Тема №8. Понятие и сущность социальной организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №8. Понятие и сущность социальной организации



Теория организации рассматривает организации как сложные соци­ально-экономические системы. Социальный аспект организации явля­ется очень важным, поэтому для его изучения теория организации опери­рует таким понятием, как социальная организация. Социальной называет­ся такая организация (т. е. такая форма организационных отношений), основным элементом которой признается человек с его идеями, характе­ром, отношениями, культурой, ожиданиями и т. п.

Понятие «социальная организация» подразумевает целенаправлен­ное объединение людей, предназначенное для выполнения какой-либо определенной функции. В этом смысле социальная организация имеет свой социальный статус. Простейшее определение организации — «груп­па людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели» — по существу, является определением именно социальной орга­низации.

Между людьми в организации возникают определенные отношения, которые строятся на различных уровнях симпатии, антипатии, престижа, лидерства, полномочий, ответственности и т. п. Поэтому помимо основ­ных системных свойств и законов организации существуют и специфи­ческие свойства и законы, характерные именно для социальных орга­низаций. Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производствен­ных отношений.

Организация формируется как социальная среда, включающая: социальные группы, социальные статусы и нормы, отношения лидер­ства ит. д. Системообразующими факторами социальных систем яв­ляются:

· общая цель;

· подчинение целей каждого элемента общей цели системы, осозна­ние каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

· выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;

· отношения субординации и координации между компонентами системы;

· наличие принципа обратной связи между управляющей и управ­ляемой подсистемами.

В теории организации выделяют различные типы социальных орга­низаций. Рассмотрим в качестве примера три из них:

· социально-политические;

· социально-образовательные;

· социально-экономические организации.

Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей:

· для социально-экономических организаций главные цели состоят в производстве продукции (или оказании услуг) и получении при­были;

· для социально-культурных главной целью является достижение эсте­тических целей, а получение прибыли — вторичная цель;

· для социально-образовательных главная цель заключается в обеспе­чении высокого уровня квалификации обучаемых, развитие науч­ной деятельности ит. п.,а получение прибыли также вторично.

Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся: межличностные и бытовые отно­шения между людьми; формальные отношения с учетом их полномо­чий и ответственности; связи между лидерами и их последователями ит. п.

Экономические связи характеризуются способами материального сти­мулирования трудовой деятельности в организации; наличием матери­альных льгот, материальной ответственности и т. п. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании организации и диагностике ее состояния.

Слабость экономических и социальных связей порождает неустойчи­вость организации — ее неспособность восстанавливать желаемое со­стояние после каких-либо возмущающих воздействий. Сотрудники такой организации имеют низкую материальную заинтересованность в эффективной работе (невысокая зарплата, отсутствие материальных стимулов повышения квалификации и качества продукции и т. п.), при этом неудовлетворительными являются и взаимоотношения между со­трудниками (высокая конфликтность, слабая сплоченность, отсутствие лидера и т. п.).

Таблица4.1

Влияние социальных и экономических связей на общее состояние организаций
Социальные связи Экономические связи
слабые средние сильные
слабые Неустойчивая организация Слабая организация Конфликтная организация
средние Слабая организация Средняя организация Средняя организация
сильные Конфликтная формальная и сильная неформальная организация Средняя организация Сильная организация

 

 

Создание в организации сильных экономических связей при сохране­нии слабых социальных порождает конфликтную организацию. Кон­фликтность такой социально-экономической системы обусловлена тем, что появление у работников материальных стимулов для повышения ка­чества своего труда побуждает их изыскивать для себя условия для реали­зации возможности увеличивать оплату своего труда. Однако низкий уро­вень социальных связей не позволяет работникам создать условия для эф­фективной совместной работы. Индивидуалистические настроения еще больше усугубляют социальный разрыв.

Сильные социальные связи при слабых экономических приводят к усилению влияния неформальных групп на деятельность формальной организации и возникновению конфликтов между работниками (нефор­мальной организацией) и администрацией (формальной организацией).

Изучение и учет соотношения социальных и экономических связей в организации являются обязательными функциями руководства, заинте­ресованного в создании наиболее благоприятных условий работы органи­зации.

 

Тема №9. Классификация организаций

Классификация организаций позволяет систематизировать их по сходным признакам или параметрам. Это необходимо для правильного выбора методов анализа их деятельности и совершенствования структур, функций и систем управления.

Наиболее распространенными являются следующие подходы к клас­сификации организаций:

а) в соответствии с правовым статусом, определенным Гражданским кодексом Российской Федерации, различают организации — юридиче­ские лица и организации, не являющиеся юридическими лицами;

б) в зависимости от принадлежности к системе высшей государст­венной власти выделяют правительственные и неправительственные орга­низации;

в) в зависимости от источников финансирования деятельности вы­деляют бюджетные и небюджетные организации;

г) в зависимости от целей деятельности отношения к получаемой прибыли выделяют коммерческие и некоммерческие организации;

д) в зависимости от главной цели и способов удовлетворения по­требностей общества выделяют общественные и хозяйственные органи­зации;

е) по форме собственности выделяют государственные, муниципаль­ные, общественные, частные и организации со смешанной формой собствен­ности;

ж) по размеру (численности персонала) выделяют крупные, сред­ние, малые организации. В зависимости от средней численности работ­ников за календарный год предприятия подразделяются на:

■ микропредприятия — до 15 работников;

■ малые предприятия — до 100 работников;

■ средние предприятия — до 250 работников.

Исходя из этого деления, к крупным предприятиям можно отнести организации с численностью сотрудников, превышающей 250 чел. Одна­ко, такой подход к определению понятия «крупное предприятие» в боль­шинстве случаев является условным.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера­ции» под субъектами малого предпринимательства понимаются ком­мерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общест­венных и религиозных организаций (объединений), благотворитель­ных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами ма­лого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых предель­ный размер численности работников за отчетный период установлен следующий:

■ микропреприятия — до 15 чел.;

■ малые предприятия — до 100 чел.;

■ средние предприятия — от 101 до 250 чел.

Численность работников, позволяющая отнести предприятие к ма­лым, включает всех работников (постоянных и временных, работающих полный и неполный рабочий день) с учетом лиц, работающих по совмес­тительству.

Другим критерием классификации организаций является значения выручки от реализации товаров. С 1 января 2008 г. согласно постановле­нию Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 ус­тановлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стои­мость для следующих категорий субъектов малого и среднего предприни­мательства:

■ микропредприятия — 60 млн руб.;

■ малые предприятия — 400 млн руб.;

■ средние предприятия — 1 млрд руб.

Современная типология организаций не исчерпывается приведенным перечнем. Например, организации можно классифицировать по отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и др.), самостоятельности принятия решений (головные, дочерние, зависимые) и другим признакам.

Юридические и неюридические лица. В Российской Федерации понятие юридического лица определено ст. 48 части первой ГК РФ (фрагмент): «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собствен­ности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не­имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Статья 49 ГК РФ разъясняет, что юридическое лицо может иметь гра­жданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотрен­ным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятель­ностью обязанности. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахо­ждения, порядок управления деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответст­вующего вида.

Под неюридическим лицом обычно понимают: а) подразделение орга­низации — юридического лица; б) предпринимателя, зарегистрировав­шего свою деятельность без организации юридического лица (индивиду­альный предприниматель).

Правительственные и неправительственные организации. Статус пра­вительственных организаций присваивается официальным органам власти федерального или местного уровней. К ним относятся организа­ции, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации и т. п. К правительственным отно­сятся, например, следующие организации: Администрация Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, мини­стерства, государственные комитеты, префектуры, районные управы и пр.

Соответственно, неправительственными являются организации, не имею­щие статуса правительственных.

Бюджетные и небюджетные организации. Бюджетными называются организации, деятельность которых осуществляется за счет средств, вы­деляемых из государственного бюджета. Небюджетные (внебюджетные) организации сами изыскивают источники финансирования своей дея­тельности, заключая договоры с другими организациями (в том числе с бюджетными) на изготовление продукции или оказание услуг.

Хозяйственные и общественные организации. Хозяйственными, как правило, называют организации, которые предназначены для удовлетво­рения потребностей и интересов человека и общества (во внешней для организации среде) путем производства продукции или оказания ус­луг. Согласно гражданскому праву РФ они являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или опера­тивном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Самостоятельно осуществляют свою деятельность, продают выпускаемую продукцию, используют прибыль.

Общественные организации создаются для удовлетворения социаль­ных потребностей и интересов людей, как правило, входящих в эти орга­низации. В общественных организациях все поступившие членские взно­сы и другие средства расходуются на удовлетворение потребностей своих же членов. Например, политические партии, союзы (Союз писателей России, Союз ветеранов боевых действий, Союз архитекторов Москвы и т. п.), общества по защите окружающей среды и пр.

Термин «общественная организация» имеет юридический смысл. В ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об обществен­ных объединениях» указывается: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения ус­тавных целей объединившихся граждан».

Коммерческие и некоммерческие организации. Слово коммерческий (англ. commerce — торговля, commercial — торговый; от лат. commercium) в современном русском языке имеет два значения, что иногда приводит к неадекватному восприятию смысла этого прилагательного.

Первое значение слова «коммерческий» определяется его прямым пе­реводом с английского языка и означает «торговый», т. е. имеющий отно­шение к торговле (торговые операции, предпринимательская деятель­ность, связанная с куплей-продажей или с оборотом товара).

Во втором значении слово «коммерческий» часто используется в сло­восочетании «коммерческая организация». Понятие «коммерческая ор­ганизация» определено ст. 50 «Коммерческие и некоммерческие органи­зации» части первой ГК РФ (фрагмент):

«1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участника­ми (некоммерческие организации)».

Таким образом, в соответствии с ГК РФ коммерческими называются организации, которые создаются для производства продукции или оказа­ния услуг с целью получения прибыли в интересах учредителей этих органи­заций.

К некоммерческим относятся организации, которые ставят своей ос­новной целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то что цели некоммерческих организаций носят общественный харак­тер, они могут заниматься предпринимательской деятельностью и полу­чать прибыль. Полученная прибыль не распределяется между учредите­лями (собственниками), а используется для покрытия текущих расходов и развития организации.

Коммерческими называются организации, которые создаются для произ­водства продукции или оказания услуг с целью получения прибыли в инте­ресах учредителей этих организаций.

Некоммерческая организация — это организация, не преследующая из­влечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не рас­пределяющая полученную прибыль между участниками.

Формы собственности. Как отмечалось выше, по форме собственно­сти различают государственные, муниципальные, частные, обществен­ные организации и организации со смешанной формой собственности. Это означает, что собственником (владельцем) организации может быть государство, муниципальное образование, частное лицо и т. п. Государ­ственные и муниципальные организации полностью или частично находят­ся под контролем государственных или муниципальных органов власти. Частные организации — это организации, созданные индивидуальными предпринимателями или финансируемые за счет средств акционеров. Организации со смешанной собственностью образуются на основе соче­тания различных форм собственности: государственной, частной и т. п. Например, крупное акционерное общество наряду с участием государст­венного капитала может привлекать частные (в том числе и иностранные) инвестиции.

Организационно-правовые формы. Организационно-правовая форма (ОПФ) — это способ закрепления и использования организацией иму­щества и вытекающие из этого правовое положение организации и цели ее предпринимательской деятельности.

Организационно-правовая форма — это форма юридической регистрации организации, которая обеспечивает этой организации определенный пра­вовой статус.

В соответствии со ст. 50 части первой ГК РФ юридические лица, яв­ляющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в органи­зационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, про­изводственных кооперативов, государственных и муниципальных унитар­ных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.034 с.)