Тема 1. Природа и основные характеристики организации. Законы и принципы развития организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Природа и основные характеристики организации. Законы и принципы развития организации



Тема 1. Природа и основные характеристики организации. Законы и принципы развития организации

 

1.1 Понятие и сущность организации

1.2 Признаки организации

1.3 Функции организации

1.4 Понятие «зависимость» и «закон». Особенности законов организации

1.5 Общие законы организации

1.6 Принципы организации

 

Понятие и сущность организации

Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий теории организации. Организация может быть определена как: 1) искусственная система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.

Понятие «организация» - неоднозначное и многоаспектное, оно используется во многих смыслах и применительно к различным типам объектов – биологическим, социальным и техническим. Вот как определяется «организация» в Большом энциклопедическом словаре: «Организация» (сообщаю стройный вид, устраиваю) – 1) внутренняя согласованность, упорядоченность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением. 2) Совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. 3) Объединение людей, совместно реализующих программу и цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Объектом изучения теории организации выступает организационный опыт окружающей нас действительности.

Предмет теории организации – как общие, так и частные закономерности, действующие в сложных организационных системах, организационные отношения, т.е. закономерности, формирующие связи и взаимодействия между различными целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не существует без общества, и общество не может существовать без организаций, которые оно ради своего существования и создает. Организация – объект и субъект общества. Но будучи самостоятельной подсистемой общества, организация имеет специфические потребности, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет ему определенные требования.

Организация, как правило, рассматривается как взаимосвязь элементов, к которым относят:

- во-первых, цель, задачу (или несколько задач);

- во-вторых, разделение задач на отдельные виды работ;

- в-третьих, группирование (интеграцию) работ в соответствующие подразделения;

- в-четвертых, мотивацию, взаимодействие, поведение, ценности членов организации;

- в-пятых, такие процессы как принятие решений, коммуникации;

- в-шестых, единую организационную систему, как внутреннюю согласованность между всеми вышеуказанными элементами организации.

Организация выступает как некий социальный организм, со своей внутренней системой отношений, с одной стороны, и являющийся частью общества – с другой.

Существует множество разновидностей организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности.

В фундаментальных трудах древних мыслителей и философов можно найти много интересных идей, положений, методологических принципов об организации и управлении, которые не утратили своего значения и по сей день. Так, Платон в трактате «Государство» называет пять форм организации правления: аристократия (правление лучших), тимократия (правление худших и корыстных), олигархия (правление сильных и имущих), тирания и демократия, которую он считает результатом мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих противников и делящих с оставшимися власть. Демократию Платон называет «правлением числа» или «правлением многих». Различая хорошие и плохие формы организации правления, Платон считает, что демократия хуже хороших форм правления, но лучше плохих.

 

Признаки организации

Чтобы определить, что является организацией, надо выделить те признаки, по которым она отличается от других объединений людей. Таких признаков немного, но они очень важны для понимания организационных отличий.

Первое, что отличает организацию – это наличие целей. Наличие целей позволяет выполнить основное предназначение организации – прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий участников, которые ее обеспечивают. То есть постановка и совместная реализация каких-либо целей, поставленных участниками организации или для участников, организует их усилия таким образом, что происходит усиление их энергии для совместной деятельности. Простой пример: если пять человек без предварительного договора и последующей организации будут пытаться перенести бревно, они могут даже не начать работу, выясняя – зачем нести, куда нести и нужно ли это делать вообще. Бригада же из пяти рабочих во главе с бригадиром сделают эту работу за достаточно короткое время.

Поэтому следующим признаком будет наличие координирующего центра, в роли которого и выступают управленческие структуры. В организации, в отличие от свободных объединений, всегда присутствует внутреннее управление, которое определяет цели и задачи организации, планирует и организует деятельность по выполнению этих задач, контролирует соответствие результатов работы поставленным целям. Благодаря такому центру возможно саморегулирование деятельности организации, т.е. выбор наиболее оптимального способа действий без внешнего вмешательства.

Для того чтобы организация состоялась, необходим определенный минимум участников. Организации могут состоять от нескольких человек до нескольких тысяч. Чем больше участников организации, тем сложнее ее структура, так как соединить усилия нескольких человек и управлять ими, конечно же, проще, чем тысячами. Важную роль в этом моменте играет субъективный фактор – желание самих членов организации принимать участие в работе.

Немаловажным признаком организации будет обособленность ее границ, отделяющих ее от других структур. Как правило, организация представляет собой систему со своей совокупностью элементов, внутренними связями между ними и четко очерченными границами. Конечно, любая организация является открытой системой, испытывающей влияние внешней среды и оказывающей влияние на окружающую среду, но она обязательно имеет внутреннюю определенность и границы. Эти перечисленные признаки и есть определяющие для организации.

Интегрировав эти характеристики, получим следующее определение организации:

Организация – это группа людей, деятельность которых специально координируется для достижения сознательно поставленной общей цели или целей. Она может возникнуть также тогда, когда достижение индивидуальных целей невозможно без постановки и достижения общих целей.

Применительно к социальным объектам, которыми являются любые объединения людей, предлагаются, по крайней мере, три смысла понятия «организация».

Во-первых, искусственное объединение институционального (установленного) характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения какой-либо функции.

Во-вторых, данным термином можно обозначить определенную организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, обязанностей и прав, налаживание связей, координацию и т.д. В данном случае, организация – это процесс, связанный с сознательным воздействием на предмет организации. Здесь мы наблюдаем некоторое совпадение с понятием управления.

В-третьих, можно понимать как упорядоченность какого-либо объекта. Тогда как под организацией понимают определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. Это понимание организации – политическая организация общества, эффективная организация; сюда же относятся формальные и неформальные организации.

Организации, имеющие несколько целей, принято называть сложными. Все сложные организации обладают рядом характеристик:

- наличие, привлечение и использование ресурсов;

- зависимость от внешней среды;

- горизонтальное и вертикальное разделение труда;

- наличие подразделений;

- необходимость управления.

Зачем нужны организации? Потому что с помощью организации можно сделать то, с чем в одиночку не справится ни один человек, каким бы умным и сильным он не был. Очень важное свойство организации носит название синергии и означает прирост дополнительной энергии, превосходящей сумму индивидуальных усилий участников, которые они обеспечивают. В организации, кроме того, это явление управляемо. Ощутимый эффект дает одновременность и однонаправленность многих усилий. Сказывается также психологический эффект – соревновательность и одновременно взаимопомощь в совместном труде. Даже простое распределение труда уже усиливает эффективность работы (так называемое комбинирование труда). Еще больший эффект дает специализация. Можно сказать, что тайна организационного эффекта коренится в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий: единство целей, разделение труда, согласованность и пр. Более детально сущность и свойства организации раскрываются через ее функции.

Другим важным свойством организации является эмерджентность. Ей называют наличие качественно новых свойств целого, которые отсутствуют у его составных элементов. Проще говоря, свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих его частей. В то же время, интегрируемые в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы.

Кроме того, организация обладает свойством устойчивости (гомеостазиса) – этопостоянное стремление организации восстановить нарушенное равновесие. Но организация, постоянно находящаяся в равновесии, утрачивает гибкость, превращаясь в косную бюрократическую структуру, а часто и погибает, поэтому она должна постоянно преодолевать это свойство переходя через кризисы к новому качественному состоянию (принцип подвижного равновесия).

 

Функции организации

Известный американский специалист в области теории организации Ричард Дафт так формулирует основные социальные функции организации.

1. Интеграция ресурсов и возможностей ради достижения желаемых целей. Люди могут это сделать только с помощью организаций. Всякое другое объединение (например, толпа или группа зрителей в кинотеатре) не решает таких задач.

2. Эффективное и удовлетворяющее потребителей производство продуктов и услуг. Ни индивиды, ни человеческие сообщества, созданные на других основах, не могут эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей в комплексе.

3. Улучшение и упрощение инновационных процедур и процессов. Научно-технический прогресс и, в частности, новые информационные и производственные технологии проникают в жизнь каждого человека благодаря разнообразным организациям.

4. Приспособление к изменениям во внешней среде и оказание влияния на нее. Организации изменили наш мир, но и мир меняет организации.

5. Создание новых ценностей для владельцев, работников и потребителей. Речь идет не только о материальных ценностях, хотя, конечно, о них в первую очередь. Такие духовные ценности, как лояльность, корпоративный дух, удовольствие от работы, имидж, репутация, связаны с появлением и деятельностью организаций.

 

Общие законы организации

Закон синергии

Слово синергия происходит от греческого synergeia – содружественное (совместное) действие двух или нескольких органов или агентов (частей, элементов) в одном направлении.

Закон синергии можно определить по-разному:

1. Сумма свойств организованного целого, не равная арифметической сумме свойств каждого из его элементов по отдельности.

2. Сумма свойств организованного целого, превышающая арифметическую сумму свойств каждого из его элементов по отдельности.

3. Наличие для любой организации такого набора элементов, при котором ее потенциал всегда будет существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.

4. С точки зрения системного подхода закон синергии формулируется так: сумма свойств системы (организации) не равна сумме свойств ее компонентов (частей, элементов).

Любая организация характеризуется такими основными эле-
ментами как производительность, научный, технический и кадро-
вый потенциал, отношение к внешней среде, сложившийся в кол-
лективе климат, имидж, перспективы развития и другие.

Все эти элементы характеризуют потенциал организации и ее
способность к функционированию вообще. Потенциал организации зависит как от руководителей, так и от каждого работника,
используемой технологии и правильности сочетания указанных
элементов. Низкий потенциал может возникнуть, например, при
приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого профессионального уровня работников; при уволь-
нении работников, генерирующих идеи; при приеме на работу
конфликтного работника.

Потенциал организации может изменяться постепенно, пропорционально привлекаемым дополнительным ресурсам. Но синергия позволяет добиться резкого, скачкообразного роста потенциала, т. е. существенно больше объема привлекаемых ресурсов.

Синергия невозможна без творчества работников, для чего подходят специальные методы обсуждения: «вопросы и ответы», «мозговой штурм», «круглый стол» и др.

 

Закон самосохранения

Общее состояние любой организации подвергается теорети-
ческой оценке с помощью закона самосохранения: каждая ма-
териальная система (организация, коллектив, семья) стремится
сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь
свой потенциал (ресурс).

В соответствии с данным законом каждая организация и ее
часть стремится сохранить свою целостность. Самосохранение организации есть результат действия двух противоположных факторов: стабильности и развития. Первоочередной задачей руководителя организации является нахождение баланса между ними, так как преобладание первого грозит организации застоем и упадком, а второго – временным успехом и тяжелыми последствиями в будущем.

 

Закон развития (онтогенеза)

Закон развития формулируется следующим образом: «Каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла».

Развитие – это необратимый процесс изменения материи и сознания. Выделяют две формы развития:

- эволюционную, которая связана с постепенными количественными и качественными изменениями;

- революционную, которая характеризуется скачкообразным неосознанным переходом от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания.

Развитие может иметь две основные формы: прогресс – это переход от менее развитого к более совершенному и регресс – это деградация, возвращение к отжившим, неэффективным формам. Прогресс и регресс тесно связаны между собой и составляют определенное единство. Закон развития базируется на принципах: инерции (запаздывания), эластичности, непрерывности и стабилизации.

Развитие для организации означает разработку новых видов продукции, захват новых рынков сбыта, развитие организационной структуры, культуры и других элементов организации и аспектов ее деятельности. Таким образом, развитие – это переход системы (организации) из одного состояния в другое.

Развитие любых систем (включая организации) происходит циклически. На основе этого закона была разработана концепция жизненного цикла организации.

Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции – временным интервалом, включающим несколько стадий, каждая их которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Следует различать полный жизненный цикл продукции, жизненный цикл продукции в сфере производства, жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев.

Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл использует объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения и формирования, роста, зрелости и упадка. Организации присущи некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.

Основные этапы жизненного цикла организации можно представить графически в виде кривой (рис. 1).

Рис.1 - Жизненный цикл организации

 

Часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, а другая ее часть с отрицательным наклоном – стадию упадка организации. Каждой стадии характерен свой этап в развитии организации.

1. Создание – этап предпринимательства:

- нечеткие цели;

- высокие творческие возможности.

2. Рост – этап коллективности:

- неформальное общение и структура;

- высокие обязательства.

3. Зрелость – этап формализации и управления:

- формализация правил;

- стабильная структура;

- упор на эффективность.

Этап выработки структуры:

- усложнение структуры;

- децентрализация;

- диверсифицированные рынки.

4. Упадок – этап упадка:

- высокая текучесть кадров;

- возрастающие конфликты.

Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

Закон развития опирается на принципы инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации.

Принцип инерции (запаздывания) заключается в том, что изменение потенциала системы начинается через некоторое время после начала воздействия изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания. Организация может продолжать использовать устаревшие знания, навыки, оборудование, организационные структуры. Принцип инерции действует и на уровне отдельной личности.

Принцип эластичности состоит в том, что скорость изменения потенциала системы зависит от самого потенциала. В реальности эластичность системы надо оценивать в сравнении с другими системами, так как различные организации неодинаково реагируют на одни и те же события в силу специфики культуры, технического обеспечения, профессионализма работников.

Принцип непрерывности означает непрерывное прохождение процесса изменения потенциала системы, хотя с разной скоростью и знаком.

Принцип стабилизации предполагает стремление системы к стабилизации диапазона изменения потенциала системы и основан на очевидной потребности человека и общества к стабильности.

 

Закон наименьших

Этот закон А. Богданов сформулировал следующим образом: суммарная устойчивость комплекса по отношению к данной среде есть, очевидно, сложный результат частичных устойчивостей разных частей этого комплекса по отношению к направленным на них воздействиям. Другими словами, структурная устойчивость целого определяется его наименьшей частичной устойчивостью. Этот общеорганизационный закон относится к любым видам целостных образований в природе и обществе. Наглядным примером проявления закона наименьших является элементарная цепь, состоящая из звеньев неодинаковой прочности (т.е. цепь непропорциональна). Она выдерживает тот вес, который выдерживает ее наиболее слабое (в отношении прочности) звено. Точно так же логическая цепь доказательств рушится, если хотя бы одно из звеньев не выдерживает критики, оказывается недостаточно аргументированным. Качество работы системы как совокупности взаимосвязанных отделов определяется качеством работы наименее квалифицированного отдела.

 

Принципы организации

Принцип есть не что иное, как исходное положение, правило действия, вытекающее из закона. Принципы организации – это общие правила (положения) формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие их упорядоченность и целесообразность функционирования.

По степени обоснованности выделяют научные и обыденные принципы. К научным относятся принципы, которые могут быть сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации и содержат в себе определённые требования к мыслящему субъекту, ориентирующие его на познавательную деятельность. К обыденным относятся в основном те правила и действия, которые сформулированы человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все без исключения субъективны и не несут достаточной научной обоснованности.

По степени универсализации принципы организации можно разделить на универсальные (общие), специфические (особенные) и ситуационные (частные). К универсальным относятся принципы, отражающие правила формирования самых разнообразных систем в природе и обществе; к специфическим – действующие в отдельных сферах природной и человеческой действительности; к ситуационным – лишь те, которые характерны для конкретных ситуаций.

По способу реализации можно выделить принципы, реализуемые природой без какого-либо участия человека; при взаимодействии природы и человека и только с участием человека. Последние могут быть осуществлены посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности.

По масштабу действия принципы организации можно условно разделить на действующие только в отдельных элементах системы, на уровне работника предприятия (принцип индивидуальной работы); между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи); между системами (между предприятиями, отраслями народного хозяйства).

На основании представленной классификации можно объединить принципы организации в единую систему, в результате чего определяется их четкая иерархическая структура: по назначению, уровню, широте и масштабам использования, а также характеру взаимообусловленности. Возникает единая цепь базовых, дополняющих, исходных и производных принципов. Одина базовый принцип обычно связан с несколькими дополняющими, а от одного исходного принципа образуется несколько производных.

К числу основных универсальных принципов организации, действующих в природе и обществе, исследованных А.А. Богдановым, можно отнести принципы цепной связи, ингрессии, подбора (отбора), подвижного равновесия, слабого звена и др. Все эти принципы в той или иной мере относятся к формирующим и регулирующим механизмам, составляющим суть процессов организации, или к механизмам поддержания устойчивости и организованности форм целостных образований. Указанные принципы носят всеобщий характер, так как относятся и к организующей деятельности природы, и к организующей деятельности человека.

Принцип цепной связи гласит, что всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь. Совокупность общих, совпадающих элементов между комплексами, входящими в цепную связь, образует «связку».

Но для цепного соединения двух комплексов требуется такое их изменение, чтобы в них получились общие элементы, соответствующие задаче, которой служит данный организационный процесс. Это достигается за счет так называемых организующих комплексов, которые содержат общие элементы с организуемыми и «входят» между ними. Отсюда и название самого метода – ингрессия, т.е. «вхождение».

Принцип ингрессии как раз и состоит в том, что образование цепной связки осуществляется путем вхождения посредствующих комплексов между организуемыми.

Принцип подбора (отбора) является фундаментальным принципом организации. Он утверждает, что «всякое событие, всякое утверждение может рассматриваться как сохранение или умножение одних активностей, упрочение и усиление одних связей, устранение, уменьшение, ослабление других в том или ином комплексе, в той или иной системе». Данный принцип сводит организационные процессы к дилемме: сохранение или уничтожение различных целостных образований.

Принцип подвижного равновесия тесно связан с тем, что организационные формы никогда не сохраняются в простом и чистом виде.

Принцип слабого звена вытекает из тектологического закона наименьших. Организационная целостность любой системы определяется устойчивостью ее относительно слабого звена. Руководствуясь этим принципом, можно решать важные задачи военной тактики, хозяйственной, политической деятельности. Определение слабых звеньев, «узких мест» и разработка эффективных мер по их устранению представляют одну из наиболее важных организаторских функций руководства на любом уровне.

Таким образом, рассмотренные нами принципы организации представляют собой совокупность исходных положений и правил, отражающих механизмы формирования, регулирования и сохранения организованности различных форм окружающей нас действительности.

Резюме

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование для достижения общей цели или целей. Она состоит из людей или групп лиц, взаимодействующих между собой. Преимущество организации заключается в том, что человек, становясь членом организации, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Признаками, отличающими организацию от других социальных объектов, будут те, которые выделяют ее из окружающей среды и структурируют в законченную систему, как то: наличие целей и единого координирующего центра, минимальная численность и обособленность границ.

Закон есть отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе и человеческом мышлении. Они могут носить всеобщий, т.е. природный, и частный, специфический характер. Впервые общие законы организации были сформулированы основоположником организационной науки А.А. Богдановым.

 

 

Системный подход

В отличие от традиционного подхода, который понимает менеджмент как достаточно простое одномерное взаимодействие людей в организации, системный подход концентрируется на взаимодействии частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого. Данный подход позволяет увидеть все богатство и многообразие проблем, которые должен решать менеджмент в организации, основными элементами системного подхода являются: вход в систему (поступающие ресурсы); процесс преобразования поступивших ресурсов в продукт; выход из системы (продукт); обратная связь (знание результата, влияющее на цепочку в обратном направлении).

Системы можно разделить на закрытые и открытые. Закрытые системы в чистом виде игнорируют любые внешние эффекты и в идеале не должны ничего получать и ничего отдавать. Для большинства организаций такое существование невозможно. Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды.

Искусственные системы создаются человеком для выполнения определенных программ и целей. Например, конструкторское бюро, клуб любителей пива, компьютер, спутниковый комплекс.

Естественные системы создаются природой, человеком, а, возможно, и Богом для реализации целей мирового существования. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, муравейник.

Детерминированные (предсказуемые) системы работают по заранее заданным правилам, с заранее известным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство стандартизированной продукции.

Стохастические (вероятностные) системы характеризуются тем, что и входные воздействия внешней и (или) внутренней среды и выходные результаты практически нельзя спрогнозировать. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в лотерею.

Для мягких систем характерна большая чувствительность к внешним воздействиям и, соответственно, низкая устойчивость. Например, система котировок ценных бумаг, только что появившаяся на рынке организация, человек при отсутствии твердых принципов.

Жесткие системы – как правило, авторитарные организации, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей. Очень устойчивы к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.

 

Ситуационная концепция

Основоположники ситуационного подхода в менеджменте, пожалуй, впервые обратили внимание на внешнее окружение организации как на динамичную, сложную и гетерогенную систему. Английские исследователи Том Бернс и Джеральд Сталкер сформулировали главные положения ситуационной теории.

1. Внешняя среда выступает по-разному в отношении различных частей организации. Фрагменты внешней среды имеют различную подвижность и сложность, и их влияние на организацию носит ситуационный характер.

2. Взаимодействие организации с внешней средой трактуется как неустойчивое равновесие и эквилибрический баланс, из чего вытекает, что стандартные процедуры, жесткие правила, инструкции слабо применимы в условиях высокой неопределенности управленческих ситуаций.

3. Каждая подсистема или подразделение организации по-своему реагирует на одни и те же внешние воздействия в зависимости от вида деятельности, технологии, структуры и фактора внешней среды. Управление в этом случае представляет собой поиск оптимальных моделей взаимодействия каждой подсистемы с ее фрагментом окружения и внесения адекватных изменений в их деятельность – соответственно конкретным ситуациям.

Согласно ситуационному подходу современная деловая организация трактуется как сложная, комплексная и многоуровневая система, состоящая из подсистем, обеспечивающих решение разнородных задач. Эти подсистемы рассматриваются как достаточно автономные и выполняющие разнотипную деятельность, контактирующие со своим фрагментом внешней среды и опирающиеся на определенный тип профессионалов и технологию. Для каждой из них характерны свои закономерности функционирования. При этом структура организации, состояние ее подсистем, способы целедостижения считались зависимыми от состояния и типа фрагментов среды, с которыми они взаимодействовали. Акцент делается на сознательном изменении структуры и свойств организации в ответ на требования внешней среды.

 

Резюме

Научное управление сконцентрировало внимание на изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне. Классическая школа попыталась определить более широкие универсальные принципы административного управления организацией. Все эти школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но, поскольку они выступали в защиту «единственного лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее.

Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением. С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.

 

Резюме

Перечисленные нами базисные части и координационные механизмы могут рассматриваться как базовые элементы структуры, скрепы, в отсутствие которых невозможна целостность организации. Они расположены нами в порядке возрастания жесткости: по мере того как усложняется организационная деятельность, трансформируются и координационные механизмы. От взаимной подгонки (как простейшего механизма) к прямому надзору, затем к стандартизации (предпочтительнее – стандартизации труда или норм) и, наконец, вновь к взаимной подгонке. Но ни одна организация не может в полной мере полагаться лишь на единственный механизм согласования. Практически в каждой развитой организации присутствуют все описанные нами механизмы. Для нашего исследования большое значение имеет то обстоятельство, что многие организации делают акцент на какие-то определенные координационные механизмы (в зависимости от стадий развития).

 

 

Организационный климат

Организационный климат - это понятие, пожалуй, наиболее трудно идентифицируемое, отражает особенности взаимоотно­шений между сотрудниками с социально-психологической точки зрения - напряженность, эмоциональность, агрессивность обще­ния, особенности реагирования друг на друга и «чужих».

Артефакты

Артефакты составляют внешний, видимый слой организа­ционной культуры. Это доступные наблюдению внешние выра­жения и предметы культуры, фетиши и т.д. Несмотря на то, что это наблюдаемые элементы организационной культуры, часто бывает, что их трудно расшифровать и понять смысл, особенно стороннему человеку. В каждой организации один и тот же арте- факт может иметь свое значение. Тем не менее, анализ всей сово­купности артефактов может достаточно много сказать о культуре данной организации. Важно отметить, что по артефактам не сто­ит судить о том, насколько хороша или плоха организационная культура. Ее вообще нельзя оценивать только такими терминами.

Выделяют три группы артефактов.

Физические артефакты

Физические артефакты - это наиболее «видимые» и легко оцениваемые артефакты - конкретные объекты и предметы.

1. Здание, обстановка, дизайн интерьера (интерьер, выдер­жанный в стиле Людовика XIV или в стиле хай-тек могут создать довольно сильное впечатление о культурных предпочтениях и, в какой-то степени, о ценностях компании или, по крайней мере, ее руководства).

2. Одежда сотрудников (единая форма, или кто во что го­разд).

3. Знаки отличия, награды (имеются в виду фирменные значки, шевроны, погоны; тип наиболее часто используемых на­град - грамоты, призы и т.д.).

4. Логотипы, герб, эмблемы, бланки.

5. Расположение подразделений (на каком этаже кабинет руководителя, как сгруппированы отделы, как сидят сотрудники - в отдельных кабинетах или в большой секции).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.105 с.)