Танцы из переполненной гостями залы перевели в просторную цветочную галерею, окнами в сад. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Танцы из переполненной гостями залы перевели в просторную цветочную галерею, окнами в сад.



Менуэт сменялся котильоном, гавот – гросфатером, гросфатер – режуиссансом. Скрипка Пьери стонала горлинкой, рокотала и заливалась соловьём. Кларнеты, гобои и флейты подхватывали рёв медных труб; контрабасы гудели стадом налетающих майских жуков.

Графиня Елена Степановна Куракина громко смеялась на любезности вздыхателей и с торжествующей улыбкой, прикрываясь веером, зорко оглядывала наряды прочих записных щеголих…»

Дочь Петра Первого Елизавета Петровна (1709-1761) устраивала балы - маскарады, слава о которых разносилась по всей Европе. Её балы и маскарады поражали даже французов, считавших, что балы, даваемые в Версале, превзойти невозможно.

Екатерина Алексеевна (Екатерина Вторая) (1729-1796) устраивала балы для представителей разных сословий. На маскарадных балах собиралось до 500 масок. При дворе бал проводился каждое воскресенье. Роскошь, царившая при дворе Екатерины Второй, служила примером для столичного общества. Дамы увлекались не только балами, но и театром, устраивая домашние спектакли.

В Москве было построено здание Благородного собрания, и каждый четверг в Собранье состоялись многолюдные балы. На бал в Собранье привозят Татьяну Ларину…

В начале царствования Александра Первого (1777- 1825; время правления – 1801 – 1825) обе столицы были особенно увлечены пышными празднествами.

Михаил Загоскин «Два московских бала в 1801 году» (отрывок).

«В Москве как начнут веселиться, так некогда и лба перекрестить! А коли придёт желание Богу помолиться, так наша матушка – Москва и на это хороша. Святой город, батюшка!.. Была бы только охота, а то и в Киев незачем ехать», - говорит (найти имя).

«В небольшой зале, освещённой сальными свечами, танцевали круглый польский…

Между тем польский кончился и музыканты заиграли экогез… Во всю длину залы тянулись уже два фронта, один из кавалеров, а другой из дам…»

«В танцевальной зале, также не очень великолепной, но довольно обширной, гремела музыка…Я принялся прыгать с таким усердием, что под конец совсем выбился из сил. После ужина… музыка опять заиграла, и начался бесконечный алагрек. Я не участвовал в этом последнем танце и присел отдохнуть недалеко от хозяина. Вот проходит полчаса, алагрек всё продолжается; одна фигура сменяет другую… «Заплетися, плетень», - все пары перепутываются, подымается суматоха, хохот, беготня – и что же? В самую минуту этого танцевального разгула вдруг хозяин привстал и закричал громовым голосом «Всё!». Музыка остановилась, кавалеры раскланялись с дамами, и в две минуты по всей зале не осталось ни одного гостя…

Вот, любезные читатели, самый верный очерк двух московских балов… в нём всё от первого слова до последнего слова совершенная правда».

В период войны 1812 года было не до праздников, но уже в начале 1815 года Москва «плясала отчаянно». В Дворянском собрании обычно присутствовало до 1500 человек, а на купеческом балу – более 3000 приглашённых. В домашних балах участвовали как правило до 200 человек…

Особую изысканность и блеск русского двора времён царствования Николая Павловича (1796-1855; время правления – 1825-1855) отмечали многое современники.

В честь коронации Николая Павловича в 1826 г. были даны великолепные балы в Большом театре и Дворянском собрании, а также у английского и французского посланников.

1 января был дан «бал с мужиками» в Зимнем дворце. Более половины приглашённых на этот бал составляли петербургские мещане.

После смерти Николая Павловича в 1855 г. А.Ф.Тютчева пишет в дневнике о бале в Дворянском собрании в Москве с иронией и горечью: «Времена изменились, балы – тоже».

Придворные балы разделялись на утренние и вечерние (отличались они статусом приглашённых гостей: более важные гости приезжали вечером).

Балы давались круглый год, но всё же главным бальным сезоном была зима.

Светский этикет различал правила проведения бала и просто танцевального вечера.

На балах танцевали только под оркестр, а на вечерах – под рояль.

На танцевальном вечере – проще наряды, меньше гостей, царит атмосфера простоты и веселья. Программу вечера составляли хозяева.

На великосветских балах тоже любили «сюрпризы». Например, разыгрывали фанты, и среди призов были сочинения Пушкина и Жуковского (свидетельство участника).

В конце апреля 1834 года в Петербурге был дан огромный бал в честь совершеннолетия наследника престола Александра Николаевича(1818-1881).

Во главе петербургского светского общества того времени стояли несколько семейств: Нарышкины, Барятинские, Строгановы, Виельгорские, Белосельские - Белозерские, Воронцовы - Дашковы.

Балы, даваемые Александрой Кирилловной Воронцовой-Дашковой, всегда были особым событием в жизни петербургского светского общества.

Балы в Мариинском дворце не просто блистали великолепием. На них приглашались профессора Академии наук, Академии художеств и Петербургского университета, офицеры Горного инженерного корпуса. Их приглашали не только для развлечений, но и для чтения лекций гостям!

В 1837 году наследник престола Александр Николаевич совершал путешествие по России. Будущий император посетил балы, данные в его честь, в Казани, Пензе, Тамбове, Воронеже, Смоленске, Москве, Екатеринославе, Киеве, Полтаве, Харькове.

В 19 веке в Европе всё большую популярность приобретают балы в пользу нуждающихся. Светская благотворительность – это исключительная принадлежность аристократии. Если женщина становилась дамой – патронессой, это подтверждало её принадлежность к высшему свету.

Публичные балы с лотереями, базарами, аукционами давались благотворительными обществами и заведениями с разрешения правительства. Каждое благотворительное общество могло дать только один публичный бал в год.

В 1834 году в С-Петербурге была основана Николаевская детская больница (первое филантропическое заведение такого рода было открыто в Париже в 1802 году). Эта больница ежегодно принимала 1 тысячу бедных детей, и 28 тысяч лечились амбулаторно. За 34 года её существования не было отказано ни одному ребёнку в медицинской помощи. В пользу этой больницы был проведен благотворительный базар, распродано вещей на 5 тысяч рублей.

В 1859 г. в С-Петербурге было основано общество, занимавшееся помощью детям, обездоленным Крымской войной.

В 1878 г. в залах Дворянского собрания Петербурга состоялся благотворительный бал в пользу убитых и раненых на русско – турецкой войне.

Великие княгини Елизавета Фёдоровна и Мария Павловна устраивали благотворительные базары, на которых богатые люди «охотно открывали свои кошельки».

В Екатерининском институте в Москве учились девочки из самых древних дворянских фамилий. Здесь проходили балы, на которые приглашались юнкера из Александровского юнкерского училища - несколько юношей, заслуживших это право.

Накануне Великого поста, во время Масленицы, балы, представления, катания сменяли друг друга без перерыва.

Утомлённая весельем молодёжь отдыхала от развлечений 7 недель Великого поста.

В последние десятилетия 19 в. «придворные балы были наказанием для государя» (Александра Третьего – 1845- 1894). Он устранялся от участия в придворных увеселениях. При этом сократил свиту, состоящую при Александре Втором из сотен генералов и офицеров, до десятка приближённых, чем вызвал недовольство многих.

В начале 20 столетия в Москве славились балы у Новосильцевых. Танцевали вальс, венгерку, краковяк, подепатинер, падеспань, падекатр.

Но в начале 20 века «большой свет» целиком перемещается в Петербург, и родители везут дочерей «на ярмарку невест» в северную столицу. Для девушек и молодых гвардейских офицеров устраивались так называемые «белые балы». На них танцевали только кадрили.

Для молодых замужних дам – на «розовых балах» - царил вальс.

В период последнего царствования Николая Второго один раз в год давался бал в Николаевском зале. Церемониал этих балов был расписан до мелочей.

В 1903 году в Петербурге состоялся последний придворный костюмированный бал. Все гости были в русских костюмах 17 века…

Бальная эпоха в России началась отказом от прошлого, а завершилась возвращением к традициям допетровских церемоний.

Великолепные балы в Зимнем и Аничковом дворцах во второй половине 19 века ушли в историю. Молодёжь знала о них лишь из рассказов старшего поколения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.009 с.)