Русский бал 18 – начала 20 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский бал 18 – начала 20 века.



Русский бал 18 – начала 20 века.

По книге О. Ю. Захаровой

«Русский бал 18-начала 19 века».

1. История русских балов.

 

В России первое упоминание о бальном церемониале встречается в описаниях придворной жизни времён правления Лжедмитрия (1605-1606 г.). Однако его короткое правление не позволило балам основательно укорениться в русской культурной жизни.

Балы вернулись в придворную жизнь уже при Петре Первом (1672-1725; время правления - с 1689 по 1725). Царь был уверен в том, что «ничто более обращения с женщинами не может благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского народа». Другая причина заключалась в стремлении Петра сблизить все сословия общества, для чего и устраивались праздники, в том числе балы.

Указ Петра от 26 ноября 1718 года устанавливал правила поведения на неслыханных доселе в России собраниях мужчин и женщин, называемых АССАМБЛЕЯМИ.

Блестящую иллюстрацию ассамблеи находим в романе А.С.Пушкина «Арап Петра Великого»:

«В большой комнате, освещённой сальными свечами, которые тускло горели в облаках табачного дыму, вельможи с голубыми лентами через плечо, посланники, иностранные купцы, офицеры гвардии в зелёных мундирах, корабельные мастера в куртках и полосатых панталонах толпою двигались взад и вперёд при беспрерывном звуке духовой музыки. Дамы сидели около стен; молодые блистали всею роскошью моды…Они весело повёртывались направо и налево, ожидая кавалеров и начала танцев. Государь был в другой комнате… Там сидели большею частью иностранцы, важно покуривая свои глиняные трубки и опорожнивая глиняные кружки. За одним из сих столов Петр играл в шашки с одним широкоплечим английским шкипером…

Во всю длину танцевальной залы, при звуках самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы ещё ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее…

Приседания и поклоны продолжались около получаса; наконец они прекратились… церемониальные танцы кончились…».

После смерти Петра (19 января 1830 г.) ассамблеи прекратили своё существование, но балы продолжались и облагораживались.

При императрице Анне Иоанновне (1693-1740) придворные праздники становились всё более европейскими по церемониалу.

Григорий Данилевский «МИРОВИЧ» (отрывок из романа)

«Был в начале 9 час вечера. В комнатах становилось душно.

Танцы из переполненной гостями залы перевели в просторную цветочную галерею, окнами в сад.

Менуэт сменялся котильоном, гавот – гросфатером, гросфатер – режуиссансом. Скрипка Пьери стонала горлинкой, рокотала и заливалась соловьём. Кларнеты, гобои и флейты подхватывали рёв медных труб; контрабасы гудели стадом налетающих майских жуков.

Графиня Елена Степановна Куракина громко смеялась на любезности вздыхателей и с торжествующей улыбкой, прикрываясь веером, зорко оглядывала наряды прочих записных щеголих…»

Дочь Петра Первого Елизавета Петровна (1709-1761) устраивала балы - маскарады, слава о которых разносилась по всей Европе. Её балы и маскарады поражали даже французов, считавших, что балы, даваемые в Версале, превзойти невозможно.

Екатерина Алексеевна (Екатерина Вторая) (1729-1796) устраивала балы для представителей разных сословий. На маскарадных балах собиралось до 500 масок. При дворе бал проводился каждое воскресенье. Роскошь, царившая при дворе Екатерины Второй, служила примером для столичного общества. Дамы увлекались не только балами, но и театром, устраивая домашние спектакли.

В Москве было построено здание Благородного собрания, и каждый четверг в Собранье состоялись многолюдные балы. На бал в Собранье привозят Татьяну Ларину…

В начале царствования Александра Первого (1777- 1825; время правления – 1801 – 1825) обе столицы были особенно увлечены пышными празднествами.

Михаил Загоскин «Два московских бала в 1801 году» (отрывок).

«В Москве как начнут веселиться, так некогда и лба перекрестить! А коли придёт желание Богу помолиться, так наша матушка – Москва и на это хороша. Святой город, батюшка!.. Была бы только охота, а то и в Киев незачем ехать», - говорит (найти имя).

«В небольшой зале, освещённой сальными свечами, танцевали круглый польский…

Между тем польский кончился и музыканты заиграли экогез… Во всю длину залы тянулись уже два фронта, один из кавалеров, а другой из дам…»

«В танцевальной зале, также не очень великолепной, но довольно обширной, гремела музыка…Я принялся прыгать с таким усердием, что под конец совсем выбился из сил. После ужина… музыка опять заиграла, и начался бесконечный алагрек. Я не участвовал в этом последнем танце и присел отдохнуть недалеко от хозяина. Вот проходит полчаса, алагрек всё продолжается; одна фигура сменяет другую… «Заплетися, плетень», - все пары перепутываются, подымается суматоха, хохот, беготня – и что же? В самую минуту этого танцевального разгула вдруг хозяин привстал и закричал громовым голосом «Всё!». Музыка остановилась, кавалеры раскланялись с дамами, и в две минуты по всей зале не осталось ни одного гостя…

Вот, любезные читатели, самый верный очерк двух московских балов… в нём всё от первого слова до последнего слова совершенная правда».

В период войны 1812 года было не до праздников, но уже в начале 1815 года Москва «плясала отчаянно». В Дворянском собрании обычно присутствовало до 1500 человек, а на купеческом балу – более 3000 приглашённых. В домашних балах участвовали как правило до 200 человек…

Особую изысканность и блеск русского двора времён царствования Николая Павловича (1796-1855; время правления – 1825-1855) отмечали многое современники.

В честь коронации Николая Павловича в 1826 г. были даны великолепные балы в Большом театре и Дворянском собрании, а также у английского и французского посланников.

1 января был дан «бал с мужиками» в Зимнем дворце. Более половины приглашённых на этот бал составляли петербургские мещане.

После смерти Николая Павловича в 1855 г. А.Ф.Тютчева пишет в дневнике о бале в Дворянском собрании в Москве с иронией и горечью: «Времена изменились, балы – тоже».

Придворные балы разделялись на утренние и вечерние (отличались они статусом приглашённых гостей: более важные гости приезжали вечером).

Балы давались круглый год, но всё же главным бальным сезоном была зима.

Светский этикет различал правила проведения бала и просто танцевального вечера.

На балах танцевали только под оркестр, а на вечерах – под рояль.

Бальная эпоха в России началась отказом от прошлого, а завершилась возвращением к традициям допетровских церемоний.

Великолепные балы в Зимнем и Аничковом дворцах во второй половине 19 века ушли в историю. Молодёжь знала о них лишь из рассказов старшего поколения.

Января 1904 г. в Николаевском зале Зимнего дворца состоялся последний придворный бал Российской империи. Это было в канун русско-японской войны.

Вплоть до 1917 года сохранялись лучшие традиции воспитания девиц благородного звания.

Во время Первой мировой войны даже старшие дочери русского императора, сдав экзамены, начали служить Отечеству как сестры милосердия в Царскосельском госпитале... Современники отмечали редкую чистоту души царских дочерей…

История бала как одной из составляющих русской культуры начата царями, продолжена и завершена ими же. Бальный ритуал не только контролировался указами верховной власти, но и самим своим появлением обязан царским распоряжениям, начиная с Петра Великого.

Поэзия бального костюма.

«Наука об одежде - есть наука возвышенная».

Согласно правилам светского этикета, бальный туалет должен был отличаться изысканностью. Под словом «изысканность» подразумевался костюм, «в высшей степени согласный с модой, совершенно идущий к лицу и непременно совсем новый»

При выборе бального туалета дамы и кавалеры руководствовались не только вкусом, направлением моды, но и стремлением выполнить рекомендации властей. Например, специальный указ 1834 года узаконил характер парадного женского костюма. Фрейлина высочайшего двора А.С.Шереметева писала 25 марта 1834 г.: «Мы все будем в русских платьях… Императрица будет также сама в сарафане…» Эти «русские» наряды отличались особенной изысканностью и роскошью.

Литература 19 века посвящает целые страницы характеристике костюмов действующих лиц (Гоголь, Толстой, Тургенев…)

Журнал «Вестник моды» содержал хронику моды, описание костюмов и выкройки.

Аристократы привозили костюмы из Парижа или шили по модным европейским образцам. В петербургских мастерских О.Н.Бульбенковой, А.Т.Ивановой, Августа Бризака исполнялись заказы аристократии и императорского двора.

В Москве подобные заказы исполнялись в мастерской модельера Н.П.Ламановой.

Рабское подражание моде, равно как и пренебрежение её законами считалось признаком вульгарного вкуса. Следовало найти золотую середину: костюм, отвечая всем правилам хорошего тона, должен подчёркивать индивидуальность человека…

 

Танец – зеркало времени.

Мая 1834 года была основана «Собственная Её Величества танцевальная школа» (в настоящее время – Академия русского балета им. А.Я.Вагановой в С- Петербурге).

В школу принимали детей «подлого звания», т. е. из народа. Это был важный шаг в создании национальной балетной школы.

В конце 18 – начале 19 века танец, наряду с иностранным языком и математикой, - один из важнейших предметов в программе обучения дворянина. Вместе с верховой ездой, фехтованием и гимнастикой танцы причислялись к «благодетельным телесным упражнениям», которые в сочетании с музыкой способствуют гармоничному развитию личности.

Одним из лучших учителей бальных танцев в России первой половины 19 века был П.А.Иогель. Бальные танцы он изучил в совершенстве и учил танцевать других, начиная с 1800 года по 1850 - е. Именно на подростковом балу у Иогеля А.С.Пушкин увидел юную Наталью Гончарову…

На частный бал попасть непросто, общественный требовал соблюдения всех тонкостей светского этикета, а вот на балах у Иогеля всем было необычайно весело. 28 декабря 1849 года на бале у своего уже почтенного наставника танцевали несколько поколений его учеников. На этом бале было 900 человек, все «танцевали до упаду и, выходя из собрания, сожалели, что бал кончился».

По популярности балам Иогеля не уступали маскарады Мунаретти. Он учил многочисленных учеников всем танцам мира за небольшую плату.

Общественные танцевальные классы в России существовали вплоть до конца царствования императора Николая Первого.

Оформление бальных залов.

При Петре Первом в доме хозяина ассамблеи в одной комнате танцевали, в другой играли в шашки или шахматы, в третьей курили. Если комнат не хватало, играли и курили в танцевальных залах, что было крайне неудобно дамам.

Залы Благородного собрания в Москве поражали приезжавших провинциалов:

«В зале, как в величественном храме… тысячи толпящихся посетителей и посетительниц в лучших нарядах… гремящие хоры музыки…» При Екатерине Великой во время бала можно стало играть в карты.

Обязателен ужин.

После ужина танцы продолжаются.

В начале 1809 г. во время бала в честь приезда великой княгини Марии Павловны некоторые залы Зимнего дворца превратились в галереи живых картин: между колоннами были поставлены золотые рамы, в которых первые красавицы света изображали произведения великих живописцев.

На бале по случаю коронации Николая Первого каждой даме при входе вручали живые цветы. Дамам это понравилось, и вскоре не только на балы, но и в театры дамы будут ездить с букетами цветов. В независимости от времени года бальные залы превращались в цветущие сады.

 

По книге О. Ю. Захаровой

«Русский бал 18-начала 19 века.»

Русский бал 18 – начала 20 века.

По книге О. Ю. Захаровой

«Русский бал 18-начала 19 века».

1. История русских балов.

 

В России первое упоминание о бальном церемониале встречается в описаниях придворной жизни времён правления Лжедмитрия (1605-1606 г.). Однако его короткое правление не позволило балам основательно укорениться в русской культурной жизни.

Балы вернулись в придворную жизнь уже при Петре Первом (1672-1725; время правления - с 1689 по 1725). Царь был уверен в том, что «ничто более обращения с женщинами не может благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского народа». Другая причина заключалась в стремлении Петра сблизить все сословия общества, для чего и устраивались праздники, в том числе балы.

Указ Петра от 26 ноября 1718 года устанавливал правила поведения на неслыханных доселе в России собраниях мужчин и женщин, называемых АССАМБЛЕЯМИ.

Блестящую иллюстрацию ассамблеи находим в романе А.С.Пушкина «Арап Петра Великого»:

«В большой комнате, освещённой сальными свечами, которые тускло горели в облаках табачного дыму, вельможи с голубыми лентами через плечо, посланники, иностранные купцы, офицеры гвардии в зелёных мундирах, корабельные мастера в куртках и полосатых панталонах толпою двигались взад и вперёд при беспрерывном звуке духовой музыки. Дамы сидели около стен; молодые блистали всею роскошью моды…Они весело повёртывались направо и налево, ожидая кавалеров и начала танцев. Государь был в другой комнате… Там сидели большею частью иностранцы, важно покуривая свои глиняные трубки и опорожнивая глиняные кружки. За одним из сих столов Петр играл в шашки с одним широкоплечим английским шкипером…

Во всю длину танцевальной залы, при звуках самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы ещё ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее…

Приседания и поклоны продолжались около получаса; наконец они прекратились… церемониальные танцы кончились…».

После смерти Петра (19 января 1830 г.) ассамблеи прекратили своё существование, но балы продолжались и облагораживались.

При императрице Анне Иоанновне (1693-1740) придворные праздники становились всё более европейскими по церемониалу.

Григорий Данилевский «МИРОВИЧ» (отрывок из романа)

«Был в начале 9 час вечера. В комнатах становилось душно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.025 с.)