Моделирование социально-педагогического взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование социально-педагогического взаимодействия



С различными социальными институтами, группами

План

Творческие задания для работы в микрогруппах (см. ниже: алгоритм моделирования) :

1. Смоделируйте социально-педагогическое взаимодействие с семьей, в которой один из родителей вернулся из мест заключения

2. Смоделируйте социально-педагогическое взаимодействие с детскими общественными организациями

3. Смоделируйте социально-педагогическое взаимодействие с неформальными объединениями подростков

4. Смоделируйте социально-педагогическое взаимодействие с ассоциациями родителей детей-инвалидов

5. Смоделируйте социально-педагогическое взаимодействие с безработной молодежью

6. Смоделируйте социально-педагогическое взаимодействие с волонтерами, занимающимися детьми улиц (беспризорные, безнадзорные)

· общие точки взаимодействия (приложения усилий)

· принципы взаимодействия

· место и роль СП в подобном взаимодействии

· методы исследования изучаемой проблемы

· продумать содержание, формы и методы адаптации (реадаптации), социализации (ресоциализации), реабилитации несовершеннолетнего

· продумать формы и методы воздействия (взаимодействия) на агентов (с агентами) социализации

Алгоритм моделирования по теме исследования: «Моделирование социально-педагогического взаимодействия с различными социальными институтами, группами».

Задание:Определить:

· цели и задачи взаимодействия

· общие точки взаимодействия (приложения усилий)

· принципы взаимодействия

· место и роль СП в подобном взаимодействии

· методы исследования изучаемой проблемы

· продумать содержание, формы и методы адаптации (реадаптации), социализации (ресоциализации), реабилитации несовершеннолетнего

· продумать формы и методы воздействия (взаимодействия) на агентов (с агентами) социализации

Лекция. Тема 20. Социальное воспитание в системе

дополнительного образования детей

План

1. Место педагогики дополнительного образования детей в современной системе образования.

2. Предмет, задачи, особенности педагогики дополнительного образования детей.

3. Функции дополнительного образования детей.

4. Типы учреждений дополнительного образования детей (многопрофильные, однопрофильные учреждения, загородные детские лагеря).

5. Особенности социального воспитания в разных типах учреждений дополнительного образования детей.

6. Специфика социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей.

Основная литература

1. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / под ред. О.Е. Лебедева. – М.: ВЛАДОС, 2000.

2. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: Владос, 2002.

3. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества / под ред. В.И. Андреева, А.И. Щетинской. – Казань-Оренбург: Центр инновационных технологий, 2001.

4. Соколова, Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова, Н.И. Фуникова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004.

5. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образовании: учеб. пособие / Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Б. Крылова, О.В. Минковская; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004.

Дополнительная литература

1. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: моногр. / Н.А. Соколова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007.

2. Соколова Н.А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании: моногр. / Н.А. Соколова. – М.: МГОУ, 2006.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем основные отличия системы дополнительного образования детей от системы общего образования?

2. Каковы особенности социального воспитания в учреждении дополнительного образования детей?

3. Как функции дополнительного образования детей влияют на специфику социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей?

Самостоятельная работа

Тема 17. Социальное воспитание

в социально-педагогических учреждениях

План

1. Виды социально-педагогических учреждений (школы, центры досуга и творчества, учреждения дополнительного образования детей, клубы по месту жительства, специальные общеобразовательные школы, специальные профессиональные училища, детские дома, приюты, медико-психологические центры). Цели и задачи их деятельности.

2. Социально-педагогический комплекс как фактор социального воспитания детей и подростков. Разработка проекта программы деятельности социально-педагогического комплекса.

3. Роль социальных служб в системе социальной защиты ребенка.

4. Социально-педагогическая деятельность с детьми-сиротами.

5. Методики и технологии социально-педагогической деятельности в учреждениях разного типа.

· Знакомство с практической деятельностью социально-педагогического учреждения (экскурсия в социальный приют Курчатовского района).

· Разработка социального проекта в рамках акции «Я – гражданин России» по следующему алгоритму:

  • Подготовка студентов к работе над проектом, предполагающая в дискуссионной форме проверку знаний по социально значимым проблемам региона, города, района.
  • Выбор наиболее интересной для студентов проблемы (в форме игры «Ящик предложений»).
  • Сбор информации по выбранной проблеме в средствах массовой информации, законодательных источниках, органах управления и т.п.
  • Разработка собственного варианта решения проблемы.
  • Разработка плана действий по реализации проекта.
  • Подготовка к защите проекта информационных материалов в виде плакатов, папок документов и т.п.
  • Презентация проекта (краткое, убедительное, четкое изложение собственного варианта решения проблемы).
  • Рефлексия.

Темы докладов

1. Роль социальных служб в системе социальной защиты ребенка.

2. Социально-педагогическая деятельность с детьми-сиротами.

 

Литература

1. Воспитание учащихся по месту жительства: кн. для учителя / под ред. В.Г. Бочаровой М.М. Плоткина. – М.: Просвещение, 1987.

2. Литвак Р.А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений / Р.А. Литвак. – Челябинск, 2000.

3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001

5. Основы социальной работы: учеб. / ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников по месту жительства: сб. науч. тр. / отв. ред. А.С. Кондратьева. – М.: Изд-во АПН СССР, 1985.

7. Технологии социальной работы: учеб. для вузов / Т.В. Шеляг, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова; под ред. Е.И. Холостовой; Моск. гос. ун-т соц. работы; Соц.-технол. ин-т. – М.: Инфра-М,2002.

8. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / ред. П.Д. Павленок. – М.: Дашков и К., 2006.

9. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Владос, 2000.

10. Яблоновская Ю.О. Деятельность социально педагога с детьми-сиротами / Ю.О. Яблоновская. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2000.


Методические материалы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Объект и предмет исследования социальной педагогики.

2. Место социальной педагогики в структуре других наук.

3. Принципы социальной педагогики.

4. Социализация – одно из основных понятий социальной педагогики.

5. Концепции социализации.

6. Социальное воспитание как категория социальной педагогики.

7. Социальное обучение как категория социальной педагогики.

8. Социальная адаптация – одно из основных понятий социальной педагогики.

9. Социально-педагогическая деятельность как категория социальной педагогики.

10. Функции социальной педагогики как науки.

11. Сущность и задачи социально-педагогического исследования.

12. Методы социально-педагогического исследования: анализ литературы, наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, опрос, мягкие методики.

13. Этапы социально-педагогического исследования: постановочный, исследовательский, оформительско-издательский.

14. Методические принципы получения и анализа информации о детях и подростках.

15. Методы работы социального педагога: методы убеждения и упражнения, методы поощрения и наказания.

16. Исторический анализ детства: детство в первобытном обществе; в античное время; в эпоху Средневековья; в эпоху Просвещения; детство в период капитализма.

17. Социально-экономическое положение детей в современном российском обществе.

18. Понятие детской субкультуры. Проявления детской субкультуры.

19. Ценностный мир современных подростков.

20. Факторы социализации личности.

21. Особенности социализации детей в современном мире. Отличие социализации детей от социализации взрослых.

22. Понятие «кризисная социализация».

23. Понятия «норма», «отклонение от нормы».

24. Критерии отклонения от нормы.

25. Виды отклонений от нормы: физические, психические, педагогические, социальные.

26. Теории отклонений (социальные, медицинские, психологические культурологическая, теория фокального взросления).

27. Положение семьи в современном обществе. Функции семьи.

28. Типы семей и семейных отношений.

29. Роль социального педагога в оптимизации семейного воспитания.

30. Программирование деятельности социального педагога с разными типами семей.

31. Виды социально-педагогических учреждений (школы, центры досуга и творчества, учреждения дополнительного образования детей, клубы по месту жительства, специальные общеобразовательные школы, специальные профессиональные училища, детские дома, приюты), цели и задачи их деятельности.

32. Социально-педагогическая деятельность в микрорайоне. Структура социально-педагогического комплекса.

33. Роль социальных служб в системе социальной защиты ребенка.

34. Психолого-педагогическая сущность и причины отклоняющегося поведения подростков.

35. Характеристика девиантного поведения.

36. Характеристика делинквентного поведения

37. Характеристика суицидального поведения.

38. Характеристика агрессивного поведения.

39. Формы проявления девиантного поведения детей и подростков.

40. Общая характеристика технологий работы социального педагога с детьми девиантного поведения.

41. Содержание коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной, внеурочной работе.

42. Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения.

43. Реабилитация в социально-педагогической работе.

44. Особенности деятельности социального педагога в учреждениях досуга.

45. Социально-педагогическая деятельность по воспитанию здорового образа жизни.

46. Сущность работы социального педагога с одаренными детьми.

47. Виды одаренности, их характеристика.

48. Методы работы социального педагога с одаренными детьми.

49. Детские общественные объединения как фактор социального воспитания.

50. Дополнительное образование детей как фактор социального воспитания.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Аналитический обзор системы социального воспитания в одной из развитых стран.

2. Благотворительность русской православной церкви.

3. Взаимодействие социального педагога с национально-культурными центрами.

4. Взрослые в микросоциуме.

5. Виктимогенные факторы среды двора.

6. Влияние национально-культурных центров на процесс социализации подростков.

7. Влияние наследственных факторов на развитие ребенка.

8. Возрождение благотворительности в России в конце XX в.

9. Возрождение христианских традиций и религиозного воспитания.

10. Девиации как социально-педагогическая проблема.

11. Жизнедеятельность институтов перевоспитания.

12. Жизнедеятельность учреждений интернатного типа для детей, подростков, юношей.

13. Изучить и описать деятельность приюта (или: СРЦ, учреждения дополнительного образования, детских или молодежных, феминистских, экологических, правозащитных, реабилитационных и др. организаций, учреждений).

14. Изучить и описать подростковую субкультуру

15. Интервью с социальным педагогом на тему….

16. Использование педагогических методов исследования в социальной педагогике.

17. Использование социологических методов исследования в социальной педагогике.

18. Исследование влияния СМК на социализацию конкрет­ной группы населения города, в котором живут студенты.

19. Исследование специфики социализации в конкретном поселении.

20. Исторические предпосылки введения института социальной педагогики в России.

21. История «Гавроша» XXI века.

22. История термина «социальное воспитание».

23. Меценатство и детское призрение в России.

24. Обучение и социальное обучение: общие и отличительные признаки.

25. Описать места «тусовок» молодежи.

26. Описать положительный опыт семейного воспитания (собственная семья, семья близких, родных).

27. Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития.

28. Основные постулаты христианской педагогики В.В. Зеньковского.

29. Особенности межпоколенных взаимоотношений в вашем регионе (село, микрорайон).

30. Особенности семейной социализации в регионе, в котором вы проживаете.

31. Особенности социализации детей с девиантным поведением.

32. Особенности социального воспитания в летнем лагере.

33. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения, имеющими отклонения в личностном развитии.

34. Особенности социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье.

35. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.

36. Проанализировать и описать роль и влияние вашей семьи на вашу социализацию

37. Проблема насилия в СМИ (по материалам «Учительской газеты», «КП», педагогических журналов, областной газеты «Челябинский рабочий» и т.п.).

38. Проблемы воспитания и социального воспитания в современных условиях.

39. Пронаблюдать и описать тенденции формирования социальной группировки детей вашего двора.

40. Проследить и описать игры детей вашего двора.

41. Профилактическая работа социального педагога при первичных формах социальной дезадаптации учащихся.

42. Развитие ребенка в процессе деятельности.

43. Ребенок и закономерности его социализации как объект и предмет изучения социальной педагогики.

44. Роль «Библии для детей» в социальном становлении ребенка.

45. Роль семьи в предупреждении девиантного поведения детей

46. Семья как институт социализации ребенка.

47. Современные «дети подземелья». Кто они?

48. Социализирующие функции религиозных организаций.

49. Социальная адаптация трудных подростков.

50. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

51. Социально-педагогическая деятельность с семьей, имеющей ребенка инвалида.

52. Социально-педагогическая поддержка детей в многодетной семье.

53. Социально-педагогические проблемы неполных семей в России.

54. Социально-педагогические технологии в работе с осужденными в исправительных учреждениях.

55. Социально-педагогические технологии постпенитенциарной адаптации бывших осужденных.

56. Социально-педагогические технологии профилактики наркомании среди детей и подростков.

57. Социально-педагогические технологии работы в поликонфессиональной среде.

58. Социально-педагогические технологии работы наркологической службы.

59. Социально-педагогические технологии работы по формированию здорового образа жизни.

60. Социально-педагогические технологии работы с волонтерами.

61. Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска.

62. Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей.

63. Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

64. Специализированные реабилитационные центры как институт реабилитации трудных подростков.

65. Становление и развитие социальной педагогики в Германии (или …).

66. Становление и развитие социальной педагогики в России.

67. Урбанизация и ее роль в жизни общества и социализа­ции человека.

3.3.Критерии оценивания знаний студентов на экзамене

Критерии Уровень знаний и умений
Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетво-рительно
  Владение понятийным аппаратом Свободно владеет понятийным аппаратом, умеет использовать его в анализе социально-педагогических процессов Владеет понятийным аппаратом, но при использовании его допускает неточности В основном знает содержание понятий, но допускает ошибки в их использовании Не владеет понятийным категориями по предмету
  Установление функциональ-ных связей и зависимостей Умеет выявлять и объяснять функциональные связи и зависимости Допускает незначительные ошибки в выявлении функциональных зависимостей Испытывает определенные затруднения при выявлении функциональ-ных зависимостей Не умеет выявлять функциональ-ные связи и зависимости
  Связь теории с практикой Иллюстрирует теоретические положения примерами из педагогической практики Приводит примеры из учебной литературы Испытывает затруднения в приведении примеров Не может привести примеры
  Владеет содержательным материалом по теме Знание и свободное владение материалом по теме Незначительные неточности в изложении содержания Испытывают затруднения в изложении материала Незнание материала
  Логичность изложения материала Свободное владение речью, логичность, связанность изложения материала Затруднение с изложением материала, проблемы в установлении логических связей Отсутствие логики в изложении материала  

 

Отметка «отлично» ставится в том случае, если по четырем из пяти критериев ответ оценен на «отлично» и по одному – на «хорошо»;

Отметка «хорошо» – если по четырем критериям – не ниже «хорошо» и по двум – «удовлетворительно»;

Отметка «удовлетворительно» – если по четырем критериям не ниже «удовлетворительно» и по одному – «неудовлетворительно»;

Отметка «неудовлетворительно» – если по двум и более критериям «неудовлетворительно».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.207.145 (0.066 с.)