Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разработка программ социализации и воспитания учащихся
На различных возрастных этапах Примечание: Конечный образовательный продукт представляется к экзамену Программа социализации детей с 1 по 11 классы 1-ая ступень «Старт», 2-ая – «Надежда», 3-ья - «Перспектива» Социализация младших школьников Направление социализации _______________________________________ Таблица 1
Таблица 2
На 1-ом этапе разрабатываются общие подходы социализации личности ребенка на первой стадии. На следующих этапах – по одному из направлений с 1 по 11 классы, например: 1. Духовно-нравственная социализация 2. Правовая социализация 3. Интеллектуальная социализация 4. Полоролевая социализация 5. Экономическая социализация 6. Эстетическая социализация 7. Спортивно-оздоровительная социализация 8. Поликультурная социализация 9. Семейная социализация 10. Экологическая социализация 11. Политехническая и трудовая социализация 12. Коммуникативная социализация 13. Религиозная социализация и пр. |
Лекция. Тема 15. Социально-педагогическая деятельность
С детьми отклоняющегося поведения. Социально-педагогическая виктимология
План
4. Понятие виктимологии, виктимогенности, виктимности и виктимизации.
5. Факторы виктимизации.
6. Содержание работы с различными группами детей, ставшими жертвами неблагоприятных условий социализации: сироты, инвалиды, беспризорные, мигранты.
Основная литература
Основная литература к темам 14, 15, 16
1. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003.
2. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / Ю.А. Клейнберг. – М.: Сфера, 2001.
|
3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
4. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.
5. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.
Дополнительная литература
1. Кащенко В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. – М.: Академия, 1999.
2. Социология молодежи: учеб. / под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005.
3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 1999.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.
Вопросы для самоконтроля
1. Выделите и охарактеризуйте основные группы факторов, влияющих на отклоняющееся поведение личности.
2. Какие теории отклоняющегося поведения вы знаете? В чем сущность каждой из них?
3. Какое поведение в социальной педагогике определяется как отклоняющееся?
4. Что такое аддиктивное поведение? Каковы его виды и признаки?
5. Что такое суицидальное поведение? Каковы его виды и признаки?
6. Что такое делинквентное поведение? Каковы его виды?
7. В чем отличие детского и взрослого девиантного поведения?
8. Назовите основные методические принципы коррекции девиантного поведения подростков.
9. Назовите и охарактеризуйте основные технологии социально-педагогической деятельности с детьми отклоняющегося поведения?
10. Что изучает виктимология как направление социальной педагогики?
11. Разведите понятия «виктимогенность», «виктимность», «виктимизация»?
12. Назовите факторы виктимизации.
13. Определите содержание и основные направления социально-педагогичес-кой деятельности с жертвами насилия.
Задание для самостоятельной работы по теме
Разработать программу социально-педагогической деятель-ности по профилактике отклоняющегося поведения по одной из следующих тем: «Социально-педагогическая деятельность по профилактике аддиктивного поведения подростков», «Социаль-но-педагогическая деятельность по профилактике делинк-вентного поведения подростков», «Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников», «Работа социального педагога с семьей по профилактике девиантного поведения детей». Должны быть раскрыты цель, задачи, направления, этапы, содержание, методы деятельности, кадровое сопровождение программы.
|
Семинар 7.
Коллоквиум.
Тема: Среда – интегральное средство социализации личности.
Культурная (социокультурная) идентичность современного школьника
Подготовить сообщения:
1. Этническое возрождение второй половины ХХ века
2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире
3. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности
4. Особенности культурной идентичности
5. Этническая идентичность как условие толерантности личности
6. Исследование толерантности
7. Концепции идентичности в телевизионной рекламе (К опыту социокультурного анализа рекламных текстов)
8. Этническая идентичность как условие толерантности личности
9. Воспитание готовности к межкультурному взаимодействию в наше время глобализации мирового развития
10. Влияние культурных традиций народов на воспитание.
11. Педагогические традиции и явления формирования российской идентичности.
12. Народное воспитание и преемственность поколений как фактор формирования российской идентичности
13. Эффективность народной педагогики в формировании российской идентичности: сильные стороны деятельности народных педагогов.
14. Психологические детерминанты межэтнических отношений.
15. Социальная и этническая идентичность.
16. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности.
17. Исследование толерантности (Исследование Декларации и программы действий в области культуры мира и Конвенции о миротворческом воспитании).
18. Культурная (социокультурная) идентичность современного школьника
19. Взаимозависимость возраста ребенка и его национально-культурной идентификации
20. Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов
21. Влияние мировых религий на воспитание
22. Воспитание детей в этнокультурных традициях народов Южного Урала
23. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире.
24. Народное воспитание и преемственность поколений
Вспомогательный материал
В современной науке рассматриваются различные виды идентичности (тождественности, соответствия) — гражданская, возрастная, половая и т.д. Идентичность — результат идентификации. освоение, интериоризация — перенесение «внутрь» — качеств общности, в которой индивид формируется как личность). Соответственно этническая идентификация означает интериоризацию качеств этнической общности, сформировавшихся в процессе этногенеза.
Идентификация — сторона более широкого процесса — социализации, т.е. включения индивида в многомерный и многоуровневый социум.
В этнологии и этнопсихологии этническая идентичность обычно понимается:
— как факт самосознания индивида и группы, связанный с осознанием единства и отличия от других (подобных групп и индивидов) по соответствующему набору признаков (язык, стереотип поведения и прочие качества, приписываемые этнической общности);
|
— как переживание человеком своего тождества с определенной этнической группой.
Критерии результативности модели педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников. Становление и развитие социокультурной идентичности школьников. Базовый набор идентичностей личности как устоявшихся систем обыденных типизаций[2], сопряженных с человеком и его проекциями, реализуемых в повседневной жизнедеятельности.
В современной российской социологии представлены различные теории идентичности, из которых следующие могут быть выделены в качестве концептуального ядра. Понимание феномена идентичности в аспекте социальной структуры и перспектив ее развития, через познание идентификаций как своего рода «солидарностей» представлено в работах В. А. Ядова. Носитель групповой «солидарности» может интегрироваться в различные поля (например, культуры) и устанавливать смысл личностной позиции в данном поле. Функциональный анализ идентификаций в системе социального воспроизводства отражен в работах В. И. Чупрова и Ю.А. Зубок. Эмпирическими показателями овладения культурными стандартами и нормами, образцами поведения, по мнению исследователей, является степень включенности в определенную деятельность. Интерпретация социальной идентичности через интериоризацию ценностей и норм в процессе социализации представлена в работах А.И.Ковалевой, наряду с проблемой символической адаптации к окружающим условиям на основе единых стандартов поведения, норм, ценностей, традиций и др. В работах Вал. и Вл. Луковых отражено понимание идентификации в контексте культуры через отождествление со смыслами и знаками различных тезаурусов людей, их сходства или отличия. Данные теории сыграли ведущую роль в определении культурной идентичности. Понятие «культурная идентичность» привлекает внимание исследователей с конца 1990-х годов. Установлено, что в отечественной науке данное понятие мало разработано и не имеет устоявшейся трактовки. Наиболее часто в научных трудах и публикациях культурная идентичность трактуется как идентичность этническая и/или национальная. Ядром культурной идентичности индивида, базисным основанием, позволяющим отличать «нас» от «чужих», признается принятие им (индивидом) ценностей культуры сообщества в качестве ведущих элементов ценностно-нормативной системы. На основании анализа существующих трактовок, отмечается, что в определении культурной идентичности нужно исходить из того, что она возникает в ходе культурной идентификации личности – процесса выбора и деятельностного приобщения к тем или иным культурным ценностям, которые отражают материальную и составляют духовную культуру определенного народа, это процесс отождествления человеком самого себя с другими членами своего сообщества, своей культуры. Индивид осознает культурную принадлежность к группе, общности через принятие и понимание социально значимых ценностных и культурных норм, правил и установок, а также систем символов и верований. |
На основе прочитанного дайте определение понятия «Культурная идентичность» –это качество индивида, _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Выявите и опишите противоречия между различными идентификационными основаниями, которые проявляется одновременно
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
О наличии культурной идентичности свидетельствуют признаки:
Внутренние | Внешние |
Ядро культурной идентичности формируется ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
И зависит от ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу: Мы предполагаем, что российская идентичность школьника включает в себя: | ||
знаниевый компонент: | ценностно-эмоциональный компонент | деятельностный компонент: |
1. знание и понимание историко-географического образа России; | 1. | 1. |
Ввиду сложной структуры российской идентичности, объединяющей знаниевый, ценностно-эмоциональный и деятельностный компоненты, ключевыми образовательными технологиями ее формирования являются:
знаниевый компонент: | ценностно-эмоциональный компонент | деятельностный компонент: |
1. | 1. | 1. |
Итак: Цель формирования культурной идентичности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи формирования культурной идентичности:
1. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
2. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М: Академия, 1999. – 168 с.
2. Кукушин, B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
3. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа / К.Ш. Ахияров. – Уфа: БашГПУ, 2004. – 328 с.
4. Крысько В,Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. вузов / В.Г. Крысько. 5-е изд. М.: "Академсия", 2009. 32- с.
5. Баймурзина, В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность / В.И. Баймурзина. – Уфа: УНЦ РАН, 1996. – 154 с.
6. Хажин, А.В. Этнокультура народов Южного Урала: Учеб. метод. пособие / А.В. Хажин. – Челябинск: ИДПОПР, 2001. – 50 с.
7. Народы России: Энциклопедия гл. ред. В.А. Тишков. – М: Большая рос. энцикл., 1994. – 479 с.
8. Бенин, В.Л. Педагогическая культура её содержание и специфика / В.Л. Бенин. – Уфа: БашГУ, 1994. – 190 с.
Отклоняющееся поведение как
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.039 с.)