Тема: Библиотечный фонд в составе документных фондов страны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Библиотечный фонд в составе документных фондов страны.



Вопросы:

Библиотечными фондами обладают не только библиотеки, но и ряд других учреждений. Библиотеки часто сотрудничают с этими учреждениями, организуя взаимное использование фонда и совместную работу по распространению документов.

Общим является то, что все эти типы фондов:

· Выступают в качестве массивов документов.

· Несут информацию.

· Используют единые методы формирования массивов документов.

  1. Библиотечный фонд и фонды органов НТИ.

Фонды органов НТИ – эти фонды представляют собой массивы документов отраслевых и межотраслевых центров информации, отделов НТИ различных предприятий и организаций.

Главная задача этих учреждений – сбор и оперативное обслуживание пользователей своего учреждения. Эта задача совпадает с задачей общественной библиотеки.

 

Однако, в отличии от библиотечных фондов, фонды органов НТИ хранят информацию в наиболее краткой и сжатой форме, что есть 1ое отличие от библиотечных фондов. Как правило, информация уже аналитикосинтетически переработана.

Основным способом придания информации краткой формы является аналитеческосинтетическая обработка документов, а именно: реферирование, аннотирование, сбор только фактографических материалов, различных обзоров по различным направлениям.

Таким образом, органы НТИ сами создают документы. В основном специализируются на сборе фактографической информации, в чём и заключается 2ое различие.

 

В настоящее время используется автоматическая обработка документов. В библиотеках преимущественно используется библиографическая обработка.

Кроме аналитических материалов в фондах органов НТИ находятся справочники, энциклопедии, реферативные и прочие материалы, а так же отчёты о научно-исследовательской работе и опытно-конструкторской работе.

 

В настоящее время органы НТИ преобразовываются в центры информации, причём их профиль касается не только научно-технической литературы, но и литературы по другим отраслям.

Информационные центры, как правило, обслуживают коллективных пользователей, в чём и состоит 3е отличие.

 

В отличии от библиотечных фондов, информационные центры рассматривают информацию как товар, что и является, как вы догадались, 4ым отличием.

 

Подход информационных центров к информации, как к товару, определяет постановку работы в них, как на предприятиях по продаже и производству продукции. И, в отличии от библиотек, все услуги этих центров – платные.

Этим центрам свойственны: достаточно высокая оперативность предоставления информации.

 

Вся информация в центрах ориентирована на актуальную тематику запроса, поэтому хронологическая глубина запасов информации невелика. Это есть 5ая особенность.

 

  1. Библиотечный фонд и архивные фонды.

Архив – это специальный институт, который отвечает за сбор и хранение служебной документации, которая не требуется в повседневной работе разных учреждений. В России насчитывается 11 центральных архивов, среди них имеется Центральный Государственный Архив Древних Актов (в Москве), Центральный Государственный Архив (в Ст. Петербурге).

 

В Беларуси насчитывается 41 архив: Белорусский национальный архив, белорусский государственный архив. В областях так же функционируют областные архивы с филиалами.

Так же функцию архива выполняет национальная книжная палата Беларуси.

 

Архивом так же называется собрание писем, рукописей, фотоснимков какого—либо лица. Наиболее ценные документы передаются в архивы как самостоятельные фонды учреждений.

Эти архивы, как правило, принадлежат определённым министерствам и ведомствам и собирают документацию как собственного назначения, так и документацию подведомственных организаций.

 

Самостоятельным архивом называются специализированные подразделения крупнейших библиотек страны, чаще все их (подразделения) называют отделами рукописей. В Беларуси такие отделы существуют в Национальной Библиотеке, в Центральной НБ НАН Беларуси.

 

Некоторые библиотеки в целом представляют собой архивы печати. К ним относят: библиотеки, которые получают обязательный экземпляр национальных документов. В таких библиотеках создаются специальные архивные фонды. Эти документы не выдаются читателям, за исключением особых случаев.

 

По своему содержанию архивы подразделяются на универсальные, многопрофильные и узкопрофильные. Однако, большинство архивов отличается своей универсальностью.

 

По срокам хранения есть архивы временного хранения и архивы постоянного хранения. В архивах временного хранения литература находится от 3 до 75 лет. После истечения этого срока наиболее ценные документы переводятся в архив постоянного хранения.

 

Архивные фонды отличаются от библиотечных тем, что:

· Как правило, все документы в них уникальны.

· В архивах собираются документы различных видов, а в библиотечных фондах может не наблюдаться такого разнообразия, т.к. достаточно много документов должны быть в библиотеке в нескольких экземплярах.

 

Основными функциями архивов являются:

· Сбор наиболее ценных документов для вечного хранения, и выдачи при необходимости пользователям.

· Сбор уникальных, единственных в своём роде документов. Библиотеки имеют дело чаще с копиями или тиражными документами.

· В архивах собираются документы, которые исторически связанны между собой. В библиотеках собираются документы вне зависимости от лица, или учреждения, которое их создало.

 

Тесная связь библиотечного фонда с архивами проявляется в том, что деятельность архивов основывается на тех же принципах, что и деятельность библиотечных фондов: в структуре архивов функционирует библиотека с фондом опубликованных материалов по профилю архива. В фондах такой библиотеки в основном представлена правовая, справочная литература по архивному делу. Кроме того, результаты научно-исследовательской деятельности архивов публикуются и в дальнейшем так же попадают в фонды библиотек.

 

  1. Библиотечный фонд и музейные фонды.

Музей – это прежде всего некоммерческое учреждение, которое хранит, изучает и публично представляет музейные предметы и музейные коллекции. Именно фонд музеев – это совокупность всех музейных предметов и коллекций, собранных на территории самого музея.

Традиционные документы так же не редко включаются в фонд музея наравне с другими предметами.

 

В современных библиотеках функционирует более 60 музеев. Для фондов музеев исходным документом является так называемый аутентичный документ (т.е. имеющий «артефактную» ценность).

 

Обязанности музея: хранить все ценности вечно и предоставлять из для общества. Т.е. библиотеки, так же как и музеи выполняют информационную функцию.

 

Музей так же выполняет экспозиционную функцию. Однако, эта функция в музеях выражена сильнее, чем в библиотеках.

Фонды музеев пополняются эпизодически, т.к. достаточно трудно предусмотреть чем именно фонд музея пополнится в ближайшее время.

Так же в музеях функция сохранения выражена сильнее, нежели в библиотеке.

Все документы, которые находятся в музеях, не выдаются на дом. Большинство из них даже нельзя трогать (вот новость-то…).

 


  1. Библиотечный фонд и выставочные фонды.

Музейную работу с выставочной роднит демонстрация натурных экспонатов.

Выставка является составной частью музея, библиотеки, или архива. Однако, выставки существуют не как самостоятельные институты. В этом случае выставка имеет набор следующих элементов:

· Штат сотрудников.

· Выставочный продукт.

· Специальное здание.

· Контингент посетителей.

Чаще всего, выставки существуют как временное явление, организуемое в связи с какими-либо событиями. В этом случае для выставки отводится специальная территория, на которой размещаются выставочные павильоны.

 

По масштабам выставка может быть:

· Локальной (учреждения).

· Международной.

· Мировой.

 

Если выставочные товары можно приобрести, то такая выставка именуется «выставкой-продажей». Если же такая возможность (продажи) осуществляется сезонно (раз в год, например) то это уже «выставка-ярмарка».

Кроме того, большинство выставок недокументной продукции сопровождается традиционными документами. К таким документам относятся: рекламные издания; листовые характеристики образцов, товаров.

 

В Беларуси ежегодно проводятся международные книжные выставки-ярмарки. Посещение таких выставок так же является частью профессиональной деятельности библиотекаря. На базе многих таких выставок иногда могут возникать музеи.

 

  1. Библиотечный фонд и фонды личных библиотек.

В фондах личных библиотек, по результатам специальных исследований, сосредоточенно такое количество документов, которое сосредоточенно такое количество документов, которое в разы превышает количество документов совокупного фонда общественной(ых) библиотеки(ек).

Личные библиотеки возникли гораздо раньше библиотеки общественного пользования. Эти библиотеки отражают разнообразие и эстетические вкусы своих владельцев.

Личные библиотеки являются прообразом библиотек общественного пользования. Зачастую, именно личные библиотеки были основой создания общественных библиотек.

Личной библиотекой считается такое собрание документов, которое насчитывает от 50 и более экземпляров. Кроме того, такое собрание должно пополняться систематически, хотя бы раз в год.

 

Помимо книг, в фондах личных библиотек так же могут присутствовать другие виды документов. Наиболее широкое видовое разнообразие в личных библиотеках наблюдается у учёных и работников культуры.

Личные библиотеки имеют возможность предоставить нужную информацию оперативно и в любое удобное для их владельцев время.

 

Социально политические и экономические преобразования, произошедшие в 90ые годы 20 ого века, отразились и на формировании фондов личных библиотек. Это отразилось на общем сокращении произведений печати, изменении структуры.

 

Всё это привело к снижению роли личных библиотек в удовлетворении информационных потребностей индивида.

 

  1. Библиотечный фонд и фонды документ торговых организаций.

К большей части фондов документ торговых организаций относятся фонды книжных магазинов. Фонды книжных магазинов сосредотачивают литературу для широкого распространения среди населения и информационных служб, библиотек.

Литература в эти фонды поступает на кратковременное хранение, т.е. до момента её продажи. После этого она, чаще всего, навсегда покидает книжный магазин.

 

Между фондами книжных магазинов и фондами библиотек общим является то, что существую универсальные и специализированные фонды в обоих видах.

Подобная специализация фондов книжных магазинов позволяет упорядочить формирование библиотечных фондов. Основная часть литературы в универсальные фонды библиотек поступает именно из универсальных книжных магазинов.

 

Таким образом, книжные магазины в комплектовании и пополнении фондов, а библиотеки помогают магазинам в определении потребностей в документах.

 

Тема: Формирование библиотечного фонда: понятие, значение, цель и содержание.

Вопросы:

  1. Сущность процесса «формирования фонда».

Все документы, которые поступают в библиотечный фонд, проходят процессы отбора, доставки, обработки, размещения в фондохранилище и отражения их в справочно-поисковом аппарате библиотеки.

 

Все эти процессы происходят в результате работ по формированию фонда. До 40ых годов 20ого века термин «формирование фонда» был синонимом термина «комплектование».

В связи с тем, что в библиотековедении была потребность объединить все эти процессы и операции, связанные с приобретением и исключением документов, их обработкой и размещением, поэтому чёткой разницы между терминами не делали.

 

Но, в те же 40ые годы Григорьев вводит понятие «организация библиотечного фонда». Это понятие объединило комплекс вопросов, связанных с учётом, расстановкой и хранением документов.

До начала 70ых годов вопросы учёта, расстановки и хранения документов были менее всего изучены в теоретическом плане.

Благодаря тому же Григорьеву, в тех же 70ых начинают объединять проблемы теории комплектования и организации библиотечного фонда. Собственно, из этого объединения и получился термин «формирование фонда».

 

Понятие «формирование библиотечного фонда» было закреплено в книге «Теоретические основы формирования библиотечного фонда». С появлением этого понятия, весь процесс формирования стал рассматриваться как двусторонний и имеющий обратную связь. Функцию обратной связи выполняет использование библиотечного фонда.

Благодаря Григорьеву стало ясно, что формирование фонда основано на единых принципах и подчинено общим закономерностям.

 

В те же 70ые возникают термины «управление фондом», «модель библиотечного фонда», «первичный/вторичный отбор». Содержание понятия «формирования библиотечного фонда» расширилось с включением в него аспекта «управления» фондом.

Однако, в силу психологической неготовности специалистов, многие вопросы, которые относились к теории формирования фонда, по прежнему рассматривались в русле «теории комплектования».

 

В середине 70ых годов Григорьев сделал важный шаг в определении цели формирования фондов. Эта цель заключалась в постоянном стремлении библиотечного фонда к соответствию задачам библиотеки и информационным потребностям своих читателей.

 

Долгое время соотношение между этими двумя частями цели (задачи/потребности) не все библиотековеды определяли правильно. Одни видели цель только за читательским интересами, другие же были ориентирование на задачи библиотеки. Была недооценка того, что собственно задачи библиотеки всегда определены спецификой интересов читателей.

И цель формирования фонда была возведена в ранг закона, который так и назвался (Карташевым) «Закон соответствия».

Формирование фонда на основе закона соответствия требует от библиотекаря:

· Знания задач, стоящих перед библиотекой в данное время.

· Постоянного изучения читательского контингента.

 

В 70ые годы была разработана модель определения количественных границ фонда. В это же время появляется понятие «оптимальная величина фонда».

 

В 80ые годы были определены составные части процесса комплектования. До этого времени комплектование понималось как «пополнение фонда новой литературой». С 80ых годов это понятие расширяется: не только пополнение новой литературой, но и как непрерывное обновление фонда.

 

В 90ые годы возникла необходимость создания новой организационно-технологической модели формирования фонда. Первым шагом в этом направлении было налаживание взаимодействия в форме координации и кооперации.

Все характеристики фонда создаются только лишь в результате его формирования. С технологической точки зрения, формирование фонда это совокупность процессов и операций, связанных с его комплектованием, организацией и управления им.

Формирование фондов всегда начинается с определения идеального образа фонда.

В конечном счёте, движение документа, в рамках формирования фонда, заканчивается его выпиливанием(«физическим исключением») из фонда.

Для правильного функционирования библиотечного фонда им необходимо управлять: т.е. регулировать состав, величину, организацию фонда. Управление фондом базируется на постоянном сборе и переработке информации о его состоянии, и заканчивается принятием решения о ходе дальнейшего формирования фонда и выполнения этих решений.

 

Таким образом, формирование библиотечного фонда – непрерывный процесс. Он продолжается до тех пор, пока существует сама библиотека. Уровнем теоретических разработок в области формирования фонда в большей степени определяется успех и в других областях библиотековедения.

 

Основными способами поддержания соответствия между задачами библиотеки и информационными потребностями служат:

· Ввод документов по профилю фонда.

· Предание документам свойств целостности и принадлежности к библиотеке.

· Распределение документов по структурным подразделениям библиотеки.

· Перераспределение документов в связи с изменением их ценности.

· Вывод невостребованных документов.

Принято считать, что фонд сформирован правильно, если он отвечает на 75 процентов запросов читателей для массовой библиотеки, и на 85 процентов для научной библиотеки.

 

Теоретической основой формирования фонда служит концепция выделения в интересах читателей общего, особенного и единичного. Эта концепция начала разрабатываться в 1967 году Столяровым. Согласно этой концепции:

· Общее будет свойственно всему контингенту читателей данной библиотеки.

· Особенное – отдельно взятой группе читателей, выделенной по какому-то определённому признаку.

· Единичное - носит неповторимый характер и принадлежит отдельно взятому читателю данной библиотеки.

При формировании фонда библиотека ориентируется только на общее и особенное в запросах читателей. Т.е. библиотека, как правило, ориентирована на коллективные потребности. Единичное, в силу разнообразия, удовлетворяется с помощью тех библиотек, в которых эти потребности носят не единичный, а общий или групповой характер.

 

Движущими силами в формировании фонда являются постоянные противоречия нескольких видов:

· Между библиотечным фондом и внешней средой.

· Между библиотечным фондом и другими подсистемами библиотеки.

· Противоречия внутри самого библиотечного фонда.

Самые острые – между фондами и внешней средой. Внешняя среда постоянно ставит перед библиотечным фондом всё новые задачи.

 

Приобретает остроту противоречие между библиотечным фондом и читателями (1ая подсистема). Контингент абонентов постоянно усложняет и увеличивает свои информационные потребности. Задача фонда – удовлетворение этих потребностей, но фонд не всегда имеет возможность удовлетворить потребности своими возможностями.

Так же фонд постоянно испытывает воздействие и со стороны внешнего документного потока, при этом возможность приобретения всех документов, которые появляются, ограничивается рядом факторов:

· Финансовые ресурсы библиотеки.

· Помещения для хранения документов.

Снять противоречие может стремление к соблюдению соответствия, однако, полного соответствия достичь невозможно ибо достаточно снять одно противоречие, как оно тут же восполняется в другом.

 

Между библиотечным фондом и персоналом: для повышения «качества» фонда библиотекарям необходимо постоянно повышать свою квалификацию, что не всегда происходит.

Противоречия внутри самого фонда: выражается в том, что технология и техника с течением времени устаревает, появляются новые технология и технические средства, что не всегда доступно библиотеке (перестройка).

 

  1. Принципы формирования фонда.

И на них все забили, ибо это «было в прошлом семестре»…’’>_>.

Тема: Теория отбора документов в библиотечный фонд.

 

Вопросы:

  1. Возникновение и развитие теории отбора. Сущность и факторы отбора.

Понятие отбор в общем смысле означает «выделение чего-либо из какой-либо среды». В библиотековедении данным термином определяется целесообразность приобретения или хранения уже имеющихся документов. Отбор предполагает поиск и оценку в общем документальном потоке, и извлечение из потока наиболее ценных документов для включения в фонд.

 

В основе отбора лежат определённые критерии, которые дают комплектаторам ответ на такие вопросы:

· Почему и для какой цели необходимы эти документы?

 

В теории комплектования место отбора определяется при рассмотрении самого термина «комплектование». Комплектование это - создание и постоянное обновление библиотечного фонда документами, которые отвечают задачам библиотеки и информационным потребностям пользователей. В данном определении достаточно чётко обозначено присутствие процесса отбора документа.

 

Сама проблема отбора возникла почти одновременно с самими библиотеками. Основным фактором в этом деле явилось то, что библиотекарь осознал что невозможность собрания в одном месте всего множества документов, которые создаёт человечество.

 

С помощью отбора стал регулироваться и количественный рост фонда. Перед библиотекарями встала задача сочетания в комплектовании принципов полноты и сохранности информации с принципами отбора информации. Актуальность этого до сих пор высока. Решение этой задачи на всём протяжении исторического развития выливалось в определенные концепции комплектования фонда. В России такие концепции были созданы Олениним и Корфом. За рубежом были свои концепции: Поницци и Сиблей, их концепции предполагали исчерпывающую полноту комплектования фонда. Поэтому эти концепции подверглись серьезной критике на момент их создания. Основной причиной критики явился всё возрастающий поток документов, который требовал от библиотекарей избирательного подхода к комплектованию фонда.

 

Отказ от исчерпывающей полноты комплектования и переход к отбору был «продиктован самой жизнью». Одним из видных теоретиков отбора, который стоял у истоков теории отбора был Ста(х)с. Его идеи заключались в опровержении подхода исчерпывающей полноты фонда.

 

Однако к концу 19 – началу 20ого века идеи о теории отбора не были теоретически оформлены и не всегда соблюдались в практической деятельности. В целостном виде теория обора была создана российским библиотековедом Рубакиным. Он обосновал цель и прицепы отбора, которые и изложил в трудах: «Книжное оскудение», «Этюды о русской читающей публике».

Так же идею строго отбора развивали: Хавкина, Дерунов, Покровский. Наиболее широко теорию отбора развивал Покровский.

Он разрабатывал вопросы изучения интересов читателей в целях научно-обоснованного отбора литературы и именно он в первые сказал: «В фондах библиотек не должно быть ни одной книги, которая не требовалась бы читателям». В то же время, Покровский считал что в фондах библиотеки должны быть документы, которые отражают самые разные точки зрения по любому вопросу. Считал так же что книги, которые находятся в библиотеке, должны быть своего рода мостиками для перевода читателя к более серьёзному чтению.

 

В послевоенный период и до конца 70ых годов 20ого века самым видным теоретиком отбора был Григорьев. Считал что процесс комплектования фонда следует понимать как целенаправленный отбор необходимой библиотеке литературы.

И комплектование и отбор литературы, в данном случае, вплоть до конца 60ых годов рассматривались как синонимы. Комплектование сводилось к технологическому процессу приобретения новой литературы.

Заслугой Григорьева являлось то, что он под комплектованием понимал не только включение новой литературы, но и освобождение фонда от старой, потерявшей ценность, литературы.

И аспект освобождения фонда как раз и стал отправной точкой для создания теории вторичного отбора.

 

Идея исчерпывающей полноты комплектования фонда имеет своих сторонников и в настоящее время. И сторонником такой идеи является Н.И. Тюлина, которая обосновала в конце 80ых годов эту идею применительно к фондам национальных библиотек.

На практике к исчерпывающей полноте стремятся национальные библиотеки Дании, Франции и некоторых других стран.

 

В. И. Терёшин считает, что исчерпывающей полнотой должен обладать фонд, но лишь в пределах заданных границ фонда.

О исчерпывающей полноте, в рамках ограничения профилем фонда, говорит и Столяров.

Данный взгляд на комплектование предполагает наличие в этом процессе прежде всего оценки и отбора документов.

 

В современных условиях формируется новая концепция отбора документов. Теоретическая основа в данном случае сводится к разработке современных критериев отбора отдельных не традиционных видов документов.

 

Особое влияние на разработку теории отбора оказывает влияние и развитие электронных носителей информации. Новые технические средства позволяют с одной стороны расширить состав фонда, а с другой стороны – дают возможность удалённого доступа к неограниченному числу электронных документов.

Вместе с тем, возникают новые проблемы, касательно отбора лишь той электронной информации, ценность которой достаточно высока.

 

Современная концепция отбора требует и совершенствование законодательной базы, которая касается авторского права, ценностных критериев информации, а так же требует новых научных методов, с помощью которых будет определяться значимость электронной информации.

 

Процесс пополнения библиотечного фонда документами, имеет особенности, связанные с профилем фонда, так же типом и видом библиотеки. Задача национальных библиотек состоит в том, что бы приобрести все вышедшие в стране документы, хотя бы в одном экземпляре. Поэтому полнота комплектования фондов национальными документами должна приближаться к исчерпывающей.

Остальные библиотеки подходят избирательно к приобретению документов.

 

Избирательность обосновывается определёнными признаками, которые доказывают ценность этих документов для читателей.

Т.к. отбор это прежде всего оценка внешнего документного потока, а так же внутреннего массива документов на основе принятых критериев.

Целью отбора является принятие решение о целесообразности включения того или иного документа в фонд.

Существуют 2 вида отбора, которые и отражают двойственный характер процесса комплектования:

· Первичный – начинается на этапе создания модели фонда. Тут устанавливаются групповые страницы фонда, в основе которых лежат разнообразные признаки, имеющие первостепенное значение. Это признаки: тема (отрасль), тип документов, вид документов, языковые границы, хронологические границы.

Первичный отборпроцесс выявления и оценки и отчуждения из внешнего документного потока профильных документов, и включение этих документов в фонд. Библиотекари проводят этот отбор по многочисленным библиографическим указателям и БД.

· Вторичный.

 

Меня не было одну пару.

 

На отбор влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним относятся:

· Производство документов. Производство информации мешает оперативной обработке информации. В результате этого происходит затруднения поиска необходимой информации.

· Научная, идейная, художественная и др. неравноценность документов. Этот фактор вынуждает отбирать лишь наиболее нужные документы.

· Дифференциация и интеграция наук. Эта тенденция усложняет определение профиля фонда и вызывает необходимость его постоянного уточнения.

· Разнообразие документов различного содержания и формы.

· Факт появления нетрадиционных видов документов.

· Состояние документного рынка (наличие на этом рынке документов текущего и ретроспективного характера).

· Степень доступности для данной библиотеки источников пополнения фонда.

 

К внутренним факторам относят следующие:

· Профиль фонда.

· Состав фонда.

· Величина фонда.

· Степень использования фонда как отдельно взятой библиотеки, так и библиотек страны в целом.

· Финансовые возможности библиотек.

· Транспортные и информационные связи библиотек с источниками пополнения фонда.

 

При вторичном отборе учитывается ещё ряд обстоятельств:

· Старение информации и физическое старение самого документа. Быстрому старению подвергаются издания, выпускаемые к юбилейным датам, избирательным компаниям, поэтому вторичному отбору могут подвергаться документы не только прошлых лет издания, но и относительно новые документы.

· В активный фонд могут вернуться документы, отторгнутые прежде, в связи с изменениями в общественной, научной, культурной жизни.

 

К полностью устаревшим документам будут относится журнальные статьи, содержание которых целиком вошло в книгу, а так же тезисы докладов после издания полного их текста.

 

  1. Критерии качества и критерии эффективности отбора.

Поскольку фонд формируется на теории отбора, нужно следить за его качеством и эффективностью. Социальный критерий качества отбора – признак, на основании которого можно судить заслуживает ли документ приобретения, а, при вторичном отборе, оставления его в фонде. Таким признаком является ценность приобретаемого или сохраняемого документа.

Ценность документа способствует реализации стоящих перед библиотекой задач и представляет интерес для читателя. Поэтому отбор представляет собой выделение из множества документов только тех, которые действительно представляют/имеют ценность.

Ценностьпредпочтительность одного документа другому, по некоторому существенному для библиотеки признаку, либо по их совокупности. Такие признаки:

· Актуальность.

· Новизна.

· Научная или художественная значимость произведения.

· Соответствие произведения профилю фонда.

Наивысшую ценность для каждой библиотеки имеют классические произведения по профилю фонда. Они же составляют ядро фонда. Из современных произведений, предпочтение отдают тем, которые представляют долговременный интерес.

Вместе с тем, ценность – категория не застывшая, а довольно подвижная и относительная. Относительность категории ценности проявляется в том, что один и тот же документ, в глазах читателя, может как представлять ценность, так и нет.

В зависимости от различных условий общественной жизни актуальность может как повышаться, так и понижаться. Так что объективно – актуальность сохраняется в течении того времени, пока в документе имеется потребность у той или иной группы читателей.

В основе предпочтения так же лежат и субъективные факторы:

· Личность (вкусы) и квалификация библиотекаря.

· Наличие или отсутствие в фонде аналогичного или взаимозаменяемого документа.

Таким образом ценность документа – это единство объективного и субъективного. При отборе документов, библиотекарь должен исходить из степени объективной ценности документа, но должен принимать во внимание и субъективные аспекты.

 

Оценка качества фонда – ценность документов в фонде.

Критерии эффективности отбора – минимальные трудовые затраты библиотекарей для осуществления отбора, при требуемом качестве результата.

 

  1. Полнота библиотечного фонда.

В ходе отбора, каждая библиотека, обеспечивает полноту фонда. В соответствии с этим определяется «число полноты». Так в 80ые годы Селивестрова, опираясь на закон Бредфорда, предложила свои степени (виды) полноты:

· Исчерпывающая полнота – сохранение и приобретение 100% выходящих документов.

· Максимально релевантная полнота – около 75%.

· Ядерная полнота – около 30%.

· Справочная полнота – до 20% общего числа документов по профилю фонда.

 

При этом допускается ситуация, когда в одном и том же фонде, для разных его структурных частей могут присутствовать несколько или все виды полноты. В областной библиотеке: может исчерпывающе формировать фонд краеведческих документов, максимально релевантно по своему профилю, выборочно – по смежной тематике.

Задача библиотекаря при формировании фонда – что бы фонд был оптимален во всех отношениях.

Оптимальная величина = документообеспеченность*количество читателей.

 

Избыточная полнота фонда – если полнота фонда намного превышает потребности читателей, то она считается избыточной. Таким образом, фонде будет часть, которая никогда не будет востребована читателями.

 

Если полнота фонда не удовлетворяет всех потребностей читателей, то она считается недостаточной.

 

Полнота и избыточность не всегда сопряжены между собой. Полнота может достигаться как при отсутствии, так и при наличии избыточности. Возможны ситуации, когда документов одного типа в избытке, а других – в недостатке.

Недостаточная полнота фонда – всегда нежелательна.

Избыточная полнота – явление относительное. До определённого момента избыточность может быть положительным фактором. Избыточным фондом могут удовлетворяться «непредвиденные» обстоятельства. Так же избыточными документами могут заменятся уже изветшавшие документы. Избыточность помогает избежать образования «лакун» (пробелов в фонде). Поэтому избыточность создаёт необходимый запас надёжности фонда. Полезная избыточность достигается увеличением числа названий и экземпляров востребованных документов. Такие «полезные избыточные» документы по возможности выделяют физически, образуя из них резервный фонд.

Избыточность будет полезна до тех пор, пока будет сохранятся нормальное качество обслуживания. За пределами рациональной величины избыточность не желательна.

 

Есть так же исчерпывающая и относительная полнота фонда.

В обиходной речи понятия «исчерпывающий» и «полный» фонд совпадают. Но фондоведы видят в этих понятиях смысловое отличие.

Под исчерпывающим они понимают фонд, имеющий высшую степень насыщенности чем-либо, за пределами которой не остаётся ничего. До середины 19 века исчерпывающая полнота фонда отдельно взятой библиотеки считалась эффективным путём достижения безотказного и оперативного обслуживания читателей. В 80ые годы 20ого века концепцию исчерпывающей полноты фонда национальных библиотек разделяет и обосновывает Наталья Ивановна Тюлина. Вместе с тем, многие библиотековеды достижение исчерпывающей полноты в отдельной библиотеке видят нерациональным. Поэтому исчерпывающая полнота ограничивается только национальными документами и национальным фондом.

Выход из положения библиотековеды видят в обеспечении «рассеянной полноты» - т.е. исчерпывающей полноты в рамках ограничения профилем фонда. Это и есть относительная полнота.

 

Информационная и документная полнота.

В 80ых годах было предложено рассмотреть фонды в информационной и документной полноте.

Понятие информационной полноты относится к семантическому (смысловому) содержанию документа, объёму той информации, которой располагает этот фонд.

Понятие документной полноты распространяется на внешние характеристики фонда. Прежде всего на число документов, заключающих в себе идентичную информацию.

Фонд на сегодняшний день не по документной, а по информационной полноте. Осознавая акцент на информационной полноте, ЮНЕСКО ещё в 80ые годы переименовало программу «Всеобщей доступности изданий» на программу «Всеобщей доступности информации».

Сегодня вопрос соотношения информационной и документной полноты фонда является наиболее актуальным в библиотечном фондоведении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 3640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.156 с.)