Справочно-библиографическое описание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Справочно-библиографическое описание



Библиографическое описание включает:

1. Заголовок описания – фамилия автора в именительном падеже, инициалы после фамилии автора. Если книга имеет нескольких авторов, их фамилии приводятся через запятую.

2. Заглавие – название произведения приводятся без кавычек. Слова названия пишутся в той последовательности, в которой даны в книге и с теми же знаками препинания.

Издание – сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения.

Выходные данные – место издания (город), наименование издательства и год издания (указывается арабскими цифрами).

Количественная характеристика данных – фактическое количество страниц или листов.

Делая из книги выписки, обязательно указывайте страницу! Выписывайте текст, соблюдайте правила оформления цитируемого материала и точность воспроизведения.

Выписанный таким образом текст можно будет использовать при подготовке реферата или доклада, в курсовой, дипломной или диссертационной работе. В них обычно используют внутритекстовые и подстрочные ссылки.

Внутритекстовые ссылки приводятся в скобках. Перед круглыми скобками и в круглых скобках после описания документа точка не ставится.

Подстрочные ссылки (библиографические ссылки под текстом) оформляются на странице внизу с помощью отсылок в форме арабских цифр при небольшом количестве.

Затекстовые ссылки (библиографические ссылки за текстом) приводятся в виде за текстовых примечаний (комментариев) с помощью отсылок в форме арабских цифр. Особенно часто используются в статьях.

Библиографический список – неотъемлемая часть диссертаций, дипломных и курсовых работ, учебных рефератов. Каждая позиция представляет собой самостоятельное библиографическое описание.

Библиографические списки могут иметь следующее построение: алфавитное, хронологическое, алфавитно-хронологическое, нумерационное, систематическое.

 

Ответьте на вопросы.

1. Что такое аннотация?

2. Каковы виды и структуры аннотации?

3. Что такое «Библиография»?

4. Какие сведения включает справочно-библиографическое описание?

5. Где используют внутритекстовые и подстрочные ссылки?

 

Задание 1. Прочитайте и запишите слова и конструкции, необходимые для на­писания аннотации. Обратите внимание на падежные формы слов, употребля­ющихся при этих конструкциях. Найдите данные конструкции в аннотациях.

1. Аннотация на статью (книгу)... Автор статьи (книги)... (фамилия, звание ученого).

2. Книга посвящена (чему, теме чего, проблеме чего, вопро­сам чего?). В книге рассказывается (о чем, показывается что, рассмат­ривается что); в статье автор излагает (что?), ана­лизирует (что?), харак­теризует (что?), описывает (что?), разби­рает (что?), останавли­вается на вопросе (о чем?), затрагивает вопросы (чего, какие?), оста­навливается на проблемах (чего? каких?); в статье дается обзор (чего?), описание (чего?), дают­ся сведения (о чем?), излагается (что?), анализируются вопро­сы (о чем? чего?), показывается (что?), говорится; идет речь (о чем?), рассматриваются вопросы (чего?), характеризуется (что?).

3. Книга рассчитана (на кого?), адресуется (кому?).

Задание 2. Прочитайте аннотации. Выделите в них структурные части. Все ли необходимые структурно-смысловые части присутствуют, соблюдена ли последовательность частей?

1. Теория финансов.Учебник. В.Д.Мельников — Алматы: «Экономика», 2013-408с.

В учебнике изложены сущность и особенности функционирования категории «финансы», ее структурных составляющих, их свойства и принципы действия. Раскрыты закономерности взаимодействия финансовой системы, финансового механизма во внутренних и внешних взаимосвязях. Выделены актуальные проблемы финансов в современных социально-экономических условиях.

Предназначен для студентов магистрантов, преподавателей вузов.

 

2. Иллюстративный материал взят из произведений писателей-классиков, публицистики и

деловых текстов.

Книга предназначена для студентов педагогических вузов, аспирантов и учителей.

Современный русский литературный язык: Учебник/ Под ред. П.А.Леканта. – М.:Высшая школа, 1982. – 399с.

Предлагаемый учебник охватывает все разделы курса в соответствии с программой по русскому языку. Он ставит целью дать целостное представление о научном освещении всех уровней современного русского языка и подготовить студентов, к осмыслению и изложению материалов курса.

 

3. Фролов И. Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. — М.: Наука, 1989.-С. 44–60. Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений

4. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами.

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

В книге рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения.

 

5. В статье описываются проблемы обеспечения безопасности отечественной экономики, рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Путем рассуждений и результатов исследований определен комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие экономической безопасности страны.

 

Задание 3. Прочитайте библиографическое описание книг. Приведите 2-3 подобных библиографических описаний учебников по специальности.

 

1. Словарь по науке и технике (английский, немецкий, русский) / Г.В. Галевский, Л.В. Мауэр, Н.С. Жуковский. Под ред. Г.В.Галевского. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 320 с.

2. Казахско-русский фразеологический словарь. Кожахметова Х.К., Жайсакова Р.Е., Кожахметова Ш.О. – Алма-Ата, Мектеп, 1988. -- 224 с.

3. Словарь иностранных слов. – 18-е издание, стер. – М.: Рус. яз., 1989. – 624с.

Задание 4. Прочитайте текст. Выполните послетекстовые задания.

 

Как делаются открытия

Желание – это великая вещь... Ибо за же­ланием всегда следует Действие и Труд, а Труд почти все­гда сопровож­дает­ся Успехом. Желание открывает ворота блестящему и радостному Успеху.

Луи Пастер

(1) Вся жизнь человека и, прежде всего, практическая дея­тель­ность ставят столько важных проблем, что человечество постоянно в поиске. Возникновение таких проблем (трудностей, неожиданнос­тей) означает, что в окружающей действительности есть еще много неизу­ченного, непонятного, необъяснимого, не­ известного, скрыто­го. Следовательно, необходимо в процессе трудовой деятельности, твор­чества так подходить к познанию явлений объективной действи­тельности, чтобы суметь объяснить сущность новых явлений, их свойства и закономерности.

(2) Процесс, в результате которого человек находит что-то новое, до того неизвестное, называют творческим. Таков мыс­лительный процесс. Уже великие философы Древней Греции за­думывались в этой связи над следующим вопросом: каким об­разом мы можем ис­кать то, чего не знаем, а если знаем, что ищем, то что же нам искать? В этой формулировке выступает очень сложная и во многом до сих пор неясная проблема твор­чества.

(3) В творчестве и научных открытиях многие склонны ус­матри­вать настолько исключительное явление, что, по их мне­нию, они доступны лишь немногим гениальным людям. Конечно же, великие научные открытия не настолько повседневные явле­ния, чтобы не поражать воображение людей.

(4) Процесс исследовательской работы начинается в подлин­ном смысле слова с выявления точки приложения исследова­тельской мысли, т. е. выявления задачи исследования. От осо­знания проблемы мысль переходит к попыткам разрешения ее. Это самый важный этап, который проходит мысль ученого в процессе поиска ответа на поставленный вопрос.

(5) Поиски путей решения задачи обычно осуществляются так, что ученому, изобретателю приходится перебирать мно­жество различных и многообразных способов – в зависимости от характера самой задачи. Но для каждого исследователя на этом этапе характер­но одно – колоссальный, титанический труд, который сопровож­дается успехом и неудачами, радостями и огорчениями, восторгом и унынием, труд, когда человек ложится спать и встает с мыслями о волнующей его проблеме. Отсюда понятно то определение, которое дал Ньютон, когда его спросили, что такое, по его мнению, гений: «Гений – это труд». Гений – это, прежде всего гениальный труженик, затем человек, обладающий в высшей мере способностью решать сложные мыслительные задачи так, как никто до него их не решал.

(6) Следующий этап на пути решения задачи – осознание наме­тившегося решения как гипотезы, т.е. научного предположения о способах решения конкретной проблемы. В связи с этим нужно упо­мянуть о таком этапе творческой работы, когда нужное решение при­хо­дит как бы само собой, внезапно, так, что человек испытывает состоя­ние особого подъема, вдохновения, желания работать. Не слу­чайно П.И.Чайковский говорил, что «вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

(7) Когда проверка гипотезы в ходе эксперимента (опыта) закан­чивается, исследовательский процесс приходит к завершающей фазе – к окончательному выводу по данному вопросу, т.е. к решению поставленной проблемы. Как отмечают многие ученые, эта завер­шающая фаза работы над открытием (изобретением) представляет для них мало интереса – они начинают искать новую проблему. При­ходится согласиться со словами Ф.М.Достоевского о том, что «Ко­лумб был счастлив не тогда, когда открыл Америку, а тогда, когда открывал ее».

(8) Как видите, на пути к научному открытию (изобретению) че­ловек должен отдать любимому делу всю силу своей страсти, харак­тера, темперамента, интеллекта, работать так, что не каждому под силу вынести такое напряжение духовных и физических сил. И толь­ко тогда благодарная Природа откроет перед нами свои тайны.

 

4.1. Назовите основные этапы работы ученого над от­крытием.

4.2. Составьте вопросы к тексту.

4.3. По данному алгоритму Тт→Пр → С/С выявите, сколько с/с в предложениях:

Вся жизнь человека и, прежде всего, практическая дея­тель­ность ставят столько важных проблем, что человечество постоянно в поиске.

Гений – это прежде всего гениальный труженик, затем человек, обладающий в высшей мере способностью решать сложные мыслительные задачи так, как никто до него их не решал.

4.4. Правильно ли составлена аннотация статьи «Как делаются научные открытия»?

Аннотация

Статья «Как делаются научные открытия» посвящена описанию процесса работы ученого над научной проблемой. В статье рассматриваются истоки научного творчества, характеризуются этапы мыслительной работы исследователя, говорится о колос­сальных, титанических усилиях, характеризующих труд ученого. Особое внимание уделяется вопросу определения наиболее важного этапа в творчестве ученого.

Статья рассчитана специалистам, интересующихся проблемами мыс­лительных процессов, характеризующих научное творчество.

 

ЗСП №3 (тесты с двумя правильными ответами)

1. Слово библиография имеет следующие значения:

a) научное описание книг и составление их перечней, указателей

b) строго регламентированные правила описания произведений печати

c) ссылки за текстом

d) перечень книг по какому-либо вопросу

e) список требований к печати

 

2. К выходным данным книги относятся

a) заголовок описания

b) библиографический список

c) название издательства

d) заглавие произведения

e) год издания

 

3. Библиографические списки могут иметь следующее построение

a) систематическое

b) простое

c) сложное

d) хронологическое

e) составное

4. Аннотация – это

a) краткая характеристика содержания текста книги, статьи

b) строго регламентированные правила описания произведений печати

c) перечень требований к печати

d) информация о главной теме работы на обороте титульного листа

e) точные, дословные выдержки из текста

 

5. Существуют следующие виды аннотации

a) информационно-оценочные

b) научные

c) рекомендательные

d) официальные

e) официально-деловые

 

6. Главные структурные части аннотации

a) Ф.И.О. автора

b) название издательства

c) выходные данные

d) заглавие

e) адресат

 

7. Синоним к слову «вдохновение»

a) воодушевление

b) побуждение

c) желание

d) стремление

e) творение

 

8. Выявление задачи исследования является

a) 1 этапом исследовательской работы

b) 2 этапом исследовательской работы

c) точкой приложения исследова­тельской мысли

d) завершающим этапом исследовательской работы

e) нет правильного ответа

 

9. Гипотеза – это

a) вид компрессии

b) научное предположение о способах решения конкретной проблемы

c) сжатие текста с сохранением его главной мысли

d) научное описание книг и составление их перечней, указателей

e) умозаключение, вывод о высокой вероятности чего-либо

 

10. Решение поставленной проблемы относится к

a) завершающей фазе исследовательского процесса

b) концу экспериментальной части

c) концу постановления гипотезы

d) началу исследовательского процесса

e) первой фазе практической работы

 

СРСП. Прочитайте тексты и передайте основную мысль. Составьте аннотации текстов.

Прыжки Ньютона

В детстве Исаак Ньютон (1643—1727) рос довольно хилым и болезненным мальчиком. В играх на свежем воздухе он обычно отставал от сверстников.

Третьего сентября 1658 года умер Оливер Кромвель, английский революционер, ненадолго ставший полновластным правителем страны. В этот день над Англией пронёсся необычайно сильный ветер. Народ говорил: это сам дьявол прилетал за душой узурпатора! Но в местечке Грэнтем, где в то время жил Ньютон, дети затеяли состязание по прыжкам в длину. Заметив, что прыгать лучше по ветру, чем против него, Исаак обскакал всех соперников.

Позже он занялся опытами: записал, на сколько футов удаётся прыгнуть по ветру, на сколько — против ветра и на какую дальность он может прыгнуть в безветренный день. Так он получил представление о силе ветра, выраженной в футах. Уже став знаменитым учёным, он говорил, что считает эти прыжки своими первыми экспериментами.

Ньютон известен как великий физик, но его первый эксперимент можно отнести скорее к метеорологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.043 с.)