Лекция 5. Технологии информационно-познавательной и просветительской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Технологии информационно-познавательной и просветительской деятельности



 

Цель: Дать представления о технологиях информационно-познавательной и просветительской деятельности

1. Сущность и основные направления информационно-просветительской деятельности.

2. Социальная информация

3. Средства массовой информации и учреждения досуга

4. Зарубежный опыт организации информационно-просветительской деятельности.

5. Современные информационно-просветительские технологии

 

Сущность и основные направления информационно-просветительской деятельности.

В современных условиях развития нашей страны, когда об­щество перешло на рыночные отношения, информационным процессам уделяется все большее внимание.

К основным факторам, способствующим совершенствованию системы информационного обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации.

Особое значение в информационных процессах имеет инфор­мация о достижениях в области науки и техники, в результате че­го возрастает роль научно-библиографической информации по отдельным отраслям научного знания, способной обеспечить изу­чение проблем государственного права, политики, экономики и т.д. Таким образом, возрастает значение библиотек.

Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной и пропагандистской работе учреждений соци­ально-культурной сферы, на которые и возлагается задача ин­формирования населения об изменениях и прогрессе в социаль­ной сфере, способах государственного и общественного развития общества.

Работники учреждений социально-культурной сферы долж­ны правильно выбирать необходимые формы культурно-досуговой работы, чтобы в полной мере донести до аудитории точ­ную оценку свершаемых событий и помогать на практике реализовывать насущные интересы людей.

Итак, современная информационно-просветительная дея­тельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.

В мировом рекреационно-досутовом опыте одним из важ­нейших направлений социально-культурной деятельности насе­ления является прикладная педагогика досуга, в которой наибо­лее полно реализуется образовательный и воспитательный по­тенциал свободного времени.

Культурно-информационные ценности могут усваиваться как стихийно, на основе саморазвития личности, так и целена­правленно - с помощью специалистов, способных квалифициро­ванно передавать эти ценности другим людям. Поэтому всегда базовыми понятиями культуры были образование, воспитание и социальная адаптация личности.

Сегодня социальная ценность досуга возрастает, и для того чтобы человек любого возраста и общественного положения осознанно предпочитал конструктивные, социально оправдан­ные занятия, в свободное время необходимо:

• последовательно обучать его навыкам самоорганизации досуга;

• создавать условия для овладения новейшими информа­ционно-просветительскими технологиями на уровне поиска, об­работки и трансляции информации;

, • включать в интерактивные формы потребления знаний, развития навыков.

Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность уча­стия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обосно­ванного общественного мнения, особенно на местном уровне.

По мнению Е.И.Григорьевой, содержание социально-культурной деятельности является и формой интеграции основных направлений информационно-просветительной деятельности. При этом следует отметить: как на содержание социально-культурной деятельности, так и на направления информационно-просветительной деятельности оказывают влияние социокультурная ситуация в обществе и происходящие процессы.

Политическое просвещение является одним из основных и приоритетных в деятельности учреждений культуры и досуга, и оно направлено на активное привлечение населения страны к государ­ственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих зако­номерностей внешней и внутренней политики государства.

Основными задачами историко-культурного направления является привлечение населения для участия в охране и освое­нии историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.

Экономическое просвещение ставит своей задачей развитие у населения гибкого экономического мышления в сфере произ­водственных и внепроизводственных отношений.

Особенностями нравственного просвещения являются по­иск методов ненасильственного развития личности и возвраще­ние человека к идеалам добра, справедливости и милосердия.

Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям.

Ведущую роль в работе многих учреждений культурно-досуговой деятельности играет экологическое просвещение и воспитание. Вместе с тем следует отметить, что существует большое разнообразие других видов просвещения, среди кото­рых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие

Социальная информация

Термин «информация» происходит от латинского слова infomatior и имеет несколько трактовок. Это «сообщение» или «изложение» чего-либо в письменной или устной форме; разъяснение, сообщение, осведомленность.

Информация - это знания, но не все знания, которыми рас­полагает человечество, а лишь та его часть, которая использу­ется для ориентировки, активного действия и управления.

Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникацион­ный процесс.

Особенности социально-культурной информации:

• актуальность, злободневность, своевременность;

• возможность использования самых разнообразных средств воздействия; таких, как - живое слово, печатные, на­глядные, художественные, электронные, синтетические средства;

• возможность и потребность выносить на общественное мнение проблемы частного (локального) и общего (глобального) значения.

Так, распространенная в европейских городах социально-культурная программа «Воскресенье - пешком» получила всенародную поддержку и решает несколько задач:

1) разрядить экологическую и психическую напряженность от переизбытка автомобильной техники;

2) частично снять проблемы гиподинамии, приучив жите­лей города ходить пешком, больше двигаться физически;

3) провести разнообразные акции гражданской, правовой, политической культуры, зрелищные мероприятия, не отменяя специально движение транспорта.

Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения. Доверие к источ­нику информации определяет эффективность воспитательного воздействия. Люди, выступающие в роли коммуникаторов, мо­дераторов информации, должны владеть методами изложения материала, внушения, диалога, примера. Безусловно, главным инструментом обмена информацией и живого общения являют­ся вербальные средства: речь, язык. Даже в коммерческих «фирменных» досуговых структурах, возникающих на гребне моды, массового спроса, располагающих новейшими средствами воздействия, часто опорным информационным материалом являются лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми, вос­поминания современников, чтение стихов, исполнение песен; ритуалов памяти и другие акции, аккумулирующие в себе те или иные важные факты, сведения, знания.

Безграничны возможности средств искусства в информацион­но-просветительской работе с населением

Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего по­коления;

Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура. Возникнув много веков назад, традиционная культура стала своеобразной системой жизнеобес­печения, т.к. пронизывает все сферы жизнедеятельности челове­ка и выполняет как утилитарные, так и эстетические функции. К тому же традиционная культура - это один из основных элемен­тов социальной памяти.

При этом следует отметить, что система передачи социаль­ной информации осуществляется по принципам:

• преемственности, т.е. естественного включения ребенка в общественную и личную жизнь;

• целостности, т.е. через разнообразные виды деятельно­сти, начиная от общения и отдыха и заканчивая трудом;

... • комплексности, т.е. когда одни и те же сведения, нормы и ценности передаются с помощью разнообразных форм народ­ного творчества. Это сказки, обряды, фольклорные произведе­ния, декоративно-прикладное творчество

Изначально являясь активным «участником» информационного процесса, традиционная культура выполняет функцию генетического механизма, хранящего информацию об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности, этнического потенциала; при этом обладает высокой устойчивостью.

Культура как результат представляет собой совокупность основных норм, ценностей, идей и традиций, а также знаковых систем, которые характерны для социальной общности. Поэтому социальная информация, как и культура, не только создает тра­диции, нормы, ценности, но и осваивает их, сохраняет и превращает во внутренние качества личности.

Свойства социальной информации:

• первое, обязательное условие - это наличие у информации содержательной, смысловой структуры, наличие ценност­ных свойств;

• во-вторых, социальная информация должна быть относительно независима как от плана содержания, так и плана выражения;

• в-третьих, информация имеет такое свойство, как кумулятивность (накопление, концентрация, способность к уп­лотнению);

• четвертое свойство информации - это дискретность, т.е. прерывность потока-информации.

Все эти свойства учитываются при создании информационно-поисковых систем и организации информационного обеспечения.

Социальная информация всегда должна быть объективной, достоверной, актуальной и наиболее полной, пере­даваемой способами адекватными содержанию, адресату, целям и задачам, общественного развития.

 

3.Средства массовой информации и учреждения досуга

Как отмечает Е.И.Григорьева СМИ - вполне самостоятельная социально-культурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объ­единяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, об­щественного сознания и поведения. Исторически сложились сле­дующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:

1) практика живых газет 20-30-х годов, когда нехватка периодики восполнялась ее сценическим «прочтением» в клубах и избах-читальнях;

2) коллективное прослушивание радиопередач, позже - просмотр ТВ программ с последующим обменом мнениями, «оргвыводами» идеологов, проводившиеся в клубных холлах, библиотеках, красных уголках;

3) тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.

• конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;

• театрализованные информационно-развлекательные про­граммы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;

• интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».

В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли:

• традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;

• фестивали: «Радуга», «Виктория»:

• праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;

• клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань за­ходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;

• встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VIP», «Персона грата», «ЖЗЛ»;

• всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых - клубный диспут, распространенный в зарубеж­ном досуге дискуссионный клуб;

4) практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в по­мощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;

5) освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досу­га; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.

6) развитие новых форм досуга на основе современной ин­формационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуаль­ные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки...

7) создаваемые в системе общественного досуга мульти­медийные центры (обучение всех желающих навыкам овладе­ния современными информационными технологиями), медиаоб-разовательные программы (обучение рациональному пользова­нию информационными источниками); воспитание культуры по­требления информации.

Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние ин­формируют население о деятельности культурно-досуговых уч­реждений по организации содержательного досуга и дают рек­ламу ближайших массовых мероприятий.

В информационном процессе важна роль модератора-посредника культурно-информационного обмена в живом или эфирном общении. Например, очень популярна в Америке телеведущая и актриса Опре Уинфри. Эта 46-летняя темнокожая женщина имеет колоссальное влияние на общественное мнение всех Соединенных Штатов. Ее телешоу собирает более 150 млн. зрителей каждую неделю. Ее годовой доход - до 200 млн. долла­ров в год.

Многолетняя популярность теле- и радиопередач, из кото­рых мы узнаем много интересного или полезного, связана с конкретными лицами: Ю. Сенкевич «Клуб путешествий», С. Капица «Очевидное - невероятное», Н. Дроздов «В мире животных», В. Татарский «История одного шедевра», «Встреча с песней», В. Ушканов «Персона Грата», В. Вульф «Серебряный шар», Ю. Скороходов «В поисках утраченного», В. Познер «Мы», «Времена», Л. Филатов «Чтобы помнили» и др. Эталоном органи­зации и ведения тематической программы «От всей души» была В. Леонтьева. Такие вечера тиражировались в клубных учрежде­ниях на местном материале. Манера речи, владение материалом, искусство диалога или публичной полемики - важный фактор в информационно-познавательных, просветительских программах. И, конечно, актуальность. Это обеспечивает спрос на программы типа: «Моя семья», «Ищу тебя», «Откровенно говоря», «Цивилизация».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.029 с.)