Бессмертной жизни верное начало 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бессмертной жизни верное начало



 

«Размножение»

 

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о способах размножения

в живой природе в надцарстве эукариот.

Задачи: 1) Образовательные: начать формирование у учащихся целостное представление о способах размножения в природе путём исследования способов размножения в царствах эукариот; сформировать представление о партеногенезе как альтернативном способе полового размножения и причинах, его вызывающих; выявить преимущества и недостатки бесполого размножения, сформировать представления о принципиальных преимуществах полового размножения; сформулировать биологическую и эволюционную роль размножения в природе.

2) Развивающие: развивать познавательные способности, навыки групповой работы, коммуникативные, образовательные, социальные и информационные компетентности, развивать логическое и образное мышление, навыки обобщения и систематизации.

3) Воспитательные: воспитать этику совместной работы, уважение учеников друг к другу, аккуратность, расширить кругозор учащихся; экологическое воспитание.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, биологический конструктор «Размножение растений, животных и грибов», раздаточные карточки с подсказками.

 

Методы и методические приёмы: рассказ учителя с элементами фронтальной беседы и демонстрации, самостоятельная групповая работа учащихся (в игровой форме), индивидуальные выступления учащихся с представлением результатов групповой работы.

 

Основные понятия: размножение, половое и бесполое размножение, вегетативное и генеративное размножение, спорообразование, почкование, деление, оплодотворение, партеногенез, значение размножения в природе.

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА

«Бессмертной жизни верное начало»

 

1. Организационный момент (не более 1 мин)

2. Мотивация учащихся, постановка проблемы (4 мин):

Оно бессмертье жизни основало

От первых дней и до конца веков,

Её несокрушимое начало,

Свободное от времени оков.

Оно нас делает похожими, но всё же

Оно начертит каждому свой путь.

Поможет, мудрость жизни преумножив,

Как искру, передать кому-нибудь.

Пока есть в мире рода продолженье,

Цветут сады, щебечут птицы на ветвях,

Улыбки детской чудное мгновенье

Всё повторяется из раза в раз в веках.

 

Как по-вашему, о каком из семи признаков жизни шла речь в стихотворении?

Фронтальная беседа о сущности размножения и его способах: что такое размножение? Затем структурный разбор слова с выделением корня, а значит и ключевого значения понятия:

Размножение

 

Какие существуют способы размножения?

3. Групповая работа (15 мин).

 

Как осуществляется размножение в разных царствах природы?

Учащиеся изначально разбиваются на 3 группы, когда входят в класс и садятся за три группы столов. Команды состоят из учеников разного уровня обученности и разного потенциала способностей. Каждая группа получает конструктор с обозначением одного из трёх эукариотических царств: растения, животные или грибы, получает соответствующий набор рабочих карточек, а так же конверт со «шпаргалками», в которых содержится текст с описанием путей и способов размножения в данном царстве. Каждый ученик получает ещё и таблицу «Способы размножения эукариот», которую ему предстоит заполнить к концу урока.

В течение 8 минут ученики изучают текст «шпаргалок», находя информацию о способах размножения, подписывают на рабочих карточках названия способов, координируют их в конструкторе в соответствии с тем, к половому или к бесполому размножению относится данный способ, а затем заносят полученную информацию с конструктора в свои таблицы (Рис.1) (примеры карточек и таблиц находятся в разделе Приложения). В данном случае работают все члены группы, так как работа довольно объёмная и имеет ограничения по времени, а распределяют обязанности в команде ученики самостоятельно.

 

Затем в течение 6-7 минут капитаны всех групп представляют результаты своей работы классу и рассказывают о способах размножения в царстве, с которым работала его группа, используя собранный конструктор. Задача других групп в этот момент внимательно слушать выступающего и заносить сведения в общие таблицы. Поэтому капитану могут задать вопросы, на которые он может либо ответить сам, либо обратиться за помощью к членам своей группы. Каждому выступающему даётся 2-3 минуты на презентацию своей работы.

В дополнение к рассказу учащихся, учитель рассказывает о новом способе размножения – партеногенезе, о его многообразии, причинах и значении в природе. Добавляется ещё одна карточка к конструктору.

 

4. Анализ групповой работы (2 мин)

Затем проводится общий анализ групповой работы – сравнение способов размножения в разных царствах, выявление общих закономерностей.

 

5. Фронтальная беседа о преимуществах полового и бесполого размножения (в форме постановки проблемного вопроса и вытекающих из него уточняющих вопросов)

(5 мин):

 

Почему в природе существует два способа размножения?

Какой из видов размножения – половое или бесполое – является более эффективным? Почему?

В чём преимущества бесполого размножения?

В чём его недостатки?

Что произойдёт с живыми организмами, если исчезнет их многообразие, а условия изменятся?

Как в ходе полового размножения достигается повышение многообразия жизни?

Чтобы ответить на данный вопрос, учитель демонстрирует простой опыт с разноцветными шариками. Когда формируются половые клетки, каждая из них получает половинный набор генетического материала (половинки шариков – жёлтые и красные). А когда происходит оплодотворение, половые клетки сливаются и восстанавливается полный набор генетического материала, который будет принципиально отличаться от исходных (шарик наполовину красный, наполовину жёлтый)

 

6. Рефлексия и подведения итогов (3 мин).

 

Что узнали сегодня?

Что нового узнали за урок?

Каково значение размножения?

 

Учитель на доске записывает предложения учащихся, а затем вместе с ними формулирует три основных значения размножения в эволюции и природе:

 

1) Увеличение числа особей;

2) Увеличение многообразия форм жизни и адаптаций;

3) Сохранение жизни на Земле.

 

7. Домашнее задание и постановка проблем на следующий урок.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

САМОАНАЛИЗ УРОКА

 

Урок «Бессмертной жизни верное начало» является вводным уроком в теме «Размножение и индивидуальное развитие организма» и предваряет изучение процессов деления клеток и генетики.

Данный урок является по форме проведения традиционным, однако в нём присутствуют элементы игровой, информационно-коммуникативной, разноуровневой и интегративной технологий, а так же элементы групповых и коллективных технологий (технологии обучения в сотрудничестве в разноплановых группах).

Цель, которую я ставила перед собой, готовя данный урок, заключалась в обобщении и систематизации знаний учащихся о способах размножения в природе в надцарстве эукариот, так как материал этот в концентрической программе изучается блоками в 6, 7 и 8 классах. Поэтому главная задача в 9 классе состоит в том, чтобы взглянуть на способы размножения в системе живого мира, имея возможность сравнить их и выявить общебиологические закономерности и роль в эволюции.

Важным этапом урока, на мой взгляд, является постановка проблемы. В моём уроке это осуществляется через стихотворение-загадку, в которой идёт речь о размножении, и через морфологический разбор слова «размножение» (межпредметная связь с русским языком) с выявлением ключевого значения слова - «множить», увеличивать число.

Следующий важный этап урока – это изучение способов размножения в природе, причём с детьми заранее оговаривается, что речь пойдёт только о царствах эукариот, так как изучение размножения бактерий и вирусов требует особого подхода. Поскольку ученики уже знакомились с данной темой при изучении ботаники, зоологии и анатомии, то наиболее целесообразной на данном этапе мне кажется организация самостоятельной деятельности учащихся в форме групповой работы. Она позволяет за короткие сроки актуализировать достаточно большой объём знаний при работе с биологическим конструктором. В совместной работе у учащихся развиваются образовательные, информационные, социальные и коммуникативные компетентности, развивается логическое и образное мышление, навыки работы в группе с разделением труда. После выполнения работы проводится систематизация знаний по всему разделу «Способы размножения в природе» с дополнением небольшого количества нового материала и у учеников формируется целостная картина о репродуктивных стратегиях в эукариотическом мире.

Групповая работа вполне учитывает особенности возраста учащихся: это игра, но уже взрослая игра, требующая внимания и серьёзного подхода. В ходе данной работы осуществляется и воспитательная задача: ученики учатся говорить о размножении без улыбки, как о важнейшем биологическом процессе.

Недостатком в данной организации урока мне кажется то, что учащиеся получают готовые напечатанные таблицы, где они фиксируют результаты групповых работ, потому что работа с тетрадью, как форма организации образовательного процесса, в данном случае уходит на второй план. Но на это допущение приходится идти, так как работа очень насыщенна и возможности отвлекаться на расчерчивание таблиц в тетрадях просто нет.

В целом же, мне кажется, что такая форма организации работы на уроке при изучении данной темы является эффективной. А поскольку информация, полученная самостоятельно, представляет для ученика большую значимость и интерес, то и знания, полученные на уроке, будут более надёжными. А умение работать с текстом и навыки работы в команде пригодятся учащимся и в их дальнейшей жизни.

Такая форма работы позволяет за короткий срок вспомнить большой объём информации, изучавшийся в течении трёх лет. Причём не просто вспомнить, но и построить его в такой форме, чтобы можно было произвести наглядное сравнение и сформировать систематическое представление о размножении в природе. Форма организации этой работы, большое количество яркого иллюстративного материала позволяет даже людям, далёким от биологии сформировать общее представление об изучаемой теме.

Например, как объяснить учащимся, что половое размножение приводит к формированию многообразия? Можно на простых шариках. Каждая половая клетка несёт половинный набор генетического материала родителя, а при восстановлении диплоидности мы видим, что образуется нечто новое.

Подобные формы организации работы на уроках показывают свою эффективность. А поскольку информация, полученная самостоятельно, представляет для ученика большую значимость и интерес, то и знания, полученные на уроке, будут более надёжными. А умение работать с текстом и навыки работы в команде пригодятся учащимся и в их дальнейшей жизни.

Применение на уроках инновационных образовательных технологий весьма существенно повышает мотивацию учащихся к изучению моего предмета и повышают качество обученности детей во всех параллелях (с 5 по 11 класс, включая классы коррекционно-развивающего обучения, в которых мне также довелось работать). А это в дальнейшем создаёт прочную базу для подготовки ко всем формам независимой аттестации: ГИА, ЭГЭ.

Ниже на диаграммах 1-4 приведены основные количественные показатели в обучении биологии за период с 2009 по 2011 учебный года, причём с 2009-2010 учебного года началось постепенное внедрение инновационных технологий в обучение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.021 с.)