Материальное и процессуальное право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материальное и процессуальное право.



 

В системе права можно выделить крупные блоки отраслей - материального и процессуального права.

Нормы материального права – это основные, они непосредственно регулируют общ-ые отношения, определяют юр-ие права и обязанности участников.

Нормы процессуального права носят вспомогательный характер т.к. процессуальное право регулируют порядок применения норм материального права.

Материальное право регулирует предметные ("материальные") отношения. Оно представлено развитой системой отраслей. В этом контексте международное право и конституционное право — отрасли материального права. К нему относятся также: административное право; правоохранительное право; природоресурсовые отрасли права: земельное, водное, лесное, горно-рудное; финансовое право; гражданское право; трудовое право; семейное право; уголовное право; уголовно-исполнительное право.

Процессуальное правоорганизационное право. Оно представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. Оно представлено административно-процессуальным правом, граджанско-процессуальным правом, арбитражным правом, уголовно-процессуальным правом.

Процедуры должны обеспечить деятельность юрисдикционных органов, адекватную точному применению норм материального права к конкретным жизненным ситуациям, исключить как фактические, так и юридические ошибки.

 

 

Публичное и частное право.

 

Юридические нормы можно подразделить на две большие группы на частное и публичное право.

Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов и заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые общественные отношения.

Если частное правоэто область свободы и частной инициативы, то публичное - это сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейного права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие преимущественно имущественные отношения, то публичному - неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации);

координация - согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие (понятии, действий, составных частей чего-либо и т.д.) Например: прокуроры координируют работу по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, кроме судов.

субординация – это система подчинения ниже стоящих органов и должностных лиц вышестоящим, исполнение правил служебной дисциплины.

4) имущественный статус участников отношений (в частном праве они характеризуются имущественной самостоятельностью).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и др.

 

 

Внутригосударственное и международное право.

 

В решении вопроса о характере взаимосвязи и взаимодействия международного и внутригосударственного права исторически прослеживаются три различных подхода — дуалистический и монистический в двух его взаимоисключающих вариантах.

Дуалистический подход, оформившийся с течением времени в одноименную концепцию, в качестве основного выдвигает тезис об одновременном существовании и развитии двух взаимосвязанных между собой, взаимозависимых и взаимодействующих друг с другом международной и национальной правовых систем.

Суть дуализма заключается в том, что международное и внутригосударственное право рассматриваются как два различных, относительно самостоятельных правопорядка.

Дуалистический подход не только не отрицает, а, наоборот, предполагает взаимосвязь, взаимодействие и взаимное влияние международного права и национальных правовых систем.

Внутригосударственное право оказывает влияние на международное двумя основными путями:

1) Материальное влияние - путем предопределения сущности и содержания международного права (воздействие внутригосударственного права на международное через опосредованную с помощью составляющих его норм внутреннюю и внешнюю политику государства);

2) Процессуальное влияние – в силу воздействия внутригосударственного права на процесс создания и реализации норм международного права (через систему норм национального права, опосредующих внутригосударственные отношения, и проводимую внутри страны и за ее пределами политику государством не только оказывается влияние на содержание принимаемых международно-правовых актов, заключаемых договоров и соглашений, но и предопределяется порядок их принятия и заключения, а вместе с тем и порядок их реализации).

В международно-правовом и во внутригосударственном плане суть принципа уважения прав человека, в конечном счете, сводятся к тому, что все государства, государственные органы и должностные лица:

а) должны уважать основные права и свободы, как своих граждан, так и всех других лиц, находящихся на территории данного государства;

б) принимать меры к их осуществлению и недопущению, какой бы то ни было дискриминации;

в) содействовать всеобщему уважению прав и свобод человека и сотрудничеству в целях их осуществления.

Монистический подход. Наряду с дуалистическим подходом к оценке характера взаимоотношений международного и национального права в государственно-правовой практике широко используется также монистический подход.

Суть его состоит в отрицании относительной самостоятельности систем международного и национального права и нередко в рассмотрении их в качестве интегрированных друг в друга и составляющих некое единое целое правовых систем.

Различают два варианта монистической теории, которые не только противоречат друг другу, но и взаимно друг друга исключают:

1) исходит из того, что в процессе взаимосвязи и взаимодействия международного и национального права последнее обладает приоритетом в отношении первого. Этот вариант монистической теории, исходящий из примата национального права, имеет две разновидности:

а) идея о приоритете национального права над международным, рассматривают международное право как, неотъемлемую часть национального права (например, первоначально Англия и США);

б) международное право расценивается как нечто несовместимое с национальным правом, а в некоторых отношениях даже чуждое ему (до 2 Мировой войны - Япония, СССР).

2) примат международного права над национальным.

Отличие внутригосударственного права от международного.

1) По своим источникам.

У государства – обычай в пределах государства.

В международном праве – обычай в правовой семье.

2) По регулируемым отношениям.

Внутригосударственное право само регулирует отношения.

Международное право регулирует отношения между государствами-членами семьи народов.

По содержанию права.

Внутригосударственное право – право суверенно над отдельными лицами, подчиненными его власти.

Международное право – право между суверенными государствами, а не над ними.

 

 

  1. Понятие системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

 

Система права и система законодательства — это тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности — права. Они соотносятся между собой, как форма и содержание.

Система права, по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательствавнешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов.

Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Вместе с тем система права и система законодательства - это хотя и тесно связанные, но разные системы.

Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является нормы, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права — это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в разном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т. д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал рассредоточен по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное право, трудовое, административное и т. д.). Он наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоническое развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Во-вторых, законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. п.).

В-третьих, в основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи, с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества.

В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство. Горизонтальная же структура права — это его деление на нормы, отрасли, институты и т. д.

Необходимость проводить различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т. е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную и логическую систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства — это и теоретическая, и практическая задача. Надлежащее ее решение должно обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

 

 

  1. Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов.

 

Систематизация законодательстваэто деятельность, направленная на приведение законодательства в определенную систему.

Систематизация законодательства имеет очень важное практическое значение т.к. облегчает доступ к законодательству со стороны заинтересованных лиц, особенно правоприменителей.

Традиционно выделяют 2 основные формы систематизации законодательства:

1) Инкорпорация – наиболее простая и наиболее распространенная форма систематизации законодательства. Она состоит в создании различных сборников, т.е. сборников в которых собраны или объединены НПА. Никакой правотворческой деятельности, никакого изменения НПА по существу не происходит. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

Официальную, осуществляют лица или органы специально уполномоченные на это гос-ом.

Неофициальная инкорпорация осуществляется любыми лицами, чаще всего её осущ-ют учёные юристы.

Кроме такой классификации инкорпорацию также подразделяют на систематическую (предметную) и хронологическую.

При систематической инкорпорации НПА располагаются в сборниках по предметам правового регулирования.

При хронологической инкорпорации располагаются в сборниках по временному признаку, с учетом момента времени их принятия.

2) Кодификация – это более сложная форма систематизации законодательства, поскольку она связана с правотворчеством, т.е. с созданием определенных кодифицированных актов содержащих новые нормы права.

В процессе кодификации создаются обычно такие кодифицированные акты как: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Наиболее значимые первые две. По сути дела кодифицированный акт имеет силу закона.

В литературе принято выделять несколько видов кодификации законодательства:

1) Всеобщая кодификация, предполагает кодификацию всего действующего законодательства, носит больше теоретический характер.

2) Межотраслевая кодификация, при которой создаётся кодифицированный акт, содержащий нормы разных отраслей права (кодекс торгового мореплавания РФ).

3) Отраслевая кодификация, наиболее распространенный вид кодификации. Многие кодифицированные акты создаются в рамках той или иной отрасли права (гр., уг. кодексы). Кодекс содержит основные нормы отрасли права.

4) Внутриотраслевая кодификация, при ней создаются кодифицированные акты, включающие нормы либо подотраслей, либо определенных институтов соответствующей отрасли права (жилищный кодекс РФ).

Помимо инкорпорации и кодификации в научной и учебной литературе выделяют и такие формы систематизации законодательства как консолидация и учет законодательства.

Консолидация – это форма систематизации промежуточная между инкорпорацией и кодификацией. Распространена во Франции при консолидации тоже создается кодификационный акт в состав, которого включаются нормы ранее действующих НПА. Никаких правовых норм такой акт не устанавливает.

Широкое распространение имеет так называемый учет законодательства – это систематизация, которая осущ-ся в различных организациях чисто в практических целях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.042 с.)