Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца



Развитие сенсорной и моторной активности младенца происходит не одновременно. Важнейшая особенность состоит в том, что высшие анализаторы - зрение и слух - опережают развитие руки как органа осязания и органа движения.

В возрасте 4 месяцев устанавливается связь между слухом и зрением, что значительно расширяет контакты ребёнка с окружающим миром.

С освоением хватания начинается развитие руки как анализатора. К 10-11 месяцам ребёнок, прежде чем взять предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной. Следовательно, зрительное восприятие ребёнком этих признаков в объектах направляет его практические действия. Во втором полугодии жизни возникает активное рассматривание, обследование предметов, которое связано с манипулированием. Складываются зрительно-двигательные координации (Д. Б. Эльконин). В процессе хватания и манипулирования ребёнок узнаёт свойства предметов.

К концу первого месяца ребёнок прислушивается к речи взрослого. В первые три месяца у него появляются ответные голосовые реакции, что свидетельствует о начале развития голосового аппарата, звуковой речи. В 4-5 месяцев младенец различает интонации обращенной к нему речи, к 6 месяцам узнаёт своё имя, с 7 до 10 месяцев начинает понимать речь взрослого. Начальная форма понимания речи строится на основе зрительной ориентировки. Складывается связь между предметом, действием с ним и словом взрослого.

Практически сразу после рождения (в 1 - 3 день) ребёнок реагирует на слуховые раздражители. Дети 7-8 месяцев различают запах духов и камфары. У грудного ребёнка можно констатировать реакцию на холод (Красногорский, Рёлеман). Дети рано начинают дифференцировать цвета, по-разному реагируют на них уже с 6 месяцев.

Ребёнок познаёт пространство по мере того, как он им овладевает. Ряд исследователей (В.Штерн, Болдуин) различают у детей «пропространство» (или «ротовое» пространство), «близкое» (хватательное), и «далекое» пространство. Последним ребёнок овладевает постепенно, оно становится близким, по мере появления у ребёнка возможности самостоятельно передвигаться. Далёкое пространство сначала малодифференцировано, оценка расстояния очень неточна. Далёкие объекты вследствие незрелости аккомодации и конвергенции вообще не замечаются годовалым ребёнком, а образуют неопределенный фон (В.Штерн).

Исследователи (Н.М. Щелованов, М.А. Аскарина, М.М. Кольцова и др.) подчеркивают потребность младенца в движениях. Ограничение двигательной активности уже на первом месяце жизни вызывает у ребёнка беспокойство.

Ф.Я Абрамович-Лехтман выделила 6 этапов действия ребёнка с предметом.

1. Активное бодрствование (от «до 4-5 недель).

2. Сенсорная активность - реакция оживления (1,5-3 месяца).

3. «Преддействие» - длительно фиксирует взгляд, шевелится, ощупывает кисти рук (2,5-4,5 мес.).

4. Простое «результативное» действие - формируется хватание (4-7 мес.).

5. «Соотносящее» действие - захватывание предмета происходит посредством противопоставления большого пальца (7-10 мес.).

6. Функциональное действие (10-12 мес.) формируется ориентировочно-исследовательский рефлекс «что с этим можно делать?» (И.П. Павлов). Хватание возникает не на базе рефлекса Робинсона, а благодаря установлению

условно-рефлекторных связей между зрительными, слуховыми, тактильными,

двигательными и другими анализаторами (М.Ю. Кистяковская).

В период с 7-го по 10-й месяц происходит формирование активного манипулирования с предметом. Формируется система движений.

На 11 месяце ребёнок начинает манипулировать двумя предметами. Появляется элементарное планирование действий. Развитие всё более тонких и точных движений рук, пальцев, выработка условно-рефлекторных движений пальцев и ладони отражают не только совершенствование двигательных функций речи, но и усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга ребёнка. Специально организуемая деятельность ребёнка с предметами приводит к развитию наглядно-действенного мышления.

Направленность действия на получение результата формирует зачатки волевых качеств.

Разнообразные действия с предметами служат фундаментом более сложных игр на втором году жизни. С образованием предметных действий зрение и слух приобретают решающее значение в развитии рецепторной и двигательной сферы.

Сенсорное развитие в младенческом возрасте имеет свои особенности:

- складывается акт рассматривания предметов;

- формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения;

- устанавливаются двигательно-зрительные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

- устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

В течение первых двух месяцев жизни у ребёнка интенсивно развиваются движения глаз. Акт смотрения развивается следующим путём:

2-3 недели - конвергенция глаз;

3-5 недель - задержка взора на предмете;

4-5 недель - следит за предметом на расстоянии 1-1,5 м.

2 месяца - следит за предметом на расстоянии 2-4 м.

3 месяца - следит за предметом на расстоянии 4-7 м.

К 4 месяцам акт смотрения достаточно сформирован. (Д.Б. Эльконин).

Возникновение и формирование основных двигательных реакций на первом году жизни ребёнка было изучено Н.А. Фигуриным и М.П. Денисовой. Авторами выделены следующие закономерности развития двигательных реакций у ребенка: конец 2-го месяца жизни - задержка взора на предмете; 2,5 м. - улыбка на говорящее лицо; З мес.- звуки при разговоре; 3,5 м. - слежение за предметом глазами, мигание при быстром приближении предмета; лежа на животе, ребенок поднимет голову, держит ее. В 4 м. – поворачивает голову на голос сбоку, направляет руки к объекту, ощупывает. 4,5 м. - поворачивает голову на звонок сбоку. 5м.- крик при резком звуке, хватание предмета над грудью. 5,5 м. - симптом Кернига, сопротивление выпрямлению ноги в коленном суставе при согнутом тазобедренном исчезает. 6 м. — поставленный, не прогибает ножек, сидит с поддержкой, хватание предмета над лицом. 7м.- локальная реакция с век (потирает рукой при раздражении), стоит взятый за руки. 7,5 м. - локальная реакция с носа. 8м,- сидит без поддержки, поднимается на ручки из положения лежа на животе. 8,5 м. - стоит, держась за опору. 9м.- сидит самостоятельно, встаёт самостоятельно. 10м.- стоит, ползает, ходит за обе ручки. 10,5 м. - локальная реакция с уха. 12м.- ходит за одну ручку. 13м.- ходит без поддержки.

 

Развитие познавательной активности ребенка

Развитие внимания в младенчестве.

Младенцу присуще природное внимание, данное человеку с рождения в виде способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Первые реакции на раздражители у ребёнка наблюдаются сразу после рождения. На первом месяце жизни у ребёнка появляется ориентировочный рефлекс «что такое?», который после шести месяцев преобразуется в рефлекс «что с этим делать?». Это связано с освоением хватания.

В конце года на основе манипулирования с предметами возникает распределение внимания, когда ребёнок действует одновременно с двумя предметами, переключение внимания.

В развитии внимания отмечается, прежде всего, его диффузный, неустойчивый характер, однако иногда какие-либо элементарные акты связанные со значительной эмоциональной зарядкой могут на более или менее длительное время привлечь внимание младенца.

Сосредоточение внимания обеспечивает ребенку выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, предметов и действий с ними. Сосредоточение влечёт за собой развитие познавательного отношения к окружающему.

Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.

Развитие памяти младенца.

Сразу после рождения ребенка приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На 3-4 месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Создаётся фундамент образной памяти.

Исследования памяти младенца позволили выделить следующие закономерности ее развития: в 3-4 месяца ребёнок узнаёт предметы связанные с кормлением, в 5 мес. отличает людей по голосу, в 6 мес. выделяет любимую игрушку, в 8-9 мес. ребёнок узнаёт знакомого человека после двух-трёх недельной разлуки. К 12 мес. различает мелодию, ранее вызывавшую у него положительные эмоции, выполняет по просьбе несложные движения.

Память младенца проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением; материал фиксируется непроизвольно; память функционирует «внутри» ощущений и восприятия.

Важным моментом в развитии памяти является её выделение из процесса ощущения и восприятия. Создаётся возможность воспроизвести образ предмета в его отсутствии (в конце первого года жизни). Так, на вопрос взрослого: «Где киска?» ребенок начинает ее искать.

Сначала у ребёнка развивается двигательная, эмоциональная и образная память, к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.01 с.)