Активность и пассивность в понимании великих мыслителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активность и пассивность в понимании великих мыслителей



 

«То, что Аристотель не разделял нашу современную точку зрения на активность и пассивность, становится совершенно очевидно, если мы примем во внимание, что для него наивысшей формой praxis'a, то есть деятельности, которую он ставил даже выше политической деятельности, является созерцательная жизнь, посвященная поискам истины. Идея, что созерцание—это одна из форм бездеятельности, была для него немыслимой. Аристотель считал созерцательную жизнь деятельностью самой лучшей части в нас—деятельностью ума, интеллектуальной интуиции. Раб может вкушать телесные удовольствия так же, как и свободные люди. Однако eudain onia, "счастье", состоит не в удовольствиях, а в деятельностях сообразно добродетели [Аристотель. Никомахова этика, 1177а, 2 и сл.]»[73].

Фома Аквинский «признавал, что повседневная жизнь, vita activa, обычного человека также имеет ценность и ведет к блаженству (beatitudo) при условии -- и эта оговорка имеет решающее значение, -- что цель, на которую направлена активность человека, есть блаженство и что этот человек способен контролировать свои страсти и свою плоть»[74].

«...согласно Спинозе, добродетель или порок, успех или неудача, благоденствие или страдание, активность или пассивность зависят от того, в какой степени личности удается достичь оптимальной реализации своей человеческой природы. Чем больше мы приближаемся к модели человеческой природы, тем полнее наша свобода и наше счастье»[75].

«В "Экономическо-философских рукописях" Маркс писал, что "свободная сознательная деятельность" (то есть человеческая деятельность) составляет "родовой характер Человека". Труд, по Марксу, символизирует человеческую деятельность, а человеческая деятельность есть жизнь. Напротив, капитал, с точки зрения Маркса, -- это накопленное, прошлое и в конечном счете мертвое. Нельзя полностью понять, какой эмоциональный заряд имела для Маркса борьба между трудом и капиталом, если не принять во внимание, что для него это была борьба между жизнью и смертью, борьба настоящего с прошлым, борьба людей и вещей, борьба бытия и обладания. Для Маркса вопрос стоял так: "Кто должен править кем? Должно ли живое властвовать над отжившим или отжившее над живым?" Социализм для него олицетворял общество, в котором живое одерживает победу над отжившим.

Вся Марксова критика капитализма и его мечта о социализме основаны на том, что капиталистическая система парализует человеческую самодеятельность и что целью является возрождение всего человечества посредством восстановления активности во всех сферах жизни»[76].

«"История не делает ничего, она "не обладает никаким необъятным богатством", она "не сражается ни в каких битвах"! Не "история", а именно человек, действительный, живой человек—вот кто делает все это, всем обладает и за все борется. "История" не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История—не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека" [Маркс К. и Энгельс Ф., т. 2, с. 102].»[77][78]

«Никто из ближайших наших современников не постиг пассивный характер современной активности с такой проницательностью, как Альберт Швейцер, который в своем исследовании упадка и возрождения цивилизации говорил о современном человеке как о несвободном, несовершенном, нецелеустремленном, патологически зависимом и "абсолютно пассивном"»[79].

 

Бытие как реальность

«...бытие относится к реальной, а не к искаженной, иллюзорной картине жизни. В этом смысле любая попытка расширить сферу бытия означает более глубокое проникновение в реальную сущность самого себя, других и окружающего нас мира. Главные этические цели иудаизма и христианства - преодоление алчности и ненависти - не могут быть осуществлены без учета того фактора, который является центральным в буддизме, хотя играет определенную роль и в иудаизме и в христианстве: путь к бытию лежит через проникновение в суть вещей и познание действительности»[80].

 

 

Список использованных первоисточников, на которые есть ссылки в статье

 

 

1.↑ Фромм Эрих. Психоанализ и религия. Абзац: «Метод Фрейда — психоанализ сделал возможным самое тонкое и интимное исследование души.»

2. Фромм Эрих. Абзац: «Популярность Фромма в Европе…»

3. Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Мужчины и все в большей…»

4. Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Приехав в Осло…»

5. Эрих Фромм. Иметь или быть От абзаца: «Этим единственным исключением …» до абзаца: «Впервые после Аристиппа…»

6. Эрих Фромм. Иметь или быть От абзаца: «Индустриальному обществу …» до абзаца: «К сожалению, эти два доклада…»

7. Эрих Фромм. Иметь или быть От абзаца: «Не менее важен и другой фактор…» до абзаца: «Все упоминавшиеся до сих пор данные…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Главной темой данной книги…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Долгие годы различие…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Теннисону, как представляется…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Гете прогуливался в лесу…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Различие между бытием и обладанием…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Этот предварительный обзор…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Анализ понятия…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Концепция Гераклита…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Конечно, большинство объектов…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Далее мы еще уделим…»

↑ 1 2 Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «В заключение можно сказать…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Поскольку общество…»

↑ 1 2 Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Студенты, ориентированные на обладание…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Совершенно по-иному протекает…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Вспоминание может происходить…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Вспоминание по принципу бытия…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Учитывая, какую массу сведений…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Различие между принципом обладания и принципом бытия…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Полную противоположность…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Все, что было сказано..»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Люди, читающие по принципу бытия…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Наше понимание власти…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Понять, как проявляется принцип бытия применительно к знанию…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Всех этих мыслителей…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «В религиозном, политическом…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть От абзаца: «В первом случае вера…» до абзаца «Вера по принципу бытия…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Позднее, с развитием иудаизма…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Такая вера …»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Будучи уверен в честности…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Любовь также…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Может ли человек…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Если человек испытывает…»

↑ К. Маркс и Ф. Энгельс. «Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании». «Глава четвёртая. Критическая критика как спокойствие познавания, или критическая критика в лице г-на Эдгара». Подзаголовок «3) Любовь»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Все это не означает…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Одна из основных…»

↑ Библия. Исход. Глава 16. Стих 23.

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Чтобы лучше понять…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть От абзаца: «Чтобы лучше понять…» до абзаца «Образ мессианских времен…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Образ мессианских времен…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Истинными последователями…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Новый завет продолжает…»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Я мог бы и дальше …»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Экхарт описал...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Чтобы понять позицию...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Вырваться из плена обладания...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Наши суждения...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Чтобы разрешить...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Природа обладания...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «При ориентации на обладание...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Взрослеющий человек...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Столь ревностное подавление секса...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Сексуальное влечение...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Бунт ребенка...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Принцип обладания...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Однако владение собственностью...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «В данном контексте...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «В центре многих дискуссий...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «В экономической и политической сфере...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Чтобы полнее охарактеризовать...»

↑ 1 2 Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Обладание относится...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Даже единичный поведенческий...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Модус бытия имеет...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «В случае неотчужденной активности...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Слово "продуктивная" в том смысле...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «То, что Аристотель...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Как и Аристотель...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Эти рассуждения трудны...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «В "Экономическо-философских рукописях"...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Несмотря на формулировки...»

↑ К. Маркс и Ф. Энгельс. «Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании». «Глава шестая. Абсолютная критическая критика, или критическая критика в лице г-на БРУНО» Подзаголовок: «2) Второй поход абсолютной критики а) Хинрикс, №2. «Критика» и «Фейербах». Осуждение философии»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Никто из ближайших...»

↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Итак, вернемся...»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.015 с.)