Общая характеристика внимания как сквозного психич процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика внимания как сквозного психич процесса



Общая характеристика внимания как сквозного психич процесса

Внимание – осуществление выбора необходимой информации, обеспечение выборочных программ действий и сохранение избирательного контроля над их протеканием. Внимание ограничивается количеством поступающей информации, создает необходимые предпосылки для высокой продуктивности ее приема и переработки.

Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других самостоятельных психических процессов. Все познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие, мышление и воображение, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что - то, думаем о чем - то, что - то себе воображаем. Внимание - это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой, у внимания нет собственного продукта. Внимание является динамической стороной всех познавательных процессов, так как это направленность и сосредоточенность сознания, предрасполагающая повышение всех форм внимания (сенсорного, интеллектуального и двигательного)

Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания - к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.

Внимание как свойство субъекта деятельности - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Виды,функции и свойства внимания

Виды:

1)Непроизвольноевозникает, прежде всего, под влиянием внешних факторов, без усилия со стороны субъекта. Непроизв внимание, привлекается (навязывается) человеку внешней стимуляцией. Это внимание невнимательного и постоянно отвлекающегося человека. Оно возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Физиолог основа – ориент рефлекс(что такое)

Факторы вызывающие непроизв. Внимание:


Экзогенные(внешние):

- интенсивность(сила) раздражителя (

- новизна раздражителя.

- контраст

- движущиеся объекты

Эндогенны(внутренние):

- актуальные потребности человека(биологические).

- эмоциональная насыщенность раздражителя

- Апперцепция

- установки, интересы человека


2)Произвольное – имеет целенаправленный характер и существует только у человека. Рубинштейн: произв.вним. – это активная внутренняя д-сть под прикрытием внешнего покоя. Это рез-тат овладения личность своим непроизв вниманием.Факторы произв вним связаны с субъектом и структурой уго д-сти.

Произв вним – это результат автоматизации, сворачивания непроизв вним. Физиолог основа – принцип доминанты Ухтомского.

3)Постпроизвольное (ввелДобрынин)Начинается как произвольное, заканчивается как непроизвольное. Оно проявляется в тех случаях, когда для личности становится интересным процесс д-сти, а не только его рез-тат. Характеризуется наибольшей плодотворностью и длительность сосредоточения.

Свойства:

1. объем – число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания(7+-2)

2. устойчивость - та длительность, с которой выделенные вниманием процессы могут сохранять свой доминирующий характер.
3. концентрация (сосредоточенность) - удержание внимания на одном объекте при отвлечении от всего остального. Отличается высокой степенью интенсивности, что делает ее необходимым условием успешности выполнения важных для человека видов деятельности. Показателем сосредоточенности, является его помехоустойчивость, которая определяется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь субъекта от предмета деятельности.

4. распределение - намеренное включение в поле ясного видения нескольких предметов внимания и равнонаправленная работа с ними. Это субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных предметов.
5. переключение внимания - сознательный, намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Функции:

Основные функции внимания – обеспечение и збирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело только с той информацией, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удерживая своё внимание на чём–либо, переключая его с одного действия на другое, человек сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохранением высокой работоспособности и качества работы, то человек выбирает определённый уровень активности и поддерживает его.

 

Непроизвольное внимание

Непроизвольноевозникает, прежде всего, под влиянием внешних факторов, без усилия со стороны субъекта. Непроизв внимание, привлекается (навязывается) человеку внешней стимуляцией. Это внимание невнимательного и постоянно отвлекающегося человека. Оно возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека.

Гальперин: «Непроизв вним, это тоже контроль,но контроль касательно того,что само бросается в глаза. Маршрут и средство контроля в этом случае диктуются объектом от которого мы зависим и потому они непроизвольны»

Физиологическая основа непроизв внимания – ориентировочный рефлекс(что такое?) который позволяет лучше осведомиться относительно начавшего свое действие раздражителя. В этом его огромный биологический смысл для животных. В этом его важнейшее значение и для человека.

Факторы вызывающие непроизв. Вним:

Экзогенные(внешние):

- интенсивность(сила) раздражителя (более сильный раздражитель вероятнее окажется в поле непроизвольного внимания, чем менее сильный; однако раздражитель бывает сильным только определенный отрезок времени, затем наступает привыкание к этой степени интенсивности) (сильный свет, яркие краски, громкие звуки, резкие запахи)

- новизна раздражителя. Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется новый, не обычный раздражитель он сразу же начинает привлекать внимание. Различают абсолютную новизну (раздражитель никогда не был в нашем опыте) и относительную новизну (необычное сочетание знакомых раздражителей).

- контраст если на фоне сильных раздражителей будет один слабый, мы скорее заметим его нежели сильный раздражитель

- движущиеся объекты

Эндогенны(внутренние):

- актуальные потребности человека(биологические).Если человек голоден он будет замечать все вывески с названиями еды

- эмоциональная насыщенность раздражителя

- Апперцепция – влияние прежнего опыта, знаний, представлений

- установки человека - готовность реагировать в определенном направлении

- интересы человека

 

Теории внимания

Теория внимания Вундта. Вундт рассматривает внимание как "фиксационную точку сознания", как наиболее ясное поле сознания. Эта ясность достигается путем перехода содержания сознания в зону апперцепции. Внимание, по В. Вундту, это результат апперцепции. Уже встречавшиеся нам объекты привлекают внимание сильнее и быстрее.

Моторная теория внимания Т. Рибо. Как физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Внимание неотделимо от движений, вызывается ими и может быть понято через его связь с двигательной активностью.

Внимание как результат эмоции (Д. Милль) Внимание не заключает никакого своеобразного процесса. Внимание человека пр ивлекают интенсивные и интересные образы, явления, т. е. внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Чем ярче эмоциональная окраска какого-либо объекта, тем внимательнее мы к нему относимся.

Физиологическая теория внимания (Р. Декарт, Э. Мюллер). Внимание объясняется увеличением местной раздражительности центральной нервной системы в ответ на явления и объекты, обладающие особой интенсивностью.

Внимание есть результат особой активной способности духа (У. Джемс). Внимание является первичным, неразложимым психическим состоянием, чисто духовной активностью, выражением воли.

Теория установки (Д.Н.Узнадзе) Если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во вс ех отношениях будут одинаковыми. У человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов. Внимание напрямую связано с человеческими установками. Под влиянием опыта в организме возникает установка, которая определяет его реакции на последующие воздействия.

Теория внимания Гальперина. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Внимание как психическое действие, направленно на содержание образа, мысли, другого феномена, находящегося в данный момент времени в психике человека. Внимание выполняет функцию контроля за этим содержанием. Внимание, не имеет отдельного, особенного результата, а выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Гальперин: «Не всякий контроль есть внимание, но любое внимание есть контроль». То есть развернутый внешний процесс контроля сам требует внимания. Контроль становится вниманием когда становится сокращением и автоматизированным действием. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля, как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Теория внимания Н.Ф. Добрынина. Внимание есть направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

 

№10Дослідження уваги Вундта, Джемса, Тітченера.

Внимание как селекция.

Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекции (выбора одного объекта из нескольких). Примером селекции является ситуации «вечеринки с коктейлем», когда из множества одновременно звучащих голосов человек может произвольно выбирать голоса определенных людей, распознавать их речь, игнорируя голоса других людей.

Таким образом, внимание это есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью и настроенный на определенные аспекты стимуляции.

Науки о мышлении

Процесс мышления изучает не только философия, но и логика, кибернетика, лингвистика. Особое место среди этих наук занимает психология. Она не только констатирует и описывает, но и объясняет мышления индивида: его природу и ход; при каких условиях, как и почему появляется мысль, как она развивается и совершенствуется; раскрывает закономерности мышления и причины его течения. Для философии мышления выступает прежде всего как общественно -исторический процесс, как историческое развитие познавательных возможностей человечества, как родовое мышление человечества. Теорию познания интересует прежде конечный продукт познавательной деятельности человека, в частности, можно ли его рассматривать как отражение внешнего мира. Предметом изучения социологии является своеобразие форм мышления в зависимости от культурно -исторических форм жизни людей. В биологии мышления изучается как свойство высокоорганизованной материи, которой является человеческий мозг. Эта наука занимается поиском физиологических и телесных коррелятов мыслительной деятельности. Наиболее близким к мышлению разделом биологии является учение о сигнальных системах. Изучает мышление и относительно молодая наука кибернетика, особенно та ее область, которую называют " искусственный интеллект ". Кибернетика рассматривает мышление как процесс, фиксируя то общее, что есть в работе ЭВМ и в мышлении человека. Рассмотрение мышления как предмета психологического исследования предусматривает дифференциацию психологического аспекта от философского и логического. Следствием такой дифференциации является акцентирование внимания на таких моментах. Кибернетика рассматривает мышление человека как процесс, фиксирует то общее, что есть в работе электронно - вычислительных машин и в мышлении человека.

 

Механистический подход

А. Механистический подход. Его основные характеристики:

1) перенос объяснительных механизмов фукнкционирования любых психических процессов на мышление,

2) «бессубъектность» мышления (не учитывается внутренняя активность субъекта),

3) реактивность, внешняя обусловленность мышления,

4) подмена объяснения процесса его моделированием,

5) отсутствие специального языка анализа мышления.

Механистический подход представлен тремя теориями:

1)Ассоцианизм (структурализм). Исходные элементы опыта - чувственные представления. Между ними устанавливаются ассоциации. Осн. закон ассоциаций - сила ассоциаций зависит от их повторяемости. Ассоциации образуются: по сходству, контрасту, пространственной и временной близости, по отношению (причинности и т.п.). Мышление есть ассоциация чувственных представлений. Так, понятие образуется через ассоциацию представлений, суждение - через ассоциацию понятий, умозаключение - через ассоциацию суждений.

2)Теория «наложения фотографий». При ассоциировании нескольких представлений их общие, существенные признаки усиливаются, образуя понятие.

3) Теория диффузных репродукций (Г.Мюллер). Чувственные представления вызывают у человека диффузный поток ассоциаций. При наложении (репродукции) этих потоков выделяются признаки для образования понятия. Понятие – ассоциация представлений. Суждение – ассоциация понятий. Умозаключение – ассоциация суждений. Например, решение задачи 32. Первая ассоциация: 3, 6, 9, 12, 15… вторая ассоциация: 1, 4, 9, 16, 25… ответ задачи: 9 (репродукция как результат встречи этих ассоциаций). Принципы: диффузная ассоциация и их налагаемая репродукция.

Осн. пункт критики: Отождествляется понятие «общего» и «существенного».

Теологический подход

Основная характеристика мышления - его целенаправленность, активность. Ставится вопрос о специфике мышления. Акцент на актуализацию прошлого опыта как основу решения задачи. Экспериментальные исследования построены на материале репродуктивных задач. Осн.черты этого подхода: 1) внутренняя направленность субъекта на достижение цели (напр., решение задачи), 2) в мышлении происходит поиск существенного (отношения) в противоположность наглядно воспринимаемому, 3) мышл. как акт усмотрения отношений элементов задачи

Вюрцбургская школа. Представители этого направления в психологии (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.), в противоположность ассоцианистам, рассматривали мышление как внутреннее действие. Они выдвинули положение о том, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое только к наглядно-образному. Вюрцбургской школе также принадлежит утверждение о том, что мышление имеет предметную направленность.

Представители вюрцбургской школы начали первые экспериментальные исследования мыслительных процессов. Однако их эксперименты ограничивались лишь методом систематического самонаблюдения, когда квалифицированные психологи в качестве испытуемых должны были сообщать о процессах собственного мышления при выполнении заданий, требующих мыслительных действий. Это могли быть задания по толкованию сложных текстов, выявлению соотношений между объектами, установлению причинно-следственных связей и т. п.

В дальнейшем Н. Ахом была предпринята первая попытка создания объективного метода исследования мышления. Он создал методику образования искусственных понятий.

Несмотря на большой вклад вюрцбургской школы в исследования мышления и преодоление механистического подхода ассоцианизма, ее позиция была внутренне противоречива. Выдвинув принцип деятельности как основной в исследовании мышления, представители данного направления трактовали деятельность в чисто идеалистическом плане. Избавившись от крайности «чистой чувственности» ассоцианистов, они впали в крайность «чистого мышления».

 

Целостный подход

Предмет изучения - творческое мышление. Осн. вопросы - о структуре и механизмах решения творческих задач. Представлен теорией гештальтпсихологии. Продуктивное мышление как переструктурирование и целостная организация проблемной ситуации. Инсайт как мгновенный акт усмотрения существенных отношений между элементами ситуации. Понимание проблемной ситуации есть понимание основного конфликта задачи (противоречия между условиями и требованиями). Осн.метод - рассуждение вслух. (Дункер)

Гештальтпсихология. Основным положением, вокруг которого строилась вся концепция гештальтпсихологии, являлось следующее: содержанием любого психического процесса являются не отдельные элементы, а некоторые целостные образования, конфигурации, формы – так называемые гештальты. Центральным объектом исследования данного направления психологии было восприятие. При этом основным принципом исследований было деление объекта восприятия на «фигуру» и «фон». Изучались факторы, способствующие восприятию «фигур», или гештальтов: близость отдельных элементов друг к другу, сходство элементов, направленность к «хорошей фигуре» (замкнутой, простой, симметричной).

Впоследствии законы, открытые при изучении восприятия, были перенесены и на исследования мышления. К. Коффка, один из представителей гештальтпсихологии, активно занимавшийся исследованиями мышления, в противовес вюрцбургской школе вновь вернулся к идее чувственного созерцания, но уже с другой точки зрения. Он считал, что мышление – это преобразование структуры наглядных ситуаций.

Некая исходная ситуация, составляющая задачу для мышления, является неуравновешенным полем, наглядным по своему содержанию. В этом поле имеются места неопределенности, незаполненности содержанием. В результате этого возникает напряжение, для снятия которого необходим переход в другую наглядную ситуацию. Таким образом, в ряде последовательных переходов происходит изменение структуры наглядной ситуации.

Она перестает быть проблемной, не вызывает напряжения. Задача оказывается решенной просто в результате того, что субъект по-другому видит ситуацию. При этом данный закон распространялся на очень широкий круг явлений: от решения задач высшими животными до интерпретации фактов научного творчества, научных открытий.

 

Деятельностный подход.

Он был присущ советской психологической науке, которая внесла значительный вклад в развитие мировой психологии, о чем свидетельствует ее признание многими зарубежными учеными.

В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках психологической теории деятельности. Разработка этой проблемы связана с именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. С позиций психологической теории деятельности мышления понимается как прижизненно сформирована способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности.

Разработка деятельностного подхода в отечественной психологии начал Л. Выготский. Создавая культурно - историческую концепцию психического развития человека, он обосновал понятие «высшие психические функции» (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как чисто человеческие, социально обусловленные формы психики. Эти функции возникают и развиваются как формы внешней деятельности и только потом, опосредованные знаками, постепенно интериоризируются.

А. Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней (составляющей поведение) и внутренней (составляющей мышление) деятельности существуют аналогии. Внутренняя мыслительная деятельность является не только производной от внешней, практической, но и имеет принципиально ту же строение. В ней, как и в практической деятельности, могут быть выделены отдельные действия и операции. При этом внутренние и внешние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия. Следовательно, мышление как высший психический процесс формируется в процессе деятельности.

Следует отметить, что деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На ее основе были построены известные теории обучения и развития, среди которых теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В.В. Давыдова.

 

Мышление как о процесс

Раскрыть понятие процесса в мышлении - значит показать, как внешние условия определяют внутренние и как внутренние условия преломляют внешние воздействия.

С.Л.Рубинштейн считал, что проблемная ситуация - это ситуация, в которой неизвестно не дано прямо, а заданы через свое отношение к тому, что содержится в ней. Мышление не сводится к одному акту познания объекта, неизвестно, искомое не раскрывается сразу. Результат одного акта мышления включается в дальнейший ход мыслительные процессы, познания объекта все больше углубляется. Этот процесс осуществляется как взаимодействие субъекта и объекта, человека и проблемной ситуации. Мышление меняет первоначальную постановку проблемы, а эта изменена проблема толкает дальше движение нашей мысли.

Характеристика внешних условий не может быть дан без условий внутренних, без учета того, что эти внешние условия детерминируют. Взаимодействие субъекта и объекта (внешнего и внутреннего) в процессе мышления происходит следующим образом:

1. Внешние обстоятельства, влияющие на мышление, сами испытывают на себе влияние внутренних условий

2. От внутренних условий процесса мышления в значительной мере зависит, как включаются в детерминацию этого процесса внешние условия.

3. Результаты процесса мышления (новая постановка проблемы, расчленение ее на ряд отдельных задач), включаясь в этот процесс, изменяют и внутренние условия его протекания, а под влиянием этого становятся другими и внешние условия.

Мышление - это деятельность по преобразованию объекта, что дает возможность найти в нем что-то новое, до сих пор неизвестно, это процесс нахождения все более полных и точных формулировок, процесс переформулирование задачи. Осуществляется это с помощью мыслительной операции анализа через синтез. Анализ через синтез - это познание новых сторон, качеств, свойств предметов путем включения их в ту систему связей и отношений, в которой они могут обнаружить, а затем и обнаруживают искомые свойства. То, что неизвестно, всегда как-то связано с известным, данным в задании. Неизвестное всегда может быть поставлен мышлением в различные связи и отношение к уже данного. Через включение неизвестного в новые связи и отношения оно и оказывается.

 

Когнитивные стили

Когнитивные стили проявляются в индивидуальных способах обработки информации (восприятие, анализ, категоризация, оценка). К ним относятся:

а) полезависимость - поленезависимость. Представители полезависимых стиля в оценке событий больше доверяют наглядным впечатлением и с трудом преодолевают влияние видимого поля (фактов, событий, процессов, предметов, вербальной информации) при детализации и структурирования ситуации. Люди, для которых характерен поленезависимый стиль, полагаются на внутренний опыт и легко отвлекаются от влияния поля, быстро и точно выделяют деталь из целостной пространственной ситуации;

б) когнитивная простота - когнитивная сложность. Одни индивиды понимают и интерпретируют события упрощенно, на основе ограниченного количества впечатлений (полюс когнитивной простоты), другие склонны создавать многомерную модель реальности, выделяя в ней много взаимосвязанных аспектов (полюс когнитивной сложности);

в) импульсивность - рефлексивность. Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, допуская при этом много ошибок в идентификации перцептивных объектов. Индивиды с рефлексивным стилем принимают решение в такой ситуации замедленно, поэтому допускают меньше ошибок при идентификации перцептивных объектов, поскольку осуществляют тщательный предварительный анализ;

г) аналитическая - синтетичность (узкий - широкий диапазон эквивалентности). Представители аналитического стиля ориентируются на различия объектов, обращая внимание на их детали и отличительные признаки, представители синтетического стиля ориентируются на сходство объектов, классифицируя их с учетом обобщенных категориальных особенностей;

г) нетерпимость - толерантность к нереалистическому опыта. Этот когнитивный стиль проявляется в неопределенных, двусмысленных ситуациях и характеризует меру принятия впечатлений, не соответствующих или противоречащих представлениям человека о ситуации, которые она признает правильными и очевидными. Толерантные личности оценивают опыт по его фактическими характеристиками, не толерантные - отвергают познавательный опыт, данные которого противоречат их знанием.

Итак, критериями выделения когнитивных стилей является способность преодолевать влияние видимого поля, уровень интерпретации событий, скорость и правильность принятия решений, восприятие отличительных или сходных признаков, степень принятия впечатлений, противоречащие представлениям человека.

Розвиток інтелекту

Развитие интеллекта выражается не только в количественном, но и в качественных изменениях. Изменяются и форма, и содержание интеллектуальной деятельности.

Факторы интеллектуального развития
Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т.е. от генетических и иных врожденных факторов, с одной стороны, и от окружающей среды — с другой.
Генетические и врожденные факторы
Генетические факторы представляют собой тот потенциал, который ребенок получаете наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти ничего неизвестно; единственное, что можно утверждать, — от них в определенной степени зависит направление интеллектуального развития индивидуума.
Некоторые хромосомные аномалии передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе оплодотворения. Это касается болезни Дауна, которая проявляется в легкой степени дебильности, компенсируемой общительностью больных. Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей.
Заболевания в период беременности могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что, хотя у матери краснуха может протекать легко, заражение ею в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций ребенка.
Употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных веществ приводит к задержке умственного развития.
Факторы окружающей среды
С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с социальной средой. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции определяются, по-видимому, только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.
Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов: социальный статус семьи, связанный с экономическим и культурным неравенством в обществе, этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;
особенности питания ребенка, его достаточностью или недостаточности для полноценного развития; психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников);число детей в семье: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.

 

Мова та свідомість людини

Концепция коммуникативной природы сознания была выдвинута впервые П.В. Симоновым. По его определению, сознание представляет собой знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям. Оно возникло в процессе эволюции на базе потребности к общению, передачи знаний и объединения усилий высокоорганизованных членов общества, какими являлись наши предки. Непосредственная связь сознания с речью показана в исследованиях на людях, выходящих из состояния комы. В этом случае речевой контакт с больным что, как известно клиницистам, является важным признаком возвращения сознания, совпадает с образованием когерентных связей между электрической активностью гностических и моторно-речевых отделов левого полушария.
Об участии речевых зон коры в процессах сознания свидетельствует и работа Р. Салмелин (1994). На протяжении «одного кванта» субъективных переживаний человек находится на довербальной стадии психического Этот факт интересен со следующей точки зрения: он показывает, что более сложные психические функции не отменяют более простых, а как бы надстраиваются над ними. В то же время положение о связи сознания с речью не следует понимать упрощенно. Об этом свидетельствуют, в частности, данные наблюдений над больными с временным выпадением речевых функции, например в результате мозгового инсульта. После возвращения речи больные в этом случае, как правило, помнят все события, происходившие во время утраты речи, и могут рассказать о них, что свидетельствует о сохранности у них сознания в этот период болезни. Больной, следовательно, мог кодировать события в иной, неречевой, форме и запоминать их.
Сознание является феноменом субъективного мира человека. Попытки объяснить механизм внутренней речи были предприняты в ряде исследований. По одной из гипотез, внутренняя речь основана на проприоцептивных ощущениях, возникающих при небольшом непроизвольном сокращении артикуляционных мышц во время вербального мышления. Для понимания конкретных мозговых механизмов важен факт, что при нахождении решения фокусы взаимодействия возникают в сенсорных речевых зонах коры. Это указывает, с одной стороны, на обязательное включение речевых функций на завершающем этапе мыслительных действий, а с другой - на то, что этот процесс происходит с участием механизмов информационного синтеза. По мнению Д. Эделмена, в основе «сознания высшего порядка», связанного с речью, лежит тот же принцип повторного входа возбуждения в поля лобной, височной и теменной коры, ответственные за выполнение отдельных функций, с реализацией речевыми центрами полученной информации в соответствующих фонемах.

Таким образом, можно предположить, что глубинные механизмы, обеспечивающие довербальные формы психики в виде процессов информационного синтеза, могут быть достаточно универсальными и обеспечивать, при известном усложнении, субъективное переживание речевых функций, выполняя тем самым важную роль в механизмах сознания.

Розвиток мови в онтогенезі

Розвиток мовлення дитини відбувається по періодах. Особливо продуктивним і важливим для розвитку мови є період молодшого дошкільного віку від 0,8 - 1 року до 3-4 років. Протягом цього короткого відрізка часу дитина опановує основними закономірностями мови. До 3 - 4 років його словник полягає з 800-1000 слів, при цьому дитина практично не використовує звукоподражаний і легких варіантів слів. Він вміє будувати основні види пропозицій з дотриманням норм граматичного оформлення.

Чотирирічна дитина може переказати зміст простої казки, розказати про своїх діях, проаналізувати побутову ситуацію.

Система знаків та мова

Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения, способ осуществления мышления. К. Маркс, например, назвал язык “непосредственной действительностью мысли”. Знак - это внешнее выражение внутреннего содержания предметов и явлений - их значение. Человек - единственное существо, моделирующее внешний мир при помощи знаковых систем. В любом человеческом сообществе люди реагируют на те или иные знаки в соответствии с культурными традициями, ибо формирование знаковой картины мира и восприятие мира в знаковой системе всегда опосредованно культурой. Важнейшие условные знаки человеческой культуры - это слова. Предметы и явления окружающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова - знаки, которыми мы их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, оперировать легче, чем с самими явлениями. С помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину). Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода - языка. Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь. Словари наиболее развитых современных я



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.071 с.)