Факультативных занятий по музыке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факультативных занятий по музыке



В МИРЕ МУЗЫКИ

для I—IV классов общеобразовательных учреждений

С русским (белорусским) языком обучения

 

 

Минск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Целью факультативных занятий «В мире музыки», как и в целом учебного предмета «Музыка», является формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры (Д. Б. Кабалевский). Для реализации данной цели (согласно концепции учебного предмета «Музыка») необходимо создать условия для приобретения школьниками ключевых и частных знаний, формирования ведущих умений, обеспечивающих целостное освоение способов музыкальной деятельности. Факультативные занятия «В мире музыки» позволяют учащимся начальных классов овладевать способами музыкальной деятельности, повышать музыкальную грамотность, приобретать опыт творческого самовыражения в музыке.

Задачи факультативных занятий:

– развитие интереса к музыкальному искусству как явлению культуры;

– формирование ценностного отношения к музыке как части жизни человека;

– освоение способов музыкальной деятельности через овладение системой музыкальных знаний и умений;

– развитие музыкальных способностей;

– воспитание эстетических чувств и накопление опыта нравственно-эстетических отношений;

– формирование художественного вкуса;

– формирование слушательской и исполнительской культуры;

– развитие творческих способностей, ассоциативного мышления, воображения, фантазии и интуиции.

Принципы отбора содержания программы:

–принцип связи музыки с жизнью,согласно которому программа обеспечивает опору процесса обучения на жизненный опыт учащихся, стимулирует привлечение жизненных ассоциаций младших школьников;

–принцип полимодальности, в соответствии с которым содержание факультативных занятий предусматривает изучение учащимися музыкального искусства как особого способа постижения мира, предлагает охват разнообразных видов художественной деятельности с учётом индивидуальных возможностей детей;

– принцип диалогичности, учитывающий множественность интерпретаций и оценок музыкального текста, а также предусматривающий постижение учащимися музыки в единстве её создания, исполнения и восприятия;

– принцип художественности, гарантирующий постижение музыки по законам художественной деятельности и в формах самого искусства.

В процессе реализации программы предполагается широкое использование наглядных, практических и словесных методов. При этом следует отдавать предпочтение практическим методам, в том числе методам, способствующим творческому развитию учащихся. В этом отношении метод моделирования художественно-творческого процесса выступает гарантом деятельностного освоения музыкального искусства, организует развёртывание музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.

Содержание программы «В мире музыки»

Основными содержательными линиями программы являются четыре факультатива, объединённые общностью решаемых задач:

– «Мои первые звуки» (I класс);

– «Мои первые ритмы. Мои первые ноты» (II класс);

– «Мои первые музыкальные интонации» (III класс);

– «Разговариваем языком музыки» (IV класс).

Каждый последующий курс является логическим продолжением предыдущего.

 

 

Факультативные занятия «Мои первые звуки» рекомендуются для проведения в I классе. Ключевой целью их организации является ознакомление младших школьников со звуковой палитрой окружающего мира. Вся деятельность, проводимая на занятиях, направлена на развитие творческой активности, музыкальных способностей учащихся, интереса и любви к музыке, углубление музыкальных знаний, формирование соответствующих умений и навыков.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

– привлечение внимания учащихся к богатству и разнообразию звуков природы и окружающего мира, особенностям их бытования;

– формирование представлений о качественных характеристиках звука;

– знакомство со звучанием разнообразных музыкальных инструментов;

– развитие тембрового слуха;

– формирование уважительного отношения к собственному слуху и слуху других людей;

– развитие фантазии и изобретательности, ассоциативного мышления и воображения.

Условия организации учебного процесса:

– наличие у каждого учащегося рабочей тетради на печатной основе (для I класса);

– наличие на занятиях набора разнообразных музыкальных (шумовых, ударных, звуковысотных) инструментов;

– индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Содержание

I класс

Освоение разнообразия звуковой палитры мира. Выявление значения звуков в жизни природы и человека. Осознание взаимосвязи звуков и тишины. Знакомство с многообразием звуков живой и неживой природы. Различение звуков природных и механических.

Работа со звукоподражанием. Раскрытие изобразительных и выразительных возможностей звукоподражания. Использование звукоподражаний в самостоятельной художественной деятельности.

Знакомство с окраской звуков. Выявление характерных особенностей «деревянных», «стеклянных», «металлических», «шуршащих». Использование тембровой окраски звуков в процессе собственной художественной деятельности.

Знакомство со звуками громкими и тихими, долгими и короткими, быстрыми и медленными, высокими и низкими, близкими и далёкими. Особенности музыкальных звуков, их отличие от звуков шумовых. Разновидности музыкальных инструментов (струнные, духовые, клавишные, ударные). Развитие динамического, темпового и тембрового слуха.

Произнесение слов и текстов с разной интонацией. Самостоятельный поиск звуков и создание звуковых композиций. Исполнение элементарных звуковых композиций с использованием ударно-шумовых инструментов.

Примерное календарно-тематическое планирование (34 ч)

Звуки вокруг нас — 1 ч.

Звуки и тишина — 1 ч.

Загадки природы — 1 ч.

Загадки предметов — 1 ч.

Кто как говорит. «Жители леса». — 1 ч.

Кто как говорит. «Жители фермы». — 1 ч.

Звуковые несоответствия — 1 ч.

Звучащие портреты — 1 ч.

Звучащие предложения — 1 ч.

У кого что внутри — 1 ч.

Звучащие пары — 1 ч.

Звуковые троицы — 1 ч.

Нравится — не нравится — 1 ч.

Звуки леса — 1 ч.

Звукоподражания — 1 ч.

Звукоподражания в сказке — 1 ч.

Кто есть кто? — 1 ч.

Жители Страны звуков — 1 ч.

Интонация — 1 ч.

Особенности интонации — 1 ч.

Мастерская звуков — 1 ч.

Создаём оркестр — 1 ч.

Графическая партитура– 1 ч.

Звуковые краски — 1 ч.

Звуки громкие и тихие — 1 ч.

Звуки долгие и короткие, быстрые и медленные — 1 ч.

Звуки высокие и низкие — 1 ч.

Звуки музыкальные и шумовые — 1 ч.

Музыкальные инструменты: струнные — 1 ч.

Музыкальные инструменты: духовые — 1 ч.

Музыкальные инструменты: ударные — 1 ч.

Музыкальные инструменты: клавишные — 1 ч.

Игры со звуками — 1 ч.

Обобщающее занятие — 1 ч.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны:

иметь представление:

– о разнообразии мира звуков и способах звукоизвлечения;

– выразительных и изобразительных возможностях звуков;

знать:

– основные качественные характеристики звуков;

– выразительные и изобразительные возможности звукоподражания;

– разновидности музыкальных инструментов;

уметь:

– вслушиваться в звуки окружающего мира и различать их;

– различать природные, механические и музыкальные звуки;

– воспроизводить звуки («рисованием» голосом, звукоподражанием);

– воспроизводить слова и тексты с разной интонацией;

– использовать характерные особенности звуков в процессе озвучивания литературных произведений, а также при создании собственных звуковых композиций.

 

Факультативные занятия «Мои первые ритмы. Мои первые ноты» рекомендуются для проведения во II классе. Их ключевой целью является знакомство учащихся начальных классов с временной организацией музыкальных звуков и основами нотного письма. Факультативные занятия способствуют развитию творческой активности, музыкальной грамотности, углублению музыкальных знаний и совершенствованию соответствующих умений и навыков, развитию коммуникативных способностей учащихся.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

– формирование целостного представления о метре, ритме и системе длительностей;

– развитие чувства ритма;

– формирование звуковысотных представлений;

– развитие чувства лада;

– знакомство с основами нотной грамоты и нотного письма;

– развитие фантазии и изобретательности, ассоциативного мышления и воображения.

Условия организации учебного процесса:

– наличие у каждого учащегося рабочей тетради на печатной основе (для II класса);

– наличие на занятиях набора разнообразных музыкальных (шумовых, ударных, звуковысотных) инструментов;

– индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Содержание

II класс

Ознакомление с явлением пульсации и метрическими долями. Понятие о сильной и слабой долях. Выявление различий между двудольной и трёхдольной пульсациями. Воспроизведение равномерной пульсации. Создание аккомпанемента к знакомой песне на основе равномерной пульсации. Разделение метрической пульсации и ритмического рисунка в процессе исполнения речевых упражнений.

Понятие о долгих и коротких длительностях звуков. Знакомство со слоговым обозначением длительностей звуков («та» и «ти»). Освоение основных ритмических мотивов. Воспроизведение одноголосных ритмических последовательностей с использованием звучащих жестов, ударных или шумовых инструментов. Использование одноголосных ритмических последовательностей в качестве аккомпанемента к песне. Ритмический диктант.

Освоение ритмического канона. Создание многоголосных ритмо-речевых партитур. Самостоятельное ориентирование в ритмической записи. Создание ритмического сопровождения к любой мелодии в размере 2/4 или 4/4 с использованием звучащих жестов, ударных или шумовых инструментов.

Знакомство с паузой. Освоение разнообразных ритмических построений, включающих паузу. Работа над ритмической точностью исполнения. Самостоятельное сочинение ритмических сопровождений к мелодии. Развитие чувства ритма, умения играть в ансамбле.

Работа над развитием звуковысотных представлений и ладового чувства. Освоение интонации III—V ступеней мажорного лада. Работа с мелодиями, построенными на I, II, III, V, VI ступенях мажорной пентатоники.

Понятие о ноте и нотном стане. Освоение расположения нот на нотном стане. Формирование навыка записи нот на нотоносце.

Знакомство с расположением нот на фортепианной клавиатуре. Формирование умения находить ноты на фортепианной клавиатуре.

Знакомство с названием длительностей (целая, половинная, четвертная, восьмая). Запись длительностей. Запись простых мелодий на нотоносце и их воспроизведение.

Примерное календарно-тематическое планирование (34 ч)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.024 с.)