Преподаватель: Фёдорова Алла Михайловна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель: Фёдорова Алла Михайловна



БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД

Преподаватель: Фёдорова Алла Михайловна

Кабинет 316

Изучить: «Положение об обязательном экземпляре». «Инструкция по учёту и сохранности библиотечного фонда».

Литература: Ю.Н. Столяров «Библиотечный фонд». Терёшин «Библиотечный фонд» (в 2ух частах). Петрова Т. «Библиотечный фонд».

Лекция 1.

Тема: Понятие «Библиотечный фонд» и эволюция представлений о нём в фондоведении.

Вопросы:

Сущность понятия библиотечный фонд. Его возникновение и развитие.

Библиотечный фонд образуют не только книги, но и журналы, газеты, ноты и другие виды документов, которые, как правило, принято относить к группе «традиционных» документов.

Кроме традиционных документов, библиотечный фонд образуют и нетрадиционные документы. К ним относятся:

· Микроформы (микрофиши, микрофильмы).

· Аудиовизуальные документы (пластинки, диафильмы, слайды и т.д.).

· Электронные документы.

 

Библиотечный фонд сосредотачивает всю ту информацию, за которой приходит читатель.

Библиотечный фонд в своей основе является источником:

· Научной.

· Бытовой.

· Художественной

· И иной информации.

В нём так же заложены возможности для общественного и нравственного, профессионального образования. Кроме того, фонд так же собирает документы для отдыха читателей и организации досуга.

 

Но, вместе с тем, не все документы, которые находятся в библиотеке можно назвать библиотечным фондом. К таковым относятся: документы, которые приобретены, но ещё не обработаны должным образом. Так же к таким документам относятся исключённые из фонда документы. Так же есть не учитываемые как фонд, документы, предназначенные для обмена, подарков.

 

Собственно библиотечный фонд – это всегда множество документов, но лишь такое множество, которое подобрано с учётом задач библиотеки и особенностей контингента читателей. Это множество документов должно быть определённым образом упорядоченно, т.е. – технически и научно обработано (проставлен штамп, присвоен номер), так же это множество должно быть размещено по соответствующим структурным подразделения и расставлено по определённой системе.

В обязательном порядке, всё это множество документов должно быть используемо читателями библиотеки.

Библиотечный фонд это систематизированное собрание документов, собранное с учётом задач, в соответствии с типом и профилем библиотеки и предназначенное для использования читателями.

В 60 годы Григорьевым было правомерно сформулировано основное социальное назначение фонда: «Фонд должен является основой всей деятельности библиотеки, как социального института».

 

На протяжении многих лет (вплоть до начала 20ого века) понятия «библиотека» и «библиотечный фонд» отождествлялись. Но, вместе с тем, под «библиотечным фондом» прежде всего понималось комплектование фонда, но с другой стороны само комплектование фонда, учёт и его расстановка рассматриваются как совокупность приёмов, связанных с расходом финансовых средств.

Вот именно поэтому в конце 19 века возник подход к фонду, как к «книжному имуществу».

В начале 20ого века многие библиотековеды, среди которых Камалевский, Шакурин, Денисьев, Покровский, Хавкина, Рубакин, рассматривали библиотечный фонд как собрание «книг», в широком смысле. Такое понимание подкрепилось с появлением термина книгохранилище.

С появлением этого термина крупные библиотеки стали ещё именоваться «книгохранилищами».

 

Главными функциями библиотеки стали сбор и хранение книг. Это две основные функции, которые являются основополагающими.

 

Появление и укрепление в 20ые годы 20ого века понятия «библиотечный фонд» ознаменовало собой важный этап в развитии представлений о библиотеке. Но, тем не менее, сам термин окончательно сформировался и стал широко употребляться в начале 30ых годов 20ого века.

Уже в конце 30ых годов 20 века понятие «библиотечный фонд» почти вытесняет термин «библиотека» в понятии «библиотечный фонд».

 

В 30ые годы собирательное понятие «библиотечный фонд» вытесняется менее точным понятием «библиотечные фонды». Тут важно отметить что понятие «фонды» в качестве научного термина является менее точным, т.к. всякое собирательное понятие в науке принято выражать в единственном числе. В 40ые годы это название (фонды) закрепилось за названием курса. И все попытки Столярова вернуть точное терминологическое выражение этому понятию не принесли успешных результатов.

 

Лекция 2.

Буквально 2 года назад вернулось название «библиотечный фонд».

 

Не смотря на важность фонда для функционирования всей библиотеки в целом, ставить знак равенства между «фондом» и «библиотекой» неправомерно, т.к. в данном случае будет преувеличиваться роль фонда в системе «библиотека». И, одновременно, сужаться представление о самой библиотеке.

 

К 40ым годам 20ого века большинство специалистов пришли к выводу, что «фонд» это всего лишь часть библиотеки. Книгохранилищами стали называть часть библиотечных помещений, в которых хранится основной фонд.

 

К середине 70ых годов 20ого века уже на смену понятия «книгохранилище» пришло понятие «фондохранилище». Именно в 70ые годы, благодаря трудам Григорьева, фонд занял равноправное место среди других подсистем библиотеки.

 

Социальные функции библиотечного фонда в системе «Библиотека».

Функции библиотечного фонда это система задач, которыми определяются его возможности, как информационного массива.

Библиотечный фонд выполняет ряд функций, которые принято относить к 2ум группам:

· Внешнесистемные функции.

Разобщённый поток документов нуждается в сосредоточении, сборе и упорядочении. Эта функция библиотечного фонда называется кумулятивной. Эта функция представляет собой основную социальную функцию фонда. Она предусматривает упорядочение потоков документов, которые поступают в библиотеку, так же обеспечивает наибольшую полноту удовлетворения информационных запросов.

Все собираемые в фонде документы в конечном счёте предназначены для использовании, следственно вытекает функция сохранения документов (мемориальная функция). Эта функция обеспечивает сохранность всей совокупности знаний, закреплённых в документе и предназначенных для передачи будущим поколениям.

 

Лекция 4.

 

· Внутрисистемные функции.

Элементные функции: являются таковыми, поскольку проявляются по отношению к тем элементам, с которыми фонд связан.

Наиболее важной является функцияиспользования фонда (утилитарная) абонентами библиотеки. Для успешной реализации этой функции библиотекарь должен знать информационные потребности абонентов библиотеки.

Функция использования (информационная, информативная) суть этой функции в том, что фонд в процессе использования предоставляет определённую информацию. Информационная функция предполагает извлечение из документов сведений о достижениях в различных областях и с оптимальной полнотой.

Кроме этого фонд так же содействует получению общего и профессионального образования. В этом проявляется педагогическая (образовательная) функция фонда.

Так же фонд выполняет функцию содействия организации досуга читателей, т.е. – рекреационную функцию.

Но все эти функции становятся возможными благодаря тому, что в фонде представлены документы, в которых представлены знания за многие временные промежутки. Отсюда вытекает функция памяти человечества(родовая ).

Для того, чтобы все функции получили свою реализацию, фонд необходимо укомплектовать, обработать, разместить и сохранить. Все эти пункты реализуются в ходе выполнения технологической функции.

Все технологические процессы нуждаются в техническом обеспечении, и в этом случае фонд выполняет функцию реализации объектов материально технических устройств.

Каждая библиотека имеет свою модель, и именно для этой модели фонд будет выполнять функцию прототипа (первоосновы). Это объясняется тем, что документы в фонде служат объектом для составления библиографической записи, для систематизации и учёта и т.д.

Таким образом, внешне системные функции всегда остаются без изменений, а вот внутрисистемные, под влиянием различных факторов, могут изменяться.

 


Лекция 5.

· Упорядоченность массива документов – библиотечный фонд представляет собой не просто множество документов, а множество упорядоченных по нескольким основаниям одновременно документов.

· Предназначенность фонда для абонентов(читателей) и использование ими фонда – все документы, которые поступают и составляют библиотечный фонд, нужны лишь в том случае, если они представляют реальный или потенциальный интерес для того или иного читателя. Поэтому собрание документов, называемое библиотечным фондом, должно быть используемым.

· Готовность библиотечного фонда к использованию – готовность фонда достигается оперативной и правильной обработкой документов, учётом и расстановкой, соблюдением технологических норм, исправностью тех. средств.

Все поступающие в библиотеку документы, но не обработанные соответствующим образом – не являются фондом, т.к. у них отсутствуют признаки упорядоченности и используемости.

В то же время, исключённые из фонда документы, но физически ещё присутствующие в библиотеке – так же не будут являться фондом.

 

Меня не было одну пару.

 

На отбор влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним относятся:

· Производство документов. Производство информации мешает оперативной обработке информации. В результате этого происходит затруднения поиска необходимой информации.

· Научная, идейная, художественная и др. неравноценность документов. Этот фактор вынуждает отбирать лишь наиболее нужные документы.

· Дифференциация и интеграция наук. Эта тенденция усложняет определение профиля фонда и вызывает необходимость его постоянного уточнения.

· Разнообразие документов различного содержания и формы.

· Факт появления нетрадиционных видов документов.

· Состояние документного рынка (наличие на этом рынке документов текущего и ретроспективного характера).

· Степень доступности для данной библиотеки источников пополнения фонда.

 

К внутренним факторам относят следующие:

· Профиль фонда.

· Состав фонда.

· Величина фонда.

· Степень использования фонда как отдельно взятой библиотеки, так и библиотек страны в целом.

· Финансовые возможности библиотек.

· Транспортные и информационные связи библиотек с источниками пополнения фонда.

 

При вторичном отборе учитывается ещё ряд обстоятельств:

· Старение информации и физическое старение самого документа. Быстрому старению подвергаются издания, выпускаемые к юбилейным датам, избирательным компаниям, поэтому вторичному отбору могут подвергаться документы не только прошлых лет издания, но и относительно новые документы.

· В активный фонд могут вернуться документы, отторгнутые прежде, в связи с изменениями в общественной, научной, культурной жизни.

 

К полностью устаревшим документам будут относится журнальные статьи, содержание которых целиком вошло в книгу, а так же тезисы докладов после издания полного их текста.

 

  1. Критерии качества и критерии эффективности отбора.

Поскольку фонд формируется на теории отбора, нужно следить за его качеством и эффективностью. Социальный критерий качества отбора – признак, на основании которого можно судить заслуживает ли документ приобретения, а, при вторичном отборе, оставления его в фонде. Таким признаком является ценность приобретаемого или сохраняемого документа.

Ценность документа способствует реализации стоящих перед библиотекой задач и представляет интерес для читателя. Поэтому отбор представляет собой выделение из множества документов только тех, которые действительно представляют/имеют ценность.

Ценностьпредпочтительность одного документа другому, по некоторому существенному для библиотеки признаку, либо по их совокупности. Такие признаки:

· Актуальность.

· Новизна.

· Научная или художественная значимость произведения.

· Соответствие произведения профилю фонда.

Наивысшую ценность для каждой библиотеки имеют классические произведения по профилю фонда. Они же составляют ядро фонда. Из современных произведений, предпочтение отдают тем, которые представляют долговременный интерес.

Вместе с тем, ценность – категория не застывшая, а довольно подвижная и относительная. Относительность категории ценности проявляется в том, что один и тот же документ, в глазах читателя, может как представлять ценность, так и нет.

В зависимости от различных условий общественной жизни актуальность может как повышаться, так и понижаться. Так что объективно – актуальность сохраняется в течении того времени, пока в документе имеется потребность у той или иной группы читателей.

В основе предпочтения так же лежат и субъективные факторы:

· Личность (вкусы) и квалификация библиотекаря.

· Наличие или отсутствие в фонде аналогичного или взаимозаменяемого документа.

Таким образом ценность документа – это единство объективного и субъективного. При отборе документов, библиотекарь должен исходить из степени объективной ценности документа, но должен принимать во внимание и субъективные аспекты.

 

Оценка качества фонда – ценность документов в фонде.

Критерии эффективности отбора – минимальные трудовые затраты библиотекарей для осуществления отбора, при требуемом качестве результата.

 

  1. Полнота библиотечного фонда.

В ходе отбора, каждая библиотека, обеспечивает полноту фонда. В соответствии с этим определяется «число полноты». Так в 80ые годы Селивестрова, опираясь на закон Бредфорда, предложила свои степени (виды) полноты:

· Исчерпывающая полнота – сохранение и приобретение 100% выходящих документов.

· Максимально релевантная полнота – около 75%.

· Ядерная полнота – около 30%.

· Справочная полнота – до 20% общего числа документов по профилю фонда.

 

При этом допускается ситуация, когда в одном и том же фонде, для разных его структурных частей могут присутствовать несколько или все виды полноты. В областной библиотеке: может исчерпывающе формировать фонд краеведческих документов, максимально релевантно по своему профилю, выборочно – по смежной тематике.

Задача библиотекаря при формировании фонда – что бы фонд был оптимален во всех отношениях.

Оптимальная величина = документообеспеченность*количество читателей.

 

Избыточная полнота фонда – если полнота фонда намного превышает потребности читателей, то она считается избыточной. Таким образом, фонде будет часть, которая никогда не будет востребована читателями.

 

Если полнота фонда не удовлетворяет всех потребностей читателей, то она считается недостаточной.

 

Полнота и избыточность не всегда сопряжены между собой. Полнота может достигаться как при отсутствии, так и при наличии избыточности. Возможны ситуации, когда документов одного типа в избытке, а других – в недостатке.

Недостаточная полнота фонда – всегда нежелательна.

Избыточная полнота – явление относительное. До определённого момента избыточность может быть положительным фактором. Избыточным фондом могут удовлетворяться «непредвиденные» обстоятельства. Так же избыточными документами могут заменятся уже изветшавшие документы. Избыточность помогает избежать образования «лакун» (пробелов в фонде). Поэтому избыточность создаёт необходимый запас надёжности фонда. Полезная избыточность достигается увеличением числа названий и экземпляров востребованных документов. Такие «полезные избыточные» документы по возможности выделяют физически, образуя из них резервный фонд.

Избыточность будет полезна до тех пор, пока будет сохранятся нормальное качество обслуживания. За пределами рациональной величины избыточность не желательна.

 

Есть так же исчерпывающая и относительная полнота фонда.

В обиходной речи понятия «исчерпывающий» и «полный» фонд совпадают. Но фондоведы видят в этих понятиях смысловое отличие.

Под исчерпывающим они понимают фонд, имеющий высшую степень насыщенности чем-либо, за пределами которой не остаётся ничего. До середины 19 века исчерпывающая полнота фонда отдельно взятой библиотеки считалась эффективным путём достижения безотказного и оперативного обслуживания читателей. В 80ые годы 20ого века концепцию исчерпывающей полноты фонда национальных библиотек разделяет и обосновывает Наталья Ивановна Тюлина. Вместе с тем, многие библиотековеды достижение исчерпывающей полноты в отдельной библиотеке видят нерациональным. Поэтому исчерпывающая полнота ограничивается только национальными документами и национальным фондом.

Выход из положения библиотековеды видят в обеспечении «рассеянной полноты» - т.е. исчерпывающей полноты в рамках ограничения профилем фонда. Это и есть относительная полнота.

 

Информационная и документная полнота.

В 80ых годах было предложено рассмотреть фонды в информационной и документной полноте.

Понятие информационной полноты относится к семантическому (смысловому) содержанию документа, объёму той информации, которой располагает этот фонд.

Понятие документной полноты распространяется на внешние характеристики фонда. Прежде всего на число документов, заключающих в себе идентичную информацию.

Фонд на сегодняшний день не по документной, а по информационной полноте. Осознавая акцент на информационной полноте, ЮНЕСКО ещё в 80ые годы переименовало программу «Всеобщей доступности изданий» на программу «Всеобщей доступности информации».

Сегодня вопрос соотношения информационной и документной полноты фонда является наиболее актуальным в библиотечном фондоведении.

 


  1. Ядро библиотечного фонда

Самую отборную часть библиотечного фонда составляет ядро.

Ядронаиболее ценные в учебном, художественном или ином отношении, документы. Ядро обеспечивает:

· Целостность.

· Надёжность.

· Безотказность в обслуживании.

· Помогает в выполнении социальных функций библиотеки.

 

Цель создания ядра в том, что бы представить в фонде систему самых лучших профильных документов.

 

В ядро входят (в пределах профиля фонда) документы любого вида (за исключением периодики), любого возраста, отрасли, языка и т.д. Главное что бы они отвечали основному критерию – постоянной повышенной ценности. Это возможно в случае, если ядро отвечает общему в интересах абонента.

Считается, что каждый читатель библиотеки должен стремится к тому, что бы освоить все документы ядра. Объём ядра может превышать возможности его реального освоения.

 

Поскольку ядро призвано удовлетворять общее в интересах читателей, его содержание в профилях предела фонда не зависит от состава читателей. Ядро состоит в основном из документов, апробированных временем. Поэтому, обычно к ядру проявляется относительно постоянный, но не сверх активный интерес. За счёт чего обращаемость ядра будет ниже общей обращаемости фонда. Исключение – фонды для детей.

 

По наполнению, ядро фонда состоит из 2ух частей. Одна часть ядра будет одинаковой для всех массовых библиотек страны. Другая часть будет состоять из самых ценных произведений, прошедших проверку временем. Эта часть будет состоять из документов, которые отражают специфику культурного, социально-экономического региона или зоны.

Ядро подчиняется всем принципам формирования библиотечного фонда. Ему свойственно как пополнение новыми документами, так и исключение из него документов, замена более новыми изданиями и т.д.

Величина ядра будет зависеть от числа произведений, бесспорно признанных шедеврами научной или художественной мысли. От числа абонентов будет зависеть количество экземпляров, входящих в ядро.

 

Ядро фонда научной библиотеки будет состоять, в основном, из общественно-политической литературы, а так же из нормативных документов по профилю; работ классиков данной науки, профильных справочников, теоретических изданий разного вида и степени периодичности.

 

Как в массовых, так и в научных библиотеках, физически ядро из фонда не выделяют. Важно лишь само присутствие его библиотеке.

 

Если ядро по своему основанию представляет центральную часть фонда, то, по предложению Терёшина, остальную часть фонда называют «сферой». В массовых библиотеках, сфера намного больше ядра, в то время как в научных библиотеках она может быть как меньше, так и больше, чем ядро. Это зависит от основных задач, которые стоят перед фондом.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД

Преподаватель: Фёдорова Алла Михайловна

Кабинет 316



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.081 с.)