Организационно правовые формы и типы предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно правовые формы и типы предприятий



Коммерческие структуры и коммерческие службы.

Переход от административно-командной системы к рыночной экономике потребовал коренной перестрой­ки основ и структуры коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий. В современных ус­ловиях коммерческая работа должна строиться на ос­нове принципов полного равноправия торговых парт­неров, строгой материальной и финансовой ответствен­ности сторон за выполнение принятых обязательств.

Правовая база коммерческой деятельности также изменилась. Монопольная система государственной тор­говли сменилась системой свободного предпринимательства основанной на самостоятельности и независимости хозяйственных субъектов. Существенно расширился круг коммерческих структур, появились их новые организационно-правовые формы.

Согласно гл. 4 нового Гражданского кодекса коммерческие структуры (предприятия) - юридические лица - подразделяются на четы­ре группы:

- хозяйственные товарищества и общества (в т. ч. акционерные общества);

- производственные кооперативы;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- некоммерческие организации.

Рассмотрим подробнее 1-ю группу - хозяйственные товарищества и общества, которые распространены в коммерции.

Хозяйственное товарищество - это объединение нескольких лиц на основе соглашения между ними для осуществления предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества создаются в форме пол­ного товарищества или товарищества на вере (комман­дитного). Участниками полного товарищества и пол­ными товарищами на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Вкладчиками в товариществе на вере могут быть граж­дане и юридические лица.

Хозяйственные общества - это организации, со­здаваемые одним или несколькими лицами на основе передаваемого ими в собственность общества имущества (имущественных прав) для осуществления предприни­мательской деятельности. Хозяйственные общества со­здаются в форме общества с ограниченной ответствен­ностью (000), общества с дополнительной ответствен­ностью (ОДО), закрытого акционерного общества (ЗАО) и открытого акционерного общества (ОАО). Участни­ками хозяйственных обществ могут быть физические и юридические лица.

Полное товарищество - это товарищество, участ­ники которого (полные товарищи) в соответствии с зак­люченным между ними договором занимаются предпринимательской (коммерческой) деятельностью от имени товарищества. Они несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (субсидиарная ответственность). Кроме того, должно быть личное участие всех членов товарищества в хозяйственной деятельности.

Товарищество на вере (коммандитное) состоит из двух категорий участников: полных товариществ и уча­стников-вкладчиков. Полные товарищи несут солидар­ную ответственность, а ответственность участников-вкладчиков ограничивается пределами их вкладов в имущество товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это коммерческая организация, созданная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделён на доли определенных учредительными докумен­тами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью об­щества, в пределах стоимости вложенных ими вкла­дов. Число участников такого общества не должно быть более пятидесяти. Участник общества в любой момент может выйти из него, независимо от согласия других участников. В этом случае ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в установленном капитале.

Основные принципы образования и функционирова­ния обществ с ограниченной ответственностью (ООО):

1. ООО - это объединение капиталов (имущества), а не личного участия в предпринимательской деятельно­сти, хотя и не исключает такого участия.

2. Участниками ООО могут быть и юридические лица, и граждане:

a) высший орган управления ООО - общее собрание участников;

b) исполнительный орган - коллегиальный или еди­ноличный.

3. ООО несет ответственность по обязательствам толь­ко в пределах своего имущества, а его участники несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО, в пределах внесенных ими вкладов.

4. Размер уставного капитала в ООО не может быть меньше суммы, установленной законом - стократного (100) минимального размера оплаты труда.

5. ООО не выпускает акций. В подтверждение вкла­да выдаются участникам письменные свидетельства, которые не являются ценными бумагами. В ООО проис­ходит не свободная продажа ценных бумаг, а передача долей в имуществе.

6. ООО не обязано публиковать результаты своей отчетности.

Акционерное общество - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число ак­ций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах сто­имости принадлежащих им акций.

Различают открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО) акци­онерные общества. Участники ОАО могут свободно про­давать всем желающим принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Число акционеров ОАО не ограничивается. Закрытое акционерное общество (ЗАО) - это общество, акции которого распределяют­ся только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Число акционеров (учредите­лей, участников) ЗАО не должно превышать пятидеся­ти.

Уставный капитал акционерного общества образует­ся из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Он не может быть меньше тысячекрат­ной (1000) суммы минимального размера оплаты тру­да, установленного федеральным законом на момент регистрации - для ОАО, и стократного (100) мини­мального размера оплаты труда для ЗАО.

Основные принципы образования и функционирова­ния АО:

1. АО несет ответственность по обязательствам только своим имуществом. При этом оно не несет ответствен­ности по обязательствам акционеров вне дел общества и наоборот.

2. Ограниченная ответственность членов АО по его обязательствам, равная величине их вклада, т. е. сумм имеющихся акций.

3. Акционерный капитал делится на равные по ве­личине доли (акции). Акционеры получают часть прибыли в виде дивиденда, а также часть имущества предприятия в случае его ликвидации пропорционально их долям в акционерном капитале (сумме акций).

4. В АО не требуется непременное вовлечение их уча­стников в производственно-хозяйственную деятельность. Достаточно лишь участвовать материально в формиро­вании акционерного капитала.

5. Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров, на котором каждый из них имеет право голоса в количестве, пропорциональном доле имеющихся акций.

Коммерческие службы.

Для успешного осуществления коммерческой деятель­ности в сложных и многообразных условиях рыночных отношений в коммерческих структурах создаются ком­мерческие службы или отделы, возглавляемые первыми заместителями директоров предприятии или, как принято называть, коммерческими директорами. В состав коммерческих служб включаются:

1. торговые или товарные отделы;

2. отделы по изучению спроса или конъюнктуры тор­говли;

3. отделы маркетинга и продаж;

4. коммерческие павильоны;

5. выставочные павильоны;

6. залы товарных образцов оптовых предприятий и другие подразделения.

Коммерческие службы организуют выполнение всего комплекса оперативно-организационных и хозяйствен­ных операций товарами и услугами на рынке. В на­стоящее время они обеспечивают и конкурентоспособ­ность предприятий торговли, активно изыскивая по­ставщиков и покупателей, вовлекая в товарооборот продукцию отечественных производителей, расширяя сферу деловых отношений с поставщиками и изготови­телями товаров. Все это ставит перед коммерческими службами ряд задач:

- повышать эффективность действенность догово­ров поставки, укреплять договорную дисциплину;

- повышать уровень работы по изучению и прогно­зированию емкости рынков, развитию и совершенство­ванию рекламно-информационной деятельности;

- формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе;

- координировать закупочную работу среди постав­щиков и потребителей;

- реформировать и совершенствовать работу опто­вого звена;

- проводить компьютеризацию коммерческих опе­раций, учета оптовых и розничных продаж и т. п.;

- своевременно и адекватно реагировать на происходящие, на рынке изменения;

- совершенствовать технологию коммерческой ра­боты.

Предметом особого внимания являются вопросы повышения качества продукции, товаров, услуг. Предприятия, которые не соблюдают коммерческие и технологи­ческие требования, санитарные правила и нормы, по­степенно вытесняются с потребительского рынка.

Коммерческая деятельность торговых предприятий связана с куплей-продажей товаров. Структура ком­мерческих служб и ее особенности зависят от основного вида деятельности предприятия, т. е. от того, осуще­ствляет ли предприятие оптовую или розничную тор­говлю товарами, либо является производителем про­дукции; либо оказывает услуги (аудиторские, марке­тинговые, сервисные), либо выполняет работы (строи­тельные, исследовательские).

Рассмотрим структуру коммерческой службы круп­ной оптовой фирмы.

Высшим органом оптового торгового предприятия, организованного в форме закрытого акционерного об­щества (ЗАО) является общее собрание акционеров (пайщиков). Это собрание наделено следующими основны­ми полномочиями:

- утверждать устав фирмы;

- определять величину уставного капитала и поря­док внесения средств в него;

- принимать решения по выпуску акций;

- избирать генерального директора и директоров фирмы, определять их обязанности и полномочия;

- заслушивать отчеты руководства и утверждать планы работы предприятия на год и на перспективу.

Решение общего собрания передается совету дирек­торов, который направляет его в плановый отдел для разработки комплексного плана фирмы с указанием сроков мероприятий и ответственных лиц. Комплек­сный план, утвержденный советом директоров, дово­дят до начальников отделов, а те в свою очередь до исполнителей. В процессе работы начальники отделов контролируют исполнение плановых заданий подчинен­ными им работниками и маркетингово-коммерческими службами.

Рассмотрим работу коммерческой службы оптовых торговых предприятий.

Количество и специализация оперативных коммер­ческих служб во многом зависят от сегментации рынка и от ассортимента реализуемой продукции. Если, на­пример, коммерческая фирма занимается закупкой и сбытом ограниченного числа видов однородных това­ров, то коммерческие группы (отделы) в службе специ­ализируются по регионам. Если номенклатура товаров фирмы достаточно широка, то коммерческие группы (отделы) специализируются по видам товаров.

Каждая коммерческая группа (отдел) включает три-четыре человека. Отдел маркетинга и продаж товаров ведет непрерывное изучение, как рынка покупателей, так и рынка поставщиков товаров. На основании ана­лиза собранных данных готовит предложения:

- по изменению ассортимента товаров;

- по замене одних поставщиков другими, предлага­ющими более конкурентоспособные и эффективные товары;

- по замене сбытовых посредников и совершенствованию сбытовой сети;

- по выходу предприятия на новые перспективные рынки.

- Отдел ведет учет конкурентных материалов на заку­паемые и сбываемые товары; определяет оптовые цены на товары;

- ведет договорную работу по заключению и испол­нению договоров поставки товаров.

Коммерческие работники. Требования к ним.

При рыночной экономике качество коммерческой деятельности зависит главным образом от умения ком­мерсантов вести активный поиск и находить товары у различных поставщиков, включая производителей то­варов. Причем товары нужно закупать по наиболее низ­ким ценам, с учетом покупательского спроса. Важно уметь быстро продавать завозимые товары, используя прогрессивные, современные методы продажи, убеди­тельную рекламу. При необходимости коммерсанты дол­жны уметь пойти на разумный, оправданный риск.

Сегодня коммерсант должен владеть искусством вес­ти коммерческие переговоры с партнерами, знать мето­ды регулирования хозяйственных связей между поку­пателями и поставщиками товаров, хорошо разбирать­ся в основах маркетинга, менеджмента, организации и технологии торговли, товароведения продовольствен­ных и непродовольственных товаров.

Столетие назад коммерция рассматривалась как де­ятельность, не требующая глубокого изучения и иссле­дования. В настоящее время такая трактовка торгово­го бизнеса примитивна и абсурдна. Сфера знаний в ком­мерческой деятельности нисколько не уже, а в некото­рых случаях гораздо шире, чем в любой другой специ­альности. Знания по коммерции буквально неисчерпа­емы. Государственный образовательный стандарт по профессии «Коммерсант в торговле» предусматривает изучение многих дисциплин, позволяющих выпускни­ку-коммерсанту успешно вести торговое дело в разных звеньях. Диапазон работы коммерсанта в современных условиях чрезвычайно широк - в коммерческих, сбы­товых и маркетинговых службах предприятий разных форм собственности, на розничных и оптовых предпри­ятиях, фирмах, акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и т. д.

Коммерсант в рыночной экономике становится цен­тральной фигурой торгового бизнеса, так как выпол­няет функции по руководству торговым процессом, ре­гулированию хозяйственных связей по закупке и про­даже товаров с поставщиками и покупателями. Он фор­мирует оптимальный ассортимент товаров, осуществ­ляет контроль качества изделий, организует рекламу товаров и обслуживание покупателей. Это универсаль­ный специалист торгового дела, от результативной ра­боты которого зависит эффективность работы предпри­ятия (фирмы) в целом.

Специалисту-коммерсанту необходимо хорошо знать законы и другие нормативные акты, которые регла­ментируют коммерческую деятельность. Он должен уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, хранить коммерческую тайну, обладать способностью идти на риск.

Коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики. Коммер­сант должен верить в торговый бизнес, расценивая его как привлекательное творчество. Признавая необходи­мость конкуренции, он должен понимать и необходи­мость сотрудничества, доверять себе и другим, уважать профессионализм и компетентность.

Коммерсант должен обладать такими личностными характеристиками как:

- честность, надежность, верность своему слову;

- упорство и целеустремленн6сть;

- решительность, быстрота и точность;

- инициативность, находчивость, смекалка;

- лидерство, ответственность, организаторские способности;

- дружелюбное отношение к людям, обходительность;

- высокие духовные и физические качества;

- умение рисковать, то есть способность предвидеть и просчитывать все возможные варианты.

На формирование имиджа коммерсанта, гарантиру­ющего успех, влияют «Этический кодекс» и этикет ком­мерсанта. Любой коммерсант должен владеть навыка­ми профессионального поведения, знать и соблюдать правила представления и знакомств; правила ведения деловых бесед; правила деловой переписки и телефон­ных переговоров; требования к внешнему облику, ма­нерам, деловой одежде; требования к речи и т. п.

Коммерсант должен обладать профессиональными познаниями и навыками в вопросах:

- закупки и продажи товаров;

- маркетинга;

- бухгалтерского учета;

- финансирования и налогообложения;

- управления и права;

- товароведения продовольственных и непродоволь­ственных товаров.

Он должен постоянно следить за нововведениями (ин­новациями) в производстве товаров, торговле и ком­мерции, предпринимательстве, рекламе и управлении и другой информацией, обобщать, анализировать и при­менять в ходе коммерческой деятельности.

Коммерсант должен знать и соблюдать принципы коммерческой деятельности:

- соблюдение действующего законодательства;

- доходность, прибыльность;

- оптимальность коммерческих решений;

- сервис и высокая культура обслуживания покупателей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.031 с.)