Мусульманское влияние на плюралистические общества запада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мусульманское влияние на плюралистические общества запада



Итак, когда мы говорим о деятельности христианских миссий в мусульманских странах в 21 веке, мы должны хорошо сознавать, что сами мусульмане уже распростра­няют свою веру по всему миру. Это — новое положение дел. Когда Вильям Кэри начинал миссионерскую работу в 1792 году, все обстояло иначе. Другими словами, надеясь проводить миссионерскую работу среди мусульман, мы должны помнить о том, что в ответ они перейдут в мощное наступление. Мусульмане будут пытаться убедить евро­пейцев и американцев в том, что только ислам в состоя­нии навести порядок в моральном и духовном хаосе за­падного общества.

Я хотел бы более подробно остановиться на этом вопро­се, обратившись к работе двух видных христианских про­фессоров, один из которых преподает в США, а другой — в Германии. Оба обращаются к проблемам мусульман, ко­торые живут на западе, ведут борьбу за выживание и пы­таются заниматься миссионерской деятельностью в при­ютивших их странах.

Прежде, чем привести цитаты из их работ, я хочу разъ­яснить, в чем состоит традиционный исламский взгляд на мир. Согласно исламу, мир разделен на два лагеря: "Дар аль-Ислам" и "Дар аль-Харб", т. е. "Царство ислама" и "Царство войны". В исламских странах закон шариата обладает наивысшей силой и насаждается в обществе с по­мощью государства.

До недавних пор подавляющее большинство мусуль­ман жили почти исключительно в странах Дар аль-Ислама. Теперь же, когда многие эмигрировали на запад, им трудно полностью соответствовать требованиям своей ве­ры в среде, где государство занимает нейтральную пози­цию в вопросах религии. Радикальные мусульмане, поль­зуясь свободами западного плюралистического общества, упорно стремятся создать такие условия, которые позво­лили бы последователям ислама жить так, словно они по-прежнему находятся на исламской территории. Однако такие попытки могут быть реализованы лишь там, где за­кон шариата проводится в жизнь при поддержке теокра­тического государства!

Любопытную статью под заголовком "Может ли усто­ять разделенный дом? Размышления о христианско-мусульманских противоречиях на западе" опубликовал в 1993 г. известный западно-африканский ученый Ламин Саннех. Профессор Саннех, мусульманин, принявший христианство, пишет о неизбежном столкновении "плю­ралистической традиции Запада" с требованиями мусуль­манских эмигрантов о соблюдении своих обычаев, в осно­ве которых лежит их теократический взгляд на государ­ство. Доктор Саннех пишет:

"На западе ошибаются, полагая, что можно сохранить религиозную терпимость, уступая притязаниям мусуль­манских экстремистов в вопросах территориальности. В доме, возведенном на таком фундаменте, не останется ме­ста для самого принципа плюрализма, благодаря которо­му западные страны радушно приняли мусульман и пред­ставителей других религий. Тот факт, что эти религиоз­ные группы пополнили свои ряды и преуспевают на Запа­де, в то время, как религиозные меньшинства в ислам­ских странах продолжают страдать от ущемления их гражданских прав, показывает, насколько неравноценны эти две традиции.

В условиях растущего наступления мусульман на ре­лигиозное пространство, и в свете полной несостоятель­ности стерильной, утилитарной этики светского госу­дарства, запад должен возродить ответственность за Евангелие, как общественную истину, и тем самым вос­создать основы, на которых современный Запад построил свое мировоззрение. К ним прежде всего относится ве­ротерпимость".

Исходя из понимания религии как института, охваты­вающего все сферы жизни, и наблюдая моральный упа­док западного общества, мусульмане, и это вполне понят­но, полны готовности и желания предложить западным странам свою спасительную веру. Их решимость вызвана глубокой убежденностью в том, что западная цивилиза­ция вступила в период своего упадка. Ответ может дать только ислам!

Это подтверждает и главная тема съезда мусульман, который состоялся в Чикаго в декабре 1994 года: "Ис­лам — на благо всего человечества!"

По другую сторону Атлантического океана известный немецкий богослов опубликовал статью, в которой за­тронул тему мусульманских меньшинств на Западе и их активность в миссионерском служении. Статья была опубликована в "First Things" за декабрь 1994 года под заголовком "Христианство и Запад: смутное прошлое, сомнительное будущее." Вольфарт Панненберг, профес­сор систематического богословия в университете Мюн­хена, пишет:

"Если западные свободы — не более чем права лично­сти, то правильно поступают другие религиозные груп­пы, когда стараются защищать свои групповые и духов­ные ценности от вторжения западной секуляризации. Помимо этого, исламские миссии в западных странах стремятся активно участвовать в миссионерской дея­тельности, направленной на освобождение народов Запа­да от материализма и безнравственности, связываемых с секуляризацией. Эти мусульмане считают, что христиане не справились с задачей моральной трансформации общества. Такая критика представляет собой серьезный вызов, брошенный традиционному христианству и за­падной культуре. Культура, лишенная духовных и мо­ральных ценностей, не готова принять этот вызов, и не­минуемо придет в упадок".

Этот анализ ведущего европейского богослова требует от нас серьезного размышления. В конце концов, мы жи­вем не во времена Вильяма Кэри или Самуэля Цвемера. Их труд находил поддержку на домашнем фронте, олице­творявшем христианскую культуру. Так, до Второй Ми­ровой войны, средний мусульманин на Ближнем Востоке считал американцев исключительно честными людьми. Он мог доверять им больше, чем своим соотечественни­кам-мусульманам. Почему? Потому что все американцы, которых он знал, были либо миссионерами, либо учителя­ми, и в жизни несли высокую этику подлинной христиан­ской веры! Нередко в прошлом американские дипломаты, приезжавшие работать в этот регион, сами были детьми или внуками первых миссионеров.

Как уже упоминалось, даже прожив долгое время за пределами Дар аль-Ислама, мусульмане сохраняют при­вычный образ мыслей. Они не понимают той очевидной реальности, что западная культура отринула свое хрис­тианское наследие. Поэтому они путают христианство с западной культурой и воспринимают его как олицетво­рение дурной морали. Таким образом, участие в миссио­нерской работе среди западных людей становится для них как долгом, так и хорошим шансом. Весьма приме­чательно также и то, что такая деятельность не предпо­лагает официального "направления" от миссионерской организации. Исламский взгляд на миссионерскую ра­боту основан на концепции "давах" — призыва к людям обращаться в ислам. Это добровольная работа, в которой он участвует как мусульманин, как человек, который подчинился высшему Божьему откровению в Коране. Его священный долг — нести свою веру, используя лю­бые средства: иногда мирные, а иногда такие, как джихад — священная война.

Ислам — больше, чем религия

Как нам лучше понять идею джихада и насколько эта идея укоренена в мусульманском сознании? Почему ис­лам бросает такой вызов нормам западного общества и христианству? Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно обратиться к истории завоеваний ислама.

Прежде всего, ислам претендует на то, что он — по­следнее послание Бога к человечеству. Развитие религии, зародившейся на Аравийском полуострове, и превраще­ние ее в "образ жизни", уходит корнями в ее особую исто­рию — историю, неразрывно связанную с ее основателем Мухаммедом. Он родился в Мекке в 570 г. н.э. и в возрас­те сорока лет начал проповедовать абсолютное единство Бога. Немногие поверили его словам. В 622 году он пере­ехал в Медину с небольшой группой своих последовате­лей. Там он выступал в роли пророка и государственного деятеля. К 632 году, в год его смерти, он завоевал Мекку и добился покорения воинственных аравийских племен. Его преемники халифы приступили к завоеванию терри­торий Персидской и Византийской Империй. К 732 году новая арабо-исламская империя простиралась от Испа­нии до Индии! Большинство восточных христиан, оказав­шись под властью мусульманских правителей, вынужде­но было платить подушный налог и мириться с ограниче­ниями в жизни, чтобы сохранить свою религию.

Таким образом, два фактора объясняют, каким обра­зом ислам превратился в единое целое, охватывающее ре­лигию, государство и культуру: один — жизнь и пример Мухаммеда, основателя этой религии, и методы, с помо­щью которых ему удалось сделать ислам религией всего Аравийского полуострова; другой фактор — геополитиче­ский: две сверхдержавы того времени, Византия и Пер­сия, истощив друг друга в жестокой борьбе, не смогли противостоять нападению арабо-исламских войск, которые пришли с Аравийского полуострова после смерти Му­хаммеда в 632 году н.э.

Вторая исламская экспансия произошла, когда в ис­лам обратились многочисленные турецкие племена из Центральной Азии, перебравшиеся на Ближний Восток, чтобы служить наемниками мусульманских халифов в Багдаде. После монгольского нашествия на Ближний Восток и падения Багдада в 1252 году турки подхватили дело ислама и продолжили его завоевания.

В 1453 году они положили конец Византийской Импе­рии, разгромив Константинополь и переименовав его в Стамбул. Оттоманские турки колонизировали огромные территории в Центральной и Восточной Европе. Через 12 лет после того, как Мартин Лютер выдвинул свои 95 тези­сов, турки впервые осадили Вену и осаждали ее еще дваж­ды в течение века!

Краткий экскурс в историю возникновения и экспан­сии ислама показывает, что эта религия распространя­лась в основном благодаря завоеваниям. Фактически, ис­лам рассматривает захватнические войны, как важную часть веры, называя их джихадом. Здесь я должен доба­вить, что не хочу преуменьшать значение того факта, что, с одной стороны, ислам — такая же религия, как и дру­гие, т. е. это — теистическая религия, которая учит, что Бог — одновременно Создатель и Владыка мира. В ней есть свои религиозные обряды и молитвенные дома. С другой стороны, в исламе присутствует особый политиче­ский компонент, который очень важен для поддержания норм и традиций жизни верующих. Мусульмане должны жить в рамках "шариата" — исламского права, а их поли­тические деятели должны проводить его в жизнь. Ислам­ское государство обеспечивает развитие особого ислам­ского мировоззрения и культуры. Поскольку ислам — это религия, политика и культура, объединенные в единое целое, мусульмане несут в себе, осознанно или неосознан­но, мечту об установлении исламского порядка, в котором власть Аллаха проявится ныне и здесь. Когда обстоятель­ства складываются благоприятно, мусульмане достаточ­но активно отстаивают и провозглашают свою политичес­кую философию в западных странах, как это произошло недавно в Великобритании.

Чрезмерное внимание христиан к проблеме "джихада" не созвучно духу нашего времени, требующему от всех нас жить в согласии и забыть прошлое в условиях глобализованного и хрупкого мира. Но что, если некото­рые цивилизации не могут адаптировать свою идеологию к современной ситуации? Что, если, как мы видим сего­дня, исламский радикализм охватывает наш мир от Ин­донезии, через Пакистан и до Ближнего Востока? Долж­ны ли мы заниматься самоцензурой и скрывать факты, основанные на древних догматах веры, значение которых в мире все еще велико?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.009 с.)