Техника, практика в ТЗ и Т.теории (ТТ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника, практика в ТЗ и Т.теории (ТТ)



В ТТ своя специфика, заключающаяся в том, что ИД заменяет эксперимент. Теоретические знания в ЕЗ доводятся до уровня практических рекомендаций. Это очень длительный процесс и им занимается ТТ. У нее свой концептуальный аппарат; он состоит из абстрактных объектов, который конструируется по правилам «сборки». Каждому понятию соответствует какой-то узел технической системы (конструктивный элемент). Например: в электротехнике абстрактными объектами являются емкости, индуктивности, сопротивления. В радиотехнике генераторы, усилители, фильтры. Любой конструктивный элемент должен состоять из типовых элементов, звеньев, цепей.

Структура ТТ: ТТ опирается на эмпирический базис; его составляют знания:

· Конструктивные – могут быть получены при конструировании изделий

· Технические – при проектировании изделия, пуске

· Практико-методологические – на всех этапах

· Конструктивно-технические – когда описание инженерного объекта соответствует структуре объекта. Это знание может включать в себя параметры объекта, технический процесс, который происходит с объектом. Этому эмпирическому базису соответствует множество идеальных объектов и теоретических схем. Это то, что отличает ТН- и ЕН-теории.

Например: теоретическая радиотехника использует понятие источника тока, емкости, индуктивности, сопротивления.

Конструктивно они могут выполняться в виде интегральной схемы и тогда им будут соответствовать новые идеальные схемы и объекты. Например: четырехполюсники эквивалентной схемы. Идеальные объекты ТТ соотносятся с понятиями научной теории. Они характеризуют действие, которое выполняется над природным процессом. Например: в радиотехнике действие над ЭМ-волнами выполняют фильтры, усилители, детекторы, т.е они могут выделять низкочастотную составляющую, усиливать ее и фильтровать. Это особенность концептуального аппарата.

Теоретический уровень научно-технического знания включает три вида схем:

· Поточные: служат для описания естественного процесса, который протекает в техническом устройстве. Они состоят из блоков, каждый блок означает действие над естественным процессом. В электротехнике сопротивление означает потерю электроэнергии. В поточной схеме могут отображаться химические, биологические и физические процессы.

· Функциональные: называются так, потому что все ее блоки выражают собой связи между элементами в технической система. Связи представляют собой математические зависимости. Например: емкостному сопротивлению соответствует интегрирование.

Есть отличия в функциональных схемах в классических и неклассических теориях.

Классическая теория: ФС описывает только один природный процесс, который протекает в техническом устройстве и замыкается на конкретном М.аппарате.

Неклассическая теория: ФС не завмыкаются на конкретном М.аппарат; представляют собой взаимодействие М.функций.

· Структурные: фиксируют конструктивное расположение в технической системе. Это теоретический набросок, который со временем перейдет в проект. Блок схем выражают собой конструктивные технические параметры устройства. Например: конструктивные схемы в радиотехнике. Это идеализированное изображение реальной электрической цепи.

Для функционирования используется челночный или итерационный путь. Сначала формулируется инженерная задача. Цель – создание какой-либо технической системы. Потом создается структурная схема, которая преобразуется в поточную. Затем следует М.описание или схема. М.описание блоков схем осуществляется с помощью дедукции. Такой путь называют анализом схем.

Есть другой путь – синтез схем. Все параметры технической системы есть уже в типовом виде. Синтез может заключаться в связывании типовых схем в соответствии с их правилами преобразования.

Особенность ТТ в том, что:

- основные понятия структурных схем непосредственно связаны с технологическими и конструктивно-техническими знаниями

- структурные схемы ориентированы на ИД

- большая практическая направленность по сравнению с ЕН-теорией

Цель ТТ – как можно больше вывести типовых схем с учетов требований заказчика. В это состоит ее конструктивная функция (опережающее развитие теоретического знания по отношению к практике).

Функционирование теории направлено на аппроксимацию или преобразование технического знания в простую и удобную для расчетов схему. Поэтому главное внимание на разработку типовых задач для ИД. Для этого в теоретические схемы вводят различные М.допущения и замены. Точность таких схем понижается. Обычно используется приближенное вычисление. Всегда ищется компромисс между точностью и сложностью схемы.

По своему строению ТТ более многослойна, чем ЕН-ая. Она содержит разнообразнейшие теоретические схемы, правила соответствия схем друг другу, М.правила преобразования объектов. Ведущую роль играет структурная схема, потому что через нее результаты попадают в практику.

Этапы формирования ТТ:

1. Формирование исследуемого направления

2. Формирование частных теоретических схем. Для этого у базовой ЕН-теории в техническую транслируются средства решения задач (поточная схема). Из сложно-технической науки транслируются структурные схемы, а из М. – функциональные. Если базового ЕН-раздела нет, то он создается заново. Схема начинает адаптироваться к новому теоретическому материалу.

3. Создание самой ТТ. Создается обобщенная теоретическая схема за счет синтеза все перечисленных схем и дальше техническая теория начинает развиваться самостоятельно.

Техническое творчество и ИД

Можно выделить два крайних подхода к рассмотрению творчества:

— творчество абсолютно стихийно, неуправляемо, зависит от сил. неподвластных человеку;

— творчество можно программировать, им можно сознательно управлять в целях повышения его эффективности.

В реальности в творческой деятельности присутствуют, наверное, обе составляющие в тех или иных пропорциях. С одной стороны, есть элемент непредсказуемости, спонтанности, а с другой стороны, человек может сознательно готовить себя к творческой деятельности, повышать ее эффективность за счет работы над собой.

Обычно творчество различают в зависимости от сферы деятельности человека:

— научное

— техническое

— художественное

— декоративно-прикладное

— религиозное

— мистическое

— обыденно-практическое и пр.

Техническое творчество на нынешнем этапе его развития тесно связано с особенностями современной инженерной деятельности.

Три основные этапа развития инженерной деятельности и проектирования:

1) классическая инженерная деятельность;

2) системотехническая деятельность;

3) социотехническое проектирование.

Качества творческой личности

1. Способность смело выбрать Достойную цель, даже если она считается нереальной и сделать ее главным вектором своей жизни

2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижение Достойной цели

3. Способность работать планомерно. наличие пакетов рабочих планов на месяц, на год, на всю жизнь. регулярный контроль выполнения этих планов

4. Высокая работоспособность

5. Хорошая техника решения творческих задач

6. Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи, умение «держать удар».

Виды системного проектирования (системотехника и социотехническое проектирование)

Системотехника – направлена на создание сложнейших технических устройств. Главное внимание уделяется машинным компонентам.

В социотехническом проектировании главным является Ч.деятельность, и она не может быть адекватно описана с помощью схем и методов, которые были разработаны для машинного проектирования. К социотехническому проектированию относят градостроительное проектирование, художественное проектирование и дизайн систем, организационное проектирование. В настоящее время появилась новая область, которая называется социальным проектированием.

Социальное проектирование

Чтобы появилась эта область знания нужно было «скрестить социологический подход с проектным», который идет от ИД. Это произошло в 70-е. Тогда была выделена группа видов деятельности, такие как социальное планирование, управление, конструирование и планирование организационных процессов. Эти виды деятельности изучались с помощью системотехники и социологии. В 80-е годы возникают три направления в социальном проектировании в рамках:

1. Управленческой науки. Опиралось на философию и социологию. Социальное проектирование рассматривалось как вид социальной инженерии, которая привлекалась для решения социальных задач: перерастание социальных отношений в коммунистические, всестороннее развитие личности, стирание неравенства нации.

Социальные цели оказались утопичными. Это была желаемая практика, которая изобреталась в кабинетах философов.

2. Культурологии. Ориентировалось на культурологию и методологию. Образцы проектирования заимствовались из градостроительства и социального планирования, но социальные задачи плохо вписывались в градостроительные и социальные проекты.

3. Методологии проектирования. Только оно принесло результат, потому что ориентировалось на улучшение качества жизни. Это направление имело успех в области проектирования и дизайна зданий, сооружений, ландшафтных участков. Проектирование осуществлялось по схеме: социальная политика–социальный проект–социальная программа. В настоящее время развивается именно этот вариант, и здесь может быть множество вариантов: ориентация на один образец в культуре, например, на западный или восточный, на традиции, ценности социальных групп.

Социальное проектирование является нетрадиционным, существует в рамках методологии проектирования и социальных наук. Методологическая установка означает, что технология должна быть контролируема, но, к сожалению, это не всегда достигается.

Почему большинство социальных проектов терпит фиаско? Причин несколько: низкая К. проектировщиков, незнание социальных наук, инженерного подхода, реализация своего видения проекта, несовпадение ценностей различных людей.

Можно ли сегодня эффективно реализовать социальные проекты? Какие нужно условия для этого? Главное: интенсивное развитие социальных наук, которые могут объяснить и предсказывать поведение социальных систем; учет ценностей; получение закономерностей, которые могут связывать социальные и материальные процессы. Но если бы соблюдались даже все эти условия, то это было бы обобщенное знание, которое не учитывает все социальные процессы.

Для социального проектирования необходимо три стадии:

1. Кабинетная: анализ и синтез всех знаний

2. Игровая: учитываются результаты деловых игр

3. Опытная: реальные эксперименты

Сегодня большинство социальных проектов являются кабинетными. Выход состоит в расширении 2 и 3 стадии.

Сегодня ИД вышла в сферу социально-экономических разработок, а проектирование стало самостоятельной областью деятельности. Конструирование, изобретательство потеряло свой смысл. Их место заняло внедрение проекта. Сегодня ИД рассматривается как часть проектирования, которое подчиняется общей задаче. Инженерия поглотилась нетрадиционным проектированием.

Классическое инженерное проектирование разрабатывает устройства и процессы, которые описаны в ЕН и ТН.

Неклассическое проектирование – архитектурное, дизайнерское, организационное, градостроительное – разрабатывает совсем другие процессы, которые не описаны в этих науках и являются желаемыми, т.е задаются априорно.

Проектный фетишизм: все, что задумано в проекте можно реализовать. Разделяется не только проектировщиками, но и инженерами. Такой подход привел к появлению новой области знания, которая содержит процессы, неподдающиеся расчетам и неописанные ни в одной науке. Эта область содержит процессы трех видов:

· Влияние на природные процессы, загрязнение воздушной среды, изменение почвы, изменение озонового слоя, тепловые выбросы.

· Инфраструктурные изменения не только в самих технических системах, но и в деятельности по созданию таких систем. Вся эта деятельность начинает как бы расплываться.

· Воздействия на Ч. и общество в целом. Например: влияние Интернета на образ жизни, на сознание, на поведение человека, а также транспорт, вычислительные устройства. Из-за появления НТД происходит расширение области потенциальных ошибок и неконтролируемых последствий. Проектно-мыслящий Ч. становится деструктивной силой в обществе. Инженерная задача уже не удовлетворяет потребности человека в энергии, машинах, сооружениях. Они начинают формировать через сознание механизмы техногенные свойства самих людей.

Отрицательные последствия ИД внесли свой вклад в три вида кризиса:

1. Разрушение и изменение природы (экологический кризис)

2. Разрушение и изменение самого Ч. (антропогенный кризис)

3. Изменение социальных инфраструктур и природы деятельности Ч. (кризис развития)

Происходит отрыв техники от культуры. Естественное отделяется от искусственного, нарушается гармония природы и Ч. Экономический рост и техническая экспансия означает угрозу биосфере.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.027 с.)