Необходима уплата таможенных платежей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходима уплата таможенных платежей



 

Вид таможенного платежа Подлежит уплате при заявлении таможенных режимов
1. Таможенные сборы за таможенное оформление выпуск для свободного обращения; реимпорт; таможенный склад; магазин беспошлинной торговли; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); переработка вне таможенной территории; свободная таможенная зона; свободный склад; экспорт; реэкспорт; уничтожение.
2. Ввозная таможенная пошлина выпуск для свободного обращения; переработка на таможенной территории; временный ввоз.
3. Вывозная таможенная пошлина временный вывоз; переработка вне таможенной территории; экспорт; реэкспорт.
4. Акцизы, налог на добавленную стоимость выпуск для свободного обращения; переработка на таможенной территории; временный ввоз.

 

Таможенные платежи могут уплачиваться как в безналичном порядке на счета таможни, так и наличными денежными средствами в кассу таможни, в которой будет производиться таможенное оформление, либо через расчетно-кассовый центр банка.

В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счет таможни.

При уплате таможенных платежей до или одновременно с принятием таможней таможенной декларации, днем уплаты считается:

–– при безналичной форме уплаты – день списания банком денежных средств со счета плательщика;

–– при наличной форме уплаты – день внесения денежных средств в кассу таможни;

–– при переводе денежных средств через расчетно-кассовый центр банка – день внесения денежных средств в расчетно-кассовый центр банка;

–– при зачете в соответствии с законодательством Республики Беларусь ранее излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей, пени, финансовых санкций и процентов – день их фактической уплаты;

–– при обращении сумм обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенных на депозитный счет таможни, в подлежащие уплате суммы таможенных платежей, процентов – день подачи в таможню письменного заявления плательщика о таком обращении (при условии, что суммы обеспечения уплаты таможенных платежей поступили на депозитный счет таможни).

Согласно ст. 121 Таможенного кодекса, плательщику таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость в исключительных случаях может быть предоставлена отсрочка или рассрочкаих уплаты на срок не более двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

Когда речь идет об отсрочке или рассрочке по уплате таможенных платежей, имеется в виду отсрочка или рассрочка по уплате акцизов, таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, по другим видам таможенных платежей отсрочка или рассрочка не предоставляется.

Решение о предоставлении отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей принимается начальником или заместителем начальника таможни, производящей таможенное оформление, на основании письменного заявления плательщика, поданного в таможню до или одновременно с таможенной декларацией. В качестве исключительных случаев при предоставлении отсрочки либо рассрочки могут рассматриваться следующие случаи:

–– причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия или иных обстоятельств непреодолимой силы;

–– задержка плательщику финансирования из государственного бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

–– перемещение через таможенную границу скоропортящихся товаров;

–– осуществление плательщиком поставок по межправительственным соглашениям;

–– иные, при наличии веских обоснований целесообразности предоставления отсрочки либо рассрочки.

При этом лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей, имеющим задолженность по их уплате, по уплате процентов, пени и финансовых санкций, отсрочка или рассрочка не предоставляется.

За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты в размере учетной ставки Национального банка Республики Беларусь, применяемой на дату уплаты сумм таможенных платежей.

При предоставлении отсрочки либо рассрочки лицо, желающее ее получить, должно представить в таможню обеспечение уплаты таможенных платежей, в качестве которого могут выступать:

1) гарантия банка или иного кредитного учреждения, получившего лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций и включенного в Реестр гарантов обеспечения уплаты таможенных платежей, который ведет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

2) залог товаров и транспортных средств;

3) внесение на депозитный счет таможни, принимающей решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, сумм обеспечения уплаты таможенных платежей в размере причитающихся к уплате сумм.

Подлежащая уплате сумма процентов за предоставленную отсрочку рассчитывается по каждому виду таможенного платежа по формуле:

 

СОТ х Д ОТ х У

ПОТ = ––––––––––––––––––

365 х 100 %

 

где:

ПОТ – сумма подлежащих уплате процентов за предоставленную отсрочку, в белорусских рублях;

СОТ – исчисленная сумма таможенных платежей, на которую фактически предоставлена отсрочка, в белорусских рублях;

ДОТ – фактическое количество дней пользования отсрочкой уплаты таможенных платежей;

У – учетная ставка, применяемая Национальным банком Республики Беларусь на дату уплаты сумм таможенных платежей, в процентах годовых;

365 - количество дней в году.

 

Подлежащая уплате сумма процентов за каждый период предоставленной рассрочки рассчитывается по формуле:

РС - СУПЛ) х ДРС1(2,3,…) х У

ПРС1(2,3,…) = –––––––––––––––––––––––––-

365 х 100 %

где:

ПРС1(2,3,…) – сумма подлежащих уплате процентов за определенный период предоставленной рассрочки, в белорусских рублях;

СРС – исчисленная сумма таможенных платежей, на которую фактически предоставлена рассрочка, в белорусских рублях;

СУПЛ –сумма ранее уплаченных таможенных платежей в предшествующие периоды, в белорусских рублях;

ДРС1(2,3,…) – фактическое количество дней пользования предоставленной рассрочкой уплаты таможенных платежей;

У - учетная ставка, применяемая Национальным банком Республики Беларусь на дату уплаты сумм таможенных платежей, в процентах годовых;

365 – количество дней в году.

 

Общая сумма подлежащих уплате процентов за пользование рассрочкой рассчитывается как сумма процентов за каждый период предоставленной рассрочки.

Отсрочка уплаты акцизов и НДС, а также таможенной пошлины может предоставляться и в других случаях в соответствии с национальным законодательством и международными договорами. Например, отсрочку уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на срок до шести месяцев без уплаты процентов за ее использование может получить предприятие, ввозящее сырье, материалы и комплектующие для производства продукции, предназначенной для экспорта за пределы Республики Беларусь и Российской Федерации. Причем в случае вывоза данных товаров в составе готовой продукции в указанный срок пошлина и налог не взимаются.

Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются в бесспорном порядке таможенными органами Республики Беларусь независимо от обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания таможенных платежей с физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, с которых они взыскиваются в судебном порядке. За время существования задолженности по уплате таможенных платежей взыскивается пеня в размере учетной ставки Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату уплаты за каждый день просрочки, включая день уплаты. При отсутствии на счетах плательщика денежных средств взыскание обращается на гарантов и дебиторов должника, а также лиц, несущих солидарную и субсидиарную ответственность вместе с должником по уплате таможенных платежей, а затем на его имущество.

Суммы таможенных платежей, процентов, излишне поступившие в доход республиканского бюджета в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, по требованию плательщика (заявление в письменном виде) подлежат возврату либо зачету в счет предстоящих платежей, если не истек годичный срок с момента уплаты или взыскания таких платежей.

При возврате (зачете) сумм таможенных платежей и процентов проценты с них не выплачиваются.

Суммы уплаченных или взысканных таможенных платежей и процентов могут рассматриваться как излишне уплаченные или взысканные, если:

¾ суммы таможенных платежей пересчитаны при корректировке таможенной стоимости;

¾ излишняя уплата или взыскание произошли в результате неправильного применения ставок таможенных платежей, официального курса иностранных валют, устанавливаемых Национальным банком;

¾ излишняя уплата или взыскание произошли в период действия льгот по уплате таможенных платежей;

¾ излишняя уплата или взыскание произошло в результате изменения законодательства Республики Беларусь после проведения таможенного оформления товара, но вступившего в силу до либо в момент принятия таможенной декларации для целей таможенного оформления;

¾ в отношении товара восстановлен режим наибольшего благоприятствования или преференциальный режим;

¾ излишняя уплата произошла вследствие арифметической или технической ошибки;

¾ нарушен установленный порядок уплаты или взыскания;

¾ плательщиком в добровольном порядке перечислены суммы таможенных платежей и процентов в счет будущих платежей либо сверх начисленных платежей по таможенной декларации и иным документам, применяемым для исчисления таможенных платежей;

¾ суммы таможенных платежей и процентов уплачены в отношении товаров, которые по каким-либо причинам не были перемещены через таможенную границу Республики Беларусь либо не помещались под таможенные режимы, условием установления которых является уплата таможенных платежей;

¾ в иных случаях, предусмотренных законодательством.

 

В заключение приведем общую схему расчета таможенных платежей, включающую следующие основные этапы:

1) определение кода и количества товара, являющегося предметом внешнеэкономической сделки, в соответствии с ТН ВЭД СНГ;

2) определение наличия или отсутствия действия в отношении данного товара мер нетарифного регулирования (запрет или ограничение на ввоз товара, лицензирование, сертификация, соответствие стандартам безопасности и качества, маркировка акцизными марками и т. д.);

3) определение таможенной стоимости товаров и страны их происхождения;

4) расчет суммы сборов за таможенное оформление в процентах от таможенной стоимости ввозимых товаров;

5) определение суммы подлежащих уплате таможенных пошлин в строгом соответствии с ТН ВЭД СНГ и страной происхождения товаров. Пошлина рассчитывается в процентах от таможенной стоимости товара (если установлена адвалорная ставка) или в евро за единицу товара (специфическая ставка). В случае, когда на товар установлена комбинированная ставка (например, 10 %, но не менее 5 евро за 1 кг), выбирается большая сумма пошлины из рассчитанных по адвалорной и специфической ставкам;

6) определение необходимости уплаты акциза, то есть является ли товар подакцизным (закон «Об акцизах»). В отношении маркируемых подакцизных товаров (алкогольные и табачные изделия) необходимо внести 30 % акциза в виде аванса при покупке акцизных марок, то есть еще до ввоза товаров на территорию республики. Налогооблагаемая база акцизов включает таможенную стоимость, рассчитанные суммы сбора за таможенное оформление и таможенной пошлины;

7) расчет подлежащей уплате в бюджет суммы налога на добавленную стоимость (в налогооблагаемую базу теперь включаются таможенная стоимость товара, суммы сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины и акциза);

8) на последнем этапе определяется окончательный размер подлежащих уплате в бюджет таможенных платежей с учетом возможности получения отсрочки их уплаты, льгот и других преференций.

 

4.2. Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы

 

Налог на добавленную стоимость и акцизы в Республике Беларусь введены с 1992 года – 19 декабря 1991 года были приняты законы Республики Беларусь «Об акцизах» и «О налоге на добавленную стоимость». Также с 1992 года был введен налог на экспорт и импорт на товары, перечень которых утверждался Советом Министров, по ставкам в процентах от контрактной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров. До августа 1995 года НДС и акцизы не распространялись на внешнеэкономические операции и взимались только в отношении товаров, произведенных внутри страны.

С 1 мая 1994 года налог на экспорт и импорт был отменен и вступило в силу первое постановление правительства, утверждавшее первые ставки уже таможенных пошлин.

С 26 августа 1995 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 августа 1995 года № 300 «Об уплате налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь» вводится взимание НДС с импортируемых товаров по ставкам 10 и 20 % и акцизов по ставкам, установленным для каждого подакцизного товара в отдельности.

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь при ввозе товара на таможенную территорию страны (ввозная, или импортная, таможенная пошлина) и вывозе товара с ее территории (вывозная, или экспортная), который является неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Среди таможенных платежей таможенная пошлина занимает особое место ввиду своей экономической роли. Таможенный тариф, включающий в себя систематизированный в соответствии с ТН ВЭД СНГ свод ставок таможенных пошлин, является одним из основных инструментов регулирования внешней торговли. В рамках налоговой системы импортная таможенная пошлина рассматривается как разновидность косвенного налога, увеличивающего цену иностранного товара на внутреннем рынке.

Один из основных элементов таможенной пошлины – ставка, под которой понимается величина налога на единицу обложения. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов. Ставки пошлин устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Применяются следующие ставки таможенных пошлин:

1) адвалорные, исчисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

2) специфические, исчисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

3) комбинированные, сочетающие оба вышеназванных вида.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Акциз – это косвенный налог, входящий в цену облагаемых товаров, именуемых подакцизными. Акциз взимается с отечественных и импортных товаров, при этом номенклатура подакцизных товаров одинакова и определяется в законодательном порядке.

Акцизы и НДС выполняют две основные функции:

1) являясь экономической нетарифной мерой регулирования внешнеэкономической деятельности, способствуют созданию равных условий для конкуренции отечественных и иностранных товаров на внутреннем рынке;

2) фискальную функцию, которая связана с пополнением доходной части государственного бюджета.

Экономическая природа косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) близка экономической природе таможенной пошлины, поскольку они увеличивают продажную цену товара и взимаются при пересечении товарами таможенной границы государства. Как и таможенная пошлина, эти налоги уплачиваются только при таможенном оформлении ввозимых товаров. Поэтому, эти налоги следует рассматривать отдельно от внутренних НДС и акцизов, которые уплачиваются регулярно и регулируются исключительно налоговым и финансовым законодательством.

Таким образом, к таможенным платежам относятся только те суммы акцизов и НДС, которые взимаются таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, и не относятся акцизы и НДС, которые подлежат уплате в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь и не связаны с перемещением товаров через таможенную границу.

В мировой практике существует два принципа взимания косвенных налогов – по стране назначения вывозимых товаров и по стране происхождения ввозимых товаров (работ, услуг). Большинство развитых стран при решении данного вопроса придерживаются первого принципа, который означает, что экспортируемые товары и услуги облагаются по ставке 0 % или освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и акцизами, и в полной мере подлежат налогообложению импортируемые товары. При использовании второго принципа, наоборот, вывозимые товары косвенными налогами облагаются, а импортируемые – нет.

Применение данных принципов в торговых отношениях между двумя странами позволяет избежать двойного налогообложения, когда товар облагается акцизами и НДС в обеих странах.

В Республике Беларусь принцип взимания НДС и акцизов при ввозе зависит от страны-импортера товара. Так, товары, ввозимые с территории Российской Федерации, Грузии и Туркменистана (по состоянию на 1 июля 2001 года), данными налогами при их ввозе на территорию Республики Беларусь не облагаются, то есть в торговых отношениях с этими государствами осуществляется взимание косвенных налогов по принципу страны происхождения. Товары же, ввозимые с территорий всех остальных стран, облагаются НДС и акцизами в общеустановленном порядке – косвенные налоги взимаются по принципу страны назначения.

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и(или) реализуемых на таможенной территории. Акцизами облагаются в основном товары повышенного спроса и предметы роскоши. Например, спирт и спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция), пиво, табачная продукция, нефть, автомобильные бензины, дизельное топливо, ювелирные изделия, микроавтобусы и легковые автомобили.

Ставки акцизов устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров – твердые (специфические) ставки – или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). Перечень облагаемых акцизами товаров может уточняться Президентом Республики Беларусь.

Налоговая база (основа исчисления) по товарам, ввозимым на таможенную территорию республики и подлежащим обложению акцизами, определяется:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, – как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, – как сумма их таможенной стоимости и подлежащих уплате таможенной пошлины и таможенных сборов за таможенное оформление.

Таким образом, при применении адвалорной ставки, акциз рассчитывается по следующей формуле:

 

АС = БА х А%,

где: АС – сумма акцизов;

БА – налоговая база по товарам, подлежащим обложению акцизами;

А% – адвалорная ставка акцизов.

 

При этом БА = Т + СТО + ПИП,

где: Т – таможенная стоимость ввозимого товара;

СТО – сумма подлежащих уплате таможенных сборов за таможенное оформление в отношении подакцизного товара (основного и дополнительного);

ПИП – сумма подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины.

При применении специфической ставки, которая установлена в евро, акциз рассчитывается по формуле:

 

АС = КТ х А х КЕВРО,

где: АС – сумма акцизов;

КТ – количество товара в единицах измерения, в которых установлена ставка акцизов;

А – установленная ставка акцизов в евро за единицу товара;

КЕВРО – официальный курс евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь.

Алкогольные и табачные изделия (за исключением алкогольных изделий, расфасованных в тару емкостью 0,01 л и менее, а также 10 л и более, и пива независимо от емкости расфасовочной тары) подлежат маркировке акцизными марками установленного образца.

Акцизные марки выдаются таможенными органами при условии выполнения лицами, ввозящими данные товары на территорию Республики Беларусь, ряда законодательно установленных обязательств, среди которых – размещение их в установленных местах хранения, предоставление отчета таможенным органам об использовании акцизных марок, возврат поврежденных и неиспользованных марок. Марки должны быть наклеены на подакцизные товары и не могут быть переданы налогоплательщиком иным лицам. Помимо приобретения акцизных марок, еще до фактического ввоза подакцизных товаров плательщик должен уплатить авансовый платеж акциза в размере 30 % его суммы, подлежащей уплате.

 

Налоговой базой для обложения товаров налогом на добавленнуюстоимость является таможенная стоимость таких товаров, которые ввозятся на территорию Республики Беларусь и заявляются в таможенных режимах, требующих его уплаты, к которой добавляются подлежащие уплате таможенные сборы за таможенное оформление, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам – сумма акциза.

Законодательством установлены следующие ставки НДС при экспорте-импорте товаров:

1) при экспорте – 0 %;

2) при импорте:

–– 10 % в отношении ввозимых продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь;

–– 20 % в отношении остальных товаров.

Сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь рассчитывается по следующей формуле:

СНДС = БНДС х Н,

где: СНДС – сумма налога на добавленную стоимость;

БНДС налоговая база по товарам, подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость;

Н – ставка налога на добавленную стоимость, в процентах.

 

При этом БНДС = Т + СТО + ПИП + АС,

где: Т – таможенная стоимость ввозимого товара;

СТО – сумма подлежащих уплате таможенных сборов за таможенное оформление (основного и дополнительного);

ПИП – сумма подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины;

АС – сумма подлежащих уплате акцизов.

Как уже отмечалось, в торговых отношениях с Российской Федерацией применяется принцип взимания косвенных налогов в соответствии со страной происхождения товаров, то есть при ввозе на территорию Беларуси товары из России НДС и акцизами не облагаются. Однако товары, ввозимые из Российской Федерации, происходящие из третьих стран и выпущенные в России в свободное обращение, подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами при их ввозе на территорию республики.

 

 

4.3. Таможенные сборы

 

Таможенная пошлина и косвенные налоги, взимаемые при перемещении товаров через таможенную границу, были определены нами как основные таможенные платежи, так как их уплата является основным условием такого перемещения и они имеют важное функциональное значение, являясь средствами регулирования внешней торговли. Однако среди таможенных платежей выделяются таможенные сборы, уплата которых может и не носить обязательный характер. Часть из них непосредственно связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, другие связаны с фактическим предоставлением услуг или совершением иных юридически значимых действий таможенными органами. Обязательный характер при перемещении товаров и транспортных средств носит лишь уплата сбора за таможенное оформление.

За таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, а также товаров, не предназначенных для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом, взимаются таможенные сборы за таможенное оформление (СТО).

Основой для исчисления СТО является таможенная стоимость ввозимых (вывозимых) товаров.

СТО взимаются в размере 0,10 % от таможенной стоимости товаров в валюте Республики Беларусь (далее – основной сбор) и дополнительно в размере 0,05 % от таможенной стоимости товаров в иностранной валюте, покупаемой Национальным банком Республики Беларусь (далее – дополнительный сбор). При этом Государственный таможенный комитет Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов вправе в исключительных случаях изменять валюту платежа, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор.

Таможенные сборы за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов Республики Беларусь, в том числе в связи с проведением выставочных, спортивных, культурно-зрелищных и других подобных мероприятий, взимаются в двойном размере.

Определены случаи, когда дополнительный сбор может уплачиваться в белорусских рублях:

1) если подлежащая уплате сумма дополнительного сбора в иностранной валюте не превышает эквивалента десяти долларов США;

2) при таможенном оформлении товаров, перемещаемых юридическими лицами по договорам, финансируемым за счет средств бюджета Республики Беларусь;

3) при таможенном оформлении товаров, перемещаемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими текущего (расчетного) валютного счета в банковском учреждении Республики Беларусь, осуществляющем их расчетно-кассовое обслуживание;

4) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь юридическими лицами товаров, предназначенных для производственных целей, по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов, выданных Правительству Республики Беларусь либо под гарантии Правительства Республики Беларусь;

5) при таможенном оформлении товаров, происходящих и ввозимых из стран Содружества Независимых Государств либо происходящих и вывозимых с таможенной территории Республики Беларусь в страны СНГ по контрактам, платежи по котором осуществляются в валюте этих стран;

6) при таможенном оформлении товаров, перемещаемых в соответствии с договором по товарообменным (бартерным) операциям, при исполнении как экспортной, так и импортной частей такого договора;

7) при таможенном оформлении товаров, перемещаемых в соответствии с договором дарения;

8) другие случаи, установленные законодательством.

В соответствии со ст. 115 Таможенного кодекса Республики Беларусь за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Республики Беларусь, взимаются специальные сборы за хранение. Таким образом, сборы за хранение товаров и транспортных средств могут взиматься на этапе основного таможенного оформления, до помещения товаров под определенный таможенный режим, и в случае помещения товаров и транспортных средств под режим таможенного склада.

Государственным таможенным комитетом установлены размеры и порядок уплаты сборов за хранение, а также предельные сроки хранения товаров на складах временного хранения и таможенных складах, в случае нарушения которых нарушители привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В случае, если владельцем таможенного склада или складов временного хранения являются юридические лица Республики Беларусь, взаимоотношения между владельцем склада и лицами, помещающими товары на склад, в том числе и оплата услуг по хранению, строятся на договорной основе.

За таможенное сопровождениетоваров и транспортных средств с учетом правил доставки товаров под таможенным контролем предусмотрена оплата сборов за таможенное сопровождение. Доставка товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем – это перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, НДС, акцизов и других налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики.

Доставка под таможенным контролем осуществляется в отношении ввозимых и вывозимых товаров в следующих случаях:

¾ если помещение под таможенный режим (основное таможенное оформление) ввозимых товаров производится не в том таможенном органе, в регионе места деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию Республики Беларусь или товары ввозятся с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь;

¾ в случае ввоза товаров, подлежащих обложению таможенными платежами на таможенную территорию Республики Беларусь, в отношении которых не уплачены суммы таможенных платежей или не произведено необходимого обеспечения уплаты таможенных платежей, в отношении товаров, подлежащих помещению под режим выпуска в свободное обращение;

¾ других случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Таможенный орган принимает решение об осуществлении таможенного сопровождения товаров в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, например когда перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, не может быть осуществлена таможенным перевозчиком, когда пограничным таможенным органом принято решение о производстве досмотра товаров на приграничных складах временного хранения или когда соблюдение таможенного законодательства не может быть обеспечено другими мерами. Законодательно установлены размеры платежей за таможенное сопровождение товаров, которые подлежат уплате до ее фактического осуществления.

Таможенным кодексом Республики Беларусь (гл. 39) предусмотрена возможность принятия предварительного решения таможенными органами в отношении классификации товаров, их таможенной стоимости и страны происхождения, размеров таможенных платежей и по другим вопросам применения таможенных законодательных актов Республики Беларусь в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции. В установленном порядке взимается плата за принятие предварительного решения в размерах, определенных нормативно-правовыми актами Государственного таможенного комитета.

Главой 38 Таможенного кодекса Республики Беларусь («Обеспечение заинтересованных лиц информацией и консультирование по таможенным вопросам») предусмотрено взимание платы за информирование (предоставление заинтересованным лицам опубликованных нормативных правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы) и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Нормативными актами Государственного таможенного комитета установлены порядок и размеры сборов, в зависимости от вида предоставляемой информации, за предоставление такого рода услуг таможенными органами. Сборы за информирование и консультирование связаны с возможностью получать у таможенных органов платные консультации по вопросам таможенного законодательства и практикой его применения.

Получение лицензий на право осуществления некоторых видов деятельности, находящейся под непосредственным контролем таможенных органов, связано с уплатой сборов за выдачу разрешений на такие виды деятельности. В качестве примера можно привести деятельность таможенного агента, таможенного перевозчика.

Для получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению также предусмотрена оплата специального сбора.

4.4. Льготы по таможенным платежам

 

Случаи предоставления таможенных льгот регламентируются таможенным и налоговым законодательством Республики Беларусь (Инвестиционным кодексом, законами «О таможенном тарифе», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и др.), а также международными договорами Республики Беларусь.

Ни Совет Министров, ни Государственный таможенный комитет не наделены правом предоставления льгот, то есть не могут по своему усмотрению освобождать от уплаты или возвращать уже уплаченные таможенные пошлины, акцизы и налог на добавленную стоимость. Правительство и Государственный таможенный комитет только разрабатывают положения по их предоставлению в соответствии с законами и международными договорами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента либо устанавливают ставки платежей, если нормативными правовыми актами уполномочены на их установление.

Индивидуальные льготы по уплате налогов и таможенных платежей, то есть льготы отдельным субъектам хозяйствования и физическим лицам, могут предоставляться исключительно решениями Президента. Такие индивидуальные льготы в отношении платежей, взимаемых таможенными органами Беларуси, могут быть предоставлены в виде:

1) налогового кредита (перенос установленных законодательством сроков уплаты юридическими и физическими лицами таможенных платежей либо их части);

2) освобождения от их уплаты;

3) снижения ставок;

4) возмещения сумм уплаченных платежей.

Всеми основными таможенными платежами не облагаются ввозимые и вывозимые товары, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

Таможенными пошлинами, акцизами и налогом на добавленную стоимость не облагаются товары, предназначенные для производственных целей, ввозимые юридическими лицами на таможенную территорию Республики Беларусь по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь.

Например, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввозимые в страну по договорам аренды (лизинга) транспортные средства, предназначенные для международных перевозок пассажиров и товаров.

Товары, ввозимые в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и таможенными пошлинами при условии, что эти товары:

¾ относятся к основным производственным фондам;

¾ не являются подакцизными;

¾ ввозятся в ср



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.124 с.)