Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности.



Использование вычислительной техники и информационных технологий в сфере управления открывает возможности более эко­номичной и рациональной организации информационных процес­сов, повышения их гибкости и динамичности, расширения диапазо­на анализируемых факторов при принятии решений и факторов их обоснований. В конечном итоге вся масса преимуществ использова­ния электронно-вычислительной техники позволяет повысить мно­гократно уровень управления.

ЭВМ позволяет высвободить значительный состав учетчиков, бухгалтеров, плановиков и других работников, занятых планированием и нормированием труда, начислением зарплаты, учетом материально-производственных запасов и их управлением. ЭВМ стала обычным явлением в процессе управления непосредственно производственным процессом. На основе быстрой обработки информации рассчитываются оптимальные режимы работ участков и цехов, агрегатов и машин.

Основная классификация информационных технологий:

1 класс: сберегающие информационные технологии, направленные на экономию трудовых, материальных и временных ресурсов.

2 класс: рационализирующая и. т., повышающая точность исполнения информационных операций

3 класс: созидающая или креативная ИТ, способная вырабатывать варианты решения поставленных задач на основе смысловой обработки информации.

Во внутрифирменной системе информации используются следующие виды вычислительной техники:

· ЭВМ крупногабаритные и персональные;

· микропроцессоры;

· средства телекоммуникаций;

· электронные пишущие машинки, композеры, терминальные устройства со встроенной микроЭВМ;

· средства автоматизированной обработки текстовой информации.

Определенную роль в работе менеджера занимают телевизионные системы, система спутниковой связи, которая обеспечивает связь между удаленными точками. Благодаря спутниковой системе в России можно принимать многие десятки телевизионных программ всего мира. Положение на фондовых рынках, курсы иностранных валют и акций и многое другое менеджеры узнают из телевизионных передач.

Менеджер может как получать информацию о внешнем мире, так и передавать о своей фирме по сети Интернет.

К другим видам связи относятся: электронная почта, радиосвязь, цифровая радиосвязь.

VI. Финансы и финансовый менеджмент

6.1. Цель и функции финансового менеджмента. Структура финансового менеджмента

Финансовый менеджмент – процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия. С другой стороны финансовый менеджмент – это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

Основной целью финансового менеджмента является максимизация цены фирмы и повышение эффективности собственного капитала.

Все эти направления жестко взаимосвязаны, решения по ним являются многовариантными, так как все они связаны с определенным риском.

Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы.

I. Функции субъекта управления: (организация; анализ; планирование; мотивация; контроль).

II. Функции объекта управления: (Воспроизводственная функция заключается в эффективном воспроизводстве капитала, инвестированного в активы предприятия; Распределительная функция заключается в:оптимизации пропорций распределения и использования финансовых ресурсов, формировании оптимальной структуры капитала; Контрольная функция связана с применением различных стимулов и санкций, соответствующих нормативных показа­телей, осуществлением контроля за использованием финансовых ресурсов).

III. Специфические функции (характеризуют специфику финансового менеджмента): (Функция управления активами; Функция управления капиталом; Функция управления инвестициями; Функция управления денежными потоками; Функция управления финансовыми рисками.

Финансовый менеджмент можно рассматривать как сложный управленческий комплекс, который включает в себя:

1) Риск-менеджмент (управление рисками)

2) Менеджмент кредитных операций

3) Менеджмент операций с ценными бумагами

4) Менеджмент валютных операций

5) Менеджмент операций с недвижимостью

Структуризация финансового менеджмента.


6.2 Финансовые ресурсы организаций и источники их формирования

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.

Источником формирования финансовых ресурсов служит совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия. Эти источники подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).

Финансовые ресурсы предприятия:

1. внутренние: (Уставный капитал; Добавочный капитал; Резервный капитал; Нереспределенная прибыль; Амортизационные отчисления; Прочие резервы).

2. Внешние: (Кредиты банков; Заемные средства других организаций; Бюджетные средства; Средства внебюджетных фондов; Средства от выпуска корпоративных облигаций; Средства от эмиссии акций).

Среди внутренних источников финансовых ресурсов, используемых для целей инвестирования, важнейшими во всем мире считаются прибыль и амортизационные отчисления.

 

6.3 Формирование собственного и заемного капитала организации

Возможности предприятия по формированию структуры капитала зависят от чистой рентабельности собственных средств и норм распределения прибыли на дивиденды.

При высокой чистой рентабельности собственных средств можно больше оставлять нераспределенной прибыли на развитие.

Формирование капитала на предприятии ведется за счет внешних источников: заимствования и эмиссии акций; и внутренних – за счет нераспределенной прибыли.

Собственный капитал – основной рисковый капитал предприятия, средства, которые предприятие может с наибольшей уверенностью инвестировать на долгосрочной основе и подвергнуть наибольшему риску.

Собственный капитал состоит из:

- Уставного капитала – совокупность вкладов учредителей

- Добавочный капитал – аккумулирует денежные средства, поступающие предприятию в течение года по нескольким каналам. Он возникает в результате: прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки; получения дополнительных денежных средств при продаже акций в случае их первичного размещения по цене, превышающей их номинальную стоимость; прироста активов в результате безвозмездного получения имущества и денежных средств; прироста стоимости внеоборотных активов, созданных за счет чистой прибыли или фондов предприятия.

- Резервный капитал – подразделяется на два типа резервных фондов: обязательный резервный фонд, создаваемый в соответствии с законодательством РФ – формируется только за счет ежегодного отчисления чистой прибыли предприятия; необязательные резервные фонды могут использоваться при недостатке оборотных средств (на формирование производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции) и при достаточности оборотных средств (в краткосрочные финансовые вложения).

- нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли, которая не была распределена между акционерами и осталась в распоряжении предприятия.

В условиях рыночной экономики внешние источники финансовых ресурсов имеют огромное значение: предприятие на практике не может обойтись без привлечения заемных средств. Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства, они необходимы для осуществления расширенного производства. К источникам заемных средств относятся: кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, кредиты частных лиц и пр.

Заемный капитал подразделяется на краткосрочный и долгосрочный.

 

6.4 Финансовое планирование в организации

Финансовое планирование обеспечивает взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия с его финансовыми ресурсами.

Цель финансового планирования – обеспечение воспоизвосдтвенного процесса, соответствующими как по объектам так и по структуре финансовыми ресурсами.

В ходе достижения этой цели выделяются следующие основные задачи:

1. Определение объекта планирования

2. Разработка систем финансовых планов с выделением оперативных, административных и стратегических планов

3. Расчет необходимых финансовых ресурсов

4. Расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования

5. Прогноз доходов и расходов предприятия в целом.

Обычно составляются планы стратегические, текущие и оперативные.

Стратегические планы – это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации.

Текущие планы разрабатываются на основе стратегических, путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимоувязка каждого вида вложений с источниками финансирования.

Оперативные планы – это краткосрочные тактические планы непосредственно связанные с достижением целей предприятия.

Оперативные планы входят составной частью в годовой или квартальный общий бюджет предприятия.

Бюджет – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.
6.5 Современные приемы финансового менеджмент

Целью финансового менеджмента является управление движением финансовых ресурсов, которое осуществляется с помощью разных приемов. Общим содержанием всех приемов финансового менеджмента является воздействие финансовых отношений на величину финансовых ресурсов. К приемам управления движением финансовых ресурсов и капитала относятся: системы расчетов и их формы; кредитование и его формы; депозиты и вклады (в том числе в драгоценные металлы и за рубежом); операции с валютой; страхование (включая хеджирование); залоговые операции; трансферт; трастовые операции; текущая аренда; лизинг; селенг; инжиниринг; транстинг; франчайзинг; эккаутинг.

Франчайзинг – предоставление предприятием физическому или юридическому лицу за вознаграждение на срок или без ограничения права использовать в своей предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав, выдавая лицензию (франшизу), кот может распространяться на производство или продажу товаров под фирменной маркой.

Трансферт –

- перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую

- передача права владения именными ценными бумагами

- перевод денег из одного финансового учреждения в другое или из страны в страну.

Кредит – предоставление банком или кредитной организацией (кредитором) денежных средств (кредит) с возвратом денежной суммы в определенный срок и уплаты процентов по нему.

Лизинг – вид инвестиционной деятельности, долгосрочная аренда помещений, оборудования и др элементов основных средств, обычно предполагающая переход права собственности на арендуемое имущество от арендодателя к арендатору по истечение срока аренды (финансовый лизинг). Лизинг одновременно выполняет роль аренды и кредита.

6.6 Финансовый менеджмент в условиях инфляции

В условиях инфляции происходит искажение технико-экономических и финансовых показателей по трем основным причинам:

1. Начисление износа основных средств ведут исходя из заниженной первоначальной стоимости

1. Списание потребительского сырья по ценам первой, последней закупке или по средним ценам.

3. Начисление процентов по полученным кредитам и способ отражения в отчетности суммы возвращаемого кредита разный.

Первые две причины очевидны. Происходит образование инфляционной сверхприбыли. Третья причина проистекает из действующих нормативных документов, согласно которым получение ссуды можно показывать в балансе с непогашенными процентами, увеличив одновременно активные счета (расходы будущих периодов, расчеты с разными дебиторами и кредиторами)

Если банковский процент превышает 100%, величина начисляемых процентов превысит размер полученной ссуды. В этом случае существенно меняются различные показатели (прибыль, валюта баланса и построенные на их основе коэффициенты).

Одной из базовых концепций финансового менеджмента является концепция временной стоимости денег, разработанная И. Фишером. Она гласит: сегодняшние поступления ценнее будущих. Соответственно, будущие поступления менее ценны, чем текущие.

Фактор времени учитывают с помощью методов наращения и дисконтирования.

Наращение - увеличение первоначальной суммы за счет начисленных процентов. Метод наращения позволяет определить будущую современной стоимости через некоторый промежуток времени, исходя из заданной процентной ставки (или ставки роста).

Дисконтированиеспособ определения современной стоимости по ее известному или предполагаемому значению в будущем. Дисконтирование – операция, обратная наращению, с использованием процентной ставки (нормой дисконта).

6.7 Управление финансовыми потоками

Одним из основных элементов финансового анализа является оценка денежного потока.

Элементы потока могут быть либо независимыми, либо связанными между собой определенным алгоритмом.

Предполагается, что элементы денежного потока однонаправлены, т.е. нет чередования оттоков и притоков. Условно считают, что генерируемые в рамках одного временного периода поступления имеют место либо в его начале либо в его конце, т.е. они не распределяются внутри периода, а сконцентрированы на одной из его границ.

Денежный поток в начале временного периода называется пренумерандо или авансовым, а в конце – постнумерандо.

На практике большее распространение получил поток постнумерандо, в частности, именно этот поток лежит в основе методик анализа инвестиционных проектов. Оценка денежного потока может выполнятся в рамках решения двух задач:

1. Прямой, т.е. проводится оценка с позиции будущего

2. Обратной, т.е. проводится оценка с позиции настоящего (реализуется схема дисконтирования)

В общем виде приведенная стоимость денежного потока (Ск) постнумерандо рассчитывается по формуле:

где n – срок жизни проекта

к – расчетный год.

Аннуитет представляет собой частный случай денежного потока, в котором денежные поступления в каждом периоде одинаковы по величине. Если число равных временных интервалов ограничено, то аннуитет называют срочным.

Денежные потоки предприятия формируются по трем важнейшим сферам его деятельности:

- ден.потоки от текущей, основной (производственной) деятельности.

- ден.потоки от финансовой деятельности.

- ден.потоки от инвестиционной деятельности

Существует 2 способа составления отчета о движении денежных средств (ДДС):

1. Прямой способ является наиболее сложным, но более информативным, т.к. он основан на изучении всех денежных операций.

2. Косвенный – проще, т.к. он оперирует изменениями данных, содержащихся в балансе и отчете о финансовых результатах.

В практике финансового менеджмента используются оба метода, но рекомендуется использовать прямой метод составления отчета о ДДС.


6.8 Финансовые результаты деятельности организации. Валовой доход и прибыль. Функции прибыли. Максимизация прибыли. Точка безубыточности.

Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат.

Валовой доход – обобщающий показатель конечных результатов деятельности предприятия, исчисляемый путем исключения из выручки (нетто) от продажи товара, работ, услуг текущих материальных затрат, а также перенесенной стоимости потребленных в процессе производства средств производства (амортизации).

Валовая прибыль – часть валового дохода предприятия, которая остается у него после вычета всех обязательных расходов.

Прибыли, как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

1. характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия

2. является основным элементом финансовых ресурсов предприятия

3. является источником формирования бюджетов разных уровней.

Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек.

Прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема продукции равняется нулю.

Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене.

Точка безубыточности - это такая выручка от реализации, которая покрывает сумму постоянных и переменных затрат при заданных объеме производства и коэффициенте использования производственных мощностей, а прибыль равна нулю.

Точку безубыточности (break-even point, BEP) можно рассчитать как в стоимостном выражении, так и в натуральном выражении:

BEP (в стоимостном выражении) =

Где F – постоянные издержки производства

P – цена единицы продукции

V – переменные издержки производства

т – маржинальная прибыль

BEP (в натуральном выражении)

Запас финансовой прочности измеряет разницу между фактическим объемом продаж и объемом продаж, соответствующим точке безубыточности. Запас финансовой прочности рассчитывается в процентах от планируемого объема продаж.


6.9 Система показателей рентабельности

Сущность проблемы повышения экономической эффективности состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.

Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Устойчивое функционирование предприятия зависит от его способности приносить достаточную прибыль, что оказывает влияние на его платежеспособность.

В целом эффективность деятельности любого предприятия можно оценивать с помощью абсолютных и относительных показателей. С помощью абсолютных показателей можно проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. Такие расчеты будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл.

Относительные показатели практически не подвержены влиянию инфляции, поскольку представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала. Экономический смысл значений этих показателей (показателей рентабельности) состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие.

Используется система показателей эффективности деятельности:

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (ф.№2)

АКТИВОВ =

(ИМУЩЕСТВА) СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ АКТИВОВ

Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (ф.№2)

ОБОРОТНЫХ =

АКТИВОВ средн.стоимость обор.активов

 

Если предприятие ориентирует свою деятельность на перспективу, ему необходимо разработать инвестиционную политику. Информация о средствах, инвестированных в предприятие, может быть получена по данным баланса как сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств или как разность общей суммы активов и краткосрочных обязательств:

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ Пр до налогооблож.(№2)

ИНВЕСТИЦИЙ =

Валютабаланса–краткосроч.обяз-ва

Акционеры вкладывают в предприятие свои средства в целях получения прибыли от этих инвестиция, поэтому, с их точки зрения, наилучшей оценкой эффективности хоз деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал:

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ чистая прибыль

СОБСТВЕННОГО =

КАПИТАЛА источники собств.средств

(итог раздела III пассива)

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

ПРОДАННОЙ =

ПРОДУКЦИИ ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖИ

Этот коэффициент показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля проданной продукции. Он может быть ориентиром в оценке конкурентоспособности продукции, так как снижение рентабельности реализованной продукции может означать и падение спроса на нее.

Существующая взаимосвязь между показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью активов и рентабельностью реализованной продукции может быть представлена в след виде:

Рентаб. Активов = Оборач-ть активов* рентаб.продан.продук

Действительно,

Чист.прибыль(ф.№2) = ВР от продаж = Чист.Пр

Ср.ст-ть активов Ср.ст-ть активов ВРотпрод

(расчет по дан.баланса)

Иначе говоря, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств, доли чистой прибыли в выручке от объема продаж и средней стоимости активов. Замедление оборачиваемости может быть вызвано как объективными причинами (инфляцией, разрывом хоз связей), так и субъективными (неумелым управлением запасами товарно-материальных ценностей и состоянием расчетов с покупателями, а также отсутствием их надлежащего учета).

 

 

Запас финансовой прочности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.068 с.)