Качество и конкурентоспособность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качество и конкурентоспособность



Иногда между данными категориями ставят знак равенства. Однако между ними есть существенные различия.

Конкурентоспособность товара, в отличие от качества, определяется совокупностью только тех свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются.

В силу этого, товар с более высоким уровнем качества может оказаться менее конкурентоспособным, если товару придали новые свойства, значительно повысившие его стоимость, но не представляющие интереса для основной группы его покупателей. И наоборот, низкая цена может повысить конкурентоспособность товара низкого качества.

Другое различие между рассматриваемыми категориями кроется в их оценке. Оценка качества устанавливается сравнением значений показателя качества продукта с базовыми значениями этого же показателя, например по долговечности, надёжности, ремонтопригодности и т. д.

В оценке конкурентоспособности за базу сравнения берётся конкретная потребность, а сопоставляться могут при этом как однородные товары (перевозка пассажиров по железной дороге в вагонах плацкартных или купейных), так и разнородные (перевозка пассажиров железнодорожным или воздушным транспортом).

Есть ещё одно различие между этими терминами. Качество – категория, присущая любому экономическому укладу, тогда как конкурентоспособность – только рыночной экономике. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка неустанно заниматься решением двуединой задачи – с одной стороны, максимально возможное удовлетворение потребностей, с другой – достижение этого меньшими затратами, с тем чтобы удержать конкурентоспособную цену товара. Такое качество называют экономически оптимальным.

Японские предприниматели, преуспевшие на мировых рынках, первыми разграничили и освоили четыре уровня улучшения качества.

В 50-х годах они всё ещё ориентировались на соблюдение установленных технических требований на продукцию. Это был первый, самый низкий уровень.

В 60-х годах пришло осознание того, что стандарты должны соответствовать запросам потребителей – второй уровень.

70-е годы характеризуются переходом на третий уровень – соответствие фактическим требованиям рынка по качеству и цене. Это позволило японским производителям завоевать мировые рынки по многим видам продукции, так как они предлагали высококачественные товары по более низким ценам, чем у конкурентов.

Наконец, с 80-х годов появилась возможность перейти на четвёртый уровень – соответствие скрытым, неочевидным (латентным) потребностям. Умение предвидеть неосознанные или организовать новые потребности позволяет предпринимателям получить преимущество перед конкурентами в условиях рынка, насыщенного однородными по цене и качеству товарами.

Этим путём в настоящее время идёт большинство развитых стран.

Безусловно, в условиях насыщенного рынка главным направлением маркетинга является изучение и удовлетворение локальных потребностей. Однако в распоряжении производителей остаются достаточно эффективные инструменты поддержания массового производства – реклама, престижность, мода, традиции и некоторые другие.

Реклама, например, нередко создаёт дифференциацию продуктов по качеству там, где действительной разницы между ними нет. Так, эксперты утверждают, что сотням миллионов поклонников сигарет «Мальборо» вкус их кажется столь притягательным из-за подсознательного стремления отождествить себя с образом ковбоя – этой удачной рекламной находки.

Традиции как внешний стимул также могут позволить удерживать массовый рынок. Это и национальные, и региональные традиции. Это, наконец, могут быть традиции качества. Классическим примером служат оренбургские пуховые шали-паутинки, которые, несмотря на размер (1,5 х 1,5 м), можно пропускать через обручальное кольцо. Известно, что эти шали с XVIII века пользуются неослабевающим спросом как в России, так и за рубежом.

В организации массового интереса к товару большую роль играет мода. Именно благодаря ей наших дам вынуждают носить обувь то на тончайших каблуках, то на толстенной «платформе», то с тупыми, «рублеными» носами, то с преувеличенно заострёнными. При этом модный акцент часто никак не влияет на главные потребительские качества (прочность, надёжность, безопасность и др.). Более того, иногда модные «причуды» объективно ухудшают качество товара, например, упомянутые гипертрофированно вытянутые носки туфель создают неудобства при ходьбе, быстрее изнашиваются. Тем не менее, массовый потребитель принуждается приобретать то, что возведено в ранг модных изделий.

Итак, конкурентоспособность товара – категория более широкая, чем качество, она является решающим фактором коммерческого успеха на развитом рынке. Это понятие многоаспектное и означает соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по качественным характеристикам, но и по условиям его реализации, таким как сроки поставки, уровень обслуживания, продажная цена, цена потребления.

Качество же является главным, хотя и не единственным, фактором конкурентоспособности, составляя её «стержень».

Центральное место, занимаемое качеством товара и его конкурентоспособностью в рыночной политике, определяет их роль в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности, подчиняющей производство интересам потребителей.

 

ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ

Извините, но мне кажется, что употребляемое некоторыми нашими работниками словосочетание «всякая хрень» не совсем точно и полно отражает ассортимент продукции нашей фирмы.

(Из выступления босса перед работниками отдела сбыта)

Понятие и классификация

Одной из важнейших характеристик товаров является ассортимент, который определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент – это набор товаров, формируемый по определённым признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Ассортимент товаров классифицируется по местонахождению, по широте охвата товаров, по степени удовлетворения потребностей, по характеру потребностей.

По местонахождению товаров различают промышленный и торговый ассортимент.

Промышленный ассортимент – набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом её специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключения составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы.

Торговый ассортимент неизбежно формируется под воздействием промышленного, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента.

Заказы торговых организаций, определяемые спросом потребителей, оказывают всё большее воздействие на формирование торгового ассортимента. У работников торговли появилась реальная возможность влиять на промышленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развёрнутый, сопутствующий, смешанный.

Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, который удовлетворяет ограниченное число потребностей. Такой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными потребностями. Например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.

Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности. Характерен для предприятий и организаций, ориентирующихся на потребителей с разным спросом.

Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединённых общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное назначение. Например, молочные, обувные, одёжные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, товары для детей, молодёжи, для отдыха – социального.

Составными частями группового ассортимента являются видовой и марочный ассортименты.

Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований. Например, ассортимент молока – пастеризованное, стерилизованное и др. – часть ассортимента молочных товаров.

Марочный ассортимент – набор товаров одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей, таких как престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.

Развёрнутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент встречается, как правило, в специализированных магазинах, причём количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим.

Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным товарам для данной организации. Например, товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине – это предметы ухода за обувью, в продовольственном магазине – спички и другие хозяйственные товары.

Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей выделяют рациональный и оптимальный ассортименты.

Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определённом уровне развития науки, техники и технологии.

Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах на их проектирование, разработку и доведение до потребителей.

По характеру потребностей различают реальный и прогнозируемый ассортимент.

Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации производителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

При формировании и анализе ассортимента учитывается комплекс его свойств и показателей, таких как широта, полнота, устойчивость, новизна и гармоничность.

Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. При анализе ассортиментной политики предприятий-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся на всех обследуемых предприятиях. Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большей широте требуются большие затраты.

Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Пример – различные сорта сыров в продуктовом магазине.

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров. Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как консерваторы во вкусах и привычках. Оценив определённое наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.

Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров. Обновление – одно из направлений ассортиментной политики организации, которая проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Причины, побуждающие изготовителя и продавца обновлять ассортимент, могут быть связаны с заменой старых и разработкой новых товаров лучшего качества или не имеющих аналогов. Но необходимо учитывать, что обновление ассортимента иногда связано с риском, так как новый товар может не пользоваться спросом.

Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения. Наибольшей гармоничностью отличается групповой ассортимент и его разновидности, наименьшей – смешанный.

 

Управление ассортиментом

Общие положения

Целью организации в области ассортимента является формирование реального и прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Деятельность, направленная на достижение рациональности ассортимента, образует управление ассортиментом.

Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Формирование ассортимента включает в себя деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определённых руководством организации.

Формирование ассортимента базируется на заранее выбранных целях и задачах конкретной организации. Это определяет ассортиментную политику организации, т. е. цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, заданные её руководством.

Ассортиментная политика предполагает:

- установление реальных и предполагаемых потребностей в определённых товарах;

- определение основных показателей ассортимента и проведение анализа его рациональности;

- выявление источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационального ассортимента;

- оценку материальных возможностей организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;

- определение основных направлений формирования ассортимента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.023 с.)