Связь непроизвольного внимания с познавательной деятельностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь непроизвольного внимания с познавательной деятельностью



Направленность психических познавательных процессов обеспечивает выделение в изучаемых объектах существенных признаков, наилучший контроль над ними в ходе любой деятельности. Такая направленная активность познавательных процессов, сознания, мышления человека, сосредоточенность его психической деятельности, своего рода внутренний контроль над этой деятельностью, получили название внимания. В историческом плане подходы психологов к пониманию феномена внимания как к проявлению особой психической активности человека периодически менялись. Его содержательную, качественную сторону связывали то с перцептивными процессами, то с сознанием, мышлением, памятью, рассматривая его то как особый психический процесс, то в качестве способа организации остальных психических процессов и даже самой деятельности. Первоначально внимание возникает как своего рода настороженность, готовность к восприятию того или иного объекта, постепенно перерастающая в его созерцание и дальнейшее углубленное изучение (С. Л. Рубинштейн). Внимание проявляется в различных психических процессах. Не имея своего особого содержания, внимание сопутствует всякой деятельности. Характеризуя динамику (направленность, избирательность) познавательных процессов, внимание неотделимо от них. С одной стороны, оно предстает как сложный познавательный процесс, тесно связанный с психическими процессами, особенно с восприятием, памятью, мышлением. С другой стороны, внимание является психическим состоянием, в результате которого улучшается познавательная активность. Внимание не только порождается деятельностью, но и сопутствует ей. За ним всегда стоят потребности, интересы, желания, установки, направленность личности и самое главное - сознание человека. По тому, насколько человек внимателен, мы оцениваем и его сознание: насколько он осознает то, что и как он делает.

6.Произвольное внимание - это сознательно направленное сосредоточение личности на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности. Это высший псчихический процесс, существует только у человека.

Основным компонентом произвольного внимания является воля. Силой воли человек способен мобилизовать и сконцентрировать свое сознание на необходимой деятельности достаточно длительное время.

Произв внимание являчется планомерным: это контроль над действием, кот выполняется на основе составленного плана при помощи установленных критериев и способов их использования.

Характерными особенностями произвольного внимания является целеустремленность, организованность деятельности, осознание последовательности действий, дисциплина умственной деятельности, способность бороться со сторонними отвлечениями.

Рубинштейн: «произв.вним. – это активная внутренняя д-сть под прикрытием внешнего покоя. Это рез-тат овладения личностью своим непроизв вниманием».

Произв вним – это результат автоматизации, сворачивания непроизв внимания

Формируется в 2этапа:

1)интериндивидуальный – этап между ребенком и взрослым – внешняя форма внимания

2)интраиндивидуальный – опосредованный речью, социальный по происхождению но уже внутренний по структуре процесс.

Этапы в формиров высшего психич.процесса:

1) этап внешней предметной д-сти

а) материальная форма

б) материализованная форма

2) этап громкой речи

3)шепотной речи

4)развернутой мысленной д-сти

5) «свернутое» мысленное действие (действие по формуле – высший психич процесс)

Физиологической основой произвольного внимания является условно-рефлекторная деятельность, способность тормозить ненужные движения и действия. Так же носит название - принцип доминанты Ухтомского. Доминанта - доминирующий очаг возбуждения,центр с повышенной возбудимостью. Доминанта не только подавляет вновь возникшие очаги возбуждения, но и способна подпитываться слабыми раздражителями. Очаг возбуждения преобразует и изменяет работу прочих рефлекторных аппаратов.

Факторы произв внимания связаны прежде всего с субъектом и структурой его д-сти.

Основными возбудителями произвольного внимания являются осознанные потребности и обязанности, интересы человека, цели и средства деятельности. Чем сложнее цели и более сложные условия и способы ее достижения, тем меньше привлекает человека сама деятельность и требует большего напряжения сознания и воли, а следовательно, и произвольного внимания.

 

Принцип доминанты Ухтомского

Доминанта - очаг стойкого возбуждения в головном мозге, приобретающий положение временного доминирования над другими его отделами, трансформирующий и направляющий их деятельность. Доминантное возбуждение по принципу отрицательной индукции вызывает торможение других нервных центров. В то же время доминанта привлекает к себе возбуждение, поступающее в другие рефлекторные дуги, суммирует его, усиливается за его счет. Наличие доминанты изменяет координацию деятельности других отделов головного мозга, функционально связанных с доминантным очагом. При чрезмерной стойкости и длительном существовании доминанта превращается в очаг патологически застойного возбуждения (по И.П. Павлову). Особенно выражена ее инертность в коре большого мозга. Наличие патологических доминант объясняет патогенетические механизмы навязчивых и сверхценных идей, галлюцинаций, бреда, двигательных автоматизмов.

 

Послепроизвольное внимание(ввел Добрынин)

Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточие сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого энтузиазма к деятельности. Начинается как произвольное, заканчивается как непроизвольное. Оно проявляется в тех случаях, когда для личности становится интересным процесс д-сти, а не только его рез-тат. Характеризуется наибольшей плодотворностью и длительность сосредоточения.

По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой случайного внимания. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда мишень деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.

Оно возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и с переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При этом снимается психическое напряжение и сохраняется сознательная целенаправленность внимания, соответствие направленности деятельности принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

 

Теории внимания

Теория внимания Вундта. Вундт рассматривает внимание как "фиксационную точку сознания", как наиболее ясное поле сознания. Эта ясность достигается путем перехода содержания сознания в зону апперцепции. Внимание, по В. Вундту, это результат апперцепции. Уже встречавшиеся нам объекты привлекают внимание сильнее и быстрее.

Моторная теория внимания Т. Рибо. Как физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Внимание неотделимо от движений, вызывается ими и может быть понято через его связь с двигательной активностью.

Внимание как результат эмоции (Д. Милль) Внимание не заключает никакого своеобразного процесса. Внимание человека пр ивлекают интенсивные и интересные образы, явления, т. е. внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Чем ярче эмоциональная окраска какого-либо объекта, тем внимательнее мы к нему относимся.

Физиологическая теория внимания (Р. Декарт, Э. Мюллер). Внимание объясняется увеличением местной раздражительности центральной нервной системы в ответ на явления и объекты, обладающие особой интенсивностью.

Внимание есть результат особой активной способности духа (У. Джемс). Внимание является первичным, неразложимым психическим состоянием, чисто духовной активностью, выражением воли.

Теория установки (Д.Н.Узнадзе) Если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во вс ех отношениях будут одинаковыми. У человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов. Внимание напрямую связано с человеческими установками. Под влиянием опыта в организме возникает установка, которая определяет его реакции на последующие воздействия.

Теория внимания Гальперина. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Внимание как психическое действие, направленно на содержание образа, мысли, другого феномена, находящегося в данный момент времени в психике человека. Внимание выполняет функцию контроля за этим содержанием. Внимание, не имеет отдельного, особенного результата, а выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Гальперин: «Не всякий контроль есть внимание, но любое внимание есть контроль». То есть развернутый внешний процесс контроля сам требует внимания. Контроль становится вниманием когда становится сокращением и автоматизированным действием. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля, как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Теория внимания Н.Ф. Добрынина. Внимание есть направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

 

№10Дослідження уваги Вундта, Джемса, Тітченера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.012 с.)