Тарифная система оплаты труда: понятие, элементы, назначения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тарифная система оплаты труда: понятие, элементы, назначения.



Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность норм док-тов, при помощи кот осущ комплексная дифф и рег размера з/п разл групп и категорий работников в завис от сложн труда и уровня квалиф, а также от особен видов работ, пр-в и отраслей, в кот заняты работники. С помощью тарифной системы при различных экон условий обеспеч:

1. единство меры труда и его оплаты, т.е. реализуется принцип – равная оплата за равный труд.

2. дифференциация основной части з/пл в зависимости от признаков, характеризующих качество труда работников.

Основными элементами тарифной системы являются:

–тарифные сетки – со-ть квалиф разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых определяются размеры тарифных ставок и окладов. Тем самым устанавливается зависимость з/пл работников от сложности выполняемых работ. В РБ принята единая тарифная сетка, которая служит основой для установления з/пл всеми субъектами хозяйствования.

–тарифные ставки – представляют собой выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий работников в единицу времени. Чаще всего за час, день и месяц. Тарифная ставка, определяющая за месяц – оклад. Тарифные ставки устанавливаются применительно к каждому квалификационному разряду. Исходной величиной является тарифная ставка 1 разряда. Минимальная нормативная ее величина устанавливается законодательно.

–тарифно-квалифицированные справочники. В РБ тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и квалификаций, справочник должностей руководителей, специалистов и служащий. Тарифно-квалификационные справочники представляют собой системные перечни работ и профессий рабочих востребованных на предприятии. В РБ принят единый тарифно-квалификационный справочник. Он предназначен для тарификации рабочих и присвоение им квалификационных разрядов. Тарифно-квалификационный справочник построен по принципу дифференциации выполняемых работ без учета ведомственной принадлежности предприятий, на которых производятся работы. Тарифно-квалификационные требования для руководителей, специалистов и служащих определяется на основе квалифик справочника должностей руководителей, специалистов, служащих.

Тарифная система шир распростр на отечественных пр-тиях. Она имеет недостатки: велич тар ставки ориент на оплату затрат труда в пределах норм и заданий или среднего времени выполнения работ. Однако она не учит возм измен степени интенсивн труда и тем самым обеспечивает возмещение доп затрат труда и не стимул проявление инициат в вып заданий. Отмеч недостаток устраняется с помощью допсистемы в частности системы доплат и надбавок и премиальной системы.

 

Состав средств на оплату труда и эффективность их использования

Источником ср-в на ОТ явл.фонд ЗП на пред-ии. ФЗП- сумма ден.ср-в или нат. продуктов, кот должны быть выплачены раб-кам в завис.от рез-тов их труда. ФЗП формир-ся только после реализации продукции. ФЗП фор-ся из след источников: из ср-в на ОТ, вкл-мых в с/с и за сч.чист прибыли предпр-я направляемой на потр-ие. Прибыль пред-ия облаг-ся налогом, часть прибыли напр.на потреб-е т.е в ФЗП. В с/с вкл-ся след эл-ты ср-в на ОТ: 1) ЗП по сдельным расценкам, тариф ставкам и окладам, 2) премии выплач-ся раб-кам по действующим премиальным положениям, законодательствам регулир-ся размер премии вкл-мой в с/с, разреш-ся до 50% вкл-я, 3) выплаты компенсационного хар-ра за работу в ночное время за совмещение професий и т.д. Из чистой прибыли по труду раб-ки получ-т выплаты: выплаты по итогам работы за год,премии свыше установ-го гос-вом предела, вкл-го в с/с,премии разового хар-ра,компенсационные выплаты, не включенные в с/с.

Показатели эф-ти: Выручка(или пр-во прод; прибыль от реализации продукции, работ, услуг) на один рубль фонда заработной платы (или расх на опл труда).

Коэф эф-ти: Коэффициент отношения индекса реализации продукции к индексу фонда заработной платы, коэффициент отношения индекса реализации продукции к индексу расходов на оплату труда, коэффициент отношения индекса реализации продукции на одного работника к индексу фонда заработной, коэффициент отношения индекса прибыли от реализации к индексу фонда заработной, коэффициент отношения индекса прибыли на одного работника к индексу фонда заработной платы, коэффициент отношения индекса фонда заработной платы к индексу роста численности работников.

 

41.Сущность, формы, методы и система планирования на производстве

Планир эффект если примен в соотв эк условиях и в совок в др. планир—это эк способ или инструм управлен предпр, пр-с сост плана. Эк сущность:реализ эк закон накопления капитала на предпр.

Задачи планир:1) пр-во конкурентоспос прод

2)осущ эффект инновац и инвестиц проектов

3) поодерж финансово устойчивой и высокой эффективности

4)социальная задача

5)экономич

Цель планир:обоснован планов прибыли и роста соим предпр

Объект: бригада, участок, цех, отдел, пр-во, объединение

Предмет: ресурсы предпр, капит стоим(активы и пассивы предпр), тек стоим, эк эффективность

Принципы планир:1)непрерывность,2)оптимальность, 3)стабильность, 4)комплексность 5)выдел приорит, 6)осмыслен альтернат, 7)системность, 8)оценка критериев

Подходы к планир:

1)индикативное или директивное

2) скольз или фиксир во времени план

Мет планир:1)нормат, 2)балансов, 3)сетевой,4)графич, 5)програмно-целовой,6)экон-мат

Класисификация:1)в зависимости от вр периода:а)догоср, реднесроч, кварт, месяч, декад, дневн, почасов

2)по формам представления:а)стратег,тактич, тек, бизнес

3)по видам докум:бум, электр

4)по предм планиров:по ресурсам и тд

5)по объекту планир

Система планир это совок взаимоувяз планов по видам, формам, объектам и предм планир. Модель планир—это послед разраб планов по по видам, формам, объектам и предм планир с выдел критериев оценки.

 

Планирование деятельности организации в условиях рынка: границы и возможности

В настоящее время планирование деятельности является экономической основой свободных рыночных отношений всех хозяйственных субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. Посредством планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и объемом их предложения предприятием на макроэкономическом уровне.

На уровне предприятия планирование призвано обеспечить выпуск высококачественной продукции в необходимых количествах и номенклатуре на основе эффективного и рационального использования ресурсов, а также взаимоувязку деятельности отдельных структурных подразделений.

Ф-ция планир служит осн для прин управл реш и пред собой управ деят-ть, кот предусм выраб целей и задч управл пр-тием, а также опред путей реализ планов для достиж потавл целей. Планир – пр-с науч разраб и претвор в жизнь комплекса мероприят, опред направл и темпы развит пр-тия, обеспеч соотв пр-ва потребностям рынка и на осн этого – увелич объема продаж и прибыли пр-тия. Т.о. целью планир явл разраб и практ обеспеч параметров, опред буд сост пр-тия, а также путей, способов и ср-в их достижения. Эти параметры фиксир в плане. План разрабатывается на определенный промежуток времени, а значит важно чтобы он имел строго определеннные границы во времени. При разработке плана пр-тие должно учитывать свои производственные возможности и потенциальные возможности реализации своей продукции на рынке. Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение функций предприятия: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом планирования выступают ресурсы предприятия. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней расхода, направления и сроки использования, режим потребления и т. д. Спланировать деятельность предприятия – это значит определить основные направления и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов товаров и сроков их выпуска.

Выделяют след принципы планированя: необходимости, непрерывности, единства, гибкости, точности, оптимальности, участия и эффективности.

Соблюдение всех принципов планирование обеспечивает эффективное функц-ние пр-тия в усл рын экономики.

 

43.стратегическое и тактическое планирование:цель и задачи

Стратег планир это способ формализ целей, сроков их осущ, а также финансов хар-ка затрат и рез-тов. Важнейшая задача:обеспечить нововвед, неоход для жизнедеят предпр.

Функции:1)распред ресурсов

2)адаптация к внешней среде

3)координ и регулир хоз процессов

4)организационные изменения

Этапы:опред миссии предпр,формулир цели и задач, анализ и оценка внешней среды, анализ и оц внутр структуры предпр,разраб и анализ стратег альтернатив, выбор стратегии.

Преимущества:большая степень обоснованности планов показателей, большая вероятность реализ планируемого сценария развития

Недостатки:не может дать детального описания будущего, не имеет четкого алгоритма реализации, требует ресурсов и времени, негативного больше чем у других видов планир.

Тактическое планир занимает промежут положение между долгоср и краткоср планир(1-2года)

Решения:по созд или перепрофилиров производ мощностей, по подготовке кадров, объему продаж продукции, по уровню и структуре издержек, матер-техн обеспеч пр-ва, источники финансир.

Развивает план всей хоз деят предпр, особое внимание удел росту производ труда, сниж с/с, экономии матер ресурсов, росту кач-ва и конкорунтоспос прод, росту эффект пр-ва, соблюд договора и бюджетных обязательств

Фунции планир:1) прогнозирование, 2)координирования, 3)контроль

Основные требования:гибкость плана, полнота планирования, поддержка со стороны высшего руководства, комплексность планир, ответственность за разраб и выполнен плана, приоритет тек решений над планом, точность, ясность, лаконичность формулировки плана, участие исполнителей в разработке плана.

Разделы:1)эк эффект пр-ва, 2)нормы и нормативы, 3)пр-во и реализ прод, 4)матер-техн обеспеч пр-ва, 5)персонал и ОТ, 6)издержки пр-ва, прибыль и рентаб, 7)инновации, 8)инвестиции и кап стр-во, 9)охрана природы и рацион использ прир рес-сов, 10)соц разв коолектива, 11)фонды спец назначения, 12)фин план

Цель стратег плана заключ в том, чтобы опред то чего хочет добиться предпр в перспективе, тактич планир должно ответить на вопрос, как предпр может достичь такого состояния.

 

44. Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Бизнес-план представляет собой документ, содерж. обоснование действий, кот. необходимо осущ-ть для реал-ии какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на период от 3 до 5 лет. Для 1-го и 2-го года пок-ли следует давать в помесяч. и покварт. разбивке, далее – в год. разрезе. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихоз. или внутрифирм. план-ия, получив. наибольшее распр-ие на малых и средних предприятиях.

Бизнес-план выполняет следующие функции:

1) м. б. исп-н для разработки концепции ведения бизнеса и генстратегии разв-ия предпр-ия;

2) м. вып-ть ф-ию план-ия;

3) помогает контрол-ть и оценивать пр-сс разв-ия предпр-ия;

4) необходим для привл-ия ден.средств;

5) нужен для привл-ия инвесторов, эфф. исп-ия инвестиций.

Разр-ка бизнес-плана позволяет получить ответы на след. вопросы: как начать бизнес, как эфф-но орг-ть произ-во, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возм. риск.

Жестко реглам. стр-ры бизнес-плана не сущ-т. Она может быть различной в зависимости от вып. ф-ии, от опыта предпр-ля, срока работы предпр-ия. Бизнес-план м. сост-ть из след. разделов: 1) резюме (возм-сти предпр-ия); 2) виды товаров (работ, усл.); 3) рынки сбыта производимых товаров; 4) сущ. конк-ия на рынках сбыта; 5) маркет. план; 6) производств. план; 7) орган. план; 8) прав. обесп-е деят-сти фирмы; 9) оценка риска и страх-ие; 10) фин. план; 11) стратегия финанс-ия.

В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план.

Бизнес-план в отличие от внутрипроизвод. план-ия вкл. не весь комп-кс общ. целей предпр-ия или корпор-ии, а одну из важн. задач, опред. конкретное содер-ие план-ия нов. вида деят-ти или бизнес-проекта.

Бизнес-план ориент-ся гл. обр. на разр-ку нов. страт-ии или тактики разв-я предп-ия, тогда как обычное план-ие м. вкл. разл. виды совме. текущ. и перспект. деят-сти. Бизнес-планы разраб-ся непосредственно под рук-ом и при личном участии предпр-ля – учред-ля фирмы. Отеч. спец-ты пока не имеют научно обосн. методик разр-ки бизнес-планов прим-но к нашим условиям рыночных отн-ий.

45. Производственная программа – план пр-ва и реал-и прод. по объему, асс-ту и кач-ву.

Гл. задача при сост-и плана пр-ва – подтв-ть расчетами, что пр-во в сост-и реально произ-ть необх. кол-во тов. треб. кач-ва в нужные сроки.

В плане указ-ся состав оборуд-я, поставщики сырья, материалов, комплект.изд., условия поставки по цене, кол-ву и кач-ву.

План произв-ва вкл. следующие этапы: 1) расчет производств. мощности –макс. возм. год. объем выпуска прод. при задан. номенк-ре и асс-те и с учетом наил. исп-я всех им. на предп-ии рес-в; 2) расчет числ-ти персонала для выполнения плана пр-ва и реал-и прод., осущ-ся в плане по труду и персоналу; 3) расчет факт. з/п персонала., 4) расчет сметы затрат на пр-во. Затраты, образ. с/с прод. в соот-и с их эконом. содерж-м, груп-ся по след. эк. элем-м: а) матер. затраты; б) аморт. отчис-я; в) затраты на опл. тр.; г) отч-я на соцнужды; д) пр.

5) расчет кальк-ии с/с прод. (усл.). Расчет кальк-и с/с прод. рассч-ся как сумма затрат на сырье, осн., вспом мат-лы, покупн полуфабрикаты, топливо, энергию на технол. цели и опред-ся умн-ем норм расхода на цену их приобр-я с учетом транспортно-загот. расх-в за выч-м возвратн. отходов; 6) расчет цены произв-ся по методу «средн издержки плюс прибыль» и имеет вид: СРЦ = С + П + НДС + НТ, где СРЦ – своб. рын цена; С – с/с изд.; П – прибыль; НТ – торг. надбавка; 7) расчет валовой, товарной и реализованной продукции. Вал. прод-я – весь объем произв. прод-и согласно договорным обяз-м предп-я. Тов. прод-я, наход. на складе предп-я, готов. к реал-и, и продукция, наход. в пути, произв., но не оплачен. Реал. прод-я, за кот. на текущ. расч. счет предп-я поступила оплата.

46. Учет требований потребителя при разработке производственной програм

Потребитель (исходный пункт)

Анализ спроса

Разработка данного вида продукции

Производство

Продажа, реклама

Размещение на рынке обслуживания

Потребитель (конечный пункт)

Формир-е производ. прог-мы нач-ся с исп-я данных перспект. плана выпуска прод-и, с уч-м «портфеля заказов», изучения коньюктуры рынка и сбыта прод-и, а также с уч-м объема запаса прод-и на товарн. складе.

Однозначно опред-ть реал ур-нь эфф-сти возм-но только при условии интегрального подхода к оценке. Получ-е интегральной, но в тоже время комплексн., оценки возможно при осущест-ии особой технологии оценки основан. на аддитивном и мультипликативном принципах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.029 с.)