Тема 2: история развития культуры речи как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2: история развития культуры речи как науки



Вопросы для обсуждения:

1. Зарождение основных понятий. Античный период развития риторики.

2. Гомилетика Средневековый период. Средневековый период.

3. Теория красноречия в России в18 – 19 веках.

4. Современный период развития культуры речи.

 

Задания:

1. Подготовьте сообщение по одной из работ (5-7 мин.):

a) античных риторов (Аристотель «Риторика», Цицерон Марк Тулий «Об авторе», «Оратор», Квинтилиан Марк Фабий «Правила ораторского искусства» и др.);

b) теоретиков гомилетики (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст);

c) теоретиков русского красноречия 18-19 веков (М.В.Ломоносов, М.М.Сперанский, Мерзляков, Кошанский).

Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Культура русской речи: Учебник для вузов./ Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М., любое издание.

2. Апресян Г. З. Ораторское искусство. – М., 1978.

  1. Львов М. Р. Риторика. – М., 1996.

Дополнительная

  1. Алявдин А. П. Гомилетика // Христианство. Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 423 – 424.
  2. Аверинцев С. С. Античная риторика и судьбы античного рационализма. – М., 1991.
  3. Античные риторики. – М., 1978.

7. Антология русской риторики. – М., 1995.

8. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч. В 4-х тт. – М., 1984. Т.4.

9. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. – М., 1991.

10. Брынская О. П.Систематизация основных понятий риторики, данных в трактате Аристотеля "Риторика". – М., 1987.

11. Гаспаров М. Л.Античная риторика как система // Античная риторика: Риторическая теория и литературная практика. – М., 1991.

  1. Гаспаров М. Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1974. С. 18 – 20.

13. Грималь П. Цицерон. – М., 1991.

14. Иоанн Златоуст: Полн. собр. творений Святого Иоанна Златоуста. В 12-ти тт. – М., 1991. Т.1. В 2-х кн.; Т.2. Кн.1. 1993. Кн.2. 1994.

15. Кнабе Г. С. Цицерон, античная классика и рождение классицизма // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994.

16. Ломоносов М.В.Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Антология русской риторики. – М., 1995.

17. Мастера красноречия. – М., 1991.

18. Ораторское искусство: Хрестоматия. – М., 1978.

19. Ораторы Греции. – М., 1985.

20. Речи известных русских юристов. – М., 1985.

  1. Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л. К. Граудина. – М., 1996.

22. Цицерон. Об ораторе // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994.

Раздел 2.Нормативный аспект культуры речи (Ортология)

 

Тема 3: Литературная норма

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «литературная норма». Вариативность и норма.

Проблемы кодификации.

2. Виды норм по способу действия.

3. Ортологические словари. Вариантность нормы и ее отражение в словарях.

4. Виды речевых ошибок.

Список рекомендуемой литературы

 

  1. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.
  2. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982.
  3. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М., любое издание.

 

Тема 4: Структурно-языковые типы норм

Вопросы для обсуждения:

1. Орфоэпические нормы. Основные нормы произношения в современном литературном языке.

2. Нормы ударения. Особенности русского ударения. Трудные случаи постановки ударения. Случаи вариативности в нормах ударения, причины появления вариантов.

3. Словообразовательная норма.

4. Лексические нормы литературного языка. Своеобразие лексической нормы. Новые явления в лексике современного русского языка.

5. «Грамматические нормы»: содержание понятия. Морфологические нормы. Особые случаи образования форм разных частей речи. Синтаксические нормы.

6. Стилистические нормы в русском языке.

Задания:

1. Выпишите в тетрадь из акцентологических словарей по три примера на разные виды норм: строгую (императивную), альтернативную и мягкую (допускающую).

2. Запишите данные слова в три столбика в соответствии с нормой произношения. Пользуйтесь специализированными ортологическими словарями.

 

Сочетание чн произносится как [шн] Норма допускает то и другое произношение   Сочетание чн произносится как [чн]

 

Нарочно, прачечная, яичница, булочная, горячечный, беспечный, ячневый, сердечный, скворечник, встречный, мелочный, Кузьминична, скучно, подсвечник, взяточник, бутылочный

 

3. Прочитайте данные слова.

[э] или [о] под ударением? Афера, блеклый, блеф, гравер, двоеженец, двоеженство, заем, истекший, маневры, новорожденный, опека.

Мягкий или твердый перед е? Анестезия, бизнес, бизнесмен, вексель, гантели, декан, деканат, индекс, интервью, кредо, метрдотель, нонсенс, свитер, темп.

 

 

4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа данных существительных в соответствии с литературной нормой:

бухгалтер- приговор- счет- почерк- инспектор- директор- рапорт- отпуск- ордер- пропуск- срок- ректор-

5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа данных существительных:

сын- брат- зраза- сапог- носок- чулок- туркмен- полотенце- плечо- туфля- капля- лезвие- серьга- узбек-    

6. Определите род существительных:

Алиби,бра,кепи,вольер,пушту,салями,кенгуру,колибри,иваси,визави.диван-кровать,кресло-кровать,платье-халат, блок-схема, программа-консультант, ЮНЕСКО.

7. Подберите к данным словам.

 

а) антонимы:

преступник -

привлечение -

отягчающее -

нападение -

тайное -

б) синонимы:

исключительная мера наказания -

тайное похищение -

открытое похищение –

8. Составьте с данными словами словосочетания.

Подберите к ним синонимы.

двойной - двойственный

единичный - единственный – единый

жилец и житель

информативный и информационный

исполнительный и исполнительский

поддержание – поддержка

согласование – согласованность

федеральный и федеративный

9. Выберите правильный вариант.

1. Находится между

а) двух полюсов

б) двумя полюсами

2. Оплатить

а) за обучение

б) обучение

3. Привести доказательства в подтверждение

а) своих предположении

б) своим предположениям

4. Иметь способность

а) к неограниченному росту

б) неограниченного роста

в) на неограниченный рост

5. Иметь царапины, идентичные

а) с теми, что были на другом осколке

б) тем, что были на другом осколке

6. Возможности конституционного контроля

а) деятельности

б) над деятельностью

в) за деятельностью

 

 

7. Привести пример

а) применению закона

б) применения закона

в) на применение закона

8. Поставить задачу

а) об искоренении причин

б) по искоренению причин

в) искоренения причин

9. Необходимо понимать

а) о том, что говоришь

б) то, о чем говоришь

10. Адвокат уточнил

а) о причине поступка

б) причину поступка

11. Говорил, не касаясь

а) к личности потерпевшего

б) личности потерпевшего

 

10. Познакомьтесь с правилами употребления деепричастных оборотов в приложении. Найдите ошибки употребления деепричастных оборотов в данных предложениях, объясните их и исправьте.

1. Давая показания, ему пришлось рассказать обо всех обстоятельствах совершения преступления.

2. Двигаясь задним ходом, был совершен наезд на "Запорожец».

3. Проехав поворот, до железнодорожного переезда оставалось метров 300-400.

4. Жариков, находясь в кинотеатре в нетрезвом состоянии, был задержан и доставлен в отделение милиции.

5. Учитывая, что Шебалин совершил кражу в крупных размерах, действия его квалифицируются...

6. Пребывая на базе в нетрезвом состоянии, Кочневу было сделано замечание со стороны заведующей складом Юткиной, на которое он не реагировал.

7. Находясь наедине с Дудиной, Головач представилась возможность обо всем договориться с ней.

8. Давая показания, свидетельница Мордокова была опрошена судом.

9. Истомин и Пташкин были задержаны на проходкой мясокомбината, не доведя свой преступный умысел до конца по причинам, от них не зависящим.

10. Ткаченко, совершив кражу, был задержан работниками милиции.

11. Исследуя причины данного преступления, раскрывается ее жизнь шаг за шагом.

12. Избив потерпевшую, ему было стыдно за свои действия.

Список рекомендуемой литературы

1. Русский язык: Справочные материалы (любое издание).

2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения.- М.,1985.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка (издания 80-90-х годов).

4. Орфографический словарь русского языка.- М.,1991.

5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы./ Под. ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина.- М.,1983.

Раздел 3. Коммуникативный аспект культуры речи

 

Тема 5: Основные понятия речевой коммуникации

Вопросы для обсуждения:

    1. Понятие «коммуникативный аспект культуры речи».
    2. Ситуации общения. Виды общения. Действенность речи.
    3. Понятие языковой личности, ее характеристика в аспекте речевой культуры.
    4. Причины коммуникативных неудач.

Список рекомендуемой литературы

Языковой вкус эпохи. – М., 1994.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.02 с.)