Место выполнения служебных функций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место выполнения служебных функций



а) ОГВ – система огв представлена законодат, исполн, суд. Властями, которые в свою очередь имеют самост структуру.

б) ОМСУ

ст. 12 К РФ – ОМСУ не входят в систему ОГВ и имеют самостоятельную структуру, а именно представлены главой мун образования, главой местной администрации, представительным органом МСУ, контрольно-ривизионными и иными органами.

в) гос и мун учреждения

ст. 120 ГК – понятие Учреждения – разновидность некоммерч организации, созданной для осуществления управленческих, соц, образоват, культурн и др функций некоммерч характера.(для оказания соц услуг населению).

Указание на ГОм или мун статус такой организации определяет ее форму собственности, т.е. как гос или мун.

Для определения формы собственности смотрим Устав и другие учредительные документы, привлекаем специалистов из числа работников.

Действующее законодательство предусматривает многообразие видов некоммерч орг, к которым м.б. отнесены общественные, религ фонды, товарищества, ассоциации, союзы. Но лишь только те из них, которые именуются учреждениями и имеют гос или мун форму собственности явл-ся местом выполнения служ функций должностного лица.

Выполнение служ обязанностей независимо от их характера в иных некоммерч организациях, исключает возможность привлечения их исполнителя к ответственности за должностные преступления, а при наличии к тому оснований, такие лица мб субъектами главы 23 УК РФ.

г) гос корпорации

Федеральный закон "О некоммерческих организациях" - Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

д) ВС РФ, другие войска и воинские формирования

Ре шая вопрос о статусе организации, в которой соответ-ее лицо выполняет служ функции необходимо анализировать уставные и учредит док-ты конкретной организации.

 

8. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления полномочиями 201 ст.

Непосредст-венный объект: нормальная деятельность коммерческих или иных организаций, их управленческого аппарата.

Дополнительный объект: права и законные интересы граждан или организа-ций либо охраняемые законом интересы общества или государ-ства.

Коммерческими организациями (ст. 50 ГК), признаются организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Помимо хозяйственных товариществ и обществ к коммерческим организациям относятся производственные кооперативы, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Иные организации - это некоммерческие организации, не имеющие основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие ее между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, религиозных и общественных объединений (политические партии, профессиональные союзы и т.д.), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законами.

 

Объективная сторона преступления характеризуется:

1) использованием лицом своих полномочий вопреки законным интересам организации (действие - Чаще всего злоупотребление полномочиями в форме действия состоит в заключении убыточных сделок, нерациональном распоряжении имуществом, неправомерным расходованием средств организации, получении кредитов на невыгодных условиях и т.п. или бездействие -может заключаться в отказе от предъявления исков о возмещении ущерба, непринятии мер к нарушителям дисциплины, в незаключении или непролонгации необходимых договоров и т.д.);

Действия при злоупотреблении полномочиями предполагают как злоупотребление полномочиями, т.е. совершение действий в пределах формально предоставленных лицу правомочий, одна-ко вопреки законным интересам организации, так и превышение полномочий, т.е. совершение действий, выходящих за пределы формально предоставленных лицу правомочий.

Действия (бездействие) должны совершаться «вопреки закон-ным интересам организации», т.е. во вред ей.

2) последствиями в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства;

3) причинной связью между поведением служащего и этими последствиями.

 

Полномочия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут быть определены законом или иным нормативным актом и не противоречащими им уставом организации, договором (контрактом), приказом, распоряжением. В каждом конкретном случае необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей лица, выполняющего управленческие функции, нормативные акты, их регламентирующие, конкретные полномочия, которые были использованы при злоупотреблении.

Использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать широко - как совершение деяния вопреки определенным в законе и в учредительных документах задачам деятельности организации.

 

Состав преступления — материальный; Преступление считается оконченным с момента наступления существенного вреда. Существенность вреда - категория оценочная. В каждом конкретном случае должно быть принято решение о наличии существенности вреда и о том, в чем она выражается, а также решен вопрос о наличии причинной связи между вредом и совершенным деянием. При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, ее имущественное положение, характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п. <1>.

В случаях, когда действия управляющего, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными. Не образуют состава преступления и действия, совершенные в общественно полезных целях, даже если они расходятся с интересами организации. К примеру, установление скидок на покупку товаров для пенсионеров влечет за собой недополучение выгоды, но не образует состава преступления. Аналогичным образом решаются различные вопросы о благотворительных действиях и т.п. При этом следует обратить внимание на то, чтобы такого рода действия не были фикцией и маскировкой частного интереса (например, уклонения от уплаты налогов).

Квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ, являются тяжкие последствия, вызванные злоупотреблением полномочиями.

Понятие тяжких последствий относится к категории оценочных понятий и подлежит установлению в каждом конкретном случае. К тяжким последствиям можно отнести: крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы организаций, учреждений, предприятий, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т.п. Решая вопрос о наличии тяжкого вреда, следует учесть, что он, так же как и существенный вред, может быть причинен не только организации, где работает виновный, но также гражданам, иным организациям, обществу, государству.

Субъективная сторона злоупотребления полномочиями характеризуется умышленной формой вины, и преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом: лицо осознает, что использует полномочия вопреки интересам организации, в которой выполняет управленческие функции, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного вреда, желает или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

Обязательным ее признаком является альтер-нативно предусмотренная цель: 1) извлечение выгод и преиму-ществ для себя (т.е. лица, выполняющего управленческие функ-ции в коммерческой или иной организации) или других лиц либо 2) нанесение вреда другим лицам.

Под выгодой следует понимать приобретение или получение возможности приобретения дополнительных (к имеющимся) материальных благ, избавление от расходов (выгода имущественного характера). Выгода может иметь и неимущественный характер, заключаться в повышении социального статуса лица, укреплении его позиций в организации, приобретении большего авторитета, усиления влияния и т.д. Преимуществом является превосходство, наличие дополнительных возможностей по сравнению с другим субъектом (субъектами) по реализации желаемых действий. Цель нанесения вреда другим лицам означает нанесение ущерба гражданам или организациям в нарушение требований закона и без соблюдения установленных правил конкурентной борьбы - Этот ущерб может выражаться, например, в материальных потерях организации (снижение уровня продаж, сокращение выпуска объема продукции и др.), в потере деловой репутации, что может привести к снижению числа заключаемых сделок, снижению уровня кредитования и т.п.

Мотивы преступления могут быть разнообразными, хотя преобладает уровень корыстной мотивации, но они не влияют на квалификацию деяния.

Субъект специальный - лицо, достигшее возраста 16 лет, «управленец» - См ВОПРОС 6.

Отграничение от ст. 285:

Сходства:

А) Оба состава устанавливают ответственность за злоупотребление ПОЛНОМОЧИЯМИ, а не служебным положением, что выражается в использовании пр и обяз-й вопреки интересам службы субъектами этих преступлений.

Б) Мотивы по существу идентичны, они обязательны и выражаются в стремлении виновного извлечь выгоды или приемущества имущ или неимущ хар-ра, т.е. корыстная цель или иная личная заинтересованность).

В) Преступления указывают на одни и те же последствия – существенный вред правоохраняемым интересам.

Отличия:

А) Разные ОБЪЕКТЫ угол-пр охраны

 

Б ) Разные СУБЪЕКТЫ преступления. В ст 285 – должностное лицо (определение в примеч 1 ст 285), в ст 201 – «управленец» (понятие в примеч 1 к ст 201).

Фактически же отличия проявляются виде ОРГАНИЗАЦИИ в которой лицо осуществляет возложенные на него полномочия. Если организация явл-ся коммерческой, то независимо от формы собственности, лицо осуществляющее в ней юр значимые служ полномочия следует признавать управленцем, равно как и в случаях, когда данное лицо осуществляет служебные полномочия вне коммерч организации. В этой связи обнаруживается сходство «управленца» и должностного лица по месту выполнения ими своих служебных полномочий. Должностное лицо и управленец выполняют свои служебные полномочия в некоммерч организации, но вместе с тем, местом выполнения служ полномочий «управленца» явл-ся не любая некоммерч организация, а та, которая не явл-ся ни ОГВ, ни ОМСУ, ни гос и мун учреждением (например, союзы, объединения, фонды, полит партии итд.). Если некоммерч организация имеет вид учреждения и гос или мун форму собственности, то она явл-ся местом выполнения служебных функций должностного лица.

В) Порядок привлечения субъекта к угол отв-ти. По ст 285 УК РФ угол преследование осуществляется в ОБЩЕМ порядке. По ст 201 УК РФ – в ОСОБОМ – правила определены в п. 2 и 3 примеч к ст 201 – если этим деянием причинен вред исключительно коммерч организации (только) при этом не явл-ся гос или мун предприятием, угол преследование субъекта наступает преступлнеия осуществляется либо по заявлению данной организации, либо с ее согласия. Если этим деянием был причинен вред интересам других организаций, а так же интересам гр-н, общ-ва, гос-ва – угол преследование осуществляется на общем основании.

Согласие организации в которой было совершено преступление, предусмотренное ст 201 на возбуждение угол дела не должно подменяться согласием другой организации, в которой не было совершено преступление по ст 201.

В тех случаях, когда злоупотребление полномочиями было допущено руководителем предприятия, то согласие на привлечение его к ответ-ти по ст 201 дают:

а) органы юр лица, в полномочия которых входит назначение руководителя предприятия на должность и его освобождение, например, совет директоров.

б) орган, с согласия которого директор назначается на должност ь

 

В отношении других служащих организациисогласие на их угол преследование по ст 201 дают руководители организации.

Примечание 2, 3 ст 201, ППВС № 19: Если в результате злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, причинен вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению руководителя данной организации или с его согласия (статья 23 УПК РФ). В случае причинения вреда интересам других организаций (например, некоммерческой организации, государственному или муниципальному предприятию), а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование за злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации осуществляется на общих основаниях (пункт 3 примечаний к статье 201 УК РФ).

 

В тех случаях, когда злоупотребление полномочиями было допущено руководителем предприятия, то согласие на привлечение его к ответ-ти по ст 201 дают:

а) органы юр лица, в полномочия которых входит назначение руководителя предприятия на должность и его освобождение, например, совет директоров.

б) орган, с согласия которого директор назначается на должност ь

 

В отношении других служащих организациисогласие на их угол преследование по ст 201 дают руководители организации.

 

9. Уголовно-правовая характеристика примечания к ст. 201 УК РФ (п.п. 2,3) устанавливающего особый порядок привлечения к уголовной ответ-ственности лиц совершивших преступления предусмотренные главой 23 УК РФ

Примечание 2, 3 ст 201, ППВС № 19: Если в результате злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, причинен вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению руководителя данной организации или с его согласия (статья 23 УПК РФ). В случае причинения вреда интересам других организаций (например, некоммерческой организации, государственному или муниципальному предприятию), а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование за злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации осуществляется на общих основаниях (пункт 3 примечаний к статье 201 УК РФ).

 

В тех случаях, когда злоупотребление полномочиями было допущено руководителем предприятия, то согласие на привлечение его к ответ-ти по ст 201 дают:

а) органы юр лица, в полномочия которых входит назначение руководителя предприятия на должность и его освобождение, например, совет директоров.

б) орган, с согласия которого директор назначается на должност ь

 

В отношении других служащих организациисогласие на их угол преследование по ст 201 дают руководители организации.

 

 

10. Уголовно-правовая характеристика получения коммерческого подкупа

Регламентируется ст 204 УК РФ, ППВС от 09.07.2013 N 24 О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях.

 

В статье 204 УК устанавливается ответственность за два состава преступления:

 

1) незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 1 и 2 ст. 204 УК РФ);

2) незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ).

Основным объектом данного преступления, как и преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, является нормальная управленческая деятельность коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным органом или учреждением. В случае если незаконное получение предмета подкупа сопряжено с вымогательством, то дополнительным объектом выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Предмет коммерческого подкупа (такой же как и у взятки): деньги (любая валюта), ценные бумаги (чеки, облигации, векселя), иное имущество (промышленные и продовольственные товары, недвижимость), услуги имущественного характера, имеющие стоимостной эквивалент и обычно подлежащие оплате (оплаченная туристическая путевка, гостиничные услуги, ремонт квартиры и др.), а также иные имущественные права (бесплатная аренда помещения, автомобиля и т.д.).

 

п. 9 ППВС № 24:

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера -предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

 

Признак незаконности передачи или получения вознаграждения имеет место, если такого рода действия:

- прямо запрещены действующими нормативными правовыми актами либо учредительными документами;

- не предполагаются как вознаграждение за законную деятельность в заключенном соглашении;

- не определяются содержанием оказываемой услуги, иного вида правомерной деятельности лица;

- осуществляются тайно либо под прикрытием совершения законных действий.

 

Действие (бездействие) лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, может быть как законным, так и противозаконным, но должно быть обязательно связано с занимаемым положением, кругом осуществляемых субъектом прав и выполняемых обязанностей либо фактическими возможностями, основанными на служебном авторитете, осведомленности, доступе к информации.

Действие (бездействие) совершается в интересах дающего, если оно удовлетворяет потребности, приносит выгоду и преимущества как самому этому лицу, так и названным им лицам, а также в случае, если оно противоречит интересам коммерческой или иной организации, в которой подкупаемое лицо выполняет управленческие функции.

 

Получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как получение взятки либо коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).

Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получение) признается оконченным преступлением в одно и то же время - с момента передачи (получения) хотя бы части предмета подкупа. Состав преступления - формальный.

ППВС № 24:

10. Получение и дача взятки, а равно незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

11. В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки, посредничества во взяточничестве либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, сначала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).

 

В случае, если должностное лицо или лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа, действия лица, непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 или статьей 2911 УК РФ, частью 1 или частью 2 статьи 204 УК РФ.

Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу либо получение взятки, на посредничество во взяточничестве или коммерческий подкуп.

Получение или дача взятки, в том числе через посредника, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

 

Обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.

 

Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к даче взятки (часть 1 статьи 30 и соответственно части 3 - 5 статьи 291 УК РФ) или к получению взятки (часть 1 статьи 30 и соответственно части 2 - 6 статьи 290 УК РФ), а равно к коммерческому подкупу (часть 1 статьи 30 и соответственно части 2 - 4 статьи 204 УК РФ).

 

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

 

Субъект преступления:

- при получении предмета подкупа специальный - лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой и иной организации;

- при передаче подкупа общий.

Передача незаконного вознаграждения, оказание услуги имущественного характера или предоставление имущественных прав могут быть осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции, лично или через посредника.

 

Рассматриваем как единое продолжаемое:

От совокупности преступлений следует отличать продолжаемые дачу либо получение в несколько приемов взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Как единое продолжаемое преступление следует, в частности, квалифицировать систематическое получение взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом.

Совокупность преступлений отсутствует и в случаях, когда взятка или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе получены или переданы от нескольких лиц, но за совершение одного действия (акта бездействия) в общих интересах этих лиц.

Рассматриваем как совокупность:

Не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе от нескольких лиц, если в интересах каждого из них должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершается отдельное действие (акт бездействия). Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность преступлений.

 

Если общая стоимость полученных должностным лицом имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера превышает двадцать пять тысяч рублей, сто пятьдесят тысяч рублей либо один миллион рублей, то содеянное может быть квалифицировано как получение взятки соответственно в значительном, крупном либо особо крупном размере лишь в том случае, когда принятие всех ценностей представляло собой эпизоды единого продолжаемого преступления.

 

22. Обратить внимание судов на то, что совершение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за взятку либо незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе действий (бездействие), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступлений, предусмотренных статьей 290 и частями 3 и 4 статьи 204 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п.

 

Отграничение от мошенничества:

В том случае, если указанное лицо получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

 

Как мошенничество следует квалифицировать действия лица, получившего ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа, однако заведомо не намеревавшегося исполнять свое обещание и обратившего эти ценности в свою пользу. Владелец переданных ему ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп.

Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, поручившее подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать взятку должностному лицу, несет ответственность по статье 291 УК РФ за дачу взятки, а работник, выполнивший его поручение, - при наличии оснований, по статье 2911 УК РФ за посредничество во взяточничестве.

 

Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, поручившие подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, незаконное вознаграждение, несет ответственность по части 1 или части 2 статьи 204 УК РФ, а работник, выполнивший его поручение, - по части 5 статьи 33 и части 1 или части 2 статьи 204 УК РФ.

 

Привлечение указанных лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или незаконную передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие коррупционные действия, от ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, установленной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Часть 3 статьи 204:

а)

Группа лиц по предварительному сговору:

Взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более должностных лица или два и более лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.

 

В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки либо незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из входящих в преступную группу должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

 

При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.

 

Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными статьей 290 или статьей 204 УК РФ, участвующих в получении взятки или предмета коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются соответственно как посредничество во взяточничестве (статья 291[1] УК РФ) или соучастие в коммерческом подкупе (статья 204 УК РФ со ссылкой на статью 33 УК РФ).

 

Организованная группа:

 

16. Исходя из положений статьи 35 УК РФ организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя.

 

В организованную группу (пункт "а" части 5 статьи 290 УК РФ и пункт "а" части 4 статьи 204 УК РФ), помимо одного или нескольких должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут входить лица, не обладающие признаками специального субъекта получения взятки или коммерческого подкупа.

 

В случае признания получения взятки либо предмета коммерческого подкупа организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке и совершении этих преступлений, независимо от того, выполняли ли они функции исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника, подлежат квалификации по соответствующей части статьи 290 или статьи 204 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ. Преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом организованной группы.

 

17. Решая вопрос о квалификации получения взятки или предмета коммерческого подкупа в составе группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы, следует исходить из общей стоимости ценностей (имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера), предназначавшихся всем участникам преступной группы.

 

б) Вымогательство:

Под вымогательством взятки (пункт "б" части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт "б" части 4 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

 

Для квалификации содеянного по пункту "б" части 5 статьи 290 УК РФ либо по пункту "б" части 4 статьи 204 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица либо у лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.113 с.)