Особенности организации и функционирования культурно-познавательного туризма в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации и функционирования культурно-познавательного туризма в России



Культурно-познавательный туризм в России базируется на туристских ресурсах.

 

Рисунок 1.2 – культурно-познавательный туризм и его подвиды

 

Разнообразный по тематике познавательный туризм может быть так же подразделен на два основных типа: стационарные туры (включая городские экскурсии) и маршрутные туры (большая часть предлагаемых на внутреннем рынке комплексных проектов для туристов).

Культурно-познавательный туризм формируется вокруг объектов культурного наследия. Основные виды таких объектов показаны на рисунке 1.2.

Именно объекты культурного наследия формируют базис для культурно-познавательного туризма, поскольку являются носителями материальной культуры и сопряжены с культурой духовной.

Таким образом, законодательную базу, регулирующую культурно-познавательный туризм, можно систематизировать на несколько составляющих. Это законодательство о туризме, законодательство о музейной деятельности и законодательство о культурном наследии.

Закон Московской области от 26.12.2014 N 186/2014-ОЗ (ред. от 16.12.2015) «О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 11.12.2014 N 8/109-П) определяет культурно-познавательный туризм как «временные выезды лиц, основной целью которых является посещение туристами исторических и социально-культурных объектов».

 

Рисунок 1.2 - Объекты культурного наследия

 

Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 02.03.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определения основных терминов, связанных с туристической деятельностью, а также определяет взаимодействие между субъектами туристического бизнеса и потребителями туристских услуг.

Право любого гражданина Российской Федерации на приобщение к культурным ценностям декларировано в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).Это означает, что любой гражданин страны имеет право получать информацию о культурном достоянии России. Это выражается в свободе доступа к «государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности». Исходя из этого права, предоставляется бесплатный доступ в музеи разным группам населения.

Деятельность музеев определяется Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Этот закон определяет понятие музея как некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом. Таким образом, публичное представление музейных предметов является одним из важных направлением деятельности этих учреждений.

Объекты, имеющие историческую ценность и не принадлежащие у музейному фонду (памятники архитектуры, здания, объекты инфраструктуры, технические объекты) определяются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) и подлежат охране и, в случае необходимости, реконструкции. Закон РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 25.06.2002) «Об охране и использовании памятников истории и культуры» определяет порядок ведения хозяйственной деятельности с использованием таких объектов. Сохранение объектов культурного наследия является важной функцией государства, поэтому законодательством введены критерии, согласно которым осуществлять деятельность по охране культурных памятников могут только уполномоченные организации, обладающие кадровым составом требуемой квалификации и несущие ответственность за выполняемые действия. Критерии для подобных охранных организаций указаны в Постановлении Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 (ред. от 14.08.2014) «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Промежуточное положение между материальными культурными ценностями и духовными занимают народные промыслы. «Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов»[5] Деятельность предприятий народных промыслов раскрывается Федеральным законом от 06.01.1999 N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О народных художественных промыслах». Cохранение производств, связанных с народными промыслами, поддерживает социально-экономический баланс в регионе, поскольку это гарантированно создает трудовые места и обеспечивает достаточный уровень образованности среди населения, поскольку для работы в сфере художественного промысла требуется гарантированный уровень квалификации сотрудников (художественное или технологическое образование).

Ведение просветительской деятельности в местах бытования народных промыслов крайне важно, поскольку распространение знаний о традиционных народных промыслах и ремеслах способствует развитию национального самосознания, патриотизма, и расширяет базу знаний об истории культуры в государстве. [15]

Перспективные направления развития туризма определяются документами о развитии отрасли туризма. К таким документам относится Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 N 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». Порядок мероприятий для достижений целей стратегии развития отрасли туризма указан в Распоряжении Правительства РФ от 11.11.2014 N 2246-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 (ред. от 18.12.2014) «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» позволяет в перспективе увеличить конкурентоспособность российского туристского рынка и повысить качество услуг.

«Российская Федерация занимает одно из первых мест по количеству культурных и туристских ресурсов, но, при этом, по уровню развития туризма занимает только 59 место», согласно данным Программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)».[8]

Основными проблемами функционирования культурно-познавательного туризма в России являются проблемы инфраструктуры и проблемы культурных объектов.

Неопределенность финансирования культурных объектов в 90-е годы XX века и проблемы с определением деятельности хозяйствующих субъектов привели к тому, что многие историко-культурные объекты сейчас находятся в плохом состоянии, и не подходят для проведения мероприятий. Культурно-познавательный туризм не имеет сезонной зависимости, поэтому важное значение имеет состояние зданий, производственных и экспозиционных помещений. Таким образом, объекты, имеющие плохую сохранность, для организации туристической деятельности не годятся. Их использование допустимо исключительно после реконструкции и реставрации. Посещение туристами «развалин», «руин», и необустроенных территорий не может привлечь клиентуру, поскольку потребитель заинтересован в сервисе и инфраструктуре. В придачу, нагрузка на не законсервированные объекты, может оказывать негативное влияние на их состояние. Таким образом, на рынке услуг культурно-познавательного туризма остаются исключительно музейные комплексы и предприятия, способные предоставить клиенту объекты туристского показа с привлекательными маркетинговыми стратегиями развития. [25, с. 57] Например, если сравнивать музеи-усадьбы, то наиболее популярными являются таковые с реконструированными зданиями, богатой экскурсионной программой (интерактивные экскурсии, выставочные залы) и дополнительными сервисными услугами (питание, выездная регистрация брака и т.д). Демонстрация же зданий в плохом состоянии не может привлечь клиентов и инвестиции. Это мы можем проследить на примере таких организаций, как музея-заповедника «Царицыно» и МГОМЗ в г. Москве.

Также к проблемным объектам относятся строения, подвергшиеся перестроению (снос храмовых колоколен и пристроек), нецелевому использованию в годы советской власти (использование культовых и жилых помещений под склады и производства), и объекты, которым был нанесен урон при неграмотной реконструкции (внесение конструктивных изменений, нарушение акустики и микроклимата). Также проблемы возникают при определении хозяйствующих субъектов в отношении культурных памятников (конфликт в г. Рязани между государственным музеем-заповедником «Рязанский кремль» и РПЦ). В случае с народными промыслами, проблемами являются сокращение размеров производства, дефицит кадров, недостаточное развитие отрасли показа (экскурсионных служб, аниматоров и т.д.), неприспособленность помещений для проведения туристского обслуживания.

Рациональный путь использования культурного объекта подразумевает рациональное сочетание трех характеристик: популярности, сохранности и инвестиций. Это отображено на рисунке 1.3.

Популярность объекта способствует увеличению инвестиций. Инвестиции способствуют проведению работ по сохранению и реконструкции объекта. Сохранность объекта стимулирует посещаемость. Но в то же время, увеличение популярности может снижать сохранность объекта. Плохое состояние объекта снижает его инвестиционную привлекательность, и, как следствие, ведет к отрицательной динамике популярности.

Классическим примером демонстрации этой схемы являются музеи деревянного зодчества. Экспонаты с плохой сохранностью не могут полноценно являться объектами показа и становятся малоинтересны широкому кругу посетителей (ограничение доступа). Снижение интереса к объекту показа уменьшает поток посетителей, и, как следствие, уменьшается доход от посещающих объект туристов. Аналогичным образом, схема применима к народным промыслам. Малые производства не имеют дополнительных возможностей для развития непроизводственных направлений. Отсутствие качественного экскурсионного обслуживания снижает интерес туристов. При отсутствии туристов, сокращается статья доходов и становится сложно проводить дальнейшее инвестирование в развитие производства и туристский продукт. И наоборот, несоответствие пропускной способности экскурсионной службы, приводит к ухудшению качества услуг, и, как следствие, оттоку клиентуры.

Рисунок 1.3 - Рациональное использование культурного объекта

Наибольшее развитие культурно-познавательный туризм получил в Центральной России и северо-западном регионе, где сосредоточены основные достопримечательности страны. Сейчас популярным из разновидностей познавательного туризма стал автотуризм, расширяющий возможности для знакомства со страной. Основные экскурсионные центры России – Москва, Санкт-Петербург, города Золотого кольца. Помимо них есть еще и другие уникальные места и достопримечательности, посетив которые каждый россиянин или иностранец получит новые незабываемые впечатления.

 

1.3 Направления осуществления культурно-познавательного туризма в муниципальных образованиях

Московская область обладает большим ресурсом для развития культурно-познавательного туризма. В настоящее время утверждена Государственная программа Московской области «Культура Подмосковья» (Утверждена Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 654/33). Исходя из этой программы, осуществляются работы по развитию культурных объектов Московской области, в том числе с привлечением государственного финансирования.

На территории Московской области расположен 5871 объект культурно-исторического наследия. Значительные трудности представляет отсутствие регистрации большинства из этих объектов в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. [13]

Также на территории Московской области расположено большое количество рекреационных объектов, которые привлекают большое количество туристов.

 

Рисунок 1.4 - Объекты культурно-исторического наследия в Подмосковье

 

Таблица 1.1 - Рекреационные объекты Московской области

Объект инфраструктуры Количество
Пляжи  
Гольф-клубы  
Аэроклубы  
Пейнтбол клубы  
Парки  
Горнолыжные комплексы  
Яхт-клубы  
Конно-спортивные клубы  

Согласно статистическим данным, в настоящее время в Подмосковье функционирует 561 коллективное средство размещения. Рынок туристических услуг представляют 847 туристских предприятий, из которых 97 туроператоров. Московскую область посещает большое количество туристов. И если в 2012 году это количество составляло около 2 млн туристов, то сейчас поток туристов растет. В 2013 году эта цифра составила уже 2,75 млн. и 2,9 млн. в 2014 году. В 2015 году поток туристов в Подмосковье составил 3,1млн. туристов.

Основным направлениями культурно-познавательного туризма являются экскурсионные однодневные туры, посвященные народным промыслам.

Таким образом, условную схему тура можно представить в соответствии с рисунком 1.5.

Рисунок 1.5 - Функциональная схема организации тура

Экскурсионные туры преимущественно формируются из одного или нескольких посещений различных культурных объектов, расположенных на небольшом удалении друг от друга. Каждый объект реализует свои услуги, как-то: демонстрационные, экскурсионные, интерактивные. В зависимости от сложности услуг и особенности технологии производства народного промысла, стоимость туристского продукта может варьироваться. При включении в экскурсионную программу мастер-класса или интерактивных компонентов, стоимость посещений музея возрастает пропорционально стоимости дополнительных услуг.

Таблица 1.2- Основные культурно-познавательные дестинации Подмосковья

Дестинация Интернет-адрес Вид промысла Адрес Средняя цена посещения
         
Гжель http://www.gzhel.ru Фарфор 140155, Россия, Московская область, Раменский, Ново-Харитоново, ЗАО Объединение Гжель, 1 200-500р
Жостово http://www.zhostovo.ru/rus/hammered Роспись Московская область, Мытищинский район, д.Жостово 100-5000р
Федоскино http://fedoskino.ru/ Лаковая миниатюра 141052, Московская область, Мытищинский район, село Федоскино, пн–пт: 9:00–17:00, сб–вс: 10:00–16:00 200-1100р

Продолжение таблицы 1.2

         
Вербилки http://www.gardnerporcelain.com/ Фарфор 141930, п.Вербилки, Талдомский р-он, Московская область, ул.Забырина, д.1 300-1200р
Богородское http://www.bogorodskoe.ru/ Резьба по дереву Московская область, Сергиево-Посадский район, п.Богородское, д.79/б 65-3000р
Высоковск http://yolochka.ru/, http://www.klinvk.ru/ Стеклодувное производство 141560, Московская обл, Клинский р-н,г.Высоковск, ул Владыкина, д.32-б, 141600, Московская область,г.Клин, ул. Староямская, дом 4. 200-700р
Дулево http://dfz.ru/ Фарфор 142670, Московская обл., г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, 15 200-1200р
Павловский Посад http://platki.ru/ Набивные платки 142500, Россия, Московская область, г. Павловский Посад. ул. Б. Покровская, 27. 200-500р
Хотьково http://abramtsevo.net Резьба по дереву 141352, Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, c. Абрамцево, ул. Музейная, д. 1 500-1700р
Сергиев Посад http://www.museum-sp.ru/const_matreshka.html Матрешка 141310, Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Проспект Красной Армии, д. 144 50-600р

Основные группы потребителей культурно-познавательных туров являются относительно постоянными категориями. Категории рассмотрены на рисунке 1.6

Рисунок 1.6 - Основные группы посетителей культурно-исторических объектов

В первую очередь, это детские экскурсионные группы. Посещение культурных объектов для них связано с получением дополнительного образования или в рамках общего образования.

Второй категорией являются узко-интересующиеся специалисты и любители. Эти потребители могут посещать объекты как группами, так и индивидуально.

Третьей категорией являются транзитные посетители населенного пункта, которые посещают культурные объекты населенного пункта из интереса, а также индивидуальные посетители

Четвертая категория - это местные жители, и их количество традиционно невелико.

В последнее время наблюдается тенденция сокращения групповых посещений объектов, и увеличение количества индивидуальных посетителей, что не может не сказываться на ассортименте предлагаемых экскурсионных услуг на культурных объектах.

«Это говорит о том, что музеям во многом следует ориентироваться на индивидуальных посетителей, развивая интерактивный компонент экспозиции. С другой стороны, это показывает имеющийся потенциал роста экскурсионного обслуживания.»[11]

По результатам написания раздела можно сделать следующие заключения. Развитие культурно познавательного туризма не смотря на его популярность в Московской области сопряжено с некоторыми проблемами. В частности, проблему представляет восприятие культурно-познавательного туризма самими туристами, отсутствие единой базы туристских дестинаций, слабое развитие инфрастуктуры районов Московской области. В разделе рассмотрены особенности организации культурно-познавательного туризма перечислены самые популярные типы туристских дестинаций культурно-познавательного туризма в Московской области. Определены основные группы потребителей культурно-познавательного туризма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 2080; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.032 с.)