Спрос и предложение, рыночное равновесие и государственное вмешательство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и предложение, рыночное равновесие и государственное вмешательство.



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

2.Полезность, бюджетное ограничение и кардиналистский опиум потребителя.

Рыночный спрос зависит от решений отдельных потребителей. Делая выбор, люди руководствуются своими потребностями и количеством имеющихся у них денег. В связи с этим возникает вопрос поиска некоей основы для соизмерения различных потребностей. В конце XIX в. в качестве такой основы была предложена полезность.

Полезность данного блага (набора благ) — это степень удовлетворения им той или иной потребности.

Полезность субъективна, поскольку определяется индивидуальными предпочтениями того или иного индивида. Так, алкоголик высоко оценивает полезность спиртного, которое объективно вредит его здоровью.

Обычно оценивается полезность не отдельного блага, но набора благ. Дело в том, что удовлетворение потребителя обычно зависит от того, вместе с какими другими благами данное благо потребляется. Так, полезность соли заметно возрастает, если к ней в придачу имеется еще и мясо. Напротив, полезность мясных блюд в рамках «шведского стола» будет ниже при наличии рыбных закусок.

Задача отдельного потребителя состоит в том, чтобы при ограниченных ресурсах приобрести набор благ, приносящий ему наибольшее удовлетворение. Увеличивая получаемую таким образом полезность, потребитель максимизирует свое благосостояние.

Функция полезности, или функция благосостояния, потребителя — это выражение зависимости общего уровня полезности набора благ () от объема потребления различных благ (), входящих в данный набор: .

Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство:

P1Q1 + P2Q2 = R

Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии, имеющее вид:

Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.

В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии можно в общем виде записать следующим образом:

P1Q1 + P2Q2 +... +PnQn + сбережения = R

Смещение бюджетной линии

Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары.

Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.

Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии

Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя:

§ при одновременном увеличении в n раз и цен P1, P2, и дохода R положение бюджетной прямой не меняется, и следовательно, область бюджетных ограничений останется прежней.

§ увеличение цен в n раз равносильно сокращению дохода потребителя в то же количество раз.

Точка оптимума

Карта безразличия представляет собой графическое отображение вкусов и предпочтений потребителя.

Бюджетная область показывает совокупность доступных потребителю товаров, то есть его покупательную способность. Объединение этих графиков позволяет ответить на вопрос, какой товарный набор является лучшим для потребителя.

Товарный набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называется точкой потребительского равновесия (точкой оптимума) и лежит в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия (при условии, что товар желателен для потребителя то есть имеет положительную предельную полезность).

 

 

Классическая модель AS

Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.

При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:

§ объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;

§ изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

§ экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;

§ цены и номинальная зарплата — гибкие.

В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства (рис. 2.1).

Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен.

Классическая модель AS

§ AD1 и AD2 — кривые совокупного спроса

§ AS — кривая совокупного предложения

§ Q* — потенциальный объем производства.

Кейнсианская модель AS

Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках:

§ экономика функционирует в условиях неполной занятости;

§ цены и номинальная зарплата относительно жесткие;

§ реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.

Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска (рис. 2.2) и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.

Кейнсианская модель AS

Пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия, равновесный объем выпуска и равновесный уровень цен. Изменение в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той и другой вместе.

Последствия увеличения AD зависят от того, на каком отрезке AS оно проходит:

§ на горизонтальном отрезке AS рост AD ведет к увеличению реального объема выпуска при неизменных ценах;

§ на вертикальном отрезке AS увеличение AD приводит к повышению цен при неизменном объеме выпуска;

§ на промежуточном отрезке AS рост AD порождает как увеличение реального объема выпуска, так и определенное повышение цен.

Сокращение AD должно привести к следующим последствиям:

§ на кейнсианском отрезке AS реальный объем производства сократится, а уровень цен останется неизменным;

§ на классическом отрезке цены упадут, а реальный объем производства останется на уровне полной занятости;

§ на промежуточном отрезке модель предполагает, что и реальный объем производства, и уровень цен снизятся.

Однако существует один важный фактор, который модифицирует последствия снижения AD на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение AD из положения в (рис. 2.4) может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, в короткий период времени. Это связано с тем, что цены на товары и ресурсы в современной экономике являются во многом негибкими в краткосрочном периоде и не проявляют тенденцию к снижению. Это явление получило название эффекта храповика (храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Рассмотрим действие этого эффекта с помощью рис. 2.4.

Эффект храповика

Первоначальный рост AD, до состояния привел к установлению нового макроэкономического равновесия в точке , для которой характерен новый равновесный уровень цен и объем производства . Падение совокупного спроса от состояния до , не приведет к возврату в первоначальную точку равновесия , поскольку возросшие цены не имеют тенденции к снижению в краткосрочном периоде и останутся на уровне . В этом случае новая точка равновесия переместится в состояние , а реальный уровень производства снизится до уровня .

Как мы выяснили эффект храповика связан с негибкостью цен в краткосрочном периоде.

Почему же цены не имеют тенденции к снижению?

§ Это связано в первую очередь с неэластичностью заработной платы, которая составляет примерно ¾ расходов фирмы и в значительной мере влияет на цену продукции.

§ Многие фирмы обладают существенной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период падения спроса.

§ Цены на некоторые виды ресурсов (помимо труда) фиксируются условиями долгосрочных контрактов.

Однако в долгосрочном периоде при падении цены будут понижаться, но даже в этом случае экономика вряд ли сможет вернуться в первоначальную точку равновесия.

Рис. 1. Последствия роста AS

Смещение кривой AS. При увеличении совокупного предложения экономика перемещается в новую точку равновесия, для которой будет характерно снижение общего уровня цен при одновременном росте реального объема производства. Снижение совокупного предложения привезет к росту цен и уменьшению реального ЧНП
(рис. 1 и 2).

Итак, мы рассмотрели важнейшие макроэкономические показатели — совокупный спрос и совокупное предложение, определили факторы, влияющие на их динамику, и проанализировали первую модель макроэкономического равновесия. Этот анализ послужит определенным трамплином для более детального изучения макроэкономических проблем.

Рис. 2. Последствия падения AS

Рассмотрим причины циклических колебаний в рыночной экономике.

1. Кризисы перепроизводства, возникающие при нарушении совокупного спроса и совокупного предложения. Цикличность развития экономики выступает как механизм саморегуляции рынка. При перенасыщении рынков возникает спад производства, продолжавшийся до тех пор, пока не истощаются товарные запасы. Затем происходит подъем производства до предкризисного уровня и дальше.

2. Научно-техническая революция порождает структурные кризисы и наукоемкие отрасли, которые менее чувствительны к цикличности экономики. Ускорение смены основного капитала влияет на уменьшение продолжительности циклов, соответственно, и их учащение.

3. Государственная антикризисная и антициклическая политика снижает последствия экономических кризисов: колебания становятся предсказуемыми и менее глубокими.

 


 

  1. Безработица: понятие, типы (фрикционная, структурная, циклическая), экономические издержки. Закон Оукена. Государственное регулирование безработицы.

Безработица - наличие незанятых ресурсов труда, то есть лиц, относящихся к активному самодеятельному населению, не имеющих работу в рассматриваемом периоде, ищущих ее или нашедших работу, но не приступивших к ней.

Все трудоспособное население может быть разделено на 3 категории: занятые (Е) – имеют работу; безработные (U) – не имеют работы, но находятся в поиске; лица не включаемые в рабочую силу.

Уровень безработицы (UR) определяется как доля безработных в общей численности рабочей силы, т.е. показывает масштабы незанятости ресурсов в экономике. , U – численность безработных, LF - численность рабочей силы (LF=E+U, E – занятые, U – безработные).

Естественный уровень безработицы определяется как усредненная величина фактического уровня безработицы за предыдущие десять лет и прогноза на последующие десять лет. Следовательно, это устойчивый уровень безработицы в долгосрочном периоде.

Виды естественной безработицы:

Фрикционная – это безработица, не связанная с нехваткой рабочих мест в экономике, а существующая потому, что необходимо некоторое время для поиска места работы

Структурная – связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу

Институциональная – это добровольная или вынужденная безработица, обусловленная несовершенством рынка труда (например, биржа труда поставляет неточную информацию о рабочих местах или высоки относительно заработной платы пособия по безработице)

В условиях неполной занятости фактический уровень безработицы превышает его естественную величину: факт URФАКТ > URЕСТЕСТ. Разность между фактическим и естественным уровнем безработицы (URФАКТ – URЕСТЕСТ) называют нормой циклической (конъюнктурной) безработицы. Это вынужденная безработица и характерна она для фазы сжатия делового цикла.

Экономические издержки циклической безработицы – недопроизведенный (против потенциального) ВВП. К экономическим издержкам безработицы относят и рост расходов государственного бюджета на выплату пособий безработным, потерю квалификации работниками и, как следствие, снижение производительности труда.

Неэкономические издержки безработицы – это проблемы социального и эмоционального характера. В научных исследованиях доказана взаимосвязь безработицы и роста заболеваний, падения морали в обществе, создание среды для социальной напряженности и межнациональных конфликтов

 

Количественную зависимость между нормой циклической безработицы и конъюнктурным разрывом в уровне ВВП исследовал Оукен. Эту зависимость записывают следующим образом:

k – коэффициент Оукена, показывающий чувствительность ВВП к изменениям циклической безработицы

 

Закон Оукена: если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на k%. (что при росте циклической безработицы на 1% величина недополученного ВВП составляет приблизительно 2,5-3%)

 

Государственное регулирование безработицы представляет собой комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекции рынка труда.

- активное — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

- пассивное — поддержка безработных путем выплаты пособий.


 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

2.Полезность, бюджетное ограничение и кардиналистский опиум потребителя.

Рыночный спрос зависит от решений отдельных потребителей. Делая выбор, люди руководствуются своими потребностями и количеством имеющихся у них денег. В связи с этим возникает вопрос поиска некоей основы для соизмерения различных потребностей. В конце XIX в. в качестве такой основы была предложена полезность.

Полезность данного блага (набора благ) — это степень удовлетворения им той или иной потребности.

Полезность субъективна, поскольку определяется индивидуальными предпочтениями того или иного индивида. Так, алкоголик высоко оценивает полезность спиртного, которое объективно вредит его здоровью.

Обычно оценивается полезность не отдельного блага, но набора благ. Дело в том, что удовлетворение потребителя обычно зависит от того, вместе с какими другими благами данное благо потребляется. Так, полезность соли заметно возрастает, если к ней в придачу имеется еще и мясо. Напротив, полезность мясных блюд в рамках «шведского стола» будет ниже при наличии рыбных закусок.

Задача отдельного потребителя состоит в том, чтобы при ограниченных ресурсах приобрести набор благ, приносящий ему наибольшее удовлетворение. Увеличивая получаемую таким образом полезность, потребитель максимизирует свое благосостояние.

Функция полезности, или функция благосостояния, потребителя — это выражение зависимости общего уровня полезности набора благ () от объема потребления различных благ (), входящих в данный набор: .

Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство:

P1Q1 + P2Q2 = R

Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии, имеющее вид:

Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.

В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии можно в общем виде записать следующим образом:

P1Q1 + P2Q2 +... +PnQn + сбережения = R

Смещение бюджетной линии

Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары.

Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.

Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии

Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя:

§ при одновременном увеличении в n раз и цен P1, P2, и дохода R положение бюджетной прямой не меняется, и следовательно, область бюджетных ограничений останется прежней.

§ увеличение цен в n раз равносильно сокращению дохода потребителя в то же количество раз.

Точка оптимума

Карта безразличия представляет собой графическое отображение вкусов и предпочтений потребителя.

Бюджетная область показывает совокупность доступных потребителю товаров, то есть его покупательную способность. Объединение этих графиков позволяет ответить на вопрос, какой товарный набор является лучшим для потребителя.

Товарный набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называется точкой потребительского равновесия (точкой оптимума) и лежит в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия (при условии, что товар желателен для потребителя то есть имеет положительную предельную полезность).

 

 

Спрос и предложение, рыночное равновесие и государственное вмешательство.

Рынок – это механизм, позволяющий покупателям и продавцам обмениваться ТиУ. Покупатели формируют рыночный спрос, а продавцы определяют рыночное предложение.

Рынок СК: - однородность товара; - неограниченное количество участников конкуренции; - отсутствие рыночной власти у покупателей и продавцов, т.е. отсутствие возможности влиять на рыночную цену;- свободный вход на рынок и уход с него участников конкуренции, т.е. отсутствие барьеров и преград; - полная и совершенная информация.

Рыночный спрос характеризует готовность покупателей приобретать товар по всем возможным на рынке ценам. Величина или объем спроса (QD) –это количество товара, которое готовы приобрести покупатели по определенной цене на рынке. Цена спроса (PD) – максимальная цена, которую готовы заплатить покупатели за данное количество товара.

Зависимость величины спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Общий вид функции: QD = f (P, PС, PS, W, I, N, T…), где P – цена товара; PC - цены товаров-комплементов; PS - цены товаров-субститутов; W – ожидания изменений цены товара в будущем; I – доход покупателя; N – число покупателей; T – вкусы и предпочтения покупателей. Если все факторы, кроме P неиз, то QD = f (P). Отрицательный угол наклона линии спроса объясняется действием закона спроса – при прочих равных условиях на рынке товара по более низкой цене покупатели готовы купить большее количество товара.

Рыночное предложение характеризует готовность продавцов поставлять разные объёмы товара на рынок при различных ценах. Величина/объем предложения (QS) –это количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене на рынке ; Цена предложения (PS) –миним цена, по которой готовы продать данное количество товара. QS = f (P, PR, W, Tec., N, Tx, М), где P–цена товара; PR-цены ресурсов; W–ожидания измен цены товара в будущем; Tec -технологии; N–число продавцов; Tx–налоги (субсидии); М-возможность получения прибыли от производства других товаров. Если все факторы, кроме P неиз, то QS = f (P).

Функция спроса/предложения м.б. представлена: графически, аналитически, таблично. Изменение величины спроса/предложения имеет место при изменении цены товара и неизменности всех остальных (неценовых) факторов, при этом происходит движение вдоль линии спроса/предложения. Если изменится любой из неценовых факторов, то изменится функция спроса/предложения от цены, т.е. графически произойдет сдвиг линии спроса/предложения (увеличение - сдвиг вправо, уменьшение - влево). Положительный угол наклона объясняется действием закона предложения - при прочих равных условиях на рынке товара по более высокой цене продавцы готовы продать большее количество товара.

Частичное (на изолированном рынке) равновесие на товарном рынке означает, что величина спроса равна величине предложения, а цена спроса равна цене предложения. Q*=QD =QS; P*=PD =PS. Точка E – рыночное равновесие. Существуют две модели механизма достижения равновесия на рынке, их авторами являются А. Маршалл и Л. Вальрас.

В модели Л. Вальраса независимыми перемен являются цены, от которых зависят величина спроса и предложения QD = QD (Р); QS=QS (Р). При цене P2 (P1), которая ниже (выше) чем P*, QS2 (QS1) будет ниже (выше) QD2(QD1) возникнет дефицит (избыток) товара, равный разнице QD2 – QS2. (QS1 –QD1)Товара произведено меньше (больше), чем готовы приобрести, покупатели (производители) будут конкурировать между собой за возможность купить (продать) товар. Производители будут повышать (понижать) цену до тех пор, пока не исчезнет дефицит (избыток) - до P*.

В модели Маршалла независимыми переменными являются величина спроса и величина предложения, от которых зависят цены спроса и предложения: PD = PD (Q); PS = PS (Q). Если на рынке производители будут продавать товар в объёме Q1 (Q2)выше (ниже) Q*, то цена спроса PD1 (PD2) будет ниже цены предложения PS1 (PS2). Производители товара будут нести убытки (получать прибыль) и снижать (увеличивать) объем выпуска, при этом убытки (прибыль) будут уменьшаться и исчезнут при Q*.

Гос. вмешательство.

Установление верхнего предела цены или «цены потолка» (Рmax) используется правительством при регулировании цен на социально значимые товары. До вмешательства рынок в равновесии (т. Е). По мнению правительства, рыночная цена высока для потребителей, оно может установить Pmax ниже равновесной цены. Но по этой цене производители готовы поставлять на рынок товар в количестве QS, хотя покупатели готовы купить по этой цене товар в количестве QD. При Pmax на рынке образуется дефицит и будет продан товар в объеме QS. Из-за сокращения производства производители потеряют часть излишка (площадь PmaxP*EL), потребительский излишек увеличится за счет присвоения части этого излишка производителей (площадь b), возникнут чистые потери производителей (площадь LZЕ). Покупатели также безвозвратно потеряют часть прежнего излишка (площадь ZNЕ) – это чистые потери потребителей. В сумме чистые потери потребителей и производителей составляют чистые потери общества – «издержки мертвого груза» (DWL).

Установление нижнего предела цены или «цена потолка (Pmin) используется при регулировании цен на с/х продукцию в интересах производителей. Если правительство в интересах производителей установит минимальный уровень цены Pmin, то на рынке возникнет избыток, объем продаж снизится с Q* до QD. Выручка продавцов составит теперь площадь 0PminАQD. Чистые потери покупателей (площадь a) и чистые потери продавцов (площадь b) составят в сумме чистые потери общества (DWL): DWL = a + b. При этом часть излишка потребителей (площадь с) присвоят производители. Логичным было бы правительству выкупить избыток товара, для этогоему нужно потратить сумму денег, равную площади QDАВQS.

Потоварный налог может быть установлен в размере фиксированной суммы с каждой единицы товара. Если производители должны за каждую единицу товара платить налог в сумме Тх, то они включат этот налог в цену товара и предложение уменьшится (S в S1). Новое равновесие на рынке установится в точке Е1. Сумма налога, которую уплатят продавцы в бюджет, будет равна площади NР11L. Излишки покупателей уменьшатся на сумму, равную площадь трапеции P*Р11E, часть, равную площади a, присвоит государство, а площадь ZЕ1E составит чистые потери потребителей. Продавцы тоже потеряют излишек в сумме, равной площади трапеции NP*EL, часть которой (площадь NP*ZL) присвоит государство, а чистые потери производителей составят площадь ZEL. Таким образом, издержки мертвого груза составят площадь с. Налоговое бремя будет поделено между покупателями и продавцами: на покупателей - часть в размере площади a, а на продавцов - площади b.

Субсидии производителям за ед. товара в размере М, то затраты производителям на производство снизятся, предложение увеличится, произойдет сдвиг из графика S в S1. Новое равновесие на рынке установится в точке Е1: теперь будет продаваться товар в количестве Q1* по цене Р1* Сумма субсидии, выплаченная из бюджета равна сумме, равной площади P*NLE1. При этом выигрыш продавцов вырастет на площадь трапеции Р1*NLЕ, выигрыш потребителей – на площадь трапеции P*Р1*Е E1, возникнут чистые потери общества (площадь с).

 


 

1. Эффекты дохода и замещения, формирование индивидуального и рыночного спроса, эластичность спроса.

Формирование индивидуального спроса:

Изменение цены на товар X при постоянстве дохода и цены другого товара будет выглядеть на графике как поворот бюджетной линии. Таким образом, каждому значению цены товара X будет соответствовать своя бюджетная линия, а каждой бюджетной линии – своя точка касания с какой-нибудь кривой безразличия. Соединив все эти точки выбора, мы получим линию «цена-потребление» для товара X. («цена-потребление» товара X - это совокупность оптимальных потребительских наборов при изменяющейся цене товара X).

Снижение цены товара X приводит к изменению относительных цен товаров (товар X становится более дешевым по сравнению с товаром Y). Снижение цены товара X приводит к увеличению реального дохода потребителя (при неизменном денежном доходе). Следовательно, изменение объема спроса на товар X вследствие изменения его цены вызвано действием двух эффектов:

Эффект замещения – это изменение объема спроса на товар, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе, то есть при сохранении уровня полезности потребляемого набора благ. Эффект дохода – это изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен товаров.

Формирование рыночного спроса:

При определенной цене товара суммарный объем спроса на данный товар на рынке в целом равняется сумме величин спроса отдельных потребителей при данной цене. Геометрически это означает, что суммарная кривая рыночного спроса на товар получается путем горизонтального сложения кривых спроса отдельных потребителей. При уменьшении цены от P1 до P2 суммарный спрос на рынке определяется только первым потребителем, т.к. для второго товар остается еще слишком дорогим. При дальнейшем уменьшении цены объем суммарного спроса равен сумме объемов спроса обоих потребителей. Здесь кривая рыночного спроса имеет излом при цене P2. В случае трех покупателей на рынке кривая имела бы два излома и т.д.

Эластичность – это мера реакции одной переменной величины на изменение другой. Эластичность спроса по цене данного товара (ЕP) показывает, как меняется величина спроса на товар в ответ на изменение цены товара. Т.к. спрос и цена изменяются в обратно пропорциональной зависимости, то величина ЕP будет отрицательна. При расчете изменений количества и цены берутся процентные изменения, дабы избежать влияния единиц измерения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.089 с.)