Задачи, функции и принципы научной организации труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи, функции и принципы научной организации труда



Изменение техники и технологии производства требует соот-ветствующего изменения организации труда. Кроме того, наука об организации труда обогащается новыми данными, возникает цен ный опыт новых организационных решений. Если на предприятии чутко реагируют на все новое, что появ-ляется в области организации труда, и систематически реализуют его на практике, то можно говорить о научной организации труда. Научный подход к организации труда позволяет наилучшим обра зом соединить в процессе производства технику и людей, обеспечи вает наиболее эффективное использование материальных и финан совых ресурсов, снижение трудоемкости и рост производительности труда. Он направлен на сохранение здоровья работников, обогаще ние содержания и гуманизацию их труда. Важным признаком НОТ является ее направленность на ре шение трех взаимосвязанных задач: экономических, психофизиоло гических и социальных. Экономические задачи состоят в обеспечении за счет органи-зации труда всесторонней экономии различных ресурсов, и прежде всего экономии труда, что в свою очередь направлено на снижение издержек производства и рост его результативности — повышение производительности труда, рентабельности, прибыльности. Улучше-ние организации труда и повышение культуры производства спо-собствуют росту качества продукции, что равносильно увеличению его количества. Экономические результаты деятельности достигаются рацио-нальными разделением и кооперацией труда, при помощи которых обеспечивается полное использование времени всех работников, распределение работ в соответствии с уровнем их квалификации, исключение непроизводительных простоев оборудования, миними-зация длительности производственного цикла (полного времени на изготовление одного изделия). Экономия достигается также уста-новлением равной напряженности норм труда, что предотвращает деление работы на «выгодную» и «невыгодную» и тем самым спо-собствует выполнению всех видов работ, необходимых для выпуска готовой продукции. Экономия времени происходит в результате хорошо продуманной организации рабочего места, в использовании наиболее прогрессивных приемов и методов труда. Итак, экономическая направленность совершенствования орга-низации труда имеет большое значение, особенно в рыночных усло-виях, но при всей ее важности подобной направленности недоста-точно для того, чтобы считать такую организацию научной. Научный подход к организации труда требует от нее еще и психофизиологи-ческой направленности. Психофизиологические задачи, которые должны решать орга-низаторы труда, состоят в том, чтобы обеспечивать работникам здо-ровые и безопасные условия труда, снижать его физическую тяжесть и нервно-психическую напряженность, гармонизировать нагрузки на различные органы работающего человека, не допускать однобо кости труда, предусматривать сочетание труда физического с тру дом умственным, устанавливать рациональные режимы труда и от дыха и в конечном итоге максимизировать работоспособность. К числу важнейших задач научной организации труда отно сятся социальные задачи.

Они состоят в обеспечении содержатель ности труда, повышении его привлекательности за счет преодоле ния монотонности, увеличения разнообразия производственных операций, перемены труда, насыщения его творческими элемента ми, в повышении престижности профессий, обеспечении полноцен ной оплаты труда. Социальная и психофизиологическая направленность НОТ означает гуманизацию труда, т.е. создание таких условий на произ-водстве, которые бы отвечали самым насущным запросам человека современного демократического общества. Развитием представлений о задачах НОТ является понятие о ее функциях, т.е. об особенностях проявления НОТ на предприя тии и ее воздействия на различные стороны производства. Катего рия «функция» предоставляет возможность конкретизировать об щие задачи НОТ, выделить в пределах каждой задачи особенные направления воздействия НОТ на производство и его субъекта — человека, выявить принципиальные различия между организацией труда научной и «обычной», зачастую упускающей важные момен ты организации трудовой деятельности, что чревато потерями для производства. Слово «научная» дает качественную характеристику органи-зации труда. Реализованные функции НОТ служат критерием, по-зволяющим оценить, достигнута НОТ на производстве или нет. Анализ воздействия научной организации труда на человека и производство позволяет выделить следующие функции НОТ. Ресурсосберегающая функция, в том числе трудосберегающая, направлена на экономию рабочего времени, сырья, материалов, энер-гии, т.е. ресурсов. Кроме того, экономия труда включает в себя ус-транение всякого бесполезного труда. Это достигается рациональ ным разделением и кооперацией труда, применением рациональных приемов и методов труда, четкой организацией рабочих мест и хо-рошо отлаженной системой их обслуживания. Экономии ресурсов служит и направленность НОТ на повышение качества продукции: лучшее качество равносильно большему количеству. Ресурсосбере-жение — один из главных рычагов интенсификации производства. В современных условиях прирост потребности в топливе, энергии, металле и других материалах должен на 75—80% удовлетворяться за счет их экономии. На это необходимо нацеливать не только тех-нологию, но и организацию труда. Итак, одним из критериев науч ной организации труда становится ее способность обеспечивать все-стороннюю экономию затрат труда, материальных и денежных ресурсов. Оптимизирующая функция проявляется в обеспечении полного соответствия уровня организации труда передовому уровню техни-ческого оснащения производства. Оптимизация необходима в до-стижении научной обоснованности норм труда и уровня интенсив-ности труда, обеспечении соответствия уровня оплаты труда его результатам. Оптимизация в современных условиях — центральное направление в поиске путей решения различных задач. Подобные задачи существуют и в области организации труда. Научная органи-зация труда призвана найти оптимальный вариант их решения. Функция формирования эффективного работника означает осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, их обучения, систематиче-ского повышения их квалификации.

Требования к качеству подбора работников и их профессиональному мастерству в условиях перехо да к рыночным отношениям существенно возрастают. Увеличение сложности используемой техники ведет к росту ответственности ис-полнителей за своевременные и правильные решения и действия. Научный подход к формированию кадров и к их подготовке — глав-ное условие эффективности, и это становится важной функцией НОТ, Трудощадящая функция проявляется в создании благоприят ных, безопасных и здоровых условий труда, в установлении рацио нального режима труда и отдыха, использовании режимов гибкого рабочего времени, облегчении тяжелого труда до физически нор мальной величины. Для каждого человека нет большей ценности, чем здоровье, поэтому забота общества об охране и укреплении здо ровья людей — дело первостепенной важности. Проблемы здоровья людей в значительной мере определяются производственными ус ловиями. Одна из функций НОТ — способствовать сохранению здоровья трудящихся на производстве. Функция гармонизации труда направлена на обеспечение со-гласования физических и умственных нагрузок, которые испытывает работник; на преодоление однобокости труда; создание полноценных условий для гармоничного развития человека на производстве. Функция возвышения труда — чрезвычайно важная функция организации труда в цивилизованном обществе. Нельзя говорить о НОТ, сколь экономичен ни был бы труд, если при этом забывают о самом человеке, с его социальными запросами и стремлениями к вы-сокосодержательному, престижному труду. Возвышает труд создание на производстве условий для повышения содержательности и при-влекательности труда, искоренение рутинных и примитивных тру-довых процессов, обеспечение перемены труда, т.е. его гуманизация. Функция повышения культуры производства организационны-ми средствами: создание эстетически привлекательной производствен ной среды, рациональная организация рабочих мест, развитие де мократического стиля управления людьми и др. Воспитательная и активизирующая функции направлены на выработку дисциплины труда, развитие трудовой активности и твор-ческой инициативы. Высокий уровень организации труда способствует формированию у работника этих качеств, а чем выше качества испол нителей, тем более высокого уровня может достичь организация труда. Понимание функций НОТ позволяет обеспечить всесторон ний подход к решению проблем организации труда на предприятии, четче представить механизм воздействия НОТ и на работника, и на производство. Функции НОТ подчеркивают ее роль на производ стве; проявление функций является признаком НОТ, свидетельством о ее наличии на предприятии. Для научной организации труда дол жно быть характерно присутствие всех указанных выше функций. Мероприятия НОТ достигают наибольшего успеха в том случае, когда их проводят в комплексе с другими вопросами организации произ-водства, развития техники и технологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.006 с.)