С несовершеннолетними правонарушителями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С несовершеннолетними правонарушителями



Первые сведения о мерах, принимавшихся Российским государством к воспитанию нищенствующих, беспризорных, бродяжничающих детей, относятся к XVII веку. Уже при царе Федоре Алексеевиче были учреждены «приют-дворы», однако это не принесло существенных результатов. По настоящему эта работа была развернута только в ХIХ столетии.

В истории развития исправительных заведений в России ХIХ века для несовершеннолетних правонарушителей было немало положительных моментов, которые обсуждались на съездах исправительных заведений для малолетних. В их работе принимали участие видные ученые того времени, такие как В.М. Бехтерев, М.Н. Гернет, А.Я. Герд, А.Ф. Остроградский, которые пытались определить наиболее эффективные методы работы с несовершеннолетними. Но в условиях царского самодержавия, когда господствовало "карательное исправление наказанием", добиться претворения прогрессивных методов исправления было чрезвычайно трудным делом.

Одна из интереснейших попыток в исправлении малолетних была предпринята в 1871-1874 гг. русским биологом Александром Яковлевичем Гердом. Человек разносторонней культуры, прогрессивных взглядов, он успешно решил в эти годы задачу "исправлять ребят на педагогических началах". Сам был воспитан на педагогических идеях К. Д. Ушинского.

Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была организована в 1819 г. в Гомельском имении графа Румянцева Яковом Гердом, приглашенным в Россию для организации обучения детей. В 1878 г. его сын Александр Яковлевич Герд стал первым директором колонии, где он сумел создать подлинный воспитательный коллектив.

Будучи проводником и последователем идей К.Д. Ушинского, А.Я. Герд многие из его идей реализовал в своей деятельности. Вся его система воспитания была проникнута идеями гуманизма, уважением в детях человеческого достоинства. Главным должна быть забота о воспитаннике, о его завтрашнем дне. Для них важно человеколюбивое отношение и добрый пример.

Одним из важнейших принципов педагогической системы А.Я. Герда было признание им "руководящей роли воспитателя и его личного влияния на детей". Дети должны группироваться вокруг воспитателя. Если воспитатель не поставит и не зарекомендует себя в группе как старший, то группа не сольется в единый коллектив. Важное значение он придавал личному примеру, поэтому всегда работал вместе с детьми.

Одним из первых в России обосновал и ввел новую систему формирования «семьи» - «первичного коллектива». Для этой цели он брал 5-6 лучших воспитанников и вокруг них формировал новый коллектив. Следовательно, «старые» воспитанники являлись ядром, «зародышем» нового коллектива, вокруг которого объединялись ребята по принципу «естественного тяготения детей друг к другу». Все «семьи» составляли одну общую колонию. Это достигается единством правил, определяющим жизнь группы, полной солидарностью воспитателей и воспитуемых, но каждая группа имеет свой характер.

Он широко привлекал воспитанников к поддержанию порядка в колонии, добивался того, чтобы правила поведения настолько осознавались и входили в права детей, что каждое их нарушение осуждалось товарищами. Главное – довести внутреннее убеждение детей в необходимости порядка.

Герд был ярым противником формального, механического воздействия на детей. Воздействие должны оказывать сами воспитанники, их коллектив.

Основное его требование: воспитанник, потерявший доверие, никуда не отпускается один, всегда сопровождается кем-нибудь из товарищей и постоянно находится под контролем всей группы.

В отношении бравирующего своим плохим поведением, он советовал не замечать его и в качестве «высшей» меры наказания для нарушителей порядка А.Я. Герд установил «удаление воспитанника в отдельный домик».

Таким образом, в основе системы его работы с правонарушителями лежали идеи:

­ трудового воспитания;

­ гуманизма и уважения к личности несовершеннолетнего;

­ руководящей роли воспитателя;

­ сотрудничества педагогов и воспитанников;

­ его личного влияния на подростков;

­ самоуправление.

Уже в середине XIX века им были успешно апробированы многие формы и методы индивидуальной и коллективной работы с несовершеннолетними правонарушителями, которые впоследствии были разработаны А.С. Макаренко. Однако в то время прогрессивные педагогические идеи А.Я. Герда не нашли поддержки.

Период 20-х годов двадцатого столетия явился временем, значительно повлиявшим на становление системы воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями. Тогда были приняты важные документы. А именно:

1) 23 июля 1918 г. – Временная инструкция "О лишении свободы, как мере наказания и о порядке отбывания такового".

2) 14 января 1918 г. – Декрет СНК РСФСР "О комиссиях для несовершеннолетних"

3) 4 марта 1920 г. – Декрет СНК РСФСР «O делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях».

Пенитенциарная система нашей страны того времени видела свою задачу в том, чтобы «обезвредить» преступника. К понятию же "исправления" юристы и педагоги пришли не сразу.

Каждый из известных в истории нашего государства типов учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, лишенных свободы, с точки зрения осуществления с ними воспитательной работы имел свою специфику.

До начала 1918 г. значительное число несовершеннолетних правонарушителей содержалось совместно со взрослыми заключенными в арестных домах и тюрьмах. Обучались здесь менее 3% подростков, примерно столько же было занято какими-либо работами.

Особые учреждения для несовершеннолетних осужденных после января 1918 г. стали возникать как заведения в основном воспитательные. Этому во многом способствовал Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г., упразднивший суды и тюремное заключение для подростков. Стали проводиться мероприятия по коренной peopганизации и созданию принципиально новых воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, в которых они должны отбывать уголовные наказания.

В то время почти все дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривались в комиссиях по делам несовершеннолетних. И только в исключительных случаях комиссии передавали дела в народные суды. Через суд проходили, как правило, дела о несовершеннолетних правонарушителях - рецидивистах или совершивших тяжкие преступления, слабо поддававшихся мерам медико-педагогического характера. Такие несовершеннолетние направлялись в закрытые воспитательные учреждения системы НКЮ - реформатории.

Первый реформаторий был открыт в Москве в декабре 1918 года. В соответствии с уставом этого учреждения здесь содержались лица в основном до 18-летнего возраста. Срок пребывания в реформатории определен не был. Суды выносили неопределенные приговоры и в дальнейшем судьбу воспитанников коллегиально решало правление учреждения. Как правило, более двух лет они в нем не находились.

Являясь особым воспитательным учреждением, сочетающим принудительный режим и ограниченную свободу с культурно-массовой работой, реформаторий ставил перед собой цель:

­ обучить воспитанников правилам поведения в обществе;

­ расширить их умственный кругозор путем общего и профессионального образования;

­ привить им трудовые навыки.

Распределение лиц, отбывающих наказание в реформаториях, происходило по группам ("семьям") в зависимости от индивидуальных особенностей. Как правило, в "семье" оказывались воспитанники одинакового развития. Помимо этого в каждую труппу старались "внедрить" несколько лиц с более сильными нравственно-волевыми задатками, чтобы они впоследствии стали проводниками педагогических идей воспитателей. В среднем в "семье" должно было быть не более 10 человек. К каждой группе прикреплялся воспитатель.

Однако реформатории в силу отсутствия необходимых педагогических кадров и тяжелых экономических условий в стране не смогли сыграть большой роли в борьбе с возрастающей преступностью несовершеннолетних.

В соответствии Декрету СНК РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых и общественно опасных действиях» от 14 марта 1920 г. подростков по решению суда помещали в трудовые дома.

Отличительными признаками данных учреждений являлись:

­ определенный режим, поддерживаемый педагогически целесообразной системой взысканий и поощрений;

­ обучение воспитанников квалифицированным видам ремесленного и сельскохозяйственного труда, соединенное с профессиональным и общим образованием;

­ широко развитая культурно-просветительская деятельность;

­ развитие самостоятельности путем привлечения воспитанников к самоуправлению внутри учреждения;

­ психологическое исследование подростков и наблюдение за их духовной жизнью.

По отношению к реформаториям трудовые дома находились на более высоким организационно-педагогическом уровне.

В 1921 г. было принято "Положение о трудовых домах для несовершеннолетних", где нашли закрепление перечисленные признаки, определено назначение домов и продолжительность пребывания в них несовершеннолетних.

В Положении указывалось: "цель помещения несовершеннолетних в трудовой дом:

­ обучить их квалифицированным видам труда;

­ привить им нравственные устои;

­ развить в них высшие духовные интересы;

­ расширить их умственный горизонт путем общего и профессионального образования;

­ создать из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан;

­ дать им физическое воспитание и оздоровление их посредством гимнастики, спорта и гигиены тела».

Вновь прибывшие воспитанники поступали в карантин, где они находились до одного месяца. Здесь врач-психиатр при содействии воспитателей производил социально-психологическое обследование и систематическое наблюдение за несовершеннолетними.

Все воспитанники трудового дома делились на две группы:

В первую входили наиболее запущенные в нравственно-педагогическом плане и трудноподдающиеся воспитательному воздействию подростки. Кроме воспитателя к этой группе прикреплялись еще и надзиратели, ведущие круглосуточное наблюдение за подростками.

Во второй группе, где находились менее запущенные подростки, надзирателей не было.

В дальнейшем дифференциация была произведена на четыре группы:

В первой содержались рецидивисты. По мере исправления они переводились в следующие группы.

Четвертая группа являлась образцовой, в нее переводились воспитанники, признанные действительно исправившимися. Попасть в образцовую труппу было не просто. Ее воспитанникам предоставляли краткосрочные (от 7 до 14 дней) отпуска. Порядок перевода из группы в группу осуществлял педагогический совет учреждения.

В трудовом доме функционировала 3-классная школа, в которой воспитанники учились по три часа в день. Вся воспитательная работа с несовершеннолетними в трудовом доме проводилась исключительно в школе. Здесь были организованы разнообразные кружки: рисования, драматический, физкультурный, шахматный.

За время своего существования (вплоть до 1930 г.) трудовые дома сыграли определенную положительную роль в борьбе с преступностью несовершеннолетних.

12 октября 1922 г. вышло совместное постановление HKЮ и НКВД "О передаче всех мест заключения в ведение НКВД". Именно тогда стали возникать трудовые коммуны.

Первая такая коммуна была организована чекистами в 1924 г. на станции Болшево под Москвой. Руководство коммуны не ограничилось ремесленничеством, а поставило дело производственного обучения на промышленную основу. В трудовой коммуне, организованной на принципах высокого чувства ответственности за свои поступки, широкого самоуправления и самообслуживания, перед воспитанниками - вчерашними правонарушителями открывались перспективы новой жизни.

Коммуны – учреждения для несовершеннолетних – быстро развивались. К концу 1928 г. в них находилось 12 тыс. человек. Наиболее интересен опыт воспитательной работы коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, руководителем которой был А С. Макаренко. Ее открытие состоялось в декабре 1927 г. под Харьковом.

В основе исправления правонарушителей лежал труд и трудовая подготовка членов коммуны. Они организовали отряды по производственному принципу по 10-15 человек в каждом. Во главе отряда стоял командир, которого утверждало общее собрание. Командиры отрядов составляли совет командиров. Высшим органом в коммуне было общее собрание, на котором присутствовали все воспитанники, воспитатели, учителя, мастера, шефы. Педагогическая система А.С. Макаренко представляет собой образец творческого применения педагогической науки. Исходя из важнейшего методологического положения о роли среды в формировании личности, он доказал, что такой средой может быть только коллектив воспитанников. Им разработаны категории и цели в педагогике; принципы организации деятельности коллективов; система методов воздействия с учетом педагогики параллельного действия; принципы "перспективных линий" и т.д.

Педагогическая система А.С. Макаренко оказала большое влияние на работу других учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

С середины 30-х годов стали создаваться трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Они представляли собой унифицированные, исправительные учреждения, призванные заменить почти все предшествующие учреждения. Новый исправительно-трудовой кодекс 1933 г. и изменившиеся условия борьбы с преступностью вызвали необходимость значительно увеличить сеть трудовых колоний.

В начале своего существования трудовые колонии более или менее последовательно проводили в жизнь принципы и методы работы, применяемые предшествовавшими исправительными учреждениями.

В условиях роста безнадзорности и преступности несовершеннолетних, вызванного войной, потребовалось создание специальной государственной структуры. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 15 июня 1943 г. создается Отдел по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью, в введение которого перешли трудовые колонии для несовершеннолетних.

В 1956 г. в МВД было разработано и принято специальное положение, регулирующее деятельность трудовых колоний. В нем нашли отражение принципиальные моменты, направленные на улучшение воспитательной работы с несовершеннолетними:

­ организация коллектива воспитанников;

­ повышение роли самодеятельных организаций;

­ проведение индивидуальной воспитательной работы;

­ привлечение общественности к участию в воспитании несовершеннолетних осужденных;

­ оказание помощи лицам, освобожденным из колонии, изучение их образа жизни и поддержание связи с ними в целях предупреждения совершения новых преступлений.

В настоящее время в ВК идет реорганизация деятельности этих учреждений, в основе которой многие удачные педагогические находки, проверенные временем и положительно зарекомендовавшие себя. Тщательная дифференциация исполнения наказания, индивидуализация воспитательной работы, присущая в свое время трудовым домам, легла в основу воспитания и в ВК. В целом сейчас основной упор делается на педагогизацию всего процесса исправления осужденных подростков.

Следует выделить три принципа, которые были положены в основу деятельности всех заведений для несовершеннолетних без исключения:

1. Принципы любви к детям со стороны воспитателей.

2. Принципы труда.

3. Принципы порядка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.024 с.)