Рациональное и иррациональное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рациональное и иррациональное



Рациональное — это логически обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное универсальное.

Иррациональное – находящееся за пределами разума, нелогичное, несоизмеримое с рациональным мышлением и противоречащее ему.

Технология – не просто деятельность с использованием технических средств, а рационально организованный способ деятельности человека, посредством применения на практике знаний в любой области действительности, характеризующийся последовательностью, единством целей, средств и результата.

Мастерство – способности, приобретенные человеком в ходе образования и практической деятельности. Они включают: когнитивные способности (к абстрактному мышлению, концентрации), ловкость рук, знание ЗНАНИЕ
- селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответс... и межличностные способности (к общению, сотрудничеству, сопереживанию другим, лидерству). Это общие способности и компетентность КОМПЕТЕНТНОСТЬ
(competence) (особенно в этнометодоло-гии и по аналогии с лингвистической компетентностью — см...., которыми обладают социальные акторы АКТОРЫ
субъекты социального действия., то есть участие в социальной жизни всегда является "квалифицированным исполнением".

Процесс рационализации, сопровождающий становление ин­дустриального западноевропейского общества описан в классичес­кой социальной теории еще Вебером. Господство формально-ра­ционального начала, отличающее индустриальное общество от тра­диционных, возникло, по его мнению, благодаря взаимодействию сразу нескольких социальных феноменов, каждый из которых нес в себе собственное рациональное начало: галилеевская наука, рациональное римское право, рациональный способ ведения хозяй­ства и рациональная этика протестантской религии.

Необходимо отметить, что ко многим проявлениям кризиса современной цивилизации, в том числе к экологической катас­трофе, ведет именно деятельность практического разума, важ­нейшим компонентом которого является технологическое при­менение науки.

Сегодня осмысление техники, ее связей с наукой и культурой, взаимоотношений с человеком со­ставляют важный узел современной философской проблематики. Техника представляет собой один из факторов глобального кризиса, но в то же время она является неотъемлемой стороной современной культуры и цивилизации, органически связанной с их ценностями и идеалами.

Именно в таком ракурсе феномен техники анализируется в современной философии. Отличительными особенностями этого анализа являются гуманитарное и аксиологическое отношения к технике, постановка во главу угла вопросов о ее сущности и значе­нии для судеб современной культуры. Как правило с техникой свя­зывается кризис нашей культуры и цивилизации.

Сущность техники, таким об­разом, связана с особым ценностным отношением человека к при­роде, поэтому разрешить проблемы технического развития при помощи самой же техники невозможно, необходимо изменить ми­ровоззрение человека.

(Леонардо да Винчи и его изобретение подводного плавания)

Функционирование принципов в НТД

Понятие НТД можно охарактеризовать:

· Как знание, НТД включают в себя эмпирические и теоретические уровни. Эмпирический уровень – создание технических устройств, а теоретическое – описание их устройства с помощью технической теории.

Эмпирическое знание (ЭЗ) – это различные конструкторские разработки, технологические решения, расчеты и рекомендации к внедрению. ЭЗ вырабатываются на стадии исследования, проектирования, конструирования и внедрения новой техники. ЭЗ тесно связаны с техническими, и это отличает НТ-дисциплины от ЕН-дисциплин. В технических теориях законы и теоремы существуют наряду с инженерными моделями, расчетами и образцами решений задач, т.е инженерное знание вплетено в тело технической теории.

· Как деятельность, НТД направлены на применение как ЕН, так и ТН в ИД.

· Социальный институт расчленяет научное сообщество на отдельные исследовательские направления. Различают передний край исследований или совокупность публикаций, которая вырабатывается представителями данной дисциплины.

По временной удаленности от переднего края можно выделить группы первичных публикаций, который объединяются общими проблемами. Это направление разрабатывают, например, от 100 до 200 человек в каждый момент времени. Затем идут вторичные публикации – обзоры и рефераты, а также монографии. Они расчленяют публикации на отдельные исследовательские направления. В них даны систематизации теоретических исследований. Также есть ученые советы, ассоциации, собрания, конференции.

По мере развития дисциплины формируются учебники и пособия. Н.дисциплина становится профессиональной организацией. В ней появляются отделы, кафедры, лаборатории, НИИ, административно-командный аппарат.

Особенность ТН в том, что вокруг одной дисциплины возникают целые блоки дисциплин или семейство. Дисциплина, вокруг которой возникают эти блоки, называется базовой. Она выступает как образец, по которому построены все остальные. Например: Техническая термодинамика стала тоже блоком дисциплин. Вокруг теории механизмов и машин группируются множество дисциплин, которые называются машиноведение.

В соответствии с типом в теоретическом исследовании, которое есть в самих дисциплинах, их делят на 2 класса:

· Классические технические дисциплины: радиотехника, прикладная механика, электротехника. Они возникли как приложение базовой ЕН-теории к инженерной практике.

· НТД. В них нет ориентации на базовую ЕН-теорию как образец проведения научно-теоретического исследования. Они возникают во второй половине XX в. Это связано с процессами, которые произошли в ИД. Сначала ИД ориентировалась на М. и ЕЗ, а затем каждая ее область на отдельные ТН. Вскоре стали использоваться знания всего комплекса ЕН, ГН и ТН. В результате появились новые дисциплины. Т.е для решения технической задачи требуется знание различных наук. Например: в разработке проблем принимают участие не только инженеры, но и лингвисты, логики, психологи, социологи, экономисты, философы.

Основные черты НТД

1. Комплексность

2. Описывают три типа объектов: система «Ч.–машина»: ЭВМ, пульты управления, полуавтоматы, сложные техносистемы: инженерная система в городе, самолеты и их техническое обслуживание, аэродромы, обслуживающая техника; технология и техносфера

3. Синкретизм или нерасчлененность представлений этих наук. Современные ТУ – сложные комплексы, состоящие из механических, оптических, электронных блоков и автоматических устройств. Их описание не вписывается в классические технические теории. Чтобы их описать, привлекается кибернетический подход: он дает синкретические представления.

4. Междисциплинарность. В орбиту НТД втягиваются множество наук, таких как системотехника, теория информации, кибернетики и вычислительной техники; электроники, автоматического регулирования. Происходит синтез поточных и функциональных схем с помощью алгоритмов. Структурные схемы технических устройств становятся все более абстрактными. Они пытаются охватить все подсистемы, функции устройства, но не интересуются свойствами отдельной подсистемы. Для описания используется теория графов. С ее помощью проводят оптимизацию функций технических устройств.

5. Теоретический аппарат. Состоит из разнородных теоретических частей, моделей и блок-схем. В нем присутствует описание средств и языков, которые были разработаны в инженерном проектировании.

6. Математический аппарат. Становится все более абстрактным. Использует методы приближенных вычислений и аппроксимаций.

7. Происходит сращивание технических и гуманитарных знаний.

Смена идеалов и норм исследований происходит потому, что профессиональная позиция исследователя становится системной, потому что ни одна базовая дисциплина не может собрать вместе все части знания. Смена заключается в том, что из дисциплин уходит монотеоретичность и появляется диалогичность, т.е опора на несколько теорий в нескольких науках.

Междисциплинароность исследований приводит к стиранию грани между теоретическим исследованием и проектированием. Проблемная ориентированность исследований за проблемностью обращается к истории науки и культуры. Такое обращение вызывает рост НТД.

Проектно-ориентированные исследования: в начале XXв проектирование – это самостоятельная область ИД. Его цель – создание проекта ТУ. Проект – это идеализированное представление об устройстве и его функционировании.

Различалось внешнее и внутреннее проектирование. Внутреннее – конструирование, направлено на изготовление устройств и включало технологию по изготовлению. Внешнее – разработка идеи, замысла устройства, его решения с помощью теоретических средств. Результатом было техническое задание и эскизный проект.

После этого проектирование становится системным. Это означает, что сама деятельность по изготовлению устройства замыкается в систему. Происходит размывание границ проектирования. С одной стороны, проектируемая установка попадает в управляющую деятельность, а с другой – сливается с комплексными инженерными исследованиями.

Проблема управления НТП.

Тенденции управления развития технической базы

I. Приоритет отдается технико-технологическому знанию

II. Непредсказуемость развития самой Н. Утрачивается прогностическая функция вследствие неполноты знания, особенно это касается неклассических ТН, таких как проектирование, градостроительство сложных технических устройств, пульт управления авиадиспетчера, авиация.

III. Изменение окружающей среды.

Технико-технологические знания выступают лидером среди всех наук. Они пробивают дорогу производственно-практическому. Оно влияет не только на природную среду, но и на социум. Например: тип социальных коммуникаций, а также социальные ценности Н. и техники. Ценность наук состоит во власти над природой, а техника – это орудие ее господства. Высшая ценность Н. – это ее рациональность. Она рассматривает природу как неисчерпаемый ресурс для своей деятельности. Эта установка привела к иррациональным последствиям НТП, к эколого-социальному кризису. Возникает порочный круг: Т. и технология рождают потребности общества, которые удовлетворяются техническим путем. В результате Т. существенно изменила природу технических процессов, напрямую зависящих от возможностей ФдН, но никто не может определить, какая область будет перспективной. Кроме того, в Н. закончился фронт классических исследований; она вступает в классическую фазу развития. В исследованиях принят сценарный подход. Он рисует различные направления развития объекта в точке бифуркации. В массиве теоретического знания преобладают различные идеализации, аппроксимации, а тотальное проектирование в ТН доводится до абсурда. Н. подчиняется состязательным рыночным отношениям. Происходит неполное развитие Н., т.к ограничено ее формирование. Знание подчиняется интересам промышленных корпораций. ПНК-наука начинает развиваться стихийно. Поэтому точные прогностические науки и техники невозможны.

Иррациональные последствия НТП породили комплексный кризис, который называется эколого-социальным. Он состоит из экологического, демократического, экономического и социального.

Экологический кризис – человечество столкнулось с границами биосферы и не принимает во внимание ее законы. Эти законы требуют долгосрочных мер по восстановлению биоты (все живое), а человечество заинтересовано в краткосрочном. Биосфера на протяжении 4 млрд. лет создавала свою биоту, и с ее помощью меняла окружающую среду. Например: возникновение кислородной биосферы. Она много раз обрезала пути развития, которые не способствуют стабилизации окружающей среды. Сейчас этот механизм задействован против Ч. из-за бурной технической деятельности. Он стал разрушителем окружающей природной среды. Ч. перевел на себя 40% все биоты, на голод и вымирание обречено большинство видов. В результате повысилось количество соматических мутаций, происходит разрушение экологических ниш, геном организма разрушаются; вследствие этого, быстрый рост генетических заболеваний, снижение иммунитета, появление новых инфекционных заболеваний.

Число больных непрерывно растет. Новые медицинские технологии создают лекарства, которые требуют либо индивидуального дозирования, любо обладать большим спектром побочных эффектов. Система медицинского обслуживания становится дорогой даже для развитых стран, и ее начинают перестраивать так, чтобы расходы несли сами больные. Наступил антропологический кризис. Все эти факты говорят о том, что в биосфере включились обратные связи, которые начинают регулировать численность людей.

Ресурс природной среды исчерпывается, а это приводит к удорожанию производства и сокращению инвестиций в технику и технологию. Назревает производственный кризис, т.к биота не может воспроизводиться в новом составе. Но в рыболовстве уменьшается число рыб, а не число судов. На лесозаготовках все меньше заселенных территорий, а производство растет. Ресурсные пределы достигнуты. За последние 25 лет мировым сообществом на восстановление биосферы затрачено 1,5 триллиона долларов, но биосфера продолжает деградировать. И деградация будет, пока не исчезнет источник – человечество. Поэтому цивилизация должна сменить свою траекторию. Экологи многих стран выбирают концепцию «устойчивого развития общества», т.е это развитие, которое не выводит биосферу за пределы хозяйственной емкости. Основной идеал – переход на ресурсы, сберегающие биосферу. Эту идею просчитывает экономика и политика США, Германии, Швеции. В их национальной программе есть устойчивое развитие только для своих избранных стран, «золотой миллиард» живет за счет миллиардов других стан. Концепция устойчивого развития исходит из того, что с помощью новых технологий и техник можно создать искусственную среду – ТС для сбережения природных ресурсов. Жизнь на земле создается работой: Микроорганизмов, они потребляют 90% биосферы; Животных 10%; Человека 1%

Т.е 99% энергии Ч. должно идти на восстановление биосферы. Иначе ожидается разбалансировка уровня земли. Сможет ли техносфера выработать такое количество энергии? Конечно же нет, ее может выработать только биота, и техносфера никогда не может заменить биосферу. Выход: постепенное восстановление биоты на больших территориях земли, но сначала прекратить осваивать дикую природу или культивировать землю. 3 варианта выхода:

1. Развитие происходит как обычно, разрушение среды новых технологий, господство экономических критериев, вариант стихийного неупорядоченного развития.

2. Ультратоталитарный – жесткая диктатура в отношении стран третьего мира: непрерывная война за ресурсы.

3. Постепенное, очень медленное восстановление биоты.

Сциентизм и антисциентизм

Возрастающая роль науки и научного познания в современном мире, сложность и противоречивость данного процесса привели к двум противоположным позициям в его оценке - сциентизму и антисциентизму.

Сциентизм предстает как идеология «чистой и большой науки» сторонники сциентизма утверждают, что наука превыше всего и ее нужно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Наука оказывается высшей ценностью и новые технические изобретения свидетельствуют, по мнению сторонников этой точки зрения о техническом развитии науки.

Сциентизм сложился в рамках позитивистской традиции и представляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой конкретно-научное знание в наличной совокупности его результатов и способов их получения является наивысшей культурной ценностью. Для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека, т.к. наука, успешно выполняет культурные функции многообразного духовного мира человечества.

Антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которая, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их враждебными подлинной сущности человека, разрушающим человеческую культуру. Методологическая основа этих воззрений - абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники.

В современном научном познании обе позиции содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволяет более точно определить ее роль и место в современном мире. Науку при этом следует рассматривать во взаимосвязи с другими формами общественного сознания, и раскрывать сложный и многообразный характер этой взаимосвязи, видеть их остро противоречивый процесс развития.

Характерная черта современного общественного развития - усиливающаяся связь и взаимодействие науки, техники и производства, все более глубокое превращение науки в непосредственную производительную силу общества. При этом наука становится ведущей силой прогресса материального производства, во вторых, развиваясь, наука все в большей степени ориентируется не только на технику, но и на самого человека, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития.

Технофилия – любовь к технике. Техника это разрушение границ бытия человека. Благодаря насосу, рычагу, электричеству я жтву в реальной истории.

Технофобия – страх перед техникой. Человек – это игрушка в руках прогресса, но прогресс может выйти из-под контроля. Это вызывает тревогу.

Наука только говорит о расширении мира, границы бытия, а техника его создает.

Техника – добро или зло? Ясперс: Сама по себе она не благо, не зло. В ней нет никакой идеи, будь то идея разрушения или завершения. И то, и другое коренится в Ч., и это придает технике смысл. Техника направляет на преобразование Ч. Вопрос, как он проявит себя с помощью техники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.032 с.)