Глава 19. Послепечатные процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 19. Послепечатные процессы



Послепечатные процессы включают очень широкий перечень спо­собов и оборудования для отделки печатной продукции. Как и сотни лет назад, наиболее сложным из них является технологический про­цесс изготовления книги. Однако наступление электронных средств массовой информации привело к снижению тиражей книжно-жур­нальной продукции практически по всему миру. Вследствие перерас­пределения объемов тиражей в сторону рекламной продукции ниже будут рассмотрены те способы отделки полиграфической продукции, которые в основном используются в рекламной деятельности.

 

 

Лакирование

 

 

Нанесение лака на поверхность оттиска придает ему не только до­полнительную нарядность, но и увеличивает контрастность изображе­ния. Особенно выигрышно лакирование смотрится на матовой мело­ванной бумаге. Кроме того, лакирование такой продукции, как кар­манные календари, защищает ее от механического воздействия и зна­чительно продлевает время ее жизни. Особый интерес у специалистов в области рекламы вызывает выборочное лакирование — нанесение лака на отдельные участки изображения, что значительно расширяет изобразительные возможности оттиска.

Нанесение лака осуществляется несколькими способами. Для сплошного и выборочного лакирования используются специальные лакировальные секции, встраиваемые в многосекционные печатные машины. Для этой цели также можно использовать офсетную печат­ную секцию, отключив увлажняющий аппарат. Использование трафа­ретной печати для выборочного лакирования позволяет получить тол­стый (до 100 мкм) слой лака.

Одно из последних достижений в этой области — лак УФ-отверждения. Он представляет собой композицию, чувствительную к ульт­рафиолетовой части спектра. Одной из его особенностей является поч­ти мгновенное затвердение при воздействии на него УФ-излучением. При этом лак не успевает впитаться в бумагу, что увеличивает толщину лакового слоя. Другая особенность — затвердевание лака за счет поли­меризации, а не за счет испарения содержащихся в нем веществ. Поэтому слой лака получается более толстый, чем полученный другими способами.

Нанесение лака в печатной машине позволяет производить эту операцию со скоростью печати, что значительно увеличивает скорость изготовления печатной продукции.

 

Припрессовка пленки (ламинирование)

К поверхности оттиска горячим валиком прижимается специаль­ная термопластичная полимерная пленка (ламинат), которая слегка «плавится под действием температуры. Для припрессовки используют­ся лавсановые, полипропиленовые, триацетатные, диацетатные плен­ки. В зависимости от материала толщина пленки изменяется от IS мкм до 50 мкм. После остывания пленка прочно соединяется с поверхно­стью бумаги. Эта пленка создает тот же эффект, что и сплошное лаки­рование. Однако этот процесс более медленный, чем нанесение лака. Кроме того, продукция с нанесенным лам и патом получается внешне более грубой. Основным достоинством пленки является ее прочность, поэтому она применяется для продукции, которая подвергается повы­шенному агрессивному воздействию, например, при изготовлении об­ложек, для книг в мягком переплете. Существуют устройства для лами­нирования печатной продукции шириной до нескольких метров, кото­рая активно используется в наружной рекламе.

 

 

Тиснение фольгой

 

 

На поверхность оттиска наносится тонкий слой металлической фольги. Фольга для тиснения выпускается нескольких типов: металли­зированная, цветная (матовая или глянцевая) и бронзовая. По внешне­му виду ее делят на фольгу «под золото», «под серебро», «под бронзу» и цветную. Ни один из указанных металлов для изготовления фольги не применяется. Для изготовления фольги используется алюминий. Фоль­га состоит из нескольких слоев. Основой является полимерная пленка, устойчивая к температурному воздействию (полиэтилентерефталат, ко­торый называется также лавсан). Легкоплавкий разделительный слой на основе воска связывает лаковый слой и основу. На лаковый слой в глу­боком вакууме методом напыления на лак наносят слой расплавленного алюминия. Его толщина составляет 0,02-0,05 мкм. Сверху на металли­ческий слой наносится адгезионный слой.

В зависимости оттого, в какой цвет окрашен лаковый слой, фольга принимает один из указанных цветов. Если лак имеет нейтральный цвет, то фольга получает естественный цвет алюминия — серебристый.


В нормальных условиях слои фольги прочно скреплены между со­бой. Но под действием температуры (80-150°С) разделительный слой плавится, а адгезионный слой размягчается. Если при этом приложить некоторое давление, то слой алюминия вместе с лаком отделится от ос­новы и приклеится к запечатываемому материалу.

Лаковый слой, который после тиснения оказывается сверху слоя металла, не только придает необходимый цвет, но и увеличивает его стойкость к механическому воздействию.

Для тиснения фольгой применяются металлические формы высо­кой печати. Попытки применять для этих целей фотополимерные тер­мостойкие материалы не дали хороших результатов из-за их низкой теплопроводности. Для изготовления клише применяются гравиро­вальные станки, в которых режущий инструмент (резец или микро­фреза) управляется компьютером. С помощью этих устройств подгото­вительный процесс значительно сокращается.

Для небольших тиражей (до нескольких тысяч экземпляров) при­меняются небольшие полуавтоматические прессы. При печати круп­ных тиражей тиснение производится при помощи ротационных прес­сов, в которых давление и температура создаются подогретым валом.

19.4. Высекание

Этот вид отделки не только повышает привлекательность печатной продукции (карманные календари), но и повышает ее защищенность от подделки (этикетки). В рекламной деятельности большая часть POS-материалов производится с применением высечки. В частности воблеры, стикеры, постеры, мобайлы, гирлянды и другая продукция имеет фигурный контур, который получают с использованием штампа. В качестве рабочего инструмента используется высекальный штамп. Как правило, он изготавливается из толстой фанеры, в которой электролобзиком или лазером прорезается щель согласно высекаемо­му контуру. В прорезь вставляется нож, изогнутый по контуру прорези. Часто при изготовлении коробок или воблеров бывает необходимо не отсечь материал, а согнуть его (биговать). Для того чтобы обозна­чить место сгиба, применяется операция, называемая биговка. Она осуществляется при помощи так называемых биговальных ножей. Они несколько ниже высекальных и не отрезают, а сминают материал. В случае ломкого материала биговка позволяет получить аккурат­ный биг.

На рис. 19.1 показан воблер, изготовленный с применением высечки.


Рис. 19. 1. Воблер, изготовленный с применением высечки

 

Разновидностью высекания является штанцевание (или подсекание). Эта операция используется для обработки самоклеящихся материалов. Она заключается в том, чтобы прорезать верхний слой материала и оста­вить нетронутым антиадгезивную подложку. Ненужная часть материа­ла, которая называется облой, удаляется и на антиадгезивной подложке остается только этикетка. Далее подложка с готовыми этикетками сма­тывается в рулон и в таком видегтюступает заказчику.

В флексографских печатных машинах устанавливаются штанце-вальные секции, в которых штамп представляет собой стальной ци­линдр, на поверхности которого методом фрезерования вырезан кон­тур высекаемой этикетки.

 

 

Термография

 

 

Отделка отпечатанных изображений специальным термопорош­ком, увеличивающим рельеф оттиска под воздействием теплового из­лучения, называется термографией. Другое название этого способа — термоподнятие. После термообработки изображение получается рель­ефным с металлическим оттенком красочного слоя.

Тонкие линии на изображении и штрихи текста на оттиске получа­ются непрерывными по толщине и с гладкими краями, а стыки и пере­сечения линий огрублены и округлены.


Существуют специальные устройства, наносящие термопорошок на оттиск. Но самый простой способ получить термоподнятие — насы­пать тонкий слой термопорошка на оттиск сразу после печати, пока краска не успела подсохнуть. Затем излишки термопорошка стряхнуть и оттиск поместить в печь.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Каково назначение и область применения лакирования?

2. Каково назначение и область применения припрессовки пленки?

3. Назовите материалы и устройства, применяемые для тиснения фольгой.

4. Каково назначение и область применения высекания? Расскажите о применении этого способа отделки при изготовлении рекламной продукции?

5. Каково назначение и область применения термографии?

 

 

Краткие выводы к разделу V

В рекламных технологиях широко применяется печатная продукция: от листовок и буклетов до наружной рекламы. Полиграфическая продукция про­ходит три этапа подготовки: допечатный, печатный и послепечатный. Каждый из них оказывает значительное влияние на конечный результат.

Основа современных допечатных процессов — компьютер — позволяет подготовить издание, максимально используя возможности того или иного способа печати, что особенно важно при изготовлении рекламной, как прави­ло, яркой и красочной, продукции

Воспроизведение изображения осуществляется несколькими основными способами печати, каждый из которых имеет свои особенности, которые необ­ходимо учитывать при разработке рекламной продукции. Послепечатные процессы позволяют придать оттиску дополнительную выразительность, что особенно важно для рекламной печатной продукции.

 

 

Рекомендуемая литература к разделу V

1. Буковецкая, О. А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет: 2-е изд., испр. М.: ДМК, 2000.

2. Водчиц, С. С. Эстетика книжных пропорций: учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ, 1997.

3. ГОСТ 3489.1—71. Шрифты типографские (на русской и латинской ос­новах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость. М.: Изд-во стан­дартов, 1971.

4. Каров, Л. Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий: пер. с англ. М.: Мир, 2001.

5. Кипхан, Г. Энциклопедия по печатным средствам информации. М.: МГУП. 2002. с. 1252.

6. Клепер, М.Л. Практическое руководство по цифровой печати. Том 1.: пер. с англ. М. Издательский дом «Вильямс». 2003.

7. Композиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий: учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУП, 2000.

8. Кричевский, В. Типографика в терминах и образах: в 2т. М.: Слово, 2000.

9. Литунов, С. Н. Технология трафаретной печати: учеб. пособие /
С. Н. Литунов, С. А. Щеглов. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. 176 с.

10. Полянский, Н. Основы полиграфического производства. М.: Книга,

1991.

11. Рудер, Э. Типографика: Руководство по оформлению: пер. с нем. М.: Книга, 1982.

12. Самарин, Ю. Н. Допечатное оборудование: конструкция и расчет: учеб­ник для вузов/ Моск. гос. ун-т печати. М.: МГУП, 2002. 540 с.

13. Стефанов, С. Полиграфия для рекламистов и не только. М.: Гелла-Принт, 2002.

14. Сысуев, И. А, Типографика и компьютерные шрифтовые технологии: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004.

15. Уильямс, Р. Недизайнерская книга о шрифтах. СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003.

16. Файола, Э. Шрифты для печати и Web-дизайна. СПб.: БХВ- Петербург, 2003.

17. Феличи, Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн /пер. с англ. и ком-мент. С. И. Пономаренко. СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

18. Шмелева, А. Классификация шрифтов: практика и проблемы // Publish. № 1. 2003. С. 78-82.

19. Шахкелъдян, Б.Н. Полиграфические материалы / Б. Н. Шахкельдян, Л. А. Загаринская. М: Книга, 1988. 328 с.

20. Офсетные печатные машины: учеб. пособие / В. И. Штоляков, А. Ф. Федосеев, Л. Ф. Зирнзак. М.: Изд-во МГУП, 1999. 216 с.


 

 


 

Раздел VI

РЕЖИССУРА РЕКЛ АМЫ


Содержание раздела VI



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.027 с.)