Культурно-познавательный туризм в контексте туристской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-познавательный туризм в контексте туристской деятельности



В настоящее время в России происходят фундаментальные изменения в общественном самосознании. Это связано с формированием новой национальной идеи, определяющей смысл государственности и целеполагания социума. Национальная идея формируется на основе восприятия исторических реалий и их экстраполяции в современных условиях.

В первую очередь, важным считается глубокое знание и понимание истории государства, особенно в отношении материальной культуры. Изучение материальной культуры подразумевает понимание идентификации народа, его самобытности, независимости и закономерностей развития. Туризм развивает общение между людьми и позволяет приобщиться к культурным ценностям того или иного региона.

Определение туризма является основополагающим в данной работе. Оно сформулировано в Российском законодательстве.

Туризм – временные выезды (путешествие) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания.[1]

Туризм выполняет социально-гуманитарные и социально-экономические функции. К социально-гуманитарным относятся функции, связанные с развитием уровня культуры общества и изменения его социальных характеристик. Социально-экономические функции связаны со влиянием отрасли на экономические показатели региона и интеграцией отрасли народного хозяйства в общественную деятельность.

К социально-экономическим относятся следующие функции:

-создание рабочих мест посредством развития предприятий туризма;

-привлечение инвестиций в регион посредством внедрения инновационных проектов и развития объектов туристской инфраструктуры;

-развитие инфраструктуры региона, в том числе транспортной, предприятий сервиса, а также специализированных производств.

К социально-гуманитарным относятся следующие функции:

-просветительная подразумевает распространение различных общих знаний среди широкого круга потребителей;

-познавательная функция подразумевает приобретение новых знаний и расширение кругозора потребителей

-образовательная способствует повышению уровня специализированных знаний среди различных целевых групп;

-коммуникационная функция является предметом создания коммуникационных каналов и обмена информационными потоками между различными группами населения

-оздоровительная функция выполняет опосредованное воздействие на состояние здоровья потребителей, поскольку совокупность природно-экологических факторов некоторых туристских дестинаций способно оказывать оздоровительное воздействие на организм человека.[26, с.10.]

Виды туризма дифференцируются в зависимости от того, на какой сфере деятельности сконцентрировано внимание при организации объекта дестинации. Можно выделить следующие виды туризма:

-спортивный-на основе проведения спортивных мероприятий;

-экотуризм-на основе использования неизмененных природных ландшафтов и естественных методов хозяйствования;

-культурный- на основе историко-культурных ресурсов территории

-событийный- основанный на проведении тематических мероприятий;

-религиозный-на основе деятельности культовых центров и объектов;

-рекреационный- узко ориентированный на отдых потребителя.

Таким образом, сопряжение функций и видов дает четкую характеристику направления туризма. В данном случае, культурно-познавательный туризм представляет собой направление, основанное на историко-культурных ресурсах территории и выполняющее познавательные функции. Это туристические поездки и путешествия в различные историко-культурные дестинации с познавательными целями, основанные на получении разнообразных знаний по различным направлениям. [26, с.11] «Культурно-познавательный туризм представляет собой в настоящее время совершенно новую сферу культурного отдыха и духовного образования».[19] Это очень важно в современном обществе, особенно при формировании гражданского общественного сознания. Современный уровень развития инфраструктуры и технологий позволяет выйти культурно-познавательному туризму на качественно-новый уровень и привлечь новых потребителей. [18, с. 35] В сознании рядового потребителя до сих пор остается стереотип советских времен об «унылости» и «неинтересности» экскурсионного приобщения к истории народных промыслов и культурных объектов. Модернизация отрасли позволяет разрушить эти стереотипы и наполнить культурно-познавательный туризм новым смыслом. Изучение культурного наследия – это не только получение энциклопедических знаний о творениях архитекторов и художников. Это народные промыслы, обычаи, традиции, приобщение к которым можно сделать увлекательным и захватывающим.

В советское время существовал сдвиг приоритетов при формировании турпродукта и функционировании туристских объектов. В приоритете находилась научно-исследовательская работа на имеющихся базах (музеях, выставочных центрах, исследовательских институтах). В итоге, экскурсионная и просветительская функция по важности находилась на последнем месте, и сотрудники занимались общением с посетителями по остаточному принципу. Таким образом, было сформировано негативное видение музейной педагогики потребителем.

С негативным видением до сих пор происходит малопродуктивная борьба. Поскольку несколько поколений российского населения воспринимали культурно-познавательный туризм как «обязаловку» в отрыве от реальной жизни, подрастающее поколение тоже не в состоянии получить от старших поколений объективную оценку данного вида туризма и приобщаться к нему самостоятельно. Мало того, старшее поколение не может сориентировать младшее сделать выбор в пользу изучения отечественной культуры как интересного явления мирового масштаба. Иностранные потребители всегда испытывали интерес к российской культуре, но, для отечественного потребителя этот интерес является в настоящее время неестественным, поскольку не сформирована заинтересованность в получении этих знаний.

Культурно-познавательный туризм - это туристические поездки и путешествия с познавательными целями. Культурно познавательный туризм подразумевает большое число видов туристической деятельности, раскрывающей отличительные признаки той или иной дестинации: - ее культурно - историческое наследие, природное богатство, этнические, этнографические и археологические особенностей, проведение культурно-массовых мероприятий. Характерной особенностью культурно-познавательного туризма является именно образовательный или познавательный аспект. В основе культурно-познавательного туризма лежит потребность человека в интеллектуальном, духовном и коммуникативном развитии, почему сегодня стали появляется совершенно новые туристские направления: фототуры, милитари-туры, винные, кулинарные и пр.

Культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма, где турист может не только провести время с целью отдыха, а почерпнуть для себя новую информацию, узнать, увидеть, понять.

Подвидами культурно-познавательного туризма являются:

-культурно-исторический (посещение исторических памятников, изучение исторического наследия дестинации, посещение лекций по истории дестинации и других мероприятий)

-культурно-событийный (посещение традиционных или постановочных мероприятий или событий (праздники, фестивали) с познавательными целями и участие в них;

-культурно-религиозный (интерес к религии и религиозным объектам, посещение объектов культа, паломничество, изучение религиозных обычаев, традиций и обрядов, посещение лекций по религиозной тематике);

-культурно-археологический (изучение памятников древности, раскопок, участие в экспедициях);

-культурно-этнографический (изучение культурных особенностей того или иного этноса, его обычаев и культуры, особенностей быта, традиций, обрядов, интерес к фольклору и языку этноса и т.д.);

-культурно-этнический (изучение культурного наследия своего народа, интерес к истокам его культуры, обычаев и традиций, посещение тематических этнических парков);

-культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

-культурно-экологический (посещение природно-культурных памятников и ансамблей, изучение их с точки зрения взаимодействия культуры и природы, участие в тематических программах на стыке культуры и природы).

Основные виды и подвиды культурно-познавательного туризма представлены в наглядной схеме на рисунке 1.1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 981; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.006 с.)