Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструментальное обусловливаниеСтр 1 из 6Следующая ⇒
ТАБЛИЦА 2.2. НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ КОМПАНИИ В соответствии с недавно опубликованным обзором журнала РоПипе следующие компании являются наиболее привлекательными в Соединенных Штатах. Положительный корпоративный имидж важен потому, что помогает привлечь квалифицированных кандидатов на работу.
[Источник: Рог1ипе, 2002 г.; см. сноску 35.) дущих планов, короче говоря, информацию, помогающую формировать образ компании в сознании как своих сотрудников, так и акционеров. Традиционно годовые отчеты делают в виде эффектных, глянцевых буклетов со специально подобранными фотографиями и привлекательными образами, символизирующими успех и процветание, чтобы внушать доверие инвесторов. Однако в последние годы многие компании, среди которых 81. Раи1 Сотратев, Ауегу Оептзоп и Оепега1 Оупатюз, воздерживаются от подобных расходов, выпуская более скромные годовые отчеты36. Это мотивируется необходимостью культивировать строгий имидж без каких-либо излишеств. Поскольку современные инвесторы рассматривают в первую очередь рыночную стоимость компаний, компании меняют тактику, стараясь производить впечатление, что они не тратят деньги попусту. Желание выглядеть чересчур успешными, безрассудные траты на разработку впечатляющих годовых отчетов могут поставить под вопрос источники прибыли. Итак, независимо от того, в каком виде издаются годовые отчеты — эффектные или простые и скромные, они призваны культивировать правильный корпоративный имидж, каким он должен быть. Очевидно, что, так же как и отдельные личности, организации, создавая положительное впечатление о себе и усиленно работая в данном направлении, действуют в интересах получения собственных выгод.
Научение: адаптация к окружающему миру До сих пор в этой главе мы подробно рассматривали восприятие — один из основных в психологии человека процессов, участвующих в объяснении поведения в организации. Однако не меньшее значение имеет другой процесс — научение. В конечном итоге научение участвует в широком спектре организационного поведения, от развития новых профессиональных навыков, изменяя способы выполнения людьми своей работы, до управления работниками с применением методов, стимулирующих большую производительность. Неудивительно, что чем больше компания способствует созданию среды, в которой работники имеют возможность учиться, тем больше вероятность превращения этой компании в продуктивную и прибыльную37. Естественно, исследователи в ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
области ОП очень заинтересованы в понимании процесса научения как с точки зрения того, как он протекает, так и в отношении того, как оно может использоваться применительно к эффективному функционированию организации.' Прежде чем перейти к этим вопросам, сначала мы должны объяснить, что конкретно мы понимаем под научением. А именно: мы определяем научение как относительно постоянное изменение в поведении, происходящее вследствие приобретения опыта38. Несмотря на свою простоту, несколько аспектов данного определения нуждаются в дополнительных объяснениях. Во-первых, научение требует того, чтобы произошло какое-либо изменение. Во-вторых, оно должно нести нечто большее, нежели просто временные изменения. Наконец, оно должно являться результатом опыта. то есть продолжительного контакта с окружающим миром. Исходя из данного определения мы не можем сказать, что временные изменения в результатах работы, например связанные с болезнью или утомлением, приводящие к изменениям в работе, являются результатом научения. Подобно большинству понятий в социальных науках, научение является процессом, сложным для толкования учеными, поскольку его невозможно наблюдать в явной форме. Скорее о нем можно делать свои предположения исходя из относительно устойчивых изменений в поведении.
Хотя ученые признают, что существует несколько различных видов научения, мы рассмотрим два наиболее часто встречающихся в организациях. Это оперантное обусловливание и научение на основе наблюдения. Оперантное обусловливание: научение через поощрение и наказание
Вообразите себя в роли шеф-повара, работающего в компании общественного питания, где вы занимаетесь планированием специального меню для капризного клиента. Если ваше меню будет принято, а блюда попадут «в точку», компанию ожидает хорошая возможность получения большого нового заказа. Вы упорно работаете, прикладывая максимум своих усилий, и представляете свой плод кулинарного воображения на суд скептическому клиенту. Каков же финал этой истории? Если клиенту придется по душе ваше блюдо, ваш благодарный босс поощрит вас серьезным повышением. Однако если у клиента блюдо вызовет отвращение, ваш босс предложит вам расстаться с вашим колпаком шеф-повара. Независимо от того, какое из продолжений последует, одна вещь бесспорна: что бы вы ни сделали в данной ситуации, вы будете увере- орма ны» что сделаете это снова, если это привело к успеху, и не повторите этого, если это привело к неудаче. Данная ситуация хорошо иллюстрирует важный принцип оперантного обусловливания (известного также как инструментальное обусловливание), а именно: наше поведение имеет свои последствия, и то, как мы поведем себя в будущем, зависит от того, каковы эти последствия. Если наши действия привели к приятным результатам, тогда мы, вероятно, будем повторить их в дальнейшем. Если же наши действия привели к неприятным результатам, едва ли мы станем по-
Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ И НАУЧЕНИЕ: ПОНИМАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ОКРУЖЕНИЮ вторять их в будущем. Это явление, известное как закон результата, — основополагающее для опе-рантного обусловливания. Наши представления об этом явлении идут от работы известного ученого Б.Ф. Скиннера (В.Р. 8ктпег)39. Он впервые продемонстрировал, что именно благодаря связи между нашими поступками и их последствиями мы учимся тому или иному образу действий. В обобщенном виде данный процесс показан на илл. 2.8. Поведение (совершаемые действия) Последствия (результаты поведения) Пример процесса оперантного обусловливания Руководитель демонстрирует подчиненному, как необходимо! выполнять работу Работник выполняет -*А работу надлежащим [..... образом Руководитель хвалит работника
Негативное подкрепление — процесс, посредством которого люди научаются совершать поступки, помогающие избежать нежелательных событий.
Избежание См. негативное подкрепление. Наказание — ослабление негативного поведения из-за нежелательных последствий. Угасание —• процесс, в котором не подкрепляемая более поведенческая реакция имеет тенденцию к постепенному уменьшению своей силы. Ситуации закрепления результата — различные взаимосвязи между поведением человека и вытекающими из него последствиями, которыми служат позитивное подкрепление, негативное подкрепление, наказание и угасание. вор, отказ, испытательный срок или увольнение, являются примерами последствий, вытекающих из каких-либо негативных действий на рабочем месте. Процесс, посредством которого люди научаются совершать поступки, ведущие к избежанию подобных негативных последствий, известен как негативное подкрепление, или избежание. Любая реакция, ведущая к устранению подобных нежелательных событий, имеет тенденцию повторяться, подкрепляя тем самым эту реакцию. Например, однажды вечером вы можете задержаться в офисе для корректировки торговой презентации, поскольку полагаете, что шеф вас «съест заживо», если она не будет готова к утру. Вы научились тому, как избегать неприятную ситуацию такого типа. и будете вести себя сообразно приобретенному опыту. До сих пор мы останавливались на поведенческш реакциях, подкрепляющих поведение, поскольку они либо ведут к позитивным последствиям, либо к избежанию негативных. Однако связи между поведением и его последствиями не всегда бывают подкрепляющими — такие связи также могут быть и ослабляющими. Именно так происходит в ситуации наказания. Наказание подразумевает нежелательные или крайне негативные последствия в ответ на неуместное поведение. Поведение, сопровождаемое нежелательным результатом, гораздо с меньшей вероятностью повторится, если личность связывает возникающие негативные последствия с этим поведением. Например, если шеф наказал вас за чрезмерно продолжительные перерывы на кофе, вы можете предполагать наказание за эти действия. В результате маловероятно, что вы будете продолжать длительные перерывы в даль-
Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ И НАУЧЕНИЕ: ПОНИМАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ОКРУЖЕНИЮ которых вознаграждение и наказание будут либо зафиксированы, либо отвергнуты. Четыре рассмотренные нами ситуации закрепления результата обобщены в таблице 2.3. Как мы убедимся далее в этой главе, регулирование этих ситуаций может служить эффективным инструментом управления человеческим поведением в организации.
Режимы подкрепления: схемы управления вознаграждениями. До сих пор в нашем обсуждении вопроса, будет ли награда предоставлена или в ней будет отказано, предполагалось, что предъявление или устранение последуют в каждом случае проявления поведения. Однако не всегда это практически осуществимо (и, как мы увидим далее, целесообразно). Также необходимо принимать во внимание то, когда именно следует подкреплять поведение. Правила управления сроками и частотой поощрения поведения известны как режим подкрепления. Вознаграждение каждой желаемой поведенческой реакции называется непрерывным подкреплением. В отличие от животных, демонстрирующих цирковые трюки, людей на работе редко поощряют постоянно. Напротив, в управлении организационным вознаграждением склоняются к сценариям последовательного частичного подкрепления (известного также как прерывистое подкрепление). Это значит, что для поощрения каких-то желаемых поведенческих откликов при игнорировании других вознаграждение предоставляется с управляемыми перерывами. Четыре разновидности режимов частичного ТАБЛИЦА 2.3. СИТУАЦИИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА: ОБЗОР Можно выделить четыре ситуации подкрепления результата, демонстрирующие предъявление или устранение приятных или неприятных воздействий. Позитивно или негативно подкрепленное поведение усиливается, в то время как наказанное или погашенное ослабляется.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Частичное подкрепление — режим закрепления результата, при котором поощряются только некоторые из желательных поступков. Виды такого подкрепления включают в себя режимы с фиксированным интервалом, с вариативным интервалом, подкрепление с постоянным соотношением и с переменным соотношением. Прерывистое подкрепление См. частичное подкрепление. Режимы с фиксированным интервалом — режимы подкрепления результата, при которых между фактами поощрения поведения должны проходить фиксированные промежутки времени. Режимы с вариативным интервалом — режимы закрепления результата, при которых между фактами поощрения поведения должно проходить переменное количество времени (основанное на некотором среднем значении). Режимы с постоянным соотношением — режимы закрепления результата, при которых в период между управлением поощрением поведения может произойти фиксированное количество поведенческих реакций. подкрепления имеют свое прямое применение в организации40. • К режимам с фиксированным интервалом относятся те, при которых закрепление поведения проводится через определенные интервалы времени после первого случая желательного поведения. Например. практика выдачи чеков заработной платы по пятницам в 3 часа дня является примером сценария с фиксированным интервалом, поскольку вознаграждение осуществляется регулярно и систематически. Сценарии с фиксированным интервалом не особенно эффективны для поддержания желаемого поведения. Например, работники, которые заранее знают, что их босс проходит мимо их рабочего места каждый раз в 11.30 утра, обязательно позаботятся о том, чтобы усиленно трудиться именно в это время. Однако если босса, который может похвалить их, нет поблизости, они, напротив, могут трудиться не столь усердно или пораньше уйти на обед, понимая, что их усилия не будут вознаграждены положительной оценкой, а наказания за то, что они не работают, не последует. • К режимам с вариативным интервалом относятся те, при которых промежутки между поощрениями должны соответствовать меняющимся отрезкам времени (основанным на некоторых средних значениях). Например, банковский аудитор может наносить неожиданные визиты в офисы филиалов в среднем 1 раз в полтора месяца (это значит, что может пройти четыре недели с даты последнего визита, а в следующий раз может пройти восемь недель). Об аудиторе можно сказать, что он пользуется режимом подкрепления с вариативным интервалом. Поскольку менеджеры банка не могут сказать наверняка, когда возможна следующая проверка их отделения, они не могут позволить себе расслабиться. Ведь следующая проверка может случиться раньше, чем они предполагают! Неудивительно, что режимы с вариативными интервалами обычно являются более эффективными, нежели фиксированные. • Режимами с постоянным соотношением являются те, при которых закрепление поведения происходит после совершения определенного количества повторений первого случая желаемой поведенческой реакции. На-
Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ И НАУЧЕНИЕ: ПОНИМАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ОКРУЖЕНИЮ
Режимами с вариативным соотношением считаются такие, при которых в промежутке между поощрениями поведения должно произойти переменное количество желаемых поведенческих реакций (основанных на некотором среднем значении). Хорошим примером являются люди, играющие на игровых автоматах. Большую часть времени, пока люди опускают монетки в автоматы, они проигрывают. Но после некоего количества попыток автомат пла-
Режимы с вариативным соотношением — сценарии закрепления результата, при которых в промежутке между поощрениями поведения должно произойти переменное количество поведенческих реакций (основанных на некотором среднем значении). ТАБЛИЦА 2.4. МЕТОДИКИ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ТРЕНИНГОВ (ККТ) Люди, работающие за границей, перед поездкой часто проходят тренинги с использованием одной или нескольких методик, описанных ниже. Краткое знакомство с культурой страны Краткое знакомство с различными сторонами жизни страны Практические примеры Ролевые игры Культурная ассимиляция Приобретение опыта на месте Раскрывает наиболее значимые особенности страны, включая традиции, обычаи, культуру поведения Раскрывает исторические, географические, экономические, политические и иные основные сведения о стране и регионе Описывают реальные деловые или житейские ситуации, иллюстрирующие некоторые стороны жизни и работы в стране пребывания Позволяет участникам тренинга разыграть ситуацию, с которой они могут столкнуться в жизни или на работе в другой стране Предоставляет список ситуаций, с которыми участники тренинга могут столкнуться в жизни и на работе в чужой стране. Обучающийся отбирает один из набора возможных вариантов поведенческой реакции на каждую из предложенных ситуаций и объясняет свой взгляд на то, почему он считает ее подходящей Предоставляет обучающемуся поехать на время в страну будущего пребывания или иную страну с незнакомой культурой для того, чтобы на собственном опыте почувствовать особенности жизни и работы в ней (Источник: 1пт.егпат.юпа1 Огдатгайопа! Вепауюг Ргапсезсо & Оо1с1, 1998. Печатается с разрешения Ргепт.юе-НаП, 1пс, Уррег Зас!с11е ПК/ег, N,1) ализированные программы, проводимые частными консалтинговыми компаниями, колледжами и университетами49. Используя возможности современных высоких технологий, многие компании приходят к мнению о том, что обучение руководящего состава в режиме реального времени — онлайн — и удобно, и эффективно. (Для более тесного знакомства с данной практикой смотрите раздел «ОП в электронном мире» на странице 88.) Многие компании (например, Арр1е СотрШег, гЬе Теппе$$ее Уа11еу АитЛюпгу и ЗрпШ) настолько серьезно относятся к обучению, что основали собственные корпоративные университеты, предоставляя возможности полного и своевременного обеспечения потребностей компании в подготовке специалистов50. В действительности их так много, что, по предварительным оценкам, к 2010 году корпоративных университетов будет больше, чем традиционных51. Основанный в 1927 году и удерживающий сильные позиции и по сей день Сепега1 МоЮге 1п$Ши(е стал первым корпоративным университетом, ведущим подготовку специалистов практически по всем направлениям, для десятков тысяч работников СМ по всему миру. Среди наиболее известных — университет НатЬищег 1_1туег51гу компании МсОопакГв, в стенах которого франчайзинговые компании обучаются и/или оттачивают свое мастерство, необходимое для успешного управления ресторанами МсОопаШ'в. Подобно некоторым другим компаниям, таким, как
ЗаШгп или Мо1ого1а, у компании МсЭопакГз есть собственный университетский городок с постоянно работающими преподавателями. Тем не менее большинство корпоративных университетов не имеют столь тщательно разработанной структуры и управляются отделом кадров и несколькими руководителями высшего звена. Даже мелкие ин- Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ И НАУЧЕНИЕ: ПОНИМАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ОКРУЖЕНИЮ тернет-компании могут позволить себе иметь собственные корпоративные университеты с привлечением услуг занимающихся обучением фирм, число которых быстро растет. Несмотря на широкое разнообразие учебных курсов, большинство корпоративных университетов акцентируют внимание на вопросах развития лидерства (к которым мы обратимся в главах 13 и 16). Необходимо отметить, что большинство организационных тренингов не относятся к таким официальным мероприятиям, какие мы здесь описываем. Тренинги включаются в повседневное обучение на рабочем месте, когда работникам просто рассказывают об их работе, показывают, как ее выполнять, и разрешают применить все это на практике с учетом советов и под наблюдением более опытного сотрудника. Хотя это и неформальные, но тем не менее тоже тренинги, и это требует внимания к каждой детали в принципах научения для обеспечения успеха, не меньшего, чем при формальных методах. Как легко догадаться, ни один из подходов не является идеальным. Некоторые методики научения определенным навыкам пригодны больше, чем какие-то другие, поскольку соединяют в себе большее количество основных принципов научения. Неудивительно, что самые лучшие программы тренинга часто используют множество различных подходов, обеспечивая тем самым включение различных принципов научения в тренинг57. Ключи к эффективным тренингам. Если вы припомните, как вы научились различным умениям и навыкам, например, тому, как получать знания, водить машину, работать на компьютере, вероятно, вы сможете оценить некоторые из правил, которые помогли вашему успешному обучению. Четыре основных правила имеют первостепенное значение.
• Участие. Люди не только быстрее усваивают, но и лучше запоминают изученное, когда принимают активное участие в процессе обучения. Это относится как к научению задачам моторной памяти, так и навыкам, требующим когнитивных процессов. Например, при научении плаванию не существует никаких альтернатив, кроме непосредственного погружения в воду и движений руками и ногами. Те студенты, которые внимательно слушают лекции, обдумывают услышанный материал и участвуют в обсуждениях, более эффективно научаются в сравнении с теми, кто просто присутствует и ведет себя пассивно. • Повторение. Если вы знаете старинное изречение: «Повторение — мать учения», вам уже знакомы преимущества повторения для научения. Предположим, вы учили таблицу умножения, или стихотворение, или выражение из иностранного языка, перечитывая их много раз. В самом деле, мысленное «проговаривание» при выполнении подобных когнитивных заданий показало свою эффективность в достижении результата58. Ученые выявили не только преимущества повторения в процессе научения, но и продемонстрировали, что полученный эффект при соединении его с практическим применением со временем даже возрастает. В конечном итоге, когда занятия слишком длительны, освоение может ухудшаться из-за утомляемости, в то время как занятия с небольшими перерывами позволяет материалу «осесть» и закрепиться. • Соотнесение теории с практикой. Как легко представить, для того, чтобы научение было максимально эффективным, то, что изучается в процес-
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
се тренингов, должно находить свое применение в работе. В целом чем ближе программа тренинга к требованиям и условиям работы, тем более эффективным будет сам процесс подготовки. Хорошим примером служит детальное воспроизведение устройств, используемых в процессе тренинга пилотов и астронавтов. При точном воспроизведении реальных рабочих условий и оборудования отработанные на практике навыки скорее найдут свое приложение на рабочем месте59. Обратная связь. Крайне сложно процесс научения проходит в условиях отсутствия обратной связи с аудиторией, то есть знания о результатах своих действий. Обратная связь предоставляет информацию об эффективности чьей-либо подготовки в процессе, давая знать о необходимости возможных доработок60. Например, для людей, проходящих тренинг в качестве операторов электронной обработки текста, критически важно иметь точное представление о том, какое количество правильно напечатанных слоь в минуту они вводят, если они хотят иметь возможность оценить прогресс в своей работе. Один из видов обратной связи, ставший популярным в последнее время, известен как обратная связь «360 градусов» — процесс использования широкого круга разнородных источников организационного окружения для оценки работы отдельного индивидуума. Это означает выход за рамки простого получения сведений от руководителей, что является обычной практикой, а расширяет свои границы, получая информацию из иных источников, таких, как от коллег по работе одного уровня власти, из прямых отчетов (то есть непосредственно от подчиненных), от заказчиков и даже от себя (см. илл. 2.11)61. Многие компании, в их числе Сепега1 Е1есг.пс, АТ&Т, МопзапЮ, Р1опс1а Ро^ег ап<3 1л§т, ОиРопг, \Уез1лпёПои$е, Моиэго1а, р1с!еНгу Вапк. Рес1Ех, ЫаЫзсо и \Уагпег-ЬатЬегт., пользуются технологией обратной связи на 360 градусов с целью владения более полной информацией о своих сотрудниках, существенно способствуя развитию выполнения не только их индивидуальной работы, но и производительности компании в целом62. Чтобы представить более детально, как некоторые компании используют данную методику, смотрите «Примеры лучшей практики» на странице 92. В целом четыре принципа — участие, повторение, соотнесение теории с практикой и обратная связь — являются ключевыми для эффективности программ тренингов. Наиболее успешными являются те программы, которые включают максимально возможное количество из указанных принципов. Илл. Многие подхода со сборо
ПРЕДЛ Применять нак; непосредствен как имеет мест нежелательног Применять нак; уровня строгое жесткого, но и мягкого Подвергать нак нежелательное но не человека Использовать к при каждом нщ За одни и те же применяйте од для всех меры Ясно излагайте наказания
ТАБЛИЦА 2.5. СОВЕТЫ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Управлять поведением сотрудников не так легко, как кажется. В нем может быть множество подводных камней, а большинство людей просто не знает, как правильно их обойти. Предложения, перечисленные ниже, представляют собой некоторые полезные руководства к вашим действиям по наиболее эффективному использованию мер дисциплинарного характера. Просматривая эти предложения, обязательно задумайтесь о толковании каждого из них, а также о примерах, их иллюстрирующих. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИМЕР: БОБ ЧАСТО ОПАЗДЫВАЕТ НА РАБОТУ, ПОЭТОМУ ЕГО РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН...
Применять наказание непосредственно после того, как имеет место проявление нежелательного поведения Применять наказания среднего уровня строгости: не слишком жесткого, но и не слишком мягкого Подвергать наказанию само нежелательное поведение, но не человека Использовать наказание при каждом нарушении За одни и те же нарушения применяйте одинаковые для всех меры наказания Ясно излагайте причины наказания Не используйте вслед за наказанием неуместные вознаграждения Чем меньше времени проходит между случаем проявления нежелательного поведения и наказанием за его негативные последствия, тем более тесная связь установится между ними в сознании людей. Если нежелательный поступок имеет не слишком тяжелые последствия, скорее всего не следует обходиться с человеком очень жестко. Если наказание слишком суровое, люди склонны к выражению своего несогласия. Наказание должно быть беспристрастным по своей сути и концентрироваться скорее] на действиях, а не на личности провинившегося. Оставленное несколько раз без наказания неприемлемое поведение может говорить о том, что иногда можно избежать наказания за несоблюдение правил. Если вы наказываете некоторых людей, в то время как других оставляете без наказания, вас могут обвинить в пристрастности и необъективном отношении. Объяснение того, какие именно поступки привели к тому или иному наказанию, делает его применение более эффективным. Порой, делая что-то хорошее, люди пытаются уменьшить неприятные последствия наказания, таким образом компенсируя их. Это может заставить каждого почувствовать себя лучше, однако ведет к закреплению нежелательного поведения. Поговорить с ним об этом сразу после его появления на работе. Избегать чрезмерной мягкости (например, показывая недовольство лишь мимикой), так же как и чрезмерной жесткости (например, уволив Боба за опоздание всего на 1 или 2 минуты). Воздерживаться от того, чтобы называть Боба «ленивым», а пояснять проблемы, к которым ведет его отсутствие на рабочем месте в нужное время (например, то, что заказчик не может его найти). «Донимать» Боба каждый раз, когда он опаздывает. «Донимать» абсолютно всех сотрудников, когда бы они ни опаздывали, точно так же, как и Боба. Объяснить Бобу, что в его наказании нет ничего личного, учитывается только сам факт опоздания. Противостоять намерению Боба уйти пораньше домой (без вычета из заработной платы), для того чтобы «обдумать свое поведение».
ределяют как процесс сбора, организации и распределения информационных и квалификационных ресурсов компании. В обычном варианте программы по управлению знаниями связаны с использованием технологий с целью основания ре-позиториев баз данных и систем поиска информа- Управление знаниями — процесс сбора, организации и распределения информационных и квалификационных ресурсов компании. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.109 с.) |