Учебные методики: обсуждение в малых группах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебные методики: обсуждение в малых группах



Путаница»

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается “проворачивание шарниров” - изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

 

 

4. «Следование за ладонью»

Участники разбиваются на пары. Инструкция ведущего: «Один из пары следует за ладонью другого. Расстояние от лица до ладони должно оставаться постоянным (примерно 50 сантиметров). Если ведущий ладонью приседает, его партнер также приседает. Старайтесь делать разнообразные движения. Через минуту поменяйтесь ролями». Затем, участники разбиваются на тройки; в тройках один ведущий ладонями, другие следуют один за одной, другой за другой ладонью.

 

5. “Какие есть права ”

Участники разбиваются на 3 группы. Дается задание: «В течение пяти минут обсудите и напишите какие у детей бывают права»

Группы высказываются.

Затем на доске или листе бумаги ведущий тренинга пишет какие права зафиксированы в Конвенции о правах ребенка.

По одной из классификаций к гражданским правам, которые еще называются личными, относят:

а) основные (или сущностные) права: право на жизнь;

право на свободу мысли, совести и религии (имеет двойной статус, являясь одновременно политическим правом);

право на свободу передвижения и.местожительства;

право вступать в брак;

право владеть имуществом;

право покидать страну;

право искать убежище;

право на безопасность;

запрещение произвольного ареста;

запрещение вмешательства в личную жизнь;

б) процедурные права:

право на признание правосубъектности;

право на равенство перед законом;

право на эффективное восстановление в правах:

право на рассмотрение дела гласно;

право на презумпцию невиновности;

право на гражданство;

право на запрещение осуждения "задним числом", по закону,

который был принят после совершения преступления.

Политическими правами называют:

право на свободу мысли, совести, религии;

право на свободу мирных собраний и ассоциаций;

право на свободу убеждений и на свободное их выра­жение;

право принимать участие в управлении страной.

Экономические, социальные и культурные права включают:

право на труд;

право на социальное обеспечение;

право на достойный уровень жизни;

право на образование.

 

6. “Слепая колонна”

Группе предлагается закрыть глаза и встать в колонну, держась за впереди стоящего. Ведущий колонны остается зрячим. Лидер водит колонну по комнате, где расставлены стулья. Задача группы пройти препятствия.

 

Жужжалка»

Участники группы начинают жужжать. Ведущий просит их не переставая жужжать перестроиться по определенному принципу.

Например: - по росту;

- по цвету глаз;

- по цвету волос и т. д.

 

8. “Ранжировка прав”

Участники делятся на три группы. Каждой группе дается бланк с перечнем прав человека. Задача – проранжировать права по степени важности(у самого важного права ставится цифра 1)

Затем группы высказываются и аргументируют свое мнение.

 

Список прав для ранжировки:

Ø право на свободу передвижения и местожительства

Ø право вступать в брак;

Ø право владеть имуществом;

Ø право покидать страну;

Ø право на образование.

Ø право искать убежище;

Ø право на безопасность;

Ø запрещение произвольного ареста;

Ø запрещение вмешательства в личную жизнь;

Ø право на презумпцию невиновности;

Ø право на жизнь;

Ø право на гражданство;

Ø право на свободу мирных собраний и ассоциаций;

Ø право на свободу убеждений и на свободное их выра­жение;

Ø право на труд;

Ø право на свободу мысли, совести и религии

Ø право на социальное обеспечение;

Ø право на достойный уровень жизни;

Ø право на равенство перед законом;

 

Шеренга»

Участники группы встают в шеренгу плечом к плечу, нога к ноге. Задача группы: Пройти 5 метров не разрывая плеч друг от друга и не отрывая ног от ног соседей.

 

Спираль»

Участники группы встают в линию, взявшись за руки. Участник, стоящий справа начинает закручиваться в спираль, увлекая за собой других членов группы. Задача группы: «спиралью» пройти 5 метров.

11. «Упражнение Джеффа» Цели: ребята учатся свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение. Упражнение помогает лучше понять мир, отношение к своим правам, свой коллектив. Ребята учатся уважать мнение других.

Упражнение проводится в два этапа:

первый - ответы на вопросы;

второй - анализ происходящего.

 

Подготовка Для ведения упражнения необходимы двое ведущих. Готовятся три плаката с надписью - "ДА", "МОЖЕТ БЫТЬ", "НЕТ". Крайние плакаты вывешиваются в двух концах зала, а средний - в центре. Ведущие располагаются в середине зала на возвышении, чтобы задаваемые вопросы были лучше слышны. После заданного вопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал именно этот ответ (встал именно под этот плакат). Желающий поднимает руку. Ведущий кидает ему мяч. Тот, у кого в руках мяч, имеет право на ответ

Запрет: участники упражнения не имеют права на Кого-либо нападать. критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение.

Вопросы для обсуждения:

1. Нужно ли знать свои права?

2. Нарушаются ли ваши права?

3. Кем нарушаются ваши права?

4. Знаете ли вы свои права?

5. Хотели бы вы пропагандировать права детей?

6. Будете ли вы пропагандировать права детей?

 

После того, как первый этап закончится, всем предлагается сесть и ведущие задают аудитори вопросы, которые позволят проанализировать происходящее.

Вопросы к анализу:

1. Понравилось или нет, если да, то почему. Было ли интересно?

2. Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?

3. Менялось ли ваше мнение по каким-либо вопросам, когда вы слышали

противоположное мнение?

4. Вы открыли что-нибудь новое для себя и в себе?

Круг»

Участники встают плотно в круг, левое плечо в центр круга. Носки должны касаться пяток впереди стоящего. По команде ведущего участники приседают на колени сзади стоящих. Затем, ведущий просит сделать пять шагов вперед по кругу.

УЧЕБНЫЕ МЕТОДИКИ: ОБСУЖДЕНИЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ

ОПИСАНИЕ

Обсуждение в малых группах - это такое занятие, которое позволяет слушателям обмениваться опытом и идеями или заниматься решением проблемы.

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, чтобы

• Улучшить навыки, необходимые для решения проблем.

• Помочь участникам научиться друг у друга.

• Дать участникам большее чувство ответственности в обучающем процессе.

• Активизировать работу в команде.

• Уточнить личные ценности.

ПРЕИМУЩЕСТВА

• У слушателей развивается лучший контроль над своим обучением.

• Поощряется активное участие.

• Позволяет использовать дискуссию для подкрепления и уточнения материала урока

ВЕЩИ, О КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ВЫ РЕШИТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБСУЖДЕНИЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ

• Необходимо, чтобы задание для группы было очень четко сформулировано.

• Группа должна знать, какое время отводится на дискуссию.

• Участники должны уметь слушать друг друга даже, если они не согласны.

• В групповом обсуждении не должен доминировать один или два человека.

• Вопросы помогают направлять дискуссию.

• Следует поощрять участие всех слушателей в обсуждении.

ПРОЦЕСС

1. Разделите участников на группы от 4 до 7 человек.

2. Объявите задание, в котором дается описание предмета обсуждения.

3. Попросите каждую группу назначить ведущего дискуссии, секретаря для ведения записей и человека, который будет докладывать всей группе результаты обсуждения в подгруппах.

4. Убедитесь, что задание понятно каждой группе.

5. Дайте группам время на обсуждение - если у слушателей нет вопросов к преподавателю, то его участие в дискуссии не требуется.

6. Один человек из каждой группы должен подвести итоги групповому обсуждению (это может быть решение проблемы, ответы на вопросы или краткое изложение идей).

7. Выделите общие темы, которые прозвучали в презентациях малых групп.

8. Спросите слушателей, чему они научились в ходе этого упражнения.

9. Спросите их, как они смогут использовать то, чему научились.

 

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ

 

• Поддерживайте контакт глазами при разговоре с каждым человеком в группе. Старайтесь избегать любимчиков в группе.

• Двигайтесь по комнате, не отвлекая внимание участников.

Старайтесь не прохаживаться и не обращаться к группе с таких мест, где вас плохо видно.

• Реагируйте на то, что вам говорят люди кивком головы, улыбкой или какими-то еще действиями, показывающими, что вы их слушаете.

• Стойте перед группой, не сидите, особенно в начале занятия. Важно выглядеть спокойным и одновременно открытым и уверенным.

ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

 

• Задавайте вопросы, требующие ответов. Помогают открытые вопросы, типа: «Что вы думаете о...», «Почему...», «Каким образом...», «Что, если...», и т.д. Если участник дает односложные ответы «да» или «нет», спросите его: «Почему вы так думаете?»

• Спрашивайте других слушателей, согласны ли они с утверждениями, высказанными кем-то из группы.

• Контролируйте интонацию своего голоса. Говорите медленно и четко.

• Следите за тем, чтобы участники говорили больше, чем вы.

• Не отвечайте сами на все вопросы. Слушатели могут отвечать на вопросы друг друга. Спросите: «Кто-нибудь может ответить на этот вопрос?»

• Перефразируйте высказывания участников своими словами для того, чтобы проверить, правильно ли вы поняли говорящего, и подтвердить высказывание.

• Подводите итоги обсуждения. Убедитесь, что все понимают, о чем идет речь, и способствуйте развитию дискуссии в нужном вам направлении. Следите, имеются ли какие-либо разногласия, и делайте выводы.

• Подкрепляйте высказывания примерами из личного опыта. Вы можете сказать: «Это напомнило мне случай, который произошел год назад...»

 

 

Говорун-террорист

Тип

Говорун-террорист говорит непрестанно. В своей наиболее утомитель­ной форме это крикун, который занимает доминирующее положение в группе и является лидером любой дискуссии. В своем более мир­ном, но не менее опасном виде это болтун, который, о чем бы ни шла

речь, всегда утверждает, что нечто подобное с ним уже случалось. При возникновении любого проявления разговорного террора группа ждет, что инструктор призовет такого участника к порядку.

Причины

Хотя эффекты «разговорного террора» могут различаться, его причи­ной всегда является отсутствие ощущения безопасности. Разговорчи­вый участник часто чувствует, что он должен утвердиться перед ли­цом инструктора и/или группы, поэтому он может потратить большую часть своего времени на попытки продемонстрировать группе глубину своих знаний, убеждая ее, что заслуживает уважения (это тип говору­на, для краткой характеристики которого лучше всего подходит фраза «я все это знаю»). Или же он может искать одобрения проявляемой им активности («энтузиаст-работяга»). Или он может просто хотеть, что­бы группа считала его человеком, стоящим внимания и принятия («болтун»).

Любимые выражения

«Я считаю, что буду прав, если скажу...», «То, что я делаю всегда,...», «Я».

Контроль

1. Ищите возможность перебить его. Это может быть пауза для того, чтобы перевести дыхание или секундная запинка. Поблагодарите говоруна или согласитесь с ним (многие говоруны захотят прервать эту поддерживающую реплику) и затем, обратив на себя внимание группы, направьте разговор в другое русло, чтобы утвердить ваше преимущество. Например: «Да, Макс, твое предложение имеет смысл. У кого еще есть предложения по этому поводу?»

2. Переспросите, а затем переводите разговор на группу. Например: «Одну минуту, Макс, — итак, ты сказал, X, У, 2; как считает кто-ни­будь еще?»

3. Поговорите с ним во время перерыва и объясните, что вам очень приятно видеть его участие в тренинге, но хотелось бы включить в обсуждение и других членов группы.

4. Направляйте его энергию в другое русло. Попросите его записывать все высказываемые группой идеи на флип-чарте, попросите помочь работать с техникой или наблюдать за достижением целей упраж­нения.

Великий ворчун

Тип

Некоторое количество конструктивной критики часто является дви­жущей силой тренинга. Но такой любитель критики, как Великий Ворчун, создает для группы значительные трудности, так как он рас­сматривает каждую дискуссию как возможность обнародовать жало­бы о своей компании, о людях, с которыми он работает, о тех условиях, в которых ему приходится трудиться... на самом деле, это может быть недовольство чем угодно. Если дать такому человеку шанс поговорить о наболевшем, его негативизм может полностью подавить энтузиазм остальной части группы.

Причины

Великому Ворчуну необходимо удостовериться в том, что он имеет право видеть вещи именно в таком свете, в котором он видит их почти всегда, и что другие разделяют его убеждения. Это не значит, что он действительно хочет что-то изменить, потому что, даже если устранить причину его возмущения, он тут же найдет что-то такое, о чем можно постонать. Нет, важно понять, что, когда он подчеркивает нечто пло­хое, он может иметь вескую причину вести себя таким образом. Его установка: «Почему я должен тратить силы на 2, когда жизнь/компа­ния/весь остальной мир делает X?»

Любимые фразы

«Проблема в том...», «Ну ладно, это все прекрасно...», «Но...».

Контроль

Опасность при взаимодействии с Великим Ворчуном состоит в том, что вы можете вступить с ним в дискуссию на его любимую тему, вме­сто того чтобы заниматься запланированными вопросами. Не попади­те в ловушку.

1. Первое слово отдайте Ворчуну. Позвольте ему выговориться и дви­гайтесь дальше. «Фред, я вижу, для тебя это важно. Давай сейчас мы отведем ровно три минуты, чтобы это обсудить, а потом отло­жим этот вопрос до окончания программы».

2. Поверните проблему другой стороной и спросите его, что он хотел бы с ней сделать и какие действия предпринял бы для ее решения.

Может оказаться, что все же есть простое решение, а в таком случае почему бы ему не заняться его осуществлением? «Фред, ты объяс­нил нам свою проблему. Что нужно сделать для того, чтобы ее ре­шить?» Признайте жалобу, не оценивая, справедлива она или нет, и затем:

3. Примите позитивное решение, сводящее проблему к минимуму. «Я понимаю, почему это может выводить тебя из строя, Фред, по­этому давай встретимся во время ланча и посмотрим, можем ли мы составить доклад директору по маркетингу/директору по прода­жам/ исполнительному директору и разобраться с этим».

Фома неверующий

Тип

Фома неверующий - вариант Великого Ворчуна. Главное отличие со­стоит в том, что у Ворчуна обычно только одна или две проблемы, Фома же настолько циничен, что его скептицизм распространяется на все. Как и в случае с Ворчуном, если позволить проявиться его нега­тивной установке, она может оказаться заразительной и повергнуть в мрачное и унылое состояние целую группу.

Причины

Фома неверующий практически всегда гораздо старше всех остальных участников тренинга. Если в вашей группе есть такой человек, его ус­тановка может быть результатом его жизненного опыта; вероятно, он видел, как слишком многие прекрасные идеи выдохлись и пропали зря. Вполне возможно, что некоторые из этих невоплощенных идей были его собственными, и это сделало его менее восприимчивым к идеям других людей. Наконец, может оказаться, что скептик (старый или молодой) чувствует, что он сомневается в своей способности создавать новые подходы, процессы или процедуры, и поэтому рассматривает их как угрозу, которую лучше обезвредить посредством пренебрежитель­ного отношения.

Любимые фразы

«Это никогда не будет работать», «Мы пробовали делать так раньше».

Контроль

Шаг за шагом добивайтесь принятия идеи. Сначала придите к согла­шению о том, что если идея или процесс окажутся применимыми и

полезными, потраченные на обучение время и усилия оправдаются. Если вы достигнете согласия в этом вопросе, следующим шагом следу­ет предложить Фоме неверующему пойти на то, чтобы отложить свои суждения до завершения программы, когда можно будет оценить ко­нечный результат.

Если Фома неверующий упорно отказывается верить в практиче­скую применимость обсуждаемого вопроса, попросите его точно опре­делить, почему он так считает, и потом попытайтесь навести его на мысль, что единственный способ выяснить, кто прав, а кто не прав, это довести начатое до конца. Если Фома принимает эту точку зрения, воз­вращайтесь ко второму шагу.

Цветочек

Тип

Цветочек назван так потому, что, отделенный от группы и похожий на декоративное растение^он вносит очень маленький вклад в общую ра­боту, разве что придает ей некий колорит.

Причины

Существуют разнообразные причины, в силу которых Цветочек может сохранять молчание или находиться в стороне от группы, и они отно­сятся не только к особенностям его личности. Может быть, он считает, что если он что-то скажет, то выставит себя на посмешище, и из-за это­го предпочитает отсиживаться. Может быть, тема не является интерес­ной для Цветочка и он находит ее бесполезной. А может быть, ему труд­но выражать свои мысли или он просто предпочитает слушать, а не го­ворить.

Любимые фразы

«Извините».

Контроль

Подход, который вы предпримете, будет зависеть от причин, которые, по вашему мнению, приводят к отсутствию стремления Цветочка к участию в работе группы. Какими бы они ни были, вам необходимо найти подходящий способ, чтобы включить его в работу.

Если вы считаете, что его нежелание вызвано отсутствием чувства безопасности, дайте ему почувствовать себя более уверенно перед груп­пой. Задайте ему вопрос, на который он будет в состоянии ответить.

Когда причиной апатии Цветочка является недостаток мотивации, это может быть свидетельством того, что он не оценивает, какое отно­шение имеет к нему тема тренинга. Выделите время, чтобы объяснить ее актуальность и полезность. (Вы можете также подумать, решит ли проблему изменение системы мотивации участников).

Если причина отчужденности коренится в неспособности выражать мысли, ее можно быстро вылечить посредством такой формулировки вопросов, которая вызывает ответ, не требующий полного объяснения. Например:

«Адам, считаешь ли ты, что задавание закрытых вопросов может оказаться действенным способом преодоления* застенчивости?»- — «Да».

В случае, когда Цветочек относится к категории людей, предпочи­тающих слушать, а не говорить, задача инструктора — понять и принять тот факт, что существуют другие формы участия в групповой работе, кроме непосредственных проявлений активности.

Шут

Тип

На первый взгляд трудно поверить, что кто-то может иметь что-нибудь против Шута. Он вызывает улыбки на лицах окружающих, и всегда можно рассчитывать, что у него припасена веселая шутка на любой слу­чай. В действительности именно его способность находить смешное в любой ситуации, по-видимому, постепенно вызывает раздражение остальных участников тренинга.

В умеренных дозах его чувство юмора можетйыть очень ценным для группы качеством. Оно помогает разрушить барьеры, расслабляет груп­пу и способствует появлению среди ее членов чувства товарищества. Однако когда шутки затягиваются или часто повторяются, они могут действовать подобно большому количеству шоколада. Когда пропада­ет эффект новизны, все, что остается, — это привкус тошноты и отвра­щение. Члены группы постоянно боятся сказать что-то, что может дать повод для шутки, прозвучать двусмысленно или превратиться в намек.

Причины

Вряд ли Шут способен осознавать боль, которую он часто причиняет своим бестактным юмором или соскальзывающими с языка язвитель­ными замечаниями. На самом деле есть шанс, что если бы ему указали на то, как воспринимаются его шутки, он был бы страшно огорчен. Его поведение диктуется простой целью — быть «одним из этих парней» и считаться частью группы.

Любимые фразы

«Это напоминает мне...», «Я однажды знал такого человека...».

Контроль

Сложность контролирования Шута заключается в балансировании

между смехом и снисходительностью.

1. Стратегия поддержания контроля выражается старой поговоркой о том, что профилактика лучше, чем лечение. Как только Шут на­чинает какую-нибудь забавную историю, становится почти невоз­можно остановить его на середине рассказа. Поэтому в тот момент, когда он готовит почву для шутки или байки, объясните, что воз­можность развлечь группу анекдотами представится в течение пе­рерыва или ланча, а время тренинга предназначено для работы. «Из­вини, Мартин, я знаю, все мы с радостью послушали бы, что про­изошло, когда ты ходил брать интервью, но, к сожалению, сейчас у нас нет времени на это. Может быть, ты угостишь нас стаканчи­ком-другим после окончания занятий и расскажешь нам об этом?».

2. Другой способ — использование влияния группы для создания условий, в которых Шуту не захочется делать необдуманные заяв­ления.

Конспираторы

Тип

В отличие от предыдущих категорий «трудных людей» Конспираторы не могут действовать в одиночку. Для успешной работы им необходи­мо объединить усилия с еще одним или несколькими участниками. Несмотря на название, в их действиях редко есть что-то негативное. Этот тип назван так из-за того, как выглядят Конспираторы в момент, когда они объединены в своей собственной частной дискуссии, не об­ращая никакого внимания на тех, кто находится вокруг них.

Причины

Часто цель этой беседы — прояснить некий вопрос, в котором несве­дущ один из их «партии». Когда такое поведение проявляется сразу

после какого-нибудь перерыва, это вероятно, завершение ранее нача­той беседы.

Любимые фразы

«О чем мы?» (сказано полушепотом).

Контроль

1. Если вам кажется, что причина конспиративных разговоров — объяснение материала, вам стоит подумать, доступно ли вы его из­ложили, или в нем есть непонятные места. В любом случае необхо­димо спросить разговаривающих о сути проблемы.

2. Когда дискуссия, скорее всего, не связана с тренингом, есть четыре возможных варианта реагирования:

— Если вам кажется, что обсуждение подходит к концу, проигно­рируйте его и работайте по своему плану.

— Перестаньте говорить и посмотрите на Конспираторов так, что­бы им стало стыдно, что они вас отвлекают. Если этого не проис­ходит, выдержите паузу: часто кто-нибудь из группы призывает их к вниманию вместо вас.

— Спросите их, есть ли вопрос, который они хотели бы обсудить вместе со всей группой. На практике очень сложно сказать это так, чтобы ваша фраза не звучала как замечание школьного учи­теля. Лучше всего признать важность их разговора и сообщить, что у них будет для него тридцать минут перерыва.

— Используя имя одного из Конспираторов, сформулируйте не­кий вопрос к ним, не принимая во внимание беседу, которую они ведут между собой. «Крис, есть ли еще какой-нибудь способ, которым мы можем...».

 

Как справиться со стрессом

 

Все страдают от стресса

Первый универсальный принцип, который необходимо признать, — каждый человек, вне зависимости от возраста, профессии и опыта, стра­дает от стресса. Исследования показывают, что все люди время от вре­мени страдают от нервного напряжения. Важно понимать, как именно

происходит этот процесс. Высокий, но приемлемый уровень напряже­ния вызывает выброс адреналина в кровь и заблаговременно готовит мозг и тело к вызову. Однако следует обратить особое внимание на слово приемлемый. Слишком высокое напряжение приводит к панике.

Причины стресса

Как только вы понимаете, что невозможно полностью нейтрализовать влияние стресса, вам необходимо сделать следующий шаг и понять, что является его причиной и насколько можно снизить его до приемлемо­го уровня. Наша стрессовая реакция возникает в том случае, когда мы предвидим некоторую угрозу, с которой можем не справиться (напри­мер, выступление перед незаинтересованной группой). Это приводит к ряду дальнейших шагов.

Стресс и инструктор

Если наша стрессовая реакция порождается размышлениями по пово­ду потенциальных проблем и беспокойством о способности справлять­ся с ними, с какими же проблемами сталкивается инструктор и какие существуют способы их преодоления?

Например, проблемой может стать снижение усилий инструктора, направленных на разработку содержания программы, *ё связи с усиле­нием волнений о собственной способности стоять перед группой и до­ступно и связно излагать материал. В этом инструкторы не одиноки. Был проведен опрос трех тысяч американцев, которых просили назвать и проранжировать десять своих самых страшных опасений. Страх вы­ступления перед большой аудиторией назывался чаще, чем страх бан­кротства, боязнь пауков и змей, и даже чаще, чем страх смерти. Это очень любопытно, ведь смерть гораздо больше похожа на крах всех на­дежд, чем неудачное публичное выступление.

Ниже приведены неко­торые из наиболее часто встречающихся страхов, связанных с необхо­димостью говорить перед большой аудиторией, и предложены методы борьбы с ними.

Боязнь умолкнуть

Страх

Боязнь умолкнуть или впасть в ступор — широко распространенная форма тревожности.

Действие

Проявляется в том, что исчезают мысли и теряется нить разговора. Обычно, если инструктор замолкает, это обескураживает только его самого, и лишь в гораздо меньшей степени членов группы. Действие адреналина ускоряет биологические часы. Это приводит к тому, что двадцатисекундная пауза может восприниматься инструктором почти как двадцатиминутная.

Решение

— Имейте при себе разборчиво написанный конспект вашего сообщения.

— Оставайтесь спокойным.

— Останавливайтесь, делайте паузы, смотрите в свои заметки.

— Повторяйте вашу последнюю фразу (как будто подчеркиваете важ­ный пункт), пока ищете в записях то место, где вы прервались.

— Задайте вопрос группе. Например: «Пока все ясно?», «Может ли кто-нибудь вспомнить пример этого?».

Страх недостатка знаний

Страх

Убеждение инструктора в том, что каждый знает больше, чем он, что кто-то задаст каверзный вопрос, что группа видит его насквозь.

Действие

Подрывает уверенность и увеличивает нерешительность. Лучший способ преодоления пробела в знаниях — заставить себя по­верить в то, что его нет. Это не значит, что вы должны блефовать; про­сто вы должны заранее предпринять шаги для заполнения этой лакуны.

Решение

— Заранее узнайте уровень компетентности участников тренинга.

— Перечитайте литера! уру, касающуюся вашей темы, а не просто про­смотрите заголовки.

— Заранее продумайте возможные вопросы. Неко I орые из них зада­ются практически во время любой программы

— Перед началом тренинга поговорите со специалистами в этой обла­сти или заручитесь поддержкой пришедших на занятие. «Джо, ты применял эту новую систему; с какими проблемами ты столкнулся?»

«Эканье» и «нуканье»

Страх

Страх общего неловкого молчания, возникающего, когда никто не про­износит ни одного слова.

Действие

В результате этого страха, в то время как мозг подбирает необходимые слова, с языка срываются ничего не значащие слова и выражения, в надежде предотвратить тишину. Это такие знакомые всем обороты, как: «Как бы...», «Типа...», «Это самое...», «На самом деле...», «В об­щем...», «Вот...».

Даже самые опытные инструкторы иногда говорят «ну-у...» и «э-э...». Важно не произносить эти звуки так часто, чтобы это стало заметным и начало вызывать раздражение. Подобно природе, многие инструкторы не терпят пустоты и испытывают необходимость заполнять паузы в речи.

Решение

— Доведите знание вашего материала до такой степени, чтобы не воз­никала необходимость заполнять паузы.

— Примите тот факт, что ваше восприятие пауз отличается от воспри­
ятия пауз участниками тренинга, и не смущайтесь по поводу их дли­
тельности.

— В моменты тишины дышите, вместо того чтобы говорить «э-э...».

Страх потерять концентрацию

Страх

Боязнь того, что в группе окажется человек, который будет выводить инструктора из равновесия и мешать ему сконцентрироваться. Наибо­лее часто этот страх возникает, когда на тренинге присутствуют друзья или руководители.

Действие

Страх показать себя с худшей стороны перед людьми, на которых вы более всего хотели бы произвести впечатление. Рано или поздно друг,

человек, занимающий более высокую должность, или еще кто-то, кому вы хотите нравиться, примут участие в программе, которую вы прово­дите.

Решение

Правильной тактикой будет баланс между уходом от контакта со сму­щающим вас человеком и ориентированностью только на него при иг-норированиим остальных членов группы. При этом стремитесь вести себя так, как вы ведете себя в обычных условиях.

Если вы не можете избавиться от ощущения, что этот человек пол­ностью подавляет вас, представьте его сидящим в ванной или одетым только в одни носки. Очень трудно оставаться под влиянием чужого авторитета после того, как созданы эти образы.

Потеря внимания группы

Страх

Ужас при мысли о том, что группа будет скучать или не станет реагиро­вать на действия инструктора.

Действие

Члены группы потеряют интерес и впадут в апатию. Хотя иногда в это довольно трудно поверить, но каждый участник хо­чет, чтобы вы добились успеха. Ни один человек не приходит на тре­нинг с главной целью смертельно поскучать.

Решение

— Заранее подумайте о потребностях группы.

— Включили ли вы достаточное количество перерывов и разнообраз­ных изменений темпа и стиля проведения программы?

— Обеспечит ли визуальная поддержка наилучшее сопровождение вашего материала и будет ли она интересной?

— Достаточно ли возможностей для активного участия, получения обратной связи или взаимодействия?

Боязнь выглядеть глупо

Страх

Боязнь совершить оплошность, опозориться перед участниками.

Действие

Многие факторы приводят к тому, что инструктор может почувство­вать себя неловко. Чаще всего это могут быть неполадки с оборудова­нием, а также речевые или смысловые ошибки. Вне зависимости от обстоятельств страх такого рода часто вызывается тревогой перед неизвестностью.

Решение

Трудно предложить решение для проблемы, которая имеет столько возможностей для того, чтобы проявиться. Шаги к обладанию макси­мальной информацией укрепляют уверенность'в себе и устраняют эле­мент неизвестности. Изучите место проведения программы, состав ее участников, планировку и расположение оборудования.

Потеря информации

Страх

Связан с запоминанием большого количества информации.

Действие

Нередко, когда Дается большое количество информации, материал или забывается полностью, или вспоминается вне последовательности. Здесь важно подчеркнуть, что тренинг написан не так, как пьеса Шекс­пира. Только вы знаете, что вы намеревались сказать, и если вы слу­чайно пропустите три страницы или перестроите материал, никто это­го не заметит и не попросит у вас объяснения.

Решение

Когда предмет сложен, разбейте занятие на небольшие части, которые перемежаются краткими обобщениями для подкрепления обучения и проверки, ничего ли не пропущено.

Новые лица

Страх

Постоянная встреча с потоком новых лиц.

Действие

Если встреча с новыми людьми вызывает именно страх, а не легкую тре­вогу, скорее всего, вы не чувствуете себя комфортно, проводя тренинга.

Это не относится к некоторому беспокойству, которое ощущают многие инструкторы перед первой встречей с участниками своей про­граммы.

Решения

Найдите время перед началом программы, чтобы встретить тех, кто приходит рано, узнайте их имена и краткие сведения — и запомните их. Если это уместно, приготовьте кофе, а если нет — по крайней мере, направьте их в тренинговую комнату и помогите расположиться там. Относитесь к группе, как к собранию личностей, а не как к массе. Встре­ча и разговор перед курсом докажут вам, что это не просто «лица», и помогут установить взаимопонимание с самого начала.

Проявление

Дрожь в руках и коленях.

Преодоление

Причина этой дрожи, скорее всего, внутренняя, а не внешняя. Не пытай­тесь контролировать тремор, хватаясь за предметы. Судорожное хватание за флип-чарт приведет только к тому, что он тоже зашатается. Выво­дите энергию посредством совершения естественных движений, таких, как записывание чего-либо на доске или раздача материалов.

Избегайте мелких повторяющихся жестов.

Для заметок используйте карточки, а не бумагу, которая шелестит, когда вы нервничаете.

Проявление

Учащенный пульс. Причина — быстрое сердцебиение при неглубоком дыхании.

Преодоление

Заранее замедлите себя, сделав три глубоких вдоха и задержав каж­дый выдох на три счета.

Проявление

Легкое головокружение. Может быть результатом слишком быстрых движений или слишком долгого стояния на одном месте.

Преодоление

Сядьте или заставьте кислород активнее усваиваться, сжимая и рас­слабляя пальцы ног в ботинках

Проявление

Сухость во рту.

Преодоление



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.201 с.)