Стресс — явление субъективное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стресс — явление субъективное



Когда стрессовая реакция появляется в ответ на предвидение некото­рой угрозы, если ситуация для вас знакома и вы считаете, что можете взять ее под контроль, вы (1) не испугаетесь и (2) не отреагируете на нее стрессом. С другой стороны, другой человек в точно такой же ситуации может проинтерпретировать ее по-другому и в результате будет страдать от стресса гораздо сильнее.

Стресс — это вопрос личного восприятия. То, что для одного чело­века - потенциальная проблема, для другого — вызов, приводящий к мобилизации ресурсов. Для одного человека предстоящее торжест­венное мероприятие — это возможность встретиться с новыми людь­ми, для другого — море враждебных лиц.

Стресс физический и стресс психологический

После того, как мы заявили, что стресс — это вопрос личного восприя­тия, вас можно б^ дет понять, если вы будете считать его событием, происходящим только в сознании человека. На самом деле, процесс интерпретации ситуации может быть обусловлен влиянием установок, но его последствия проявляются на уровне психики и являются впол­не реальными. Когда возникает стрессовая реакция, организм на сома­тическом уровне готовится к встрече с воспринятой угрозой:

— выброс адреналина в организм;

— учащение сердцебиения;

— дыхание становится частым и неглубоким;

— расширение зрачков;

— напряжение мышц;

— выброс сахара печенью.

Все эти физиологические реакции происходят безо всякого созна­тельного побуждения. Инструктор, проводящий свою первую програм­му, не должен отдавать своей печени приказ выделять сахар. Это про­исходит автоматически и вне зависимости от его желаний.

Стресс — это «будущее», а не настоящее

Лишь очень немногие люди осознают, что стресс направлен в будущее. Он целиком относится ко всему тому, «что будет, если...». Стресс — это постоянный страх о том, что может произойти. В реальной жизни наши опасения за будущее зачастую неоправданны и неконструктивны, по­скольку, когда оно все же наступит, у нас часто не хватает времени на то, чтобы подумать, как же мы себя чувствуем. Мы просто реагируем с максимально возможной скоростью.

Стресс и инструктор

Если наша стрессовая реакция порождается размышлениями по пово­ду потенциальных проблем и беспокойством о способности справлять­ся с ними, с какими же проблемами сталкивается инструктор и какие существуют способы их преодоления?

Например, проблемой может стать снижение усилий инструктора, направленных на разработку содержания программы, *ё связи с усиле­нием волнений о собственной способности стоять перед группой и до­ступно и связно излагать материал. В этом инструкторы не одиноки. Был проведен опрос трех тысяч американцев, которых просили назвать и проранжировать десять своих самых страшных опасений. Страх вы­ступления перед большой аудиторией назывался чаще, чем страх бан­кротства, боязнь пауков и змей, и даже чаще, чем страх смерти. Это очень любопытно, ведь смерть гораздо больше похожа на крах всех на­дежд, чем неудачное публичное выступление.

Ниже приведены неко­торые из наиболее часто встречающихся страхов, связанных с необхо­димостью говорить перед большой аудиторией, и предложены методы борьбы с ними.

Боязнь умолкнуть

Страх

Боязнь умолкнуть или впасть в ступор — широко распространенная форма тревожности.

Действие

Проявляется в том, что исчезают мысли и теряется нить разговора. Обычно, если инструктор замолкает, это обескураживает только его самого, и лишь в гораздо меньшей степени членов группы. Действие адреналина ускоряет биологические часы. Это приводит к тому, что двадцатисекундная пауза может восприниматься инструктором почти как двадцатиминутная.

Решение

— Имейте при себе разборчиво написанный конспект вашего сообщения.

— Оставайтесь спокойным.

— Останавливайтесь, делайте паузы, смотрите в свои заметки.

— Повторяйте вашу последнюю фразу (как будто подчеркиваете важ­ный пункт), пока ищете в записях то место, где вы прервались.

— Задайте вопрос группе. Например: «Пока все ясно?», «Может ли кто-нибудь вспомнить пример этого?».

Страх недостатка знаний

Страх

Убеждение инструктора в том, что каждый знает больше, чем он, что кто-то задаст каверзный вопрос, что группа видит его насквозь.

Действие

Подрывает уверенность и увеличивает нерешительность. Лучший способ преодоления пробела в знаниях — заставить себя по­верить в то, что его нет. Это не значит, что вы должны блефовать; про­сто вы должны заранее предпринять шаги для заполнения этой лакуны.

Решение

— Заранее узнайте уровень компетентности участников тренинга.

— Перечитайте литера! уру, касающуюся вашей темы, а не просто про­смотрите заголовки.

— Заранее продумайте возможные вопросы. Неко I орые из них зада­ются практически во время любой программы

— Перед началом тренинга поговорите со специалистами в этой обла­сти или заручитесь поддержкой пришедших на занятие. «Джо, ты применял эту новую систему; с какими проблемами ты столкнулся?»

«Эканье» и «нуканье»

Страх

Страх общего неловкого молчания, возникающего, когда никто не про­износит ни одного слова.

Действие

В результате этого страха, в то время как мозг подбирает необходимые слова, с языка срываются ничего не значащие слова и выражения, в надежде предотвратить тишину. Это такие знакомые всем обороты, как: «Как бы...», «Типа...», «Это самое...», «На самом деле...», «В об­щем...», «Вот...».

Даже самые опытные инструкторы иногда говорят «ну-у...» и «э-э...». Важно не произносить эти звуки так часто, чтобы это стало заметным и начало вызывать раздражение. Подобно природе, многие инструкторы не терпят пустоты и испытывают необходимость заполнять паузы в речи.

Решение

— Доведите знание вашего материала до такой степени, чтобы не воз­никала необходимость заполнять паузы.

— Примите тот факт, что ваше восприятие пауз отличается от воспри­
ятия пауз участниками тренинга, и не смущайтесь по поводу их дли­
тельности.

— В моменты тишины дышите, вместо того чтобы говорить «э-э...».

Страх потерять концентрацию

Страх

Боязнь того, что в группе окажется человек, который будет выводить инструктора из равновесия и мешать ему сконцентрироваться. Наибо­лее часто этот страх возникает, когда на тренинге присутствуют друзья или руководители.

Действие

Страх показать себя с худшей стороны перед людьми, на которых вы более всего хотели бы произвести впечатление. Рано или поздно друг,

человек, занимающий более высокую должность, или еще кто-то, кому вы хотите нравиться, примут участие в программе, которую вы прово­дите.

Решение

Правильной тактикой будет баланс между уходом от контакта со сму­щающим вас человеком и ориентированностью только на него при иг-норированиим остальных членов группы. При этом стремитесь вести себя так, как вы ведете себя в обычных условиях.

Если вы не можете избавиться от ощущения, что этот человек пол­ностью подавляет вас, представьте его сидящим в ванной или одетым только в одни носки. Очень трудно оставаться под влиянием чужого авторитета после того, как созданы эти образы.

Потеря внимания группы

Страх

Ужас при мысли о том, что группа будет скучать или не станет реагиро­вать на действия инструктора.

Действие

Члены группы потеряют интерес и впадут в апатию. Хотя иногда в это довольно трудно поверить, но каждый участник хо­чет, чтобы вы добились успеха. Ни один человек не приходит на тре­нинг с главной целью смертельно поскучать.

Решение

— Заранее подумайте о потребностях группы.

— Включили ли вы достаточное количество перерывов и разнообраз­ных изменений темпа и стиля проведения программы?

— Обеспечит ли визуальная поддержка наилучшее сопровождение вашего материала и будет ли она интересной?

— Достаточно ли возможностей для активного участия, получения обратной связи или взаимодействия?

Боязнь выглядеть глупо

Страх

Боязнь совершить оплошность, опозориться перед участниками.

Действие

Многие факторы приводят к тому, что инструктор может почувство­вать себя неловко. Чаще всего это могут быть неполадки с оборудова­нием, а также речевые или смысловые ошибки. Вне зависимости от обстоятельств страх такого рода часто вызывается тревогой перед неизвестностью.

Решение

Трудно предложить решение для проблемы, которая имеет столько возможностей для того, чтобы проявиться. Шаги к обладанию макси­мальной информацией укрепляют уверенность'в себе и устраняют эле­мент неизвестности. Изучите место проведения программы, состав ее участников, планировку и расположение оборудования.

Потеря информации

Страх

Связан с запоминанием большого количества информации.

Действие

Нередко, когда Дается большое количество информации, материал или забывается полностью, или вспоминается вне последовательности. Здесь важно подчеркнуть, что тренинг написан не так, как пьеса Шекс­пира. Только вы знаете, что вы намеревались сказать, и если вы слу­чайно пропустите три страницы или перестроите материал, никто это­го не заметит и не попросит у вас объяснения.

Решение

Когда предмет сложен, разбейте занятие на небольшие части, которые перемежаются краткими обобщениями для подкрепления обучения и проверки, ничего ли не пропущено.

Новые лица

Страх

Постоянная встреча с потоком новых лиц.

Действие

Если встреча с новыми людьми вызывает именно страх, а не легкую тре­вогу, скорее всего, вы не чувствуете себя комфортно, проводя тренинга.

Это не относится к некоторому беспокойству, которое ощущают многие инструкторы перед первой встречей с участниками своей про­граммы.

Решения

Найдите время перед началом программы, чтобы встретить тех, кто приходит рано, узнайте их имена и краткие сведения — и запомните их. Если это уместно, приготовьте кофе, а если нет — по крайней мере, направьте их в тренинговую комнату и помогите расположиться там. Относитесь к группе, как к собранию личностей, а не как к массе. Встре­ча и разговор перед курсом докажут вам, что это не просто «лица», и помогут установить взаимопонимание с самого начала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.62.219 (0.026 с.)