Организация проведения занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация проведения занятия



Важным элементом, обеспечивающим качественное решение задач обучения и воспитания, является тщательная общая и непосредствен­ная подготовка к проведению занятий.

Общая подготовка заключается в изучении руководящих документов, определяющих задачи, содержание и организацию учебного процесса

Общая подготовка, кроме повышения уровня эрудиции, позволяет излагать учебный материал грамотно и содержательно, увязывая его содержание с положением в стране и вооруженных силах, с другими предметами обучения.

Непосредственная подготовка в зависимости от содержания и форм проведения занятий начинается заблаговременно. Опыт показывает, что даже к проведению простого занятия нужно начинать готовиться за 2-3 дня, а к проведению стрельб и учений — за 5-10 дней и более. В не­посредственной подготовке к занятию можно выделить ряд этапов.

1 этап. Уяснение содержания предстоящего занятия, определение его места в подготовке личного состава, анализ результатов предыду­щего занятия по этому предмету.

На этом этапе изучаются соответствующие разделы программ, ус­тавов и наставлений, имеющихся учебных пособий, уточняются связи между темами и занятиями, формулируются цели, учебно-воспита­тельные задачи и учебные вопросы занятия.

2 этап. Определение методов обучения по отдельным структурным частям занятия (учебным вопросам), количества учебных мест, орга­низации работы на учебных точках, предварительный расчет времени.

Руководитель на этом этапе продумывает методику проведения за­нятия, совершенствует свои навыки и умения, добивается образцово­го выполнения приемов и действий.

3 этап. Материальное обеспечение занятия.

Руководителю занятия необходимо определить потребность в учеб­но-материальных средствах, проверить их исправность и наличие, оформить заявки и получить недостающие учебно-материальные

средства, организовать изготовление и подготовку учебно-материаль­ной базы своими силами.

4 этап. Составление плана-конспекта (плана) проведения занятия.

Порядок работы руководителя при подготовке к занятию:

уяснить тему занятия, определить учебные и воспитательные цели. Учебные вопросы:

изучить соответствующие статьи уставов, наставлений, пособий, правил стрельбы, курса стрельб;

определить методику проведения занятия;

подготовить материальное обеспечение и место проведения занятия:

потренироваться в выполнении всех операций, приемов;

составить план-конспект;

подготовить (при необходимости) помощников проведения занятия.

Порядок проведения занятия

Каждое занятие состоит из вступительной (вводной), основной и заключительной части.

Вступительная часть имеет целью подготовить обучаемых к ак­тивной и напряженной учебной работе. Во вступительной (вводной) части целесообразно проверить наличие и внешний вид личного сос­тава, экипировку, наличие рекомендованной литературы и учебных пособий, а также объявить тему, учебные цели и порядок отработки учебных вопросов, установить требования безопасности. При необ­ходимости руководитель проверяет усвоение ранее изученного мате­риала (приемов и действий), знание теоретических положений по те­ме занятия.

Основная часть определяет весь процесс и характер занятий в це­лом. В ней в целесообразной последовательности отрабатываются учебные вопросы, строго выдерживается время на их изучение.

При проведении занятия выбранный метод не может считаться главным или второстепенным. Только будучи включенным в систему методов и в связи с содержанием учебного материала, а также дидак­тической целью учебного занятия, один метод становится ведущим. другой — вспомогательным.

Так, например, при изучении строевых приемов ведущими метода­ми являются показ и упражнение (тренировка), а объяснение играет вспомогательную роль. Когда же речь идет об изучении боевой техни­ки, то ведущим методом становится объяснение в сочетании с показом изучаемого образца.

Вместе с тем при любом сочетании методов (приемов и способов) обучения нельзя обойтись без слова — главного средства общения.

Слово всегда занимало важное место в учебном процессе. Оно яв­ляется не только носителем мысли, но и важным средством воспита­ния, воздействия на чувства обучаемых.

Устная речь несет в себе не только смысловую, но и эмоциональную информацию (в виде интонации, смысловых ударений, повыше­ние и понижение громкости, тембра голоса). Объем этой информа­ции составляет в среднем 75% по отношению к смысловой. Иначе го­воря, количество информации об одном и том же событии, явлении, факте в устном сообщении может быть на 75% больше, чем в пись­менном.

Основными разновидностями устного изложения являются объяс­нение, рассказ.

Объяснение. Здесь главное место отводится приемам доказатель­ства, рассуждения. Объяснить что-либо — значит, ответить на вопро­сы: «Что это такое?», «Почему?», «Отчего?» и т. д.

Объяснение применяется на занятиях по общественно-государ­ственной подготовке, по технической, специальной, тактической, фи­зической и строевой подготовке, при изучении уставов. Чаше всего объяснение сочетается с показом приемов и действий, оружия и бое­вой техники, правил их использования, демонстрацией различного рода наглядных пособий, упражнением обучаемых.

Рассказ представляет собой повествовательно-описательное изло­жение учебного материала руководителем занятия с целью сообщения фактов и выводов, описания событий и явлений. Он применяется обычно на тех занятиях, в ходе которых изучаются исторические собы­тия, явления общественной жизни.

Продолжительность рассказа по времени зависит от характера изу­чаемого материала, места проведения занятия, состава обучаемых и бывает не более 20-30 минут. Обычно рассказ сочетается с объяснени­ем, демонстрацией различного рода наглядных пособий.

Обучение подчиненных по большинству общевойсковых дисцип­лин нужно начинать с образцового показа того или иного приема (действия). Обучение должно проводиться по принципу: «Делай, как я». Личный показ приносит больше пользы, чем любой другой прием.

В ходе занятия необходимо учитывать индивидуальность каждого обучаемого, отмечать положительное в действиях подчиненных, уме­ло и тактично указывать на недостатки и давать индивидуальную оценку каждому, широко использовать соревнование между военнос­лужащими и отделениями (расчетами).

Заключительная часть имеет цель подвести итоги занятия и опреде­лить направление дальнейшей работы. В этой части руководитель на­поминает тему и цели проведенного занятия, проверяет усвоение обу­чаемыми учебного материала (приемов и действий), отмечает успехи и недостатки, объявляет индивидуальные и групповые показатели (оценки), дает указания на устранение недостатков и подготовку к очередному занятию.

Порядок составления плана-конспекта для проведения занятий по ос­новным предметам обучения.

Заключительным этапом подготовки к проведению занятий явля­ется составление плана-конспекта. Это рабочий документ руководите­ля занятий и составляет его каждый в удобной для себя форме.

Важно, чтобы в плане-конспекте нашла выражение подготовитель­ная работа, отражались все элементы организации занятий. План-конспект включает исходные данные, отражаемые в титульном листе, и календарь проведения занятия.

В титульном листе обычно указывают наименование дисциплины (предмет обучения); тему занятия; наименование занятия; вид занятия; учебные и воспитательные цели; состав обучаемых; время, отводимое на занятие и место его проведения; учебно-материальное обеспечение (де­тали, узлы, макеты; планшеты, схемы, технические средства обучения).

Календарь проведения занятия разрабатывается по разделам: вводная часть, основная часть и заключительная часть. На вводную и заключи­тельную части занятия должно быть отведено не более 5-10% времени.

Большая часть времени, 90-95%, отводится на основную часть занятия.

В вводной части отражается, как правило, организация занятия: прием доклада заместителя командира взвода (помощника руководи­теля занятия, дежурного); проверка наличия солдат и сержантов на за­нятии, их внешний вид и экипировка, а при проведении занятия с ору­жием — проверка оружия; объявление темы, учебных целей и вопро­сов занятия, порядок их отработки; количество учебных мест (рабочих точек) и порядок смены на них.

Отдельным разделом (в вводной части) может быть показана орга­низация текущего контроля (усвоение ранее изученного материала). контрольные вопросы, приемы, действия, нормативы.

В основной части излагают основные вопросы занятия с отражени­ем содержания и методики их отработки, распределение учебного вре­мени, необходимые справочные данные.

В заключительной части плана-конспекта отражается последова­тельность подведения итогов занятия:

напоминание темы занятия, определение степени достижения учебных целей и полноты отработки вопросов занятия;

объявление индивидуальных и групповых показателей (оценок);

успехи и недостатки обучаемых;

указания на устранение недостатков и задачи по подготовке к оче­редному занятию;

ответы на возникшие вопросы;

проверка наличия секретных документов, узлов, деталей;

окончание занятия.

План-конспект подписывает руководитель занятия, указывая должность, воинское звание, фамилию и дату его составления.

План-конспект утверждается непосредственным начальником ру­ководителя занятия.

 

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Основой успешного ведения боевых действий подразделений в сов­ременных условиях является надежная и отлаженная система управле­ния войсками. «Исходными исполнителями» общей системы управле­ния войсками являются солдаты, непосредственно управляющие во­оружением и военной техникой, участвующие в отражении ударов воздушного противника. На них в конечном итоге замыкается вся сис­тема управления войсками.

Действиями отделения руководит командир отделения. Отделения в качестве подсистемы организационно входят в систему вышестоя­щего подразделения — взвода, где функцию управления осуществляет командир взвода.

Управление отделением заключается в целенаправленной работе командира отделения по поддержанию в боевой готовности отделения и военной техники, подготовке их к бою и управлении отделением в ходе выполнения поставленных задач. Основой управления является решение командира отделения.

В основе организации боевых действий и реализации принятого решения заложены общие принципы и подходы к работе на всех уров­нях управления. Командиры всех степеней должны придерживаться единого алгоритма работы, который позволяет наиболее успешно вы­полнять поставленные задачи.

Алгоритм работы командира (начальника) имеет общие законо­мерности как в бою, так и в повседневной деятельности. Главным от­личием в работе командиров разных уровней является объем меропри­ятий по организации выполнения задачи и контролю исполнения принятого решения.

Командир отделения должен учитывать, что успешное выполнение поставленных задач зависит от правильности и своевременности при­нятого решения, ясной и четкой постановки задач подчиненным, на­личия времени на подготовку и воли командира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 10151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.015 с.)