Нормативная база управленческого учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативная база управленческого учета.



Введение

Управленческий учет

В основе любого учета лежат базовые операции (хозяйственные).

 

 

Таблица
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.

  Управленческий учет Финансовый учет
1. Степень регламентации (обязательность ведения) По решению администрации (ПБУ 10/99) Обязаны вести бухгалтерский учет
2. Точность информации Допускаются примерные оценки в количественных измерителях Не значительные отклонения в отражении данных для внешних пользователей
3. Масштабы информации Центры ответственности, зоны сбыта, виды продукции Предприятия в целом
4. Цель учета Обеспечение информацией внутренних пользователей для управления и планирования Составление отчетности для внешних пользователей информацией
5. Пользователи информации Группа работников управленческого персонала, которая числится в штате предприятия Внешние пользователи (инвесторы, кредиторы, налоговая инспекция и т.д.)
6. Принципы учета Полезность информации для принятия решения без относительно установленных стандартов Общепринятые стандарты и принципы учета, зафиксированные в фз «о бухгалтерском учете»
7. Структура учета Считается, что базисного равенства может не быть, а имеется три вида объектов учета: ¾ Доходы ¾ Затраты ¾ Активы Используется базисное равенство. Активы равны обязательствам плюс собственный капитал
8. Время соотношения информации Прошедшего нет времени, работает на будущее Только прошедшее время (все то, что уже произошло)
9. Формы выражения информации Денежные и натуральные измерители Только денежные измерители
10. Частота подачи информации Определяется поставленными задачами, может быть ежедневная, декадная и т.д. Установлено законом (квартальная, годовая)
11. Сроки предоставления По окончании отчетного периода на следующий день Квартальная – 30 дней после установленной даты, годовая – 90 дней
12. Степень ответственности Дисциплинарная Административная ответственность по закону

Нормативная база управленческого учета.

Ø Федеральный закон о БУ

Ø Нормативные акты Министерства Финансов в части подготовки отчетности

Ø ПБУ 4-99 «Бухгалтерская отчетность предпринимателя»

Ø ПБУ 10-99 Расходы предпринимателя и методические указания к ним (Бакаев)

Ø Приказ по учетной политике, План счетов.

Сущность управленческого учета

Управленческий учет – это интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

Предмет управленческого учета

– это

Содержание управленческого учета

– это две основные группы:

1. Производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд работника в процессе хозяйственной деятельности.

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

2. Хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.

Ø

Ø

Ø

Ø

Методы управленческого учета

Метод – это совокупность различных предметов и способов, посредством которых объекты управленческого учета отражаются в информационной системе предприятия.

В управленческом учете применяются следующие методы:

Ø

Ø

Ø

Ø

Принципы управленческого учета

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Виды информации для управленческого учета

Основная цель управленческого учета – это обеспечение руководителей высшего и среднего звена информацией для контроля за производственной деятельностью организаций и принятия решений по результатам этой деятельности.

 

 

Информация – это факты, данные, результаты наблюдений, данные отчетности и т.д. В рамках управленческого учета экономическая информация делится на:

-

-

-

Все источники информации управленческого учета делятся на две группы:

1. Учетные источники:

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

2. Внеучетные источники:

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Требования, предъявляемые к учетной информации

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Формирование основных информационных потоков зависит, как правило, от организационной структуры предприятия. Формирование основных информационных потоков поддерживается с двух сторон:

Ø

Ø

Составные части управленческого учета

Организация управленческого учета допускает в качестве составных частей следующее:

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Понятие и поведение затрат

Затраты в управленческом учете – это

 

Переменные затраты

 

 

Постоянные затраты

 

 

Полупеременные затраты – нельзя классифицировать ни как переменные, ни как постоянные. Эти затраты содержат одновременно и переменные и постоянные компоненты. Часть этих затрат будет меняться при изменении объема производства, а часть останется неизменной. Например, абонентская плата за телефон.

ЗАДАЧА:

1. Определить к какой из указанных категорий относятся перечисленные затраты?

Ø Заработная плата рабочих инструментального цеха

Ø Заработная плата нормировщика цеха

Ø Заработная плата кассира централизованной бухгалтерии

Ø Затраты на доставку сырья и материалов

Ø Расходы на рекламу

Ø Арендная плата

Ø Стоимость топлива, используемого на технологические нужды

Ø Амортизация здания цеха

Ø Расходы на страхование

2. Какие из перечисленных ниже затрат подлежат регулированию со стороны начальника цеха?

Ø Стоимость материала для изготовления продукции

Ø Стоимость спецодежды рабочих

Ø Плата за потребляемую станками электроэнергию

Ø Амортизация оборудования

Ø Заработная плата экономиста цеха

Ø Расходы на канцелярские принадлежности

3. Фирма производит гаражные замки. Проведите классификацию затрат по следующим отличительным признакам:

1) постоянные

2) переменные

3) отчетного периода

4) себестоимость

5) административные

6) производственные

Ø металл для изготовления замков

Ø заработная плата директора

Ø затраты на природный газ, используемый в котельной

Ø заработная плата рабочих, занятых на сборке

Ø Заработная плата инженера, работающего над опытным образцом

Ø Амортизация копировального оборудования

 

Под организацией учета затрат понимается:

Ø

Ø

Факторы, влияющие на организацию учета затрат:

Ø

Ø

Ø

ЗАДАЧА: закончить расчеты по определению затрат

1. Объем производства в шт.      
2. Переменные затраты всего      
3. Постоянные затраты всего      
4. Общие затраты      
5. Переменные затраты на единицу продукции      
6. Постоянные затраты на единицу продукции      
7. Общие затраты на единицу продукции      

 

Зависимость величины затрат от изменения уровня деловой активности называется поведением затрат.

Уровень деловой активности будет зависеть от производственных мощностей.

Производственная мощность – это

 

Различают 3 вида производственной мощности:

1. теоретическая или идеальная – это

 

2. практическая производственная мощность = теоретическая – нормальный рабочий простой. Она в расчетах используется редко.

3. нормативная или нормальная

 

4. Все расчеты в управленческом учете делаются на основании нормальной (нормативной) мощности, т.е. под тот объем продаж, который будет произведен.

Маржинальная прибыль.

Это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами, т.е.

МП = ВР – ПЗ

МП – ФЗ = П (балансовая прибыль)

Критическая точка может быть определена как точка, в которой разница между МП и ФЗ = 0 (МП – ФЗ = 0) или МП = ФЗ.

Уравнение для критической точки в единицах продажи:

(МП на единицу продукции * критическая точка в единицах) – ФЗ = 0

МП ед. * критическую точку в ед. = ФЗ

КТ – критическая точка

Варианты распределения затрат на переменные и постоянные – это инвентаризация затрат

ЗАДАЧА: компания желает получить в следующем году прибыль равную 10000 д.е., ПЗ = 50 д.е. на ед. продукции, а ФЗ = 20000 д.е. в год. Продажная цена – 90 д.е. за единицу продукции.

Какой должен быть объем производства, чтобы получить заданный объем прибыли.

ЗАДАЧА: предприятие производит и продает ручки. ПЗ = 3 д.е. на шт., ФЗ – не известно. Компания может продавать 600000 ручек по 5 д.е. за шт. и прибыль равную 200000 д.е. или продавать 350000 ручек по 6 д.е., или продавать 200000 ручек по 4 д.е. Какую альтернативу выберет предприятие?

 

 

ЗАДАЧА: предприятие только вышло на рынок с высокой конкуренцией, и менеджер предприятия решил завоевать часть рынка. Он установил цену на одно изделие – 5 д.е., что ниже, чем у конкурентов. Переменные затраты на одно изделие 4,5 д.е. Постоянные затраты за год 600000 д.е.

1. допустим, что предприятие сумело реализовать 1000000 изделий за год. Определить финансовый результат, прибыль или убыток.

2. какую цену необходимо установить на продукцию, чтобы организация получила прибыль 30000 д.е.

 

 

ЗАДАЧА: фирма производит музыкальные инструменты. Модель рояля Д1 имеет большой потенциальный рынок. Цена продажи одного рояля 9500 д.е., смета затрат по данной модели:

Переменные затраты на одно изделие  
Прямые материальные  
Прямые трудовые  
ОПР  
Затраты на реализацию  
Итого  
Суммарные постоянные затраты  
ОПР  
Расходы на рекламу  
Административные расходы  
Итого  

1. определить критическую точку в шт.

2. компания продала 65 роялей. Определить финансовый результат.

Составляется план развития фирмы на следующий год.

1. рассчитать количество роялей, которые фирма должна продать, чтобы получить прибыль, равную 95400 д.е., цена и затраты остаются неизменными.

2. рассчитать прибыль, если компания увеличит объем продаж на 20%, а цену за 1 рояль на 500 д.е.

3. определить критическую точку, если расходы на рекламу вырастут на 47700 д.е.

4. если переменные затраты уменьшатся на 10% определить количество роялей, которые фирма должна продать, чтобы получить прибыль, равную 125000 д.е.

 

Тема 7. Нормативный учет.

Нормативный учет (стандарт-КОСТ) является инструментом управления для планирования затрат и контроля над ними. Если организация принимает в качестве учетной процедуры систему стандарт-КОСТ, то все затраты, которые влияют на счета запасов и себестоимость реализованной продукции выступают как нормативные (стандартные или предопределенные). Нормативные затраты представляют собой рассчитанные предопределенные затраты, которые выражаются в расчете на единицу готовой продукции.

Нормативные затраты включают в себя:

1.

2.

3.

Разница между нормативными затратами и фактическими затратами называются отклонением. А установление причин этих отклонений называется анализом отклонений.

Нормативные затраты на единицу произведенного продукта состоят из 6 элементов

1. нормативная цена основных материалов.

2. нормативное количество основных материалов.

3. нормативная ставка оплаты труда.

4. нормативное рабочее время по прямым трудозатратам.

5. нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов =

6. нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов

Все 6 элементов применяются на производстве. Для организации, оказывающей услуги, применяются последние 4.

Анализ отклонений как средство контроля затрат. Гибкий бюджет

Общий бюджет обычно разрабатывают для расчета нормативного уровня выпуска. В результате выполнения бюджета получается фактический выпуск.

Для того, чтобы проконтролировать объем затрат и проанализировать отклонения от нормативных данных, эти данные надо скорректировать на соответствующий фактический выпуск. Для этого составляется гибкий бюджет (переменный). Он обеспечивает прогнозируемые данные для разных объемов выпуска в пределах уровней деятельности (уровней релевантности).

Гибкий бюджет четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими результатами.

ПРИМЕР: Дана таблица анализа выполнения плана.

Статьи затрат По плану на 17500 штук По факту на 19100 штук Отклонения
1. Основные материалы 42 000 46 000  
2. Прямые трудозатраты 68 250 75 000  
3. Переменные ОПР: - вспомогательные материалы; - непрямые трудозатраты; - коммунальные услуги; - прочие.   10 500 14 000 7 000 8 750   11 500 15 250 7 600 9 750  
4. Постоянные ОПР: - зарплата кураторов; - амортизация; - коммунальные услуги; - прочие.   19 000 15 000 4 500 10 900   18 500 15 000 4 500 11 100  
Итого: 199 900 214 200  

 

Найдем процент отклонения:

 

 

Для анализа отклонений следует откорректировать бюджетные данные на фактический выпуск.

Подготовка гибкого бюджета

Статьи затрат Уровень произ-ва на 15000 шт. Уровень произ-ва на 17500 шт. Уровень произ-ва на 20000 шт. Переменные затраты на единицу продукции
1. Основные материалы 36 000 42 000 48 000 2,4
2. Прямые трудозатраты 58 500 68 250 78 000 3,9
3. Переменные ОПР: - вспомогательные материалы; - непрямые трудозатраты; - коммунальные услуги; - прочие.     9 000 12 000 6 000 7 500     10 500 14 000 7 000 8 750     12 000 16 000 8 000 10 000     0,6 0,8 0,4 0,5
Итого переменных затрат: 129 000 150 500 172 000 8,6
4. Постоянные ОПР: - зарплата кураторов; - амортизация; - коммунальные услуги; - прочие.   19 000 15 000 4 500 10 900   19 000 15 000 4 500 10 900   19 000 15 000 4 500 10 900   - - - -
Итого всех затрат: 178 400 199 900 221 400  

 

Для составления гибкого бюджета используется формула, с помощью которой определяется бюджет затрат для любого уровня производственной деятельности.

Гибкий бюджет = это переменные затраты на единицу продукции * количество произведенных единиц + бюджет постоянных затрат.

В нашем случае:

Гибкий бюджет =

Фактическое отклонение: =

В %:

 

Анализ выполнения плана с использованием гибкого бюджета

Статьи затрат План на 19100 шт. Факт на 19100 шт. Отклонения
1. Основные материалы      
2. Трудозатраты      
3. Переменные ОПР: - вспомогательные материалы; - непрямые трудозатраты; - коммунальные услуги; - прочие.      
4. Постоянные ОПР: - зарплата кураторов; - амортизация; - коммунальные услуги; - прочие.      
Итого:      

 

Вычисление отклонений и их анализ

1. Выявление отклонений.

Если фактические затраты больше нормы, то это

Если фактические затраты меньше нормы, то это

Все отклонения подразделяются на 3 вида:

1. отклонение затрат основных материалов =.

1) отклонение по цене основных материалов =.

2) отклонение по использованию основных материалов =

1 = 1) + 2).

2. Отклонение прямых трудозатрат =

1) Отклонение по ставке прямых трудозатрат =

2) Отклонение по производительности труда =

2 = 1) + 2).

3. Отклонение ОПР = фактические ОПР – нормативные ОПР, которые отнесены на готовую продукцию при помощи коэффициентов. Выявленное отклонение может быть разделено на 2 части:

Ø контролируемое отклонение ОПР;

Ø отклонение ОПР по объему.

ЗАДАЧА:

Предприятие произвело в данном году 200000 единиц продукции. ОП, затраты (расходы) составили 400000 д.е. Из них 180000 д.е. – постоянные затраты.

Предполагается, что изменений в производстве и ценах не произойдет.

Определить общий бюджет затрат для производства 230000 единиц изделий в следующем году.

 

 

Тема 9. Функционально-стоимостной анализ (ФСА).

В основе концепции ФСА лежит предпосылка, что для производства и поставки продукции или услуг предприятие должно выполнить некоторые функции, что потребует определенных затрат. На вид товара или услугу относятся прямые материальные и прямые трудовые затраты, а косвенные затраты прослеживаются по функциям, с которыми связано возникновение этих затрат. Под функциями организации понимаются процессы или процедуры, связанные с выполнением определенной работы и потребляющие ресурсы.

Носитель затрат – фактор, вызывающий появление затрат.

Значение носителя затрат – устанавливает взаимосвязь между функцией, понесенными затратами и объектами учета затрат (видами продукции).

Примеры носителей затрат

Функции Носитель затрат
Сбор и обработка заявок на закупку материалов Количество заявок
Формирование списка альтернативных поставщиков – количество заказов на закупку – количество поставщиков – количество новых позиций
Выбор поставщика размещение заказа – количество позиций – количество поставщиков – количество заказов поставщикам
Получение заказа Количество поставок

 

Система ФСА рассматривает затраты в двух проекциях:

Ø назначение затрат (ресурсы и объекты затрат);

Ø процессы (по функциям).

Проекция «по назначению»)

Ø двух уровневый подход

затраты распределяются по функциям в соответствии с пропорциями в соответствии с носителями затрат первого уровня;

затраты, накопленные функциями распределяются по носителям затрат второго уровня.

 

Ø – многоуровневый подход

ПРИМЕР.

Производственное объединение «Электрические приборы» собирает и испытывает 800 видов электроприборов, в том числе печатные платы, на которые монтируются различные детали. Фирма использует позаказный метод калькулирования себестоимости.

А) традиционная система калькулирования себестоимости.

Была принята следующая классификация и распределение затрат:

1. прямые производственные затраты (сразу относятся на объекты затрат):

a. прямые материальные

b. прямые трудовые

2. косвенные затраты:

a. снабжение – затраты распределяются по объектам как 40% от прямых материальных затрат

b. содержание производства – распределяются по объектам как 800% от трудовых затрат.

Таблица.
Расчет себестоимости производства единицы продукции.

Показатель Плата X Плата Y
1. прямые производственные затраты    
– прямые материальные    
– прямые трудовые    
Всего:    
2. косвенные расходы    
– снабжение    
– содержание производства    
Всего:    
Итого    

 

Б) применение ФСА при определении себестоимости.

Для того, чтобы провести коррекцию себестоимости с помощью ФСА следует выполнить следующие этапы:

1. выбор объекта затрат (заказ наряда) = 800;

2. определение прямых затрат по наряду – сохранены уже существующие категории прямых затрат.

3. определение центров косвенных затрат по наряду. В скорректированной системе 5 центров косвенных затрат:

1)

2)

3)

4)

5)

4. выбор базы распределения косвенных затрат по нарядам (носители затрат и ставки по носителям);

5. числовая оценка носителей.

За предыдущий год берутся суммы затрат по определенному виду деятельности (= 20 млн. ден. ед.). определяется число автоматически смонтированных деталей (4 млн. шт.). Таким образом, ставка косвенных затрат на автоматический монтаж равна:

20 млн. ден. ед./4 млн. шт. = 5 ден. ед./шт.

Функция Носитель затрат как база распределения Ставка
Обработка материалов Деталь 20 д.е./деталь
Автоматический монтаж Автоматически монтированная деталь 5 д.е./деталь
Ручной монтаж Вручную монтированная деталь 40 д.е./деталь
Волновая пайка Плата 500 д.е./шт.
Контроль качества Время испытаний 500 д.е./час

 

Таблица.
Расчет уточненной себестоимости с применением ФСА.

Показатели Плата Х Плата Y
Прямые производственные затраты    
Прямые трудовые    
Прямые материальные    
Всего прямых    
Косвенные затраты    
Обработка материалов    
Автоматический монтаж (X=70, Y=90)    
Ручной монтаж (X=10, Y=30)    
Волновая пайка    
Контроль (X=1,5 ч., Y=6,5 ч.)    
Всего косвенных    
ИТОГО    

 

Список литературы

1. Алан Апчёрч. Управленческий учет: принципы и практика. М., Финансы и статистика, 2002.

2. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М., «Аудит», 1999.

3. Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. М., УРСС. 2008.

4. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет. Учебное пособие. М., УРСС. 1997.

5. Шеремет А.Д. Управленческий учет. Учебное пособие. М., ФБК-ПРЕСС, 2008.

 

 


[1] Стандарт-кост – учет нормативных затрат.

[2] Директ костинг – суть составляет деление всех затрат на переменные и постоянные и в расчет принимается только переменная часть затрат

Введение

Управленческий учет

В основе любого учета лежат базовые операции (хозяйственные).

 

 

Таблица
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.

  Управленческий учет Финансовый учет
1. Степень регламентации (обязательность ведения) По решению администрации (ПБУ 10/99) Обязаны вести бухгалтерский учет
2. Точность информации Допускаются примерные оценки в количественных измерителях Не значительные отклонения в отражении данных для внешних пользователей
3. Масштабы информации Центры ответственности, зоны сбыта, виды продукции Предприятия в целом
4. Цель учета Обеспечение информацией внутренних пользователей для управления и планирования Составление отчетности для внешних пользователей информацией
5. Пользователи информации Группа работников управленческого персонала, которая числится в штате предприятия Внешние пользователи (инвесторы, кредиторы, налоговая инспекция и т.д.)
6. Принципы учета Полезность информации для принятия решения без относительно установленных стандартов Общепринятые стандарты и принципы учета, зафиксированные в фз «о бухгалтерском учете»
7. Структура учета Считается, что базисного равенства может не быть, а имеется три вида объектов учета: ¾ Доходы ¾ Затраты ¾ Активы Используется базисное равенство. Активы равны обязательствам плюс собственный капитал
8. Время соотношения информации Прошедшего нет времени, работает на будущее Только прошедшее время (все то, что уже произошло)
9. Формы выражения информации Денежные и натуральные измерители Только денежные измерители
10. Частота подачи информации Определяется поставленными задачами, может быть ежедневная, декадная и т.д. Установлено законом (квартальная, годовая)
11. Сроки предоставления По окончании отчетного периода на следующий день Квартальная – 30 дней после установленной даты, годовая – 90 дней
12. Степень ответственности Дисциплинарная Административная ответственность по закону

Нормативная база управленческого учета.

Ø Федеральный закон о БУ

Ø Нормативные акты Министерства Финансов в части подготовки отчетности

Ø ПБУ 4-99 «Бухгалтерская отчетность предпринимателя»

Ø ПБУ 10-99 Расходы предпринимателя и методические указания к ним (Бакаев)

Ø Приказ по учетной политике, План счетов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.122.5 (0.118 с.)