Количественное определение способности проникновения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количественное определение способности проникновения



Мы уже говорили о количественном определении случайности и при этом познакомились с порядком проведения элементарных вычислений, связанных с выбором решения в ситуациях, в условиях которых принятие того или иного решения сопряжено с определен­ным риском. Однако, несмотря на то, что выполнение анализа по­добного рода действительно позволит решать определенные типы проблем управления, частично даже таких, которые связаны с вы­бором стратегии, эго не избавит нас на практике от необходимости решения своих собственных задач. Это объясняется тем, что проб­лема управления обычно представляет собой нечто большее, чем просто вопрос вычисления степени риска. Цель науки управления заключается в том, чтобы показать наилучшее направление дея­тельности при заданной совокупности обстоятельств, а это предпо­лагает необходимость учета всех обстоятельств.

Несмотря на то что нам уже удалось познакомиться с тем, каким образом следует отвечать на определенные вопросы, привлекая определенные методы, это совсем не означает, что мы теперь способны разрешить любую проблему. Существует целый ряд трудностей. Например, использование теории очередей может привести к такому «решению», в соответствии с которым в магазине с само обслуживанием придется предусмотреть свыше двух выходов, оборудованных кассовыми аппаратами. Однако не исключено, что для других выходов просто не окажется места; возможна также не хватка штатов; может не оказаться денег, требуемых для установи необходимого оборудования. Этот перечень может быть продолжен Наверняка каждый может придумать ситуации, возникающие пр1 образовании очередей, когда люди предпочли бы подождать. Рас смотрим, например, приемную врача. Здесь всегда существует некоторая вероятность возникновения подобной ситуации, поскольку приходящие больные часто стремятся поделиться друг с другом

Теория запасов может быть применена, как уже было видно в тех случаях, когда необходимо получить ответы на самые разно образные вопросы об использовании запасов.

Ученый-это нечто большее, чем техник, а специалист по во­просам управления нечто большее, чем просто эксперт, привлекаемый для выполнения специализированных расчетов. Ученый придается организатору для обслуживания последнего. Поэтому реко­мендацию ученого «Это - наилучшее, что можно было бы сделать, и если.вы считаете, что так действовать нельзя, то вам придется сделать что-то иное» нельзя считать решением проблемы управле­ния. Поэтому в расчет должны приниматься все окружающие об­стоятельства. Часто организатор не раскрывает их; в таком случае несомненная обязанность ученого заключается в том, чтобы попытаться разобраться в этих обстоятельствах и в случае необходимо­сти учесть их. Это означает, что ученый должен разработать такой способ, используя который можно было бы охватить все стороны проблемы, несмотря на их разнообразие. Далеко не всякая вещь может быть выражена через стоимость или вероятностным образом. Как же должен формулировать задачу ученый?

СИТУАЦИЯ И ЕЕ МОДЕЛИ

Рассмотрим поведение организатора, который сталкивается с не­которой ситуацией. Ему известно о ней достаточно много; он на­блюдал за ней в течение нескольких лет и, выполняя предшеству­ющие задания, приобрел достаточный опыт по аналогичным систе­мам, порождающим аналогичные ситуации. В таких случаях мы го­ворим, что организатор обладает знаниями и опытом. Поэтому у него в голове возникает картина несколько иного рода - свое собственное понимание ситуации. Эта вторая картина гораздо бо­лее точно учитывает ситуацию, чем любое ее изображение на листе бумаги, однако она, тем не менее, не без недостатков. Мы не в со­стоянии получить достаточно многого с помощью только собственно­го мозга, так, чтобы можно было понять сущность и охватить с необходимой полнотой все детали взятой из реальной жизни ситуации любого характера и размера. Поэтому то понимание, которое существует в голове организатора, может рассматриваться как взятая оттуда своеобразная модель ситуации. Его представление ситуации моделирует ситуацию и соответствует ей.

Эта модель вовсе не макет в натуральную величину; в действительности она совсем невидима для глаза. Это-идея. По этой причине ее удобно называть умозрительной моделью. Если имеет место полное соответствие между реальностью и умозрительной моделью, то организатор в состоянии проникнуть глубоко в ситуацию, и решение, которое он принимает, обязательно окажется рациональ­ным. И наоборот, плохие и невыгодные решения возникают неизбежно в результате неправильного понимания принципов действия системы. Как уже было сказано в гл. 1, деятельность в процессе управления может рассматриваться как игра с неполной ин­формацией.

Теперь целесообразно ввести понятие об отображении. Под отображением ученый понимает процесс, который имеет место при попытках поставить в соответствие одной картине другую, одному элементу - другой. Сам термин «отображение» выбран достаточно удачно, правда, строго говоря, он взят из математического жарго­на. Если ничему ставится в соответствие что-то, то отображения нет. В то же время если отображение достаточно совершенно, то получаемую умозрительную модель считают изоморфной по отноше­нию к окружающей действительности. (Слово изоморфный взято из греческого языка и означает «одинаковый по форме».)

Изоморфная модель может быть отображена в любом предме­те, если 'между моделью и предметом наблюдается полное поэле­ментное соответствие. Мы уже предположили возможность игр с неполной информацией и несовершенного отображения. В действи­тельности получается, что полные комплексы предметов и событий запечатляется в модели, как одиночные сущности вместо сложного комплекса. Поэтому организатор может размышлять о части круп­ного предприятия (которое в действительности состоит из большого количества участков, причем руководство каждым из них в отдель­ности может осуществляться неправильно и может быть осложне­но), как о заводе А. Для того чтобы прийти к такому упрощенному пониманию, организатор, пользуется некоторыми количественными оценками, такими, например, как средний выход продукции. Он стремится не обращать внимания на отклонения от среднего выпу­ска продукции и на виды выпускаемых изделий. Конечно же, упро­щения подобного рода, которые делает организатор, зависят от его роли в управлении.

Разновидность отображения, которая предполагает преобразо­вания типа «многое - в одном», мы будем ц дальнейшем называть не изоморфным, а гомоморфным отображением. Хорошая модель всегда является гомоморфной. Гомоморфное отображение сохраняет определенные структурные зависимости моделируемого предмета. Вот в чем, оказывается, дело! Например, если организатору извест­но, что город М (один) выпускает вообще-то большее количество продукции (много), чем Д, и вдруг в какой-то месяц он обнаружи­вает, что наблюдается обратная картина, то он должен будет про­вести расследование причин создавшегося положения.

Результаты расследования могут рассматриваться как оценка, сделанная организатором при работе с использованием умозритель­ной модели, полученной на основании знания аналогичных ситуа­ций, наблюдавшихся в прошлом, и приобретенного опыта. Представьте, что вы - ученый, которого пригласили провести исследование описанной ситуации. Ясно, что какова бы ни была позиция учено­го, она должна быть совершенно отличной от позиции организатора

 

Применительно к определенной ситуации у организатора имеется набор моделей, накопившихся на основании опыта возникавших в прошлом подобных ситуаций, в то время как ученый располагает набором моделей, которые могут непосредственно отображать эту же ситуацию. Различие заключается в том, что модели ученого разработаны на основании его научных знаний и опыта. Что общего имеет научный опыт с опытом, приобретаемым в процессе управления? Ответ совсем простой: систему.Организатор об­ладает способностью проникновения в ситуацию благодаря своему опыту, приобретенному при работе с той самой системой, которая породила эту ситуацию. Способность проникновения у ученого обусловлена опытом, приобретенном в процессе работы с другими естественными системами, действующими аналогичным образом.

Сама природа, которая рассматривается учеными как область исследования, представляет собой систему; в то же время в ситуа­циях, рассматриваемых организаторами, есть очень многое, взятое у природы. Если существуют законы природы, то они носят универ­сальный характер. Правда, они должны быть правильно сформули­рованы. Какой-то предмет, опускаемый краном на сталелитейном заводе, попадает на землю в точном соответствии с теми же са­мыми законами, что и яблоко, которое, как говорят, упало на го­лову Ньютону. Причина этого заключается в том, что все физиче­ские системы подвержены воздействию гравитационных сил. Любая из этих систем может быть отображена в любой другой.

Таким образом умозрительная модель, согласованная со специалистом - операционником, представляет собой научную аналогию. Она соответствует пониманию ученым принципов функционирования некоторых естественных систем и восприятию всего того, что имеет отношение к ситуации при управлении. Заметим, между про­чим, что различие умозрительных моделей организатора и ученого опровергает высказывание о том, что операционное исследование выполняется учеными из-за того, что у организатора нет на это вре­мени. В действительности же проведение операционного исследова­ния предполагает совершенно другой вид деятельности.

НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ

Научная аналогия, как и умозрительная модель, должна соот­ветствовать ситуации. Для этого наука владеет несколькими фор­мальными языками, которые исключают неопределенность и двусмысленность. Кратко поясним высказанную мысль. Одним из разделов науки является математика, которая имеет дело в основном с количественными оценками; другое направление - математическая статистика, на вооружении которой находится вероятностны;! аппарат, и, наконец, формальная логика, которая имеет дело тальке с качественными характеристиками взаимосвязей между предметами.

Обратимся к полной схеме, используя которую можно пояснить принципы науки управления. Сама наука, условно изображенная в виде фигуры, помеченной буквой Н, питает исследование операций умозрительными моделями УМ и формальными языками Я. Эти языки используются при создании строгой научной модели НМ. На основании этой модели, которая соответствует одновременно и ре­альной ситуации Р и первоначальному умозрительному представле­нию системы, ученый создает свое формальное описание метода М.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.59.217 (0.011 с.)