консультационных услугах, во внешних заказах на НИОКР;

4. Производственные критерии: необходимость технологических нововведений для осуществление проекта, соответствие проекта имеющимся производственным мощностям, наличие производственного персонала и соответствие его квалификации требованиям проекта, величина издержек производства, сравнение этих издержек с издержками у конкурентов, потребность в дополнительном оборудовании и производственных мощностях;

5. Внешние и экологические критерии: возможный экологический ущерб, правовое обеспечение проекта, возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта и возможное влияние принятия новых законов на проект.

В результате формируется система критериев, которая дает возможность оценить вклад проекта любого уровня в программу, в достижении общей конечных целей реформ и использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов. Для получения полной оценки проекта экспертам необходимо оценить каждую позицию, а затем на основе обобщенной оценки принимать решение об эффективности анализируемого проекта.

Для оценки эффективности проекта сравнивают варианты проекта с точки зрения их прибыльности, стоимости, сроков реализации. Как результат, на продукцию в течение всего жизненного цикла будет держаться стабильный спрос, достаточный для назначения такой цены, которая обеспечит покрытие расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов проекта, выплату задолженности и удовлетворение окупаемости капиталовложений.

Эффективность проекта оценивают с помощью анализа коммерческой эффективности вариантов проекта, а также бюджетной и народно хозяйственной экономической эффективности вариантов.

Коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников. Бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществ ления проекта для федерального, регионального, местного бюджетов.

Технико-экономическое обоснование проекта в полном объеме предусматривает проведение полномасштабного маркетингового исследования, подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг), подготовку исходно-разрешительной документации, разработку технических решений, в том числе генерального плана, градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения, инженерное обеспечение, мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне, писание организации строительства, данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве, описание системы управление предприятием, организации труда рабочих и служащих, формирование сметно-финансовой документации, оценку рисков, связанных с осуществлением проекта, планирование сроков осуществления проекта, оценку коммерческой эффективности проекта, формирование условий прекращения реализации проекта.

 


IX Управление качеством и сертификация продукции

9.1. Управление качеством (понятия, факторы, требования). Основные методы управления качеством

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Свойство - это объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Дефект – это несоответствие продукции требованиям, установ­ленным нормативно-технической документацией. Брак – это продукция, имеющая хотя бы один дефект. Брак может быть исправимым или неисправимым

Квалиметрия - наука о способах измерения и количествен­ной оценке качества продукции и услуг.

Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении характеристик рассматриваемого изделия с базовыми. Оптимальный уровень качества – это такой уровень, выше или ниже которого производить продукцию и (или) удовлетворять потребности потребителя экономически нецелесообразно.

Степень соответствия показателей качества изготовленных изделий нормам качества, заданным в конструкторской документации, называют степенью соответствия техническим требованиям.

Качество изделий предопределяется различными факторами, основными из которых являются: факторы технического характера (конструктивные, технологи­ческие и т.д.); факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.); факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Методы управления качеством:

"семь японских инструментов качества", или "7Я":

1. Лист сбора данных (ЛСД) предназначен для регистрации возникающих событий. Внешне ЛСД представляет собой таблицу, заполнение которой сводится к простому добавлению в соответствующую ячейку вертикального штриха при наступлении того или иного события. Первые четыре события отмечаются вертикальными штрихами, а каждое пятое - горизонтальной чертой, пересекающей первые четыре штриха. Таким образом, каждая <связка> черточек обозначает 5 событий.

2. Гистограмма - это диаграмма в виде столбцов, на которой графически показано изменение какой-либо величины с учетом частоты распределения. Для построения гистограммы нужно определить следующие параметры: граничные точки, количество классов гистограммы (определяется как корень квадратный из объема выборки), ширина одного класса: расстояние между граничными точками нужно разделить на количество классов. Потом определяются границы класса. После этого все данные наносятся на систему координат и строится гистограмма.

3. Потоковая диаграмма - графическое отображение последовательности операций в рамках отдельного процесса, с указанием альтернативных путей развития событий в случае выполнения или невыполнения определенных условий. (выглядит как блок схема)

4. Схема Исикава (причинно-следственная диаграмма) позволяет формализовать и структурировать причины возникновения того или иного события. Все возможные причины классифицируются по принципу <5М>:

1. Man (Человек

2. Machines (Машины, оборудование)

3. Materials (Материалы)

4. Methods (Методы)

5. Measurements (Измерения)

Исследуемое событие изображается в правой части схемы, символизируя корень древовидной диаграммы. Горизонтально, от корня диаграммы, наносится центральная ось диаграммы. К центральной оси диаграммы Исикава примыкают пять ветвей, каждая из которых соответствует своему классу причин. Далее, на каждой ветви строятся дополнительные <веточки>, каждая из которых представляет отдельную причину в своем классе и т.д. Таким образом, устанавливается причинно-следственная связь между отклонениями от нормы (причинами) и их влиянием на вероятность наступления конкретного события.

5. Диаграмма Парето ( ABC-анализ) позволяет выявить основные причины, оказывающие наибольшее влияние на возникновение той или иной ситуации. Принцип Парето гласит, что 20% причин порождает 80% следствий. Другими словами, из всех возможных причин всего лишь 20% являются особенно значимыми, так как они влияют на результаты, которые составляют 80% от всего количества. Таким образом, сосредоточив свое воздействие на 20% причин, мы оказываем влияние на 80% последствий.

6. Диаграмма корреляции (диаграмма рассеивания) - графическое отображение отношения между переменными величинами, связанными между собой. Эта диаграмма призвана обнаружить принцип, по которому изменяется условно зависимая переменная величина при изменении значения независимой переменной.

7. Контрольная карта Шухарта служит для наблюдения за протеканием процесса и для выявления отклонений от нормального хода событий. Горизонтальные линии на контрольной карте графически ограничивают область допустимых значений для показателей процесса (пространство между верхней предупреждающей и нижней предупреждающей границами), а также <коридоры> реагирования - участки карты, заключенные между верхней предупреждающей границей и верхней границей регулирования, а также между нижней предупреждающей границей и нижней границей регулирования. Результаты замеров, попадающие в зону вне границ регулирования, говорят о том, что условия выполнения процесса изменились, то есть появились дополнительные факторы, оказывающие влияние на процесс.


9.2 Качество, факторы и уровень качества: показатели качества. Квалиметрия и область применения

Понятие качества регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качест­вом продукции. Основ­ные понятия. Термины и определения», согласно кот. качество - это совокупность свойств про­дукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Уровень качества изделия - это относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции называется показателем качества продукции.

Факторы, определяющие качество: факторы технического характера (конструктивные, технологи­ческие и т.д.); факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.); факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Совокупность показателей качества продукции можно класси­фицировать по следующим признакам: по количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные показатели); по отношению к различным свойствам продукции (показатели надеж­ности, технологичности, эргономичности и др.); по стадии определения (проектные, производственные и эксплу­атационные показатели); по методу определения (расчетные, статистические, эксперименталь­ные, экспертные показатели); по характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели); по способу выражения (размерные показатели и показатели, выра­женные безразмерными единицами измерения).

Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции ( например, мощность, калорийность топлива и т.д.).

Относительный показатель качества продукции – отношение значения показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и вычисляется по формуле

,

где Ki – относительный показатель качества;

Рi – значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;

Piб – значение единичного базового показателя качества.

Комплексный показатель качества - это показатель, характе­ризующий несколько ее свойств:

К = f(n,bi,ki), i = 1,2,3,……..,ni,

где K – комплексный показатель качества продукции;

n – число учитываемых показателей;

bi– коэффициент весомости i-го показателя качества;

ki –i-й показатель качества (единичный или относительный).

Алгоритм расчета комплексного показателя качества:

1.определение номенклатуры показателей качества и построение их структурной схемы;

2.определение коэффициента весомости показателей качества;

3.расчет относительных показателей качества;

4.выбор вида функциональной зависимости;

5.вычисление комплексного показателя качества.

Интегральный показатель качества продукции – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

где Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции;

ЗС – суммарные затраты на создание продукции;

ЗЭ – суммарные эксплуатационные затраты;

1/И – удельные затраты на единицу эффекта.

Некоторые показатели качества невозможно выразить численными значениями. Они определяются при помощи органов чувств и называются сенсорной характеристикой.

Методы оценки показателей качества: о бъективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный; с убъективные: органолептический, социологический и экспертный.

ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:

1. Показатели назначения: классификационные показатели - принадлежность изде­лий к классификационной группировке; функциональные, характеризующие полезный ре­зультат от эксплуатации изделий; конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий.

2. Показатели надежности

3. Эргономические показатели: гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).

4. Эстетические показатели

5. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

6. Патентно-правовые показатели - степень обновления технических решений, их патентную защиту.

7. Экологические показатели

8. Показатели безопасности

9. Экономические показатели

Подходы к количественной оценке качества продукции определяет специальная наука – квалиметрия, наука о способах измерения и количествен­ной оценке качества продукции и услуг.


9.3 Стимулирование качества. Методы контроля качества

Стимулирование качества

Стимулирование качества – это побуждение работ­ников к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продук­ции.

Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю и внутрен­нюю.

Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность.

Внешняя мотивация может действовать только кратковременно и периодически как побуждающее или вспомогательное средство. Реальную пользу для системы качества может принести только создание внутренней мотивации на предприятии.

В менеджменте применяются по крайней мере 8 способов вознаграждения:

1. ДЕНЬГИ.

2. ОДОБРЕНИЕ.

3. ДЕЙСТВИЕ.

4. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ СВОБОДНЫМ ВРЕМЕНЕМ

5. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РАБОТ­ИКУ.

6. ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЕ И ЛИЧНЫЙ РОСТ.

7. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ЛЮБИМОЙ РАБОТЫ.

8. ПРИЗЫ.

Методы контроля качества

Технический контроль – это проверка соответствия объекта уста­новленным техническим требованиям. Контролю подвергаются:

- поступающие на предприятие сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия;

- производимые заготовки, детали, сборочные единицы;
готовые изделия;

- оборудование, оснастка, технологические процессы изготовления продукции.

Основные задачи технического контроля заключаются в обеспечении выпуска качественной продукции, в соответствии со стандартами и ТУ, вы­явлении и предупреждении брака, проведении мер по дальнейшему улуч­шению качества изделий.

Методы контроля ка­чества можно разбить на две группы:

1. Самопроверка или самоконтроль – персональная проверка и контроль оператором с применением методов, установленных технологической картой на операцию, а также с использованием предусмотренных измерительных средств с соблюдением заданной периодичности проверки.

2. Ревизия (проверка) – проверка, осуществляемая контролером, которая должна соответствовать содержанию карты контроля технологического процесса.

Организация технического контроля заключается в: проектировании и осуществлении процесса контроля качества; определении организационных форм контроля; выборе и технико-экономическом обосновании средств и методов контроля; обеспечении взаимодействия всех элементов системы контроля качества продукции; разработке методов и систематическом проведении анализа брака и дефектов.

При контроле качества продукции используются физические, химические и другие методы, которые можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушаюшие.

Разрушающие методы: испытания на растяжение и сжатие; испытания на удар; испытания при повторно-переменных нагрузках; испытания твердости.

Виды технического контроля:

1. по назначению: Входной (продукции от поставщиков); производственный; инспекционный (контроль контроля).

2. По стадиям технологичес­кого процесса: операционный (в процессе изготовления); приемочный (готовой продукции).

3. По методам контроля: технический осмотр (визуальный); измерительный; регистрационный; статистический.

4. По полноте охвата контро­лем производственного процесса: сплошной; выборочный; летучий; непрерывный; периодический.

5. По механизации контроль­ных операций: ручной; механизированный; полуавтоматический; автоматический

6. По влиянию на ход обработки: пассивный контроль (с остановкой процесса обработки и после обработки); активный контроль (контроль во время обработки и остановка процесса при достижении необходимого параметра); активный контроль с автоматической подналадкой оборудования.

7. По влиянию на возмож­ность последующего ис­пользования: разрушающий; неразрушающий.

К неразрушающим методам принадлежат: магнитные (магнитографические методы); акустические (ультразвуковая дефектоскопия); радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма- лучей).


9.4 Сертификация продукции и систем качества

По определению, данному в Руководстве № 2 Международной орга­низации по сертификации «Стандартизация и смежные виды деятельности – общий словарь», подтверждением соответствия является любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются.

Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификации по правилам, установленным в этой системе. Система сертификации однородной продукции – система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.

Центральный орган системы сертификации – орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.

Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию соответствия определенной продукции.

Испытательная лаборатория (испытательный центр) – лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции (далее – испытательная лаборатория).

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

- создание условий для деятельности предприятия, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации;

- защита отечественного рынка и интересов потребителей от поступления зарубежной продукции низкого качества;

- содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

- содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

- защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.54.128 (0.143 с.)