Сущность правового воспитания осужденных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность правового воспитания осужденных



 

Правовое воспитание – основное направление в обеспечении правовой социализации и правовой культуры населения, направлено на выработку понимания сущности взаимоотношений между гражданами и государством, необходимости соблюдения правовых норм, общественной опасности преступления.

Правовое воспитание осужденных – процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости им следовать, а также организацию правомерного ответственного социально активного поведения.

При организации и осуществлении правового воспитания осужденных в ИУ необходимо иметь в виду: а) что правосознание лица, совершившего умышленное преступление, не совпадает с общественным правосознанием; б) осужденный отрицает конкретную норму или группу правовых норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул; в) осужденный принимает как правильную и справедливую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, но нередко считает приговор излишне суровым в отношении себя лично.

Правосознание – это совокупность взглядов, идей, оценок, отражающих правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях.

Правовой мотив – это осознанное пробуждение человека к социально одобряемому поведению, действию.

Задачи правового воспитания:

1. Организация и проведение работы по разъяснению важности правопослушного поведения.

2. Изучение взаимоотношений между осужденными, принятие мер по предупреждению и ликвидации конфликтов между ними.

3. Организация и проведение занятий по основам правовых знаний.

4. Выявление причин и условий совершения правонарушений, проведение профилактических работ.

5. Изучение прав и обязанностей осужденных как в период отбывания наказания, так и после освобождения.

Структурные элементы правосознания:

1. Информационный (знание права).

2. Оценочный (отношение к праву).

3. Регулятивный (готовность к правомерному поведению).

Виды правовых мотивов у осужденных:

1. Маргинальный – поведение обусловлено страхом перед ответственностью, боязнью осуждения.

2. Конформистский – поведение является следствием приспособления осужденного к внешним обстоятельствам, пассивного соблюдения им норм права в силу подчинения своих действий (бездействий) поведению окружающих.

Формы правового воспитания

 

Чтобы повседневные мероприятия по правовому воспитанию достигали поставленных задач, они должны проводиться с учетом особенностей процесса исправления и носить активный наступательный характер. В настоящее время в условиях ИУ сложились некоторые организационные формы правового воспитания:

­ лекции, доклады – воспитывается убежденность в обязательности выполнения законов, вырабатывается привычка и потребность соблюдения всех правовых требований. Учитывается: логическая последовательность, психологическая убежденность, доступное содержание;

­ беседы с осужденными – привлекаются работники ИУ, сотрудники и преподаватели высших и средних учебных заведений, адвокаты, работники суда, прокуратуры (примерная тематика: «Основные права и обязанности граждан РФ», «Что такое принцип неотвратимости наказания?», «Явка с повинной – смягчающее вину обстоятельство», «На свободу с чистой совестью» и др.);

­ правовая учеба – привлекаются все сотрудники ИУ (изучение нормативных актов: УИК, УК, Правила внутреннего распорядка и др.);

­ «вечера вопросов и ответов» – проводятся не реже одного раза в квартал. Цель – снятие психологического напряжения с осужденных, предоставление осужденным квалифицированных ответов на возникшие вопросы, воспитание правовой культуры;

­ диспуты и конференции на правовые темы;

­ юридические консультации (индивидуальные и коллективные);

­ работа с жалобами и заявлениями осужденных;

­ средства массовой информации (просмотр телепередач на правовую тематику, обсуждение статей из газет и журналов);

­ оформление уголка правовых знаний, стенной газеты (могут помещаться специальные подборки правовых актов, отдельных статей, публикуются разъяснения по вопросам правовых знаний и т.д.);

­ проведение открытых судебных заседаний, на которых рассматриваются вопросы об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам, а также об изменении вида ИУ.

Такой подход позволяет осужденному скорее прийти к осознанию своей вины, возможности улучшения своего положения и определению перспектив после освобождения. Правовая грамотность помогает преодолению сложных психологических состояний, связанных с ограничением прав, так как осужденный получает информацию о своих правах, присущих его статусу, перечень которых все-таки достаточно широк. Важно дать понять осужденному, что исполнение наказания не связано с лишением статуса гражданина РФ, а лишь с применением ограничений, необходимых для охраны прав других граждан.

Формы и методы доведения такой информации довольно разнообразны, но все они преследуют единую цель: воспитание личности, имеющей четкое представление о праве как ценности общества, охраняемой государством.

В правовом воспитании осужденных огромное значение имеет строгое и неукоснительное соблюдение законов всеми работниками ИУ. Это, несомненно, способствует тому, что осужденные проникаются уважением к законам, правилам и их точному и неуклонному исполнению.

 

Литература

1. Антонян Ю.М. Наказание и исправление преступников. – М., 1992.

2. Корюхова Л.А. Правовое воспитание осужденных: Методические рекомендации. – Вологда: ВФ РИПЭ МВД России, 1998.

3. Духовность, правопорядок, преступность: Методические материалы научно-практической конференции. – М., 1996.

 

ЛЕКЦИЯ 14 ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

 

Труд следует рассматривать как совокупность физических, интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность воспитанника выражает и обогащает себя посредством осознанного создания социально значимых ценностей. В.А. Караковский Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство. Л.Н. Толстой

 

Исправление зависит от характера деятельности, в которую включен осужденный. Главный принцип: вовлечение осужденного в полезную деятельность.

Одним из основных средств исправления осужденных является общественно полезный труд, который должен отвечать ряду педагогических требований, вытекающих из задачи исправления осужденных, искоренения у них отрицательного отношения к труду, неуважения к общественной собственности и т.д.

Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 года) предусматривает необходимость в основу организации производственной деятельности заложить выполнение требований Российского законодательства и принятых Минимальных стандартных правил обращения с заключенными по обеспечению условий полной трудовой занятости трудоспособных осужденных с целью их адаптации к условиям жизни на свободе. В частности, в Концепции обращается внимание на создание системы стимулирования трудовой деятельности, направленной на выработку у осужденного добросовестного отношения к труду.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.103.183 (0.03 с.)