Илл. 2.8. Процесс оперантного обусловливания: обзор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Илл. 2.8. Процесс оперантного обусловливания: обзор



Исходной предпосылкой оперантного обусловливания является то, что люди научаются, устанавливая взаимосвязи между последствиями своего поведения и самим поведением. В данном примере оценка руководителя усиливает стремление подчиненных к надлежащему выполнению работы в будущем. Научение происходит за счет обусловливания соответствующих событий прошлого и их последствий.

Этапы процесса оперантного обусловливания


События прошлого

(условия, определяющие-поведение)


Поведение

(совершаемые действия)


Последствия

(результаты поведения)


Пример процесса оперантного обусловливания


Руководитель демонстрирует подчи­ненному, как необходимо! выполнять работу


Работник выполняет -*А работу надлежащим [..... образом


Руководитель хвалит работника



 

нейшем. Связь между поведением и его последствиями также может быть ослаблена непредо­ставлением вознаграждения. Такой процесс известен как угасание.Если поведенческая реакция однажды была вознаграждена и больше не вознаграждается, то она склонна ос­лабевать и со временем отмирать, или угасать. Давайте рассмотрим такой пример. Пред­положим, что в течение нескольких месяцев на еженедельные собрания персонала ком­пании вы для всех приносили пончики. Уничтожая пончики, ваши коллеги всегда бла­годарили вас. Их одобрение воодушевляло вас, и вы продолжали приносить им пончи­ки. Потом, после нескольких месяцев питания пончиками, ваши коллеги сели на диету. В результате, оставаясь по-прежнему соблазнительными, пончики оказывались не съе­денными. Несколько месяцев отсутствия похвал за вашу щедрость, вероятно, умерят ваш энтузиазм в снабжении коллег пончиками. Когда-то вознаграждаемое похвалой, теперь ваше поведение обречено на отмирание и угасание. Различные взаимосвязи между поведением человека и вытекающими из него по­следствиями — позитивное закрепление, негативное подкрепление, наказание и угасание -все вместе известны как ситуации подкрепления.Они описывают условия, при которыхкоторьп

Негативное подкрепление — процесс, посредством которого люди научаются совершать поступки, помогающие избежать нежелательных событий.

Избежание

См. негативное подкрепление.

Наказание — ослабление

негативного поведения

из-за нежелательных последствий.

Угасание —• процесс, в котором не подкрепляемая более поведенческая реакция имеет тенденцию к постепенному уменьшению своей силы.

Ситуации закрепления результата — различные взаимосвязи между поведением человека и вытекающими из него последствиями, которыми служат позитивное подкрепление, негативное подкрепление, наказание и угасание.


вор, отказ, испытательный срок или увольнение, яв­ляются примерами последствий, вытекающих из ка­ких-либо негативных действий на рабочем месте. Процесс, посредством которого люди научаются со­вершать поступки, ведущие к избежанию подобных негативных последствий, известен как негативное под­крепление, или избежание. Любая реакция, ведущая к устранению подобных нежелательных событий, имеет тенденцию повторяться, подкрепляя тем самым эту реакцию. Например, однажды вечером вы можете за­держаться в офисе для корректировки торговой пре­зентации, поскольку полагаете, что шеф вас «съест за­живо», если она не будет готова к утру. Вы научились тому, как избегать неприятную ситуацию такого типа. и будете вести себя сообразно приобретенному опыту. До сих пор мы останавливались на поведенческш реакциях, подкрепляющих поведение, поскольку они либо ведут к позитивным последствиям, либо к избе­жанию негативных. Однако связи между поведением и его последствиями не всегда бывают подкрепляю­щими — такие связи также могут быть и ослабляю­щими. Именно так происходит в ситуации наказания. Наказание подразумевает нежелательные или крайне негативные последствия в ответ на неуместное пове­дение. Поведение, сопровождаемое нежелательным результатом, гораздо с меньшей вероятностью повто­рится, если личность связывает возникающие нега­тивные последствия с этим поведением. Например, если шеф наказал вас за чрезмерно продолжительные перерывы на кофе, вы можете предполагать наказа­ние за эти действия. В результате маловероятно, что вы будете продолжать длительные перерывы в даль-



Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ И НАУЧЕНИЕ: ПОНИМАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ОКРУЖЕНИЮ


которых вознаграждение и наказание будут либо зафиксированы, либо отвергнуты. Четыре рас­смотренные нами ситуации закрепления результата обобщены в таблице 2.3. Как мы убедимся далее в этой главе, регулирование этих ситуаций может служить эффективным инструментом управления человеческим поведением в организации.

Режимы подкрепления — правила управления сроками и частотой подкрепления поведения.
Непрерывное подкрепление — сценарий закрепления результата, при котором подкрепляются все желательные поступки.

Режимы подкрепления: схемы управления воз­награждениями. До сих пор в нашем обсуждении вопроса, будет ли награда предоставлена или в ней будет отказано, предполагалось, что предъ­явление или устранение последуют в каждом случае проявления поведения. Однако не всегда это практически осуществимо (и, как мы увидим далее, целесообразно). Также необходимо при­нимать во внимание то, когда именно следует подкреплять поведение. Правила управления сроками и частотой поощрения поведения изве­стны как режим подкрепления. Вознаграждение

каждой желаемой поведенческой реакции называется непрерывным подкреплением. В отличие от животных, демонстрирующих цирковые трюки, людей на работе редко поощряют постоянно. Напротив, в управлении организационным вознаграждением склоняются к сценариям последовательного частичного подкрепления (известного также как прерывистое подкрепление). Это значит, что для поощрения каких-то жела­емых поведенческих откликов при игнорировании других вознаграждение предо­ставляется с управляемыми перерывами. Четыре разновидности режимов частичного

ТАБЛИЦА 2.3. СИТУАЦИИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА: ОБЗОР

Можно выделить четыре ситуации подкрепления результата, демонстрирующие предъявление или устранение приятных или неприятных воздействий. Позитивно или негативно подкрепленное поведение усиливается, в то время как наказанное или погашенное ослабляется.

 

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИЛИ УСТРАНЕНИЕ СТИМУЛА ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ СТИМУЛА НАЗВАНИЕ СИТУАЦИИ ИНТЕНСИВНОСТЬ РЕАГИРОВАНИЯ ПРИМЕР
Предъявление Приятные Положительное подкрепление Усиление Похвала руководства поощряет продолжение одобренного поведения
  Неприятные Наказание Ослабление Критика со стороны руководителя препятствует продолжению не получившего одобрения поведения
Устранение Приятные Угасание Усиление Прекращение похвал за полезный поступок снижает шансы на содействие в будущем
  Неприятные Отрицательное подкрепление Ослабление Избежанию будущей критики способствует поведение в соответствии с желаниями руководителя

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ


пример, представьте членов персонала по продажам, которые знают, что получат премию каждый раз после продажи товаров на $ 1000. Сразу по­сле получения первого вознаграждения они могут ослабить свой рабочий энтузиазм. Но как только их продажи начнут приближаться к сумме в $2000 — следующему уровню полу­чения ожидаемого вознаграждения, — интенсивность работы может снова возрасти.

Частичное подкреплениережим

закрепления результата, при котором поощряются только некоторые из желательных поступков. Виды такого подкрепления включают в себя режимы с фиксированным интервалом, с вариативным интервалом, подкрепление с постоянным соотношением и с переменным соотношением.

Прерывистое подкрепление

См. частичное подкрепление.

Режимы с фиксированным интервалом — режимы подкрепления результата, при которых между фактами поощрения поведения должны проходить фиксированные промежутки времени.

Режимы с вариативным интервалом — режимы закрепления результата, при которых между фактами поощрения поведения должно проходить переменное количество времени (основанное на некотором среднем значении).

Режимы с постоянным соотношением — режимы закрепления результата, при которых в период между управлением поощрением поведения может произойти фиксированное количество поведенческих реакций.


подкрепления имеют свое прямое применение в ор­ганизации40.

К режимам с фиксированным интервалом относят­ся те, при которых закрепление поведения проводит­ся через определенные интервалы времени после первого случая желательного поведения. Например. практика выдачи чеков заработной платы по пятни­цам в 3 часа дня является примером сценария с фик­сированным интервалом, поскольку вознаграждение осуществляется регулярно и систематически. Сцена­рии с фиксированным интервалом не особенно эф­фективны для поддержания желаемого поведения. Например, работники, которые заранее знают, что их босс проходит мимо их рабочего места каждый раз в 11.30 утра, обязательно позаботятся о том, чтобы уси­ленно трудиться именно в это время. Однако если босса, который может похвалить их, нет поблизости, они, напротив, могут трудиться не столь усердно или пораньше уйти на обед, понимая, что их усилия не бу­дут вознаграждены положительной оценкой, а нака­зания за то, что они не работают, не последует.

К режимам с вариативным интервалом относятся те, при которых промежутки между поощрениями должны соответствовать меняющимся отрезкам вре­мени (основанным на некоторых средних значениях). Например, банковский аудитор может наносить нео­жиданные визиты в офисы филиалов в среднем 1 раз в полтора месяца (это значит, что может пройти четы­ре недели с даты последнего визита, а в следующий раз может пройти восемь недель). Об аудиторе можно сказать, что он пользуется режимом подкрепления с вариативным интервалом. Поскольку менеджеры банка не могут сказать наверняка, когда возможна следующая проверка их отделения, они не могут поз­волить себе расслабиться. Ведь следующая проверка может случиться раньше, чем они предполагают! Неудивительно, что режимы с вариативными интер­валами обычно являются более эффективными, не­жели фиксированные.

Режимами с постоянным соотношением являются те, при которых закрепление поведения происходит после совершения определенного количества повторений первого случая желаемой поведенческой реакции. На-


 



 


Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ И НАУЧЕНИЕ: ПОНИМАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ОКРУЖЕНИЮ


тит. Поскольку игроки никогда не могут сказать на­верняка, при какой общей сумме ставок они могут сорвать банк, они предпочитают про­должать свою игру в течение продолжительного времени. Как вы можете представить, ре­жимы с вариативным соотношением могут быть более эффективными, чем режимы с по­стоянным соотношением. Различные описанные нами режимы подкрепления обладают рядом существенных сходств и различий. Их мы обобщили в илл. 2.9. При ее просмотре необходимо помнить

Режимами с вариативным соотношением считаются такие, при которых в промежутке между поощре­ниями поведения должно произойти переменное количество желаемых поведенческих реакций (ос­нованных на некотором среднем значении). Хоро­шим примером являются люди, играющие на игро­вых автоматах. Большую часть времени, пока люди опускают монетки в автоматы, они проигрывают. Но после некоего количества попыток автомат пла-


 

Режимы с вариативным

соотношением — сценарии

закрепления результата,

при которых в промежутке между

поощрениями поведения

должно

произойти переменное количество

поведенческих реакций (основанных

на некотором среднем значении).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.013 с.)