Нарушение права на доступ к правосудию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение права на доступ к правосудию



- конституционное право ст 52 К РФ.

Исходя из разъяснений ППВС № 19 само по себе нарушение К прав уже явл-ся существенным вредом, причиняемым правоохр интересам потерпевшего, вместе с тем в практике ВС им-ся решение, которое по иному оценивает такой вред. Правовая сущность таких разъяснений основана на следующем: отказ в приеме заявлений потерпевшего о совершенном в отношении него преступления, вынесения постановления об отказе в возбужд по результатам доследств проверки, которая была проведена неполно и лишало потерпевшего обратиться по эому поводу в прок-ру, суд – в связи с чем хоть и вред и был причинен неправомерным отказом, но он был устранен в силу вышеуказанных причин, и в этой связи не м.б признан.

Он признается только если в результате дей-й виновных лиц были созданы неустранимые препядствия в реализации принадлежащих К прав. Например, когда потреп-й пользуясь его безграмотностью был введен в заблуждение в силу которого в его сознании возникло представление о невозможности защиты своих зак прав и интересов путем обращения в ПО.

Отказ от регистрации заявления о совершенном преступлении помимо нарушения права на доступ к правосудию так же влечет вред, выраж-ся в базовых основопол-х принципов УПК, таких как: неотвратимость наказания за содеянное, а равно влечет последствия связ-е с невозможностью возмещения ущерба или иного вреда, прич-го в рез-те преступл-я.

В тех случаях, когда в конечном счете по заявлению потерпевшего в приеме которого б отказано изначально б возбуждено угол дело и в ходе расслед-я удалось установить лицо, соверш-ее прест-е и возместить ущерб, прич-й потерпевшему, содеянное лицом, отказавшим в приеме заявления мб квалифицировано по ст 285. При этом существенный вред вследствие содеянного мб определн как нарушение принципа неотвратимости наказания и невозмещения причиненного ущерба потерпевшему.

Тот факт что по заявлению потерпевшего угол дело б возбуждено и виновное лицо привлечено к отв-ти не опровергает доводов о том, что на момент события преступления рассматриваемый существ вред был причинен.

В тех случаях, когда в результате возбужденного угол дела не удалось установить лицо. Причастное к соверш-ю преступления и по этой причине не б возмещен ущерб потерпевшему, у суда по ст 285 в части расписывания существ-го вреда виде нарушения принципа неотвратимости накзания возникают неустранимые сомнения в том, а если бы заявление потерпевшего о совершении преступления было бы зарег-но и на основании него привело ли это бы к уст-ю виновного лица и возмещению причиненного им ущерба. Иначе говоря у суда возникает сомнение в недоказанности такого признака О стороны, как прич-след связь.

С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Виновное должностное лицо осознает, что использует предоставленные ему служебные полномочия вопреки интересам службы, предвидит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, желает наступления этих последствий (прямой умысел) либо сознательно допускает последствия или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).

Обязательным признаком субъективной стороны является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстный мотив (ст 285) – стремление извлечь выгоду имущественного хар-ра путем временного или возмездного изъятия чужого им-ва, т.е. без намерения осуществить хищение чужого им-ва.

Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается частью 3 статьи 159 УК РФ или частью 3 статьи 160 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 285 УК РФ не требует. Это случаи, когда злоупотребление или превышение должн полномочиями явл-ся СПОСОБОМ хищения чуж им-ва.

В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества, совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.

 

Мотив иной личной заинтересованности – стремление виновного извлечь выгоду неимущественного хар-ра, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание скрыть неблагополучное положение организации.

В доктрине уг права мотивы иной личной заинтересованности противопоставляют ложнопонятым интересам службы, корпоративному интересу. При этом исходят из того, что мотив иной личной заинтересованности основан и связан с извлечением выгоды ЛИЧНО для виновного или его близких или родственников. Когда же в результате содеянного такая выгода не извлекалась, в действиях лица отсутствует состав преступления по ст 285.

Субъект рассматриваемого преступления специальный - должностное лицо. – см вопрос 7

Часть 2 ст. 285 УК РФ предусматривает квалифицированный состав злоупотребления полномочиями, отличающийся от основного состава преступления особым статусом субъекта. Здесь субъектом является должностное лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а также глава органа местного самоуправления.

При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, судам следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, - лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний). Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 (в редакции от 1 декабря 2008 г.).

Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 285 УК РФ, повлекшее тяжкие последствия. Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным частью 3 статьи 285 УК РФ и пунктом "в" части 3 статьи 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

Решая вопрос о наличии тяжкого вреда, следует учесть, что он, так же как и существенный вред, может быть причинен не только организации, где работает виновный, но также гражданам, иным организациям, обществу, государству.

 

 

ППВС № 19: В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).

 

14. Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).

 

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.

 

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Отграничение от смежных составов:

1. от ст. 201

Сходства:

А) Оба состава устанавливают ответственность за злоупотребление ПОЛНОМОЧИЯМИ, а не служебным положением, что выражается в использовании пр и обяз-й вопреки интересам службы субъектами этих преступлений.

Б) Мотивы по существу идентичны, они обязательны и выражаются в стремлении виновного извлечь выгоды или приемущества имущ или неимущ хар-ра, т.е. корыстная цель или иная личная заинтересованность).

В) Преступления указывают на одни и те же последствия – существенный вред правоохраняемым интересам.

Отличия:

А) Разные ОБЪЕКТЫ угол-пр охраны

 

Б ) Разные СУБЪЕКТЫ преступления. В ст 285 – должностное лицо (определение в примеч 1 ст 285), в ст 201 – «управленец» (понятие в примеч 1 к ст 201).

Фактически же отличия проявляются виде ОРГАНИЗАЦИИ в которой лицо осуществляет возложенные на него полномочия. Если организация явл-ся коммерческой, то независимо от формы собственности, лицо осуществляющее в ней юр значимые служ полномочия следует признавать управленцем, равно как и в случаях, когда данное лицо осуществляет служебные полномочия вне коммерч организации. В этой связи обнаруживается сходство «управленца» и должностного лица по месту выполнения ими своих служебных полномочий. Должностное лицо и управленец выполняют свои служебные полномочия в некоммерч организации, но вместе с тем, местом выполнения служ полномочий «управленца» явл-ся не любая некоммерч организация, а та, которая не явл-ся ни ОГВ, ни ОМСУ, ни гос и мун учреждением (например, союзы, объединения, фонды, полит партии итд.). Если некоммерч организация имеет вид учреждения и гос или мун форму собственности, то она явл-ся местом выполнения служебных функций должностного лица.

В) Порядок привлечения субъекта к угол отв-ти. По ст 285 УК РФ угол преследование осуществляется в ОБЩЕМ порядке. По ст 201 УК РФ – в ОСОБОМ – правила определены в п. 2 и 3 примеч к ст 201 – если этим деянием причинен вред исключительно коммерч организации (только) при этом не явл-ся гос или мун предприятием, угол преследование субъекта наступает преступлнеия осуществляется либо по заявлению данной организации, либо с ее согласия. Если этим деянием был причинен вред интересам других организаций, а так же интересам гр-н, общ-ва, гос-ва – угол преследование осуществляется на общем основании.

Согласие организации в которой было совершено преступление, предусмотренное ст 201 на возбуждение угол дела не должно подменяться согласием другой организации, в которой не было совершено преступление по ст 201.

В тех случаях, когда злоупотребление полномочиями было допущено руководителем предприятия, то согласие на привлечение его к ответ-ти по ст 201 дают:

а) органы юр лица, в полномочия которых входит назначение руководителя предприятия на должность и его освобождение, например, совет директоров.

б) орган, с согласия которого директор назначается на должност ь

 

В отношении других служащих организациисогласие на их угол преследование по ст 201 дают руководители организации.

Примечание 2, 3 ст 201, ППВС № 19: Если в результате злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, причинен вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению руководителя данной организации или с его согласия (статья 23 УПК РФ). В случае причинения вреда интересам других организаций (например, некоммерческой организации, государственному или муниципальному предприятию), а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование за злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации осуществляется на общих основаниях (пункт 3 примечаний к статье 201 УК РФ).

 

В тех случаях, когда злоупотребление полномочиями было допущено руководителем предприятия, то согласие на привлечение его к ответ-ти по ст 201 дают:

а) органы юр лица, в полномочия которых входит назначение руководителя предприятия на должность и его освобождение, например, совет директоров.

б) орган, с согласия которого директор назначается на должност ь

 

В отношении других служащих организациисогласие на их угол преследование по ст 201 дают руководители организации.

2. От ст 293

Сходства:

А) Один и тот же Субъект – должн лицо

Б) Одни и те же общ-опасн последствия в части существ нарушения правоохр интересов

В) Оба состава связаны с использованием служ полномочий в форме бездействия.

Отличия:

А) Обязат признак субъективной стороны ст 285 – корыстная или иная личная заинтересованность. А ст 293 – не предусамтривает таких мотивов.

Б) ст 285 совершается с прямым или косвенным умыслом, что означает, что виновный осознает и желает использовать служебные полномочия вопреки интересам службы и желает или сознательно допускает, относится безразлично к наступлению общ-оп последствий ввиде причинения существ вреда правоохр-м интересам. В ст 293 – должностное лицо по неосторожности относится к общ-опасным последствиям виде не только существ-го нарушения правоохр интересов, но и причинением крупного ущерба по ч 1 ст 293.

В) Объективная сторона ст 285 совершается путем как действия, так и бездействия, а О. сторона ст 293 – ТОЛЬКО путем бездействия, кот-е м.б. полным или частичным.

 

3. От ст 286

Ст 285 – использование пр и обяз-й, которыми субъект преступления наделен по занимаемой должности.

Ст 286 – использование полномочий, кот-ми данное лицо, как правило, не наделено по занимаемой должности. Ст 286 не предусматривает обязательных мотивов, в отличие от ст 285. Ст 286 мб совершена ТОЛЬКО путем действия, а ст 285 – как путем действия, так и бездействия.

 

 

14. Понятие и признаки лица, занимающего государственную должность Российской Федерации, как субъекта должностных преступлений

Регламентируется ст 285 УК, ППВС № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий".

Примечание. 1. К ст. 285: Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.027 с.)