Технология модульного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология модульного обучения



 

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

1. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;

2. Изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;

3. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

4. Отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся [17].

Цель модульного обучения – содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Для начала необходимо кратко охарактеризовать суть технологии модульного обучения.

1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль – эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

 

В системе взаимодействия учитель-ученик складывается следующая последовательность действий:

Первый шаг - это представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания.

Сначала учитель сам, а затем вместе с методическим объединением выделяет стержневые линии всего учебного предмета, курса.

Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой линии.

Отобранный материал сводится в таблицу.

Таким образом, учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу.

Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта. Её возможный вариант [17]:

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО КАЖДОЙ ПАРАЛЛЕЛИ КЛАССОВ

Стерж- невые линии Ведущие знания Второсте- пенные знания Сопутству- ющее повторение Трудно- усваиваемые темы Внутри- предметные связи Межпред- метные связи Пути преодоления затруднений
               

 

Составив такую карту, учитель четко и целостно видит все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.

Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.

Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела.

Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.

Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.

Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

В результате вырастает целое дерево целей: комплексная дидактическая цель, интегрирующие дидактические цели, частные цели с подобранным под каждую из них содержанием [17].

Шестой шаг - построение самого модуля:

- Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели.

- Затем дается задание для входного контроля, цель которого - установить готовность учащихся к работе.

- Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений:

1. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля - резюме, обобщающее ход выполнения заданий.

2. Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.

3.Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.

Структура модульной программы [17]

При разработке модулей учителю следует исходить из известных принципов:

1) частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;

2) реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

3) учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;

4) при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

5) структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

 

Таким образом, алгоритм составления модуля можно свести к основным пяти этапам.

Первый этап - определение интегрирующей цели модуля.

Второй этап – разбиение материала на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.

Третий этап - формулирование цели каждого учебного элемента.

Четвертый этап - определение содержания каждого учебного элемента.

Пятый этап - формулирование рекомендаций (советов) учащимся.

Опыт показал, что наиболее удобна следующая форма учебного элемента (УЭ).

 

№ учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Советы учителя
     

 

Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.

Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение, актуализацию изученного материала (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

Данная педагогическая технология обладает целым рядом преимуществ. Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития, ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения, дает возможность рационально распределять время, реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением и развивает самостоятельность учащихся на уроке во всех сферах его деятельности.

Однако, нельзя ухватываться за данную технологию необдуманно. Существует целый ряд «но», которые необходимо учитывать при внедрения модульного обучения.

Ограничения:

1. Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности.

2. Материальные возможности школы.

3. Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной. А ещё лучше, как показала практика, начинать с внедрения в образовательный процесс элементов модульного обучения, сочетая их с игровыми или проектными методиками, и лишь затем переходить на построение модулей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.01 с.)