Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Манипуляции в общении, их нейтрализация.
Использование приёмов (техник) коммуникации, истинная цель которых не совпадает с декларируемой партнёру по общению и несёт ему явный или скрытый урон, называется манипуляцией. Основные приёмы манипуляции, целью которых является прямое вынуждение собеседника принять ошибочное, невыгодное для его позиции решение, выделяют: – «раздражение собеседника» – выведение его из состояния психологического равновесия насмешками, обвинениями, упрёками или иронией, что заставляет его нервничать и, в результате, принимать необдуманные решения; – «ошарашивание темпом» – использование быстрого темпа речи, требование принять решение «здесь и сейчас» под угрозой потерять «уникальную возможность» (например, скидки, «последний товар на складе», «специальное предложение» и т.п.); – перевод дискуссии в сферу домыслов – перевод полемики в русло обличения, чтобы заставить собеседника либо оправдываться, либо говорить о том, что не имеет никакого отношения к сути дела, тем самым тратя время и силы; – отсылка к «высшим интересам» – намёк на то, что позиция собеседника затрагивает интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать («Вы понимаете, на что вы покушаетесь, когда не соглашаетесь с этим?») – «Карфаген должен быть разрушен» – бездоказательное повторение одной и той же мысли так часто, чтобы собеседник к ней «привык» и принял её как очевидную (метод оратора римского сената консула Катона Старшего); – «недосказанность в связи с особыми мотивами» – намек на то, что полная информация не может быть озвучена в связи с некими «особыми мотивами», о которых нельзя сообщить прямо; – «ложный стыд» – использование ложного довода, с которым оппонент не спорить после заявлений, типа «Вам, конечно же, известно, что наука установила…», «Вы, конечно же, читали о…», «Все деловые люди в курсе, что…», опасаясь во всеуслышание расписаться в собственной некомпетентности; – «использование непонятных слов в общении» – аналогично предыдущему, приём построен на нежелании оппонента признать, что он не знаком с данным термином; – «демонстрация обиды» – уход от ответа на нежелательный аргумент или срыв или спор изображением обиды на поведение собеседника («Вы за кого нас тут принимаете?»);
– «мнимая невнимательность» – потеря нужных документов, пропуск аргументов или опасных доводов оппонента; – «мнимое непонимание» – повторение доводов собеседника «своими словами» с намеренным искажением полученной информации («Другими словами, вы считаете…»); – «многовопросье» – включение в один вопрос несколько мало совместимых с собой вопросов с последующим обвинением либо в «непонимании сути проблемы» либо в уходе от ответа на один из заданных вопросов; – «а что вы имеете против?» – требование к оппоненту предоставить критические доводы с последующим обсуждением его аргументов вместо аргументации предложенного тезиса; – «принуждение к однозначному ответу» – давление на оппонента с целью получить строго однозначный ответ «да» или «нет», причём сразу («Скажите прямо…»); – «рабулистика» – преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента, преподносящее их как забавные и странные («Ваш коллега договорился до того, что…»); – «сведение факта к личному мнению» – сведение основанного на фактах аргумента оппонента к его личной позиции («Это всего лишь ваше личное мнение»); – «видимая поддержка» – мнимая поддержка доводов оппонента, направленная на то, чтобы успокоить его согласием, отвлечь внимание, а затем привести мощный контраргумент, создав впечатление очень основательного знакомства с данным тезисом, которое позволяет видеть его несостоятельность («Да, но…»). Существует три основных метода нейтрализации этих и других техник манипуляции в деловом общении. «Мимо ушей». Метод заключается в уходе от дискуссии, уклонении от прямых вопросов или смене темы разговора. Можно что-то уронить, отвлечься на мнимый телефонный звонок или попавшую в глаз соринку. Цель метода – выиграть время и увернуться от манипуляции. «Расставить точки над i». Прямое заявление о том, что оппонент пытается вами манипулировать с обозначением его истинного мотива. «Скажите прямо, чего вы хотите? Чтобы я разозлился и отказался от своих требований?». Контрманипуляция. Использование приёмов манипуляции, позволяющих отбить атаку оппонента и вынудить его к принятию невыгодного для себя решения. Такая ситуация чревата резким обострением отношений и возникновению конфликтов. В ситуации открытого противоборства, безусловно, выиграет тот, кто вооружён не только знаниями, но и умением реализовывать их на практике.
Дополнительная литература по теме Алексеев, А. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя / А. Алексеев, В. Пигалов. М.: Экономика. 1985. – 111 с. Андреев, В.И. Деловая риторика / В.И. Андреев. – М.: Народное образование, 1995. – 208 с. Добрович, А.А. Общение: наука и искусство / А.А. Добрович. – М.: Знание, 1989. – 224 с. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учеб. пособие. –М.:Издательский центр «Академия»,2007. – 192с. http://www.orator.biz/library/kovalyov/bazovoye_polozhenye_ruk/ – Университет риторики и ораторского мастерства
БЛОК 3. КОММУНИКАЦИЯ: СТИЛИ, ТИПЫ, ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ Коммуникативные стили Ключевые понятия: коммуникативный стиль, коммуниканты, деловая беседа, дискуссия, спор, аргументы, деловые переговоры, речевые стратегии и тактики, деловое совещание, торги, презентация. Коммуникативный стиль – наиболее привычный способ поведения коммуниканта, влияющий на выбор тактико-стратегического комплекса в диалогическом взаимодействии и характеризующийся своеобразными вербальными и невербальными характеристиками. Существуют различные классификации коммуникативных стилей. Прокомментируем некоторые. Доминантный – коммуникант, использующий данный стиль, стремится завладеть инициативой в разговоре; применяет стратегии убеждающего или манипуляторского воздействия; занимает лидерскую позицию в общении; использует «властные жесты», демонстрирующие уверенность в себе и отсутствие склонности к компромиссу; стремится к «снижению престижа собеседника». Демократичный – коммуникант склонен употреблять в речи стратегии вежливости; не навязывает своё мнение; даёт возможность собеседнику отстоять свою точку зрения; характерна спокойная манера ведения беседы; присутствует улыбка. Демонстративно-эмоциональный – коммуниканта не интересует мнение собеседников о нём; он все свои позитивные и негативные чувства проявляет в речи, не беспокоясь о произведённом эффекте; эмоционально-окрашенная речь с использованием стилистически маркированных слов и выражений; преобладающими являются восклицания; невербальные характеристики также демонстрируют чрезмерную эмоциональность: гнев, слёзы, смех, возмущение; ярко выраженные жесты агрессии и т.д. Гармонизирующий – коммуникант, использующий данный коммуникативный стиль, следует принципам и стратегиям вежливости; умеет найти выход из конфликтной ситуации; склонен не к воздействию на собеседника, а к взаимовыгодному сотрудничеству; умеет в нужный момент пойти на уступки или же, напротив, аргументированно доказать свою точку зрения. О бъективно-логичный – объективно анализирует любые ситуации общения; склонен к логическому доказательству своей правоты. Абстрактно-лаконичный – используя данный стиль, коммуникант имеет целью абстрагироваться от собеседника, прибегая к кратким ответам и уклонению от темы. Адаптирующийся – коммуникант способен «вжиться в любую роль» в зависимости от ситуации, выражая стратегии согласия с невербальным «подкреплением»; позиция в общении – ведомый.
Поучительный – в репертуаре коммуниканта главными являются стратегии совета, приказы, наставления, упреки. Ироничный – коммуникант, использующий данный стиль общении, «ничего не принимает на веру»; любое высказывание собеседника воспринимает с иронией и подвергает со мнению; характерным признаком является насмешка. Таким образом, коммуникативные стили детерминируют выбор тактико-стратегического комплекса коммуниканта. Существует иная классификация. Демократический стиль. Характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным отношениям. Для этого необходимо строить общение на относительной паритетности руководителя и подчинённого, на умении слушать и понимать друг друга, допустимости плюрализма мнений, а порой и компромиссов. Цели деятельности согласуются с сотрудниками. При распределении работ учитываются пожелания членов групп. У такого руководителя возникает потребность выслушать авторитетные мнения, сопоставить с ними свою позицию, выверить её в ходе дискуссии. Не пренебрегает он и дополнительной информацией, и чужим опытом. Попустительский (пассивный, либеральный) стиль управления характеризуется стремлением руководителя устраниться от принятия решений или переложить эту задачу на других, полным безразличием к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль, предоставляет полную свободу действий своим подчинённым. Необходимую информацию он выдаёт им по их просьбе. В группе отсутствует чёткое структурирование труда, распределение прав и обязанностей. Обобщённая характеристика основных стилей управления приведена в таблице 1. Таблица 1.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.149 (0.011 с.) |