Раздел I. Мои первые ритмы (16 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Мои первые ритмы (16 ч)



Пульсация — 1 ч.

Сильные и слабые доли — 1 ч.

Метр и ритм — 1 ч.

Ритмический мотив «та-та» — 1 ч.

Ритмический мотив «ти-ти-ти-ти» — 1 ч.

Ритмические мотивы встречаются — 1 ч.

Ритмический мотив «ти-ти-та» — 1 ч.

Ритмический мотив «та-ти-ти» — 1 ч.

Все ритмические мотивы встречаются — 1 ч.

Создаём ритмический оркестр — 1 ч.

Пауза «па» — 1 ч.

Волшебные слова — 1 ч.

Читаем ритмы — 1 ч.

Создаём ритмы — 1 ч.

Ритмические загадки — 1 ч.

Обобщающее занятие — 1 ч.

Раздел II. Мои первые ноты (19 ч)

Длительности звуков — 1 ч.

Длительность с точкой — 1 ч.

Такт. Тактовая черта. Размер — 1 ч.

Паузы — 1 ч.

Высота музыкального звука — 1 ч.

Название звука. Клавиши и клавиатура — 1 ч.

Нота. Нотный стан. Скрипичный ключ — 1 ч.

Ноты на нотном стане: нота СОЛЬ — 1 ч.

Ноты на нотном стане: нота МИ — 1 ч.

Ноты на нотном стане: нота ЛЯ — 1 ч.

Ноты на нотном стане: нота ДО (первой октавы) — 1 ч.

Ноты на нотном стане: нота РЕ — 1 ч.

Ноты на нотном стане: нота ФА — 1 ч.

Ноты на нотном стане: нота ДО (второй октавы) — 1 ч.

Ноты на нотном стане: нота СИ (первой октавы) — 1 ч.

Нотные загадки — 1 ч.

Нотные задачи — 1 ч.

Пишем, поём, сочиняем — 1 ч.

Обобщающее занятие — 1 ч.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны:

иметь целостное представление:

– о метре, ритме и системе длительностей;

знать:

– название нот и их расположение на нотном стане и фортепианной клавиатуре;

– название длительностей;

– простейшие ритмические мотивы;

уметь:

– ориентироваться в ритмической записи;

– записывать простейшие ритмические последовательности;

– воспроизводить одноголосные и многоголосные ритмические последовательности с использованием звучащих жестов, ударных, шумовых инструментов;

– использовать ритмические последовательности в качестве аккомпанемента к песне;

– самостоятельно создавать ритмические последовательности;

– играть в ансамбле;

– петь простейшие мелодии, построенные на интонациях I, II, III, V, VI ступеней мажорного лада;

– сочинять простейшие мелодические последовательности, записывать их и воспроизводить голосом.

Факультативные занятия «Мои первые музыкальные интонации» рекомендуются для проведения в III классе. Их ключевой целью является организация постижения учащимися музыки как «искусства интонируемого смысла». Факультативные занятия направлены на расширение представлений учащихся о богатстве музыкального языка, его интонационной природе, способствуют накоплению собственного музыкально-творческого опыта. Содержание факультативных занятий имеет тесную взаимосвязь с уроками музыки, которые проводятся в общеобразовательных учреждениях, что позволяет расширить сферу художественной деятельности младших школьников и углубить их знания по предмету.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

– укрепление интереса учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

– расширение представлений об интонационной природе музыкальной речи; — освоение содержания музыки с помощью интонирования на параллельных художественных языках;

– повышение музыкальной грамотности;

– развитие аналитических и художественно-оценочных способностей;

— совершенствование исполнительской и слушательской культуры;

­– развитие творческих способностей.

Условия организации учебного процесса:

– наличие у каждого учащегося рабочей тетради на печатной основе (для III класса);

– наличие на занятиях обширного наглядно-иллюстративного художественного материала;

– индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Содержание

III класс

Освоение музыкальной речи. Различение песенного, танцевального и маршевого характеров музыки. Восприятие песенности в вокальной и инструментальной музыке. Осознанное определение песенного, танцевального и маршевого характеров музыкальной речи.

Знакомство с понятием «интонация». Выявление особенностей интонации в музыке. Знакомство с видами интонаций. Определение выразительных и изобразительных музыкальных интонаций. Формирование представлений о «зерне»-интонации. Распознавание характера произведения по «зерну»-интонации. Создание собственных музыкальных интонаций.

Наблюдение за развитием в музыке. Актуализация представлений о средствах музыкальной выразительности. Изучение видов музыкального развития. Темповое развитие. Экспериментирование с изменениями темпа знакомых произведений. Выявление связи темповых изменений с содержанием музыки. Динамическое развитие. Экспериментирование с изменениями динамики знакомых произведений. Выявление связи динамических изменений с содержанием музыки. Тембровое развитие. Экспериментирование с тембровым переозвучиванием знакомых произведений. Создание тембровых вариаций. Ладовое развитие. Экспериментирование с изменением лада в знакомых произведениях. Выявление обусловленности ладовых изменений содержанием музыки. Анализ произведений с учётом определения особенностей музыкального развития. Использование различных видов музыкального развития в самостоятельной творческой деятельности.

Знакомство с формами построения музыкальных произведений. Выявление зависимости формы музыкального произведения от его содержания. Актуализация представлений о повторе и контрасте в музыке и жизни. Освоение различных видов музыкальной формы. Моделирование одно-, двух- и трёхчастной формы построения музыки. Моделирование формы рондо. Самостоятельное построение песни в форме рондо. Построение музыки в форме вариаций. Варьирование знакомых мелодий. Использование знания форм построения музыкальных произведений в творческой деятельности.

Примерное календарно-тематическое планирование (35 ч)

Раздел I. Что такое музыкальная речь (9 ч)

От песни — к песенности — 1 ч.

Песенность в вокальной музыке — 1 ч.

Песенность в инструментальной музыке — 1 ч.

Как определить песенный характер музыкальной речи? — 2 ч.

Как определить танцевальный характер музыкальной речи? — 2 ч.

Как определить маршевый характер музыкальной речи? — 1 ч.

Как определить характер музыкальной речи? — 1 ч.

Раздел II. Музыкальная интонация (8 ч)

Что такое интонация? — 2 ч.

От чего зависит характер интонации? — 2 ч.

От «зерна»-интонации — к музыкальному произведению — 2 ч.

Как определить выразительную музыкальную интонацию? — 1 ч.

Как определить изобразительную музыкальную интонацию? — 1 ч.

Раздел III. Почему музыка всё время изменяется? (11 ч)

С помощью чего можно изменять музыку? — 1 ч.

Что станет с музыкой, если изменить темп? — 2 ч.

Для чего изменяются динамические оттенки музыки? — 2 ч.

Почему изменяется тембр в музыке? — 2 ч.

Почему изменяется музыкальный лад произведения? — 2 ч.

Почему меняется музыка? — 2 ч.

Раздел IV. Строим музыку сами (7 ч)

Как построены музыкальные произведения? — 1 ч.

Сколько частей в произведении: одна или две? — 2 ч.

Как построить трёхчастное произведение или контраст + повтор? — 1 ч.

Как построить произведение, если тема «ходит» по кругу? — 1 ч.

Какую форму произведения можно построить, если тема постоянно изменяется? — 1 ч.

Какая разная эта музыка! — 1 ч.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны:

иметь представление:

– о выразительных и изобразительных возможностях интонации;

– интонационной основе различных видов искусства;

– многообразии форм построения музыкальных произведений;

знать:

– характерные особенности песенной, танцевальной и маршевой речи;

– виды музыкальных интонаций;

– виды музыкального развития;

– основные формы построения музыкальных произведений;

уметь:

– различать на слух песенный, танцевальный и маршевый характеры музыкальной речи;

– слышать «зерно»-интонацию в разных произведениях;

– производить музыкальный анализ произведения;

– строить исполнительский план песни;

– фиксировать свои впечатления от произведения;

– слышать в музыкальном произведении и дифференцировать изменения, способствующие развитию в музыке;

– определять форму построения музыкального произведения;

– использовать знания об интонации, способах её развития, строении музыкальных произведений в собственной художественно-практической деятельности.

 

Факультативные занятия «Разговариваем языком музыки» рекомендуются для проведения в IV классе. Их ключевой целью является расширение представлений учащихся о богатстве национального музыкального языка, богатстве и разнообразии музыкальных языков народов разных континентов. Содержание факультативных занятий тесно взаимосвязано с тематизмом уроков музыки, что способствует расширению сферы музыкальной деятельности младших школьников, обогащает и обобщает их знания по предмету.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

– формирование ценностного отношения к национальной музыкальной культуре;

– формирование представлений о музыкальной культуре разных народов мира;

– повышение музыкальной грамотности;

– повышение уровня исполнительской и слушательской культуры;

– развитие художественно-оценочных и коммуникативных способностей;

­– развитие творческих способностей.

Условия организации учебного процесса:

– наличие у каждого учащегося рабочей тетради на печатной основе (для IV класса);

– наличие на занятиях обширного наглядно-иллюстративного художественного материала;

– индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Содержание

IV класс

Углубление знаний о музыкальной культуре Республики Беларусь. Изучение особенностей белорусской народной песни. Актуализация имеющегося музыкального опыта учащихся. Совершенствование исполнительской (певческой) культуры. Ознакомление с особенностями национального колорита белорусских танцев; музыкальными инструментами Беларуси, характером их звучания, приёмами игры. Самостоятельное изготовление свистульки с последующим использованием инструмента в творческой деятельности. Изучение характерных особенностей звучания инструментов в оркестре народных инструментов. Расширение представлений о музыке белорусских народных праздников.

Ознакомление с формами сохранения музыкального наследия Беларуси, музыкой храмов и костёлов, музыкой духовных праздников. Имитирование элементов колокольного звона. Определение национальных особенностей языка белорусской музыки прошлого и современности. Ознакомление со стилистическим разнообразием современной белорусской музыки. Выявление характерных особенностей песенной культуры Беларуси. Систематизация песенного репертуара по жанрам, темам и направлениям. Изучение основных видов белорусских народных танцев и их характерных особенностей. Исполнение отдельных движений, характерных для белорусских танцев.

Изучение музыкальной культуры славянских народов. Разучивание песенного репертуара. Определение жанровых национальных особенностей музыки украинского, русского и белорусского народов. Совершенствование исполнительской культуры. Практическое освоение музыкального языка народов Прибалтики. Ознакомление с характерными признаками музыкального наследия Польши, Германии, Австрии. Расширение представлений о музыкальной культуре стран Африки и Азии. Определение жанровых, ритмических, мелодических, ладовых и тембровых особенностей музыкального языка разных народов мира.

Актуализация представлений учащихся о слушательской культуре и музыкальной грамотности человека. Освоение правил слушателя — знатока музыки. Обогащение представлений о композиторском мастерстве. Реализация процесса сочинительства от его замысла, написания, исполнения до принятия критиками и слушателями. Накопление опыта осознанного восприятия музыкальных произведений с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

 

Примерное календарно-тематическое планирование (35 ч)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.024 с.)