Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение права с нормами морали, обычаями и корпоративными нормами.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Право и мораль. Мораль – это представления людей о добре и зле, о долге, чести и достоинстве, а справедливом и несправедливом, и соответствующие этим представлениям нормы. Мораль складывается из: 1. Из представлений людей о добре и зле и тд. 2. Из норм которые соответствуют этим представлениям. Единство права и морали выражается в наличии у них определенных общих черт: право и мораль – это: 1) правила поведения, 2) обладают общим характером, 3) это регулятор общ-ых отношений, 4) это продукты сознательной волевой деятельности людей. Различия права и морали выражается в следующем: 1) нормы права устанавливаются гос-ом в отличии от норм морали. 2) Нормы права всегда обеспечиваются гос-ом. Нормы морали обеспечиваются гос-ом только в отдельных случаях. 3) Нормы права – это общеобязательные правила поведения. 4) Нормы права – это формально определенные правила поведения. 5) Можно назвать и такое различие по времени возникновения исторически мораль возникла задолго до возникновения гос-ва и права. Права и мораль тесно взаимодействуют между собой: 1) Право в процессе регулирования общ-ых отношений опирается на нормы морали и учитывает их в этой связи право приобретает всегда нравственное содержание. 2) Мораль получает определенную поддержку со стороны права, мораль способна активно изменятся в сознании людей. 3) Некоторые нормы морали обеспечиваются принудительной силой гос-ва. Несмотря на тесное взаимодействие между правом и моралью могут возникать противоречия.
Право и обычай. Обычай - это правила поведения сложившиеся в результате повторения людьми определенных действий. Обычаи рождаются постепенно и передаются по поколениям. Традиции рождаются в следствие почитания. Иногда обычаи и традиции отождествляются, хотя между ними есть различия. 1. Обычай- это конкретные правила поведения. Традиция- это несколько абстрактное правило поведения, выступающая как определённая линия поведения. 2. Обычай формируется постепенно, традиции в результате почина. Единство право и обычая заключается в том что это: 1) это правила поведения (это общие правила поведения), 2) это регуляторы общественных отношений. Различие: 1) право общеобязательно, а обычай не общеобязателен 2) право это единая система, а обычай носит локальный хар-тер. 3) право это формально-определённые правила поведения, а обычаи носят устный хар-р, и содержится в пословицах и т.п. 4) право обеспечивается гос-ым принуждением, а обычаи не обеспечиваются гос-ым принуждением. Взаимодействие: право и обычаи регулируют правила поведения вместе они как бы соприкасаются, право часто учитывает действия обычаев иногда обычаи возносят в ранге правовых обычаев и обычай становится правом, иногда право выступает против обычаев.
Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы – это правила поведения регулирующие общ-ые отношения внутри различных общ-ых орг-ий между их членами. Единство права и корпоративных норм выражается в наличии у них определенных общих черт: 1) это правила поведения, право 2) обладают общим характером, 3) это регулятор общ-ых отношений, 4) это продукты сознательной волевой деятельности людей. Право и корпоративные нормы обладают формальной определенностью. Различия: 1) нормы права устанавливаются гос-ом в отличие от корпоративных норм. 2) Нормы права всегда обеспечиваются гос-ом, а корпоративные нормы только в отдельных случаях. 3) Нормы права – это общеобязательные правила поведения. Взаимодействие: 1) Корпоративные нормы получают жизнь со стороны права, корпоративные нормы способны активно изменятся в сознании людей. 2) Некоторые корпоративные нормы обеспечиваются принудительной силой гос-ва.
Технические нормы это целевые правила общего характера. Регламентируя тем или иным способом поведение людей в сфере их производственно-технической деятельности, в сфере техники, технические нормы и отражают обобщенный производственной опыт, закон природы и свойства вещества природы, лежащие в основе техники созданной человеком. Чтобы стать нормой, техническое правило должно приобрести черты правила общего характера, должно стать мерой поведения не отдельного индивида, а коллектива. К техническим нормам в широком смысле относят нормы: санитарно-гигиенические, научно-технические, экологические, правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья топлива, электроэнергии и т.д. Среди технических норм есть такие, которые в силу своей значимости получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу, получив название технико-правовых (вопрос о технико-правовых нормах, несмотря на свое значение, остается одним из малоисследованных в теории государства и права). Существуют некоторые группы технических норм, находящих закрепление в законодательстве, превращаясь в нормы технико-юридического характера. К этим нормам относятся технические условия (ТУ), различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации транспорта, оборудования), индексы загрязнения окружающей среды и др. За нарушения этих норм установлена юридическая ответственность: имущественная, административная, уголовная. Следует подчеркнуть, что роль технических норм в регулировании общественных отношений становится более действенной тогда, когда они облекаются в форму других социальных норм в особенности правовых. Подобные, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: 1) они исходят от государства, выражают его волю; 2) обеспечиваются возможностью принуждения; 3) закрепляются в специальных актах; 4) регулируют, хотя и специфические, но весьма важные отношения. Граница между ТН и СН проходит главным образом по предмету регулирования. Технические нормы имеют социальный характер. Но в отличие от норм социальных, которые регулируют отношения непосредственно между людьми (человек-человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек-техника-человек). Общее у технических и социальных норм, то, что они имеют дело с человеческой деятельностью. Общее и особенное в праве и иных социальных нормах.
Одним из объективных свойств права как социального регулятора является формальная определенность, то есть определенность по форме. Под формой права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права — внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма — это закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения, а внутренняя — эта та самая формальная определенность, которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы. Различают источники права в трех смыслах: материальном, идеологическом и формально-юридическом. Источник права в материальном смысле показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова, главный правообразующий фактор. Здесь имеется в виду постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально-экономических отношений, материальные и иные потребности. Источник права в идеологическом смысле - это правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право. Господствующая правовая идеология - важнейшая предпосылка формирования права. Значение термина " источник права " в юридическом смысле следует понимать только как специфическую форму выражения правовых норм и придания им значения обязательности. Таким образом, юридическими источниками, или формами права являются официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве. Проблема выбора формы права чрезвычайно важна, ибо от этого зависит юридическая сила данного регулятора, его место и роль в правовой системе, а в конечном счете - и эффективность. Виды форм (источников) права 1) Правовой обычай - обычай, санкционированный государством. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, но обретает возможность государственно-принудительной реализации: если не сработает сила привычки, к делу подключится государство. Государственное санкционирование обычая производится двумя способами: а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю); б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения. В отечественной правовой литературе под обычаем понимают - правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени. Отечественная доктрина подразделяет обычаи на неправовые и правовые. Неправовой обычай — это обычай, который либо действует в обществе, где право исторически еще не сложилось (обычай родового общества), либо, действуя в государственно-организованном обществе или обществе, переход-ном к нему, регулирует неправовую социальную сферу (например, сферу этикета). Под правовым обычаем - понимается обычай, получивший санкцию государства и признаваемый вследствие этого источником права. 2) Судебный прецедент, который признавался источником права еще в Древнем Риме (преторское право). Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии). Суть доктрины прецедента — в обязанности судов следовать решениям судов более высокого уровня, а также в связанности апелляционных судов своими прежними решениями. В Англии к таким относятся Высокий суд, Апелляционный суд, палата Лордов. Условием действия системы прецедентов является наличие источников информации о прецедентах, т. е. судебных отчетов. В российской правовой системе судебный прецедент официально источником права не признан. Хотя, как отмечается в литературе, тенденция к такому признанию имеется. Юридический прецедент (судебный или административный) - это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при рассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом. 3) Нормативно-правовой договор. Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором - выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила. Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права, с развитием рыночных отношений получает распространение в сфере гражданского и трудового права. 4) Нормативно-правовой акт - официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме: а) компетентными органами государства, б) в порядке делегированного законодательства, в) в порядке референдума. Нормативно-правовыми они называются потому, что содержат нормы права. По существу, данное понятие является синонимом понятия "законодательство" в широком смысле. Это основной источник права в странах романо-германской правовой семьи. Представляя важнейшую составляющую системы источников права, нормативно-правовые акты образуют в своей совокупности сложную структуру, построенную как по горизонтальному (отраслевому), так и по вертикальному (иерархическому) принципу. В Российской Федерации законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные. К числу конституционных относятся: а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны), б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции, в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации. Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить. В Российской Федерации, подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие: а) указы Президента РФ, б) нормативные акты Правительства РФ, в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств) На уровне субъектов РФ - республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации. В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (т.е. мнения авторитетных ученых по вопросам права, правовые теории, учения о праве). Во многих странах как континентального, так и общего права, источником норм являются общие принципы права. Вместе с тем сегодня отсутствует единая концепция принципов права как источника права. Неодинакова также их роль в правовой системе. В качестве принципов права в истории права, а также в рамках правовых семей выступают божественная воля, разум, справедливость, неотчуждаемые права человека как высшая ценность и т. д.
Нормативно-правовой акт (НПА) - этот источник права известен с древних времен, но наибольшее распространение он получил с 19го века во многих странах. Нормативно-правовой акт - официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме: а) компетентными органами государства, б) в порядке делегированного законодательства, в) в порядке референдума. Нормативно-правовыми они называются потому, что содержат нормы права. По существу, данное понятие является синонимом понятия "законодательство" в широком смысле. Это основной источник права в странах романо-германской правовой семьи. Представляя важнейшую составляющую системы источников права, нормативно-правовые акты образуют в своей совокупности сложную структуру, построенную как по горизонтальному (отраслевому), так и по вертикальному (иерархическому) принципу. В РФ данный источник имеет наибольшее распространение. Совокупность действующих в гос-ве НПА именуются законом. НПА принято классифицировать по различным основаниям: 1) По субъектам правотворчества: а) акты гос органов и орг-ий, б) акты не гос-ых органов и орг-ий, в) совместные акты, г) акты народного правотворчества. Основной разновидностью НПА являются НПА установленные гос органами и орг-ями. 2ая разновидность акты не гос-ых органов и орг-ий принимаются с разрешения гос-ва. 3ая разновидность (совместные НПА) – в современной практике РФ нет таких актов, но в прошлые годы они были. Это акты, издаваемые органами гос власти совместно с негос-ми органами. 4ая – акты народного правотворчества – это НПА принимаемые населением (например, референдум). 2) С учетом действия НПА во времени: а) Постоянные – это НПА действующие неопределенно длительное время. б) Временные – это НПА срок действия, которых ограничен (срок действия указа). в) Чрезвычайные – это НПА, действующие в определённых условиях (в военное время). 3) С учетом действия в пространстве: а) общие (федеральные) – действуют на территории всей страны. б) субъектов федерации – действуют на территории субъекта федерации. в) местные – действуют на территории соответствующих территориальных образований. 4) С учетом действия НПА по кругу лиц: а) общие - распространяют свое действие на всех граждан гос-ва (конституция,). б) специальные - распространяющие свое действие на определенные категории субъектов (на студентов, следователей и т.п.). в) исключительные - направляющие свое действие на особые категории субъекта (дипломаты). Такие акты исключают действие общих и специальных норм.
Правотворчество - это деятельность, направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество госуд-ая деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой (исключ. правом) гос-ва. Правотворческая деятельность основана на целом ряде принципов т.е. определенных идей начал на которых основывается правотворчество. К основным принципам правотворчества относятся: 1) принцип демократизма, который означает, что правотворческой деятельностью занимаются различные органы и орг-ии. Кроме того, нередко в правотворческой деятельности в тех или иных формах принимает участие население. 2) принцип законности, он выражается в том, что правотворческой деятельностью различные органы и орг-ии могут заниматься только в пределах своей компетенции. 3) принцип научности. Правотворческая деятельность должна осущ-ся на научных основах. 4) принцип профессионализма, говорит о том, что НПА должны приниматься на профессиональной основе. Либо непосредственно профессионалами или с привлечением профессионалов. 5) принцип оперативности, он говори о том, что правотворчество должно оперативно реагировать на изменения, происходящие в общ-ой жизни, а также оценивать НПА на предмет их эффективности. Субъекты правотворчества – это лица осущ-ие правотворческую деятельность. Основными субъектами правотворчества являются гос-ые органы и гос-ые орг-ии. Кроме гос-ых органов и орг-ий субъектами правотворчества могут быть и не гос органы и орг-ии. Но субъектами правотворчества они становятся с санкции гос-ва, а именно тогда когда гос-во делегирует часть своих полномочий не гос-ым органам и орг-ям. В настоящее время органы местного самоуправления это не гос-ые органы, но они осущ-ют правотворческую деятельность. Кроме не гос-ых орг-ий субъектом правотворчества может выступить народ в целом (в порядке референдума). Стадии правотворчества (правотворческого процесса). Правотворчество всегда протекает как определенный процесс, который в своем развитии проходит несколько этапов или стадий. Вопрос о стадиях правотворческого процесса является в юр-ой науке дискуссионным. Наиболее приемлемой представляется точка зрения, согласно которой правотворческий процесс подразделяется на 2 этапа: 1) этап правотворчества связан с подготовкой проекта НПА. Этот этап является подготовительным и в своем развитии проходит 4 основные стадии: а) связана с принятием решением о подготовке проекта соответствующего НПА. Нередко такое решение выр-ся в утверждении плана законопроектных работ, того или иного правотворческого органа. б) связана с разработкой (подготовкой) проекта НПА. Проект НПА может разрабатываться либо самим органом, либо поручается тем или иным органам или каким то лицам. После того как проект юр-го акта подготовлен, наступает 3 стадия в) стадия предварительного обсуждения НПА. г) стадия утверждения проекта НПА. 2) этап правотворчества связан с принятием НПА. Это основной этап правотворчества, который в своем развитии тоже проходит 4 стадии: а) стадия правотворческой инициативы. Это внесение проекта НПА в правотворческий орган. Разновидностью правотворческой инициативы является законодательная инициатива – это внесение проекта закона в законодательный орган. б) стадия связана с обсуждением проекта НПА в правотворческом органе. в) стадия связана с принятием НПА правотворческим органом (кульминация). г) стадия это стадия подписания НПА и его официального опубликования (промульгация). Правотворчество необходимо отличать от правообразования. Правообразование - это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа: 1) это возникновение общ-ых отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось. 2) связан с осознанием необходимости правового регулирования данных общ-ых отношений. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание. 3) связан с правотворчеством. На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права. Правотворчество заключительный этап правообразования.
Юридическая техника – это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов. Исходя из этого определения можно выделить 2 основных вида юр-ой техники. 1) Правотворческая техника Правотворческую технику составляют правила, средства, и приемы которые используются при подготовке, оформлении и систематизации НПА. Разновидностью правотворческой техники является законодательная техника. 2) Техника индивидуальных правовых актов. Техника индивидуальных правовых актов – это совокупность правил, средств и приемов которые используются при подготовке и оформлении индивидуальных правовых актов (актов применения права, индивидуальных договоров и т.п.). Содержание юр-ой техники складывается из 3х основных элементов: 1) Правила юр-ой техники – подразделяются на 3 категории или части: а) правила относящиеся к внешнему оформлению НПА. Каждый НПА должен иметь заголовок, указывающий на вид НПА. Должно быть название (о чём), место и время принятия, нередко регистрационный номер и подпись официальных лиц. б) правила относящиеся к содержанию и внутренней структуре НПА. в) правила относящиеся к изложению самих норм права. 2) Средства юр-ой техники – подразделяются на общие и специальные. К общим средствам юр-ой техники относят терминологию т.е. это язык который является государственным. Терминология подразделяется на общеупотребительную (лит-ый язык), специальная юр-ая терминология (выраж-ся юр-ой наукой), и специально техническая терминология (относится к др. областям знаний). Кроме общих средств используются и спец-ые средства. К ним относятся прежде всего юр-ие конструкции – идеальные модели, схемы, шаблоны которые вырабатываются юр-ой наукой и юр-ой практикой. Кроме юр-их конструкций к специальным юр-им средствам относятся презумпции и фикции. Презумпции - это предположения о сущности тех или иных фактов которые используются в процессе доказывания. Фикции – это сформулированные в законодательстве положения о не существующих явлениях, которые принимаются как действительные.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 9661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.011 с.) |