Реализация комплекса мер, направленных на улучшение качественного состава научных и научно-педагогических кадров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация комплекса мер, направленных на улучшение качественного состава научных и научно-педагогических кадров



В реализуемой Минобрнауки России государственной программе Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы выстроена сбалансированная система мер по поддержке научных и научно-педагогических кадров различных квалификационных, возрастных групп на любом этапе научной карьеры.

В рамках постановления Правительства от 7 июня 2012 г. № 563 "О назначении и выплате стипендии Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики" государством ежегодно выделяется 0,24 млрд. рублей на поддержку 500 молодых исследователей ежегодно (сумма ежемесячных выплат составляет 20 тыс. рублей).

Кроме того, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. № 260 "О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации" ежегодно выделяется 400 грантов для молодых кандидатов наук, 60 грантов для молодых докторов наук, 400 грантов в год для ведущих научных школ по 10 областям знаний. Общий объем финансирования ежегодно составляет около 0,8 млрд. рублей.

Такая форма адресной поддержки молодых перспективных исследователей остается востребованным и признанным инструментом обеспечения выявления и поддержки талантливой молодежи, повышения привлекательности научной деятельности, создания условий для профессионального роста и проведения самостоятельных исследований.

В соответствии с постановлением Правительства России от 9 апреля 2010 г. № 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации" реализуется комплекс мероприятий, направленных на создание под руководством ведущих мировых ученых конкурентоспособных лабораторий мирового уровня, проводящих прорывные научные исследования и осуществляющих подготовку высококвалифицированных научных кадров. Около 40% сотрудников лабораторий - это молодые исследователи.

Федеральной целевой программой "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" предусмотрено широкое участие молодых ученых в выполнении проектов программы, что задано значением индикатора "Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей - участников программы".

 

3.2.7. Развитие кооперации образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства

С 2010 года в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" ежегодно из средств федерального бюджета предприятиям реального сектора экономики, определенным в результате публичного конкурса, для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проводимых российскими образовательными организациями высшего образования (государственными научными учреждениями), выделяется субсидия в размере до 0,1 млрд. рублей в год.

За период 2010 - 2016 годов на реализацию указанного мероприятия предполагается выделить из средств федерального бюджета 43 млрд. рублей.

В 2013 году в ходе реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218:

создано 987 новых рабочих мест, что на 20 рабочих мест превысило плановое значение этого показателя;

доля доходов молодых участников научных коллективов увеличилась до 58%;

в научных изданиях по тематике научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ опубликовано 602 статьи, в том числе 106 - в зарубежных изданиях (в 2010 - 2012 годах всего было опубликовано более 2,9 тыс. статей, из них почти 600 - в зарубежных изданиях);

получено 56 российских и зарубежных патентов, что превысило запланированный показатель на 2013 год почти в 2 раза.

В 2014 году Минобрнауки России проведен открытый публичный конкурс на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства (V очередь). По итогам конкурса отобрано 19 предприятий реального сектора экономики.

В 2010 - 2012 годах с целью формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и промышленными предприятиями в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 77 образовательным организациям высшего образования на реализацию программ развития инновационной инфраструктуры из средств федерального бюджета выделено 9 млрд. рублей.

В 2013 - 2014 годах реализация программ развития инновационной инфраструктуры осуществлялась образовательными организациями высшего образования за счет внебюджетных средств. В 2013 году общий объем внебюджетных средств образовательных организаций высшего образования составил 3,25 млрд. рублей, в 2014 году - около 1,5 млрд. рублей.

Обновление материально-технической базы позволило образовательным организациям высшего образования в 2013 - 2014 годах разработать 332 новые технологии, создать 120 материалов и 270 инновационных продуктов, используемых в различных отраслях промышленности. Кроме того, в 2013 -2014 годах на базе образовательных организаций высшего образования создано 219 хозяйственных обществ (в 2011 году - 412 хозяйственных обществ, в 2012 году - 303), 165 новых структурных подразделений.

В 2013 - 2014 годах в созданных хозяйственных обществах реализуется 288 инновационных проектов, выполняется 108 научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Создание малых инновационных предприятий на базе образовательных организаций высшего образования позволит осуществить постепенный переход промышленности на инновационные технологии путем совмещения производства с научной деятельностью.

За период 2013 - 2014 годов образовательные организации высшего образования, реализующие программы развития инновационной инфраструктуры, вошли в состав 105 промышленных кластеров, заключили 458 соглашений о сотрудничестве с промышленными предприятиями.

В целом в 2013 - 2014 годах образовательным организациям высшего образования, реализующим программы развития инновационной инфраструктуры, удалось увеличить активность по созданию кооперационных связей с высокотехнологичными промышленными предприятиями. В 2013 -2014 годах 60 компаний с государственным участием разработали и приступили к реализации программ инновационного развития. Программы инновационного развития сформированы на среднесрочный период (5-10 лет) с учетом приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики и содержат комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также на инновационное развитие ключевых отраслей промышленности Российской Федерации.

Реализация компаниями с государственным участием программ инновационного развития предполагает их сотрудничество с образовательными организациями высшего образования в области целевой подготовки и профессиональной переподготовки кадров, повышения квалификации образования специалистов и выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в интересах компаний.

В настоящее время налажено взаимодействие между 60 компаниями с государственным участием, которые включают 1 380 дочерних предприятий, 1 043 научными организациями и 645 образовательными организациями высшего образования, из них 224 являются опорными образователньыми организациями для реализации компаниями программ инновационного развития.

В 2013 году компаниями на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ выделено образовательным организациям высшего образования 7,4 млрд. рублей, что на 23% больше относительно 2012 года (6 млрд. рублей).

В 2013 году с целью обеспечения целевой подготовки 15,2 тыс. студентов под нужды компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, со стороны данных компаний образовательным организациям высшего образования предоставлена финансовая поддержка в размере 0,92 млрд. рублей, с целью подготовки кадров по дополнительным профессиональным программам (83,6 тыс. слушателей) выделено 1,6 млрд. рублей.

С 2013 года в рамках реализации подпрограммы "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328, и плана мероприятий ("дорожной карты") в области инжиниринга и промышленного дизайна, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 1300-р, Минобрнауки России совместно с Минпромторгом России реализуют пилотный проект по созданию и развитию в Российской Федерации инжиниринговых центров.

В 2013 году Минобрнауки России проведен конкурсный отбор пилотных проектов по созданию и развитию в Российской Федерации инжиниринговых центров. Среди представленных 96 пилотных проектов от 91 образовательной организации высшего образования отобрано 12 проектов.

Проекты направлены на формирование на базе университетов инжиниринговых центров, оказывающих инжиниринговые услуги в интересах производственных организаций, осуществление продвижения инновационных научно-исследовательских разработок образовательных организаций высшего образования.

В июле 2014 года запущена вторая очередь конкурсного отбора пилотных проектов по созданию и развитию в Российской Федерации инжиниринговых центров.

Основные цели и задачи на предстоящий учебный год по разделу 3.2

 

В 2014/2015 учебном году государственная политика в сфере высшего образования будет направлена на повышение конкурентоспособности российского образования, а также на повышение качества подготовки обучающихся под потребности инновационной экономики.

Достижение целей предполагает решение следующих задач:

оптимизация сети образовательных организаций высшего образования;

развитие инженерного образования, включая поддержку проектов образовательных организаций высшего образования, направленных на подготовку квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса;

поддержка образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для субъектов Российской Федерации, на территории которых они расположены;

модернизация педагогического образования;

реализация Программы социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией;

развитие институтов магистратуры и аспирантуры, прежде всего на базе ведущих университетов;

развитие механизмов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего образования;

поддержка программ развития образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя.

 


IV. Реализация государственной политики в сфере дополнительного образования

 

4.1. Дополнительное образование детей

 

В настоящее время дополнительные общеобразовательные программы реализуются в более чем 10,4 тыс. организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, из них более 2,7 тыс. расположены в сельской местности, почти 7,7 тыс. - в городской. Занятия проводятся по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естестевенно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

В сфере образования действуют более 7,5 тыс. организаций дополнительного образования детей, в других сферах ведения - более 2,9 тыс. организаций.

В организациях дополнительного образования детей занимается свыше 8,7 млн. детей, в том числе в системе образования - около 7,1 млн. детей; в организациях других ведомств - 1,3 млн. детей, что составляет около 59% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет.

В системе дополнительного образования детей работает более 217,5 тыс. педагогических работников, из них более 20% - люди пенсионного возраста.

В системе дополнительного образования детей функционирует почти 0,45 тыс. туристических баз и детских оздоровительных учреждений (лагерей), имеющих базу при данном учреждении или базы от данного учреждения в других местах размещения. В отчетном периоде в деятельности таких учреждений приняло участие более 3,1 млн. детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.013 с.)